ТОП 10:

Тема 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА.



1. Теории международной торговли (МТ).

2. Динамика, географическая и товарная структура международной

торговли.

3. Внешнеторговая политика государства и ее виды.

4. Международное регулирование внешней торговли. Таможенные союзы и зоны свободной торговли

5. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли

Ведущие принципы научного мировоззрения меркантилистов хорошо известны:

· Золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;

· Регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;

· Поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;

· Протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;

· Поощрение экспорта, особенно готовой продукции.

· Безусловно, сердце меркантилизма – доктрина активного торгового баланса, как непременного условия национального благосостояния.

Очевидно, что современные взгляды на внешнюю торговлю, на значение положительного торгового баланса отличаются от представлений в прошлом. Накопление денежных ресурсов, не подкрепленное соответствующим ростом производства, ведет к инфляции. Положительный баланс в торговле с другими странами означает, что продукции вывозится больше, чем покупается по импорту. А это означает фактическую потерю «богатства» - общественного продукта. Положительный торговый баланс во внешней торговле может быть полезен только как своего рода «стартовая ситуация» для экономического роста. Он выгоден в том случае, если снижаются внутренние издержки на производство продукции, если мировые цены выше внутренних, а импортные товары обходятся дешевле, нежели продукция собственного производства.

Резкая критика меркантилистских позиций во внешней торговле содержится в работе А.Смита. Выступая против искусственного ограничения торговли, он заявлял, что торговать надо с теми странами, где продукты дешевле: «Если вина Франции дешевле и лучше португальских вин или если ее полотно лучше полотна Германии, то для Великобритании лучше и выгоднее покупать нужное ей вино и заграничное полотно у Франции, а не у Португалии и Германии». Зачем производить виноград в Шотландии, ведь вино там в 30 раз дороже, чем в Португалии. Целесообразнее покупать вино там, где оно дешевле.

Принцип Смита – принцип абсолютных издержек. Согласно этому принципу следует импортировать товар из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже, чем у импортера.

Теория сравнительных (относительных) преимуществ (Д. Рикардо). Д. Рикардо развил теорию абсолютных преимуществ, доказав, что взаимовыгодность международной торговли следует из принципа сравнительного (относительного) преимущества»: если альтернативная стоимость производства какого-либо товара в стране А меньше, чем в стране В то страна А имеет сравнительное преимущество в производстве товара относительно страны В и может экспортировать его

Теория соотношения факторов производства (Хекшера–Олина). Э. Хекшер и В.Олин – шведские экономисты, выявили значение для МРТ относительного избытка факторов производства. «Товары, требующие для своего производства значительных затрат избыточных факторов производства и небольших затрат дефицитных факторов, должны экспортироваться в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратном сочетании. Так, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства» (1933).

Из теории Хекшера–Олина следует, что страны, обладающие относительной избыточностью капитала по сравнению с трудом (развитые страны), должны производить и вывозить капиталоемкие товары; и наоборот, страны, имеющие избыток труда (развивающиеся страны) должны экспортировать преимущественно трудоемкие товары.

Парадокс Леонтьева В. В. Известный экономист В. Леонтьев, исследуя структуру экспорта и импорта США в 1947 г., обнаружил, что вопреки теории Хекшера–Олина в экспорте США преобладали относительно трудоемкие товары, а в импорте – относительно капиталоемкие.

Дальнейшие исследования В. Леонтьева показали, что противоречие может быть устранено, если при анализе торговли учитывать не основные факторы (труд, земля, капитал, как в теории Хекшера–Олина), а их более сложную структуру.

Это исследование, выполненное В. Леонтьевым в 1956 г., послужило основой для возникновения модели, учитывающей квалификацию рабочей силы или преимущества значимости квалифицированного труда. Отсюда США, в избытке наделенные высококвалифицированной рабочей силой (здесь проживает 50% всех ученых мира), экспортируют товары, в которых воплощен труд ученых и высококвалифицированной рабочей силы – наукоемкие товары. А поскольку 1 человеко-год американской рабочей силы равен трем человеко-годам иностранного труда, американские товары по структуре затрат (доля з/п) являются трудоизбыточными.

Следует отметить и широкое распространение в западных исследованиях проблем международной торговли итеории внешнеторгового мультипликатора.В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат вы­пуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

Сторонники концепции жизненного цикла товара считают, что на основе этапов такого цикла могут быть объяснены современные торговые связи между странами, в частности, при обмене готовыми изделиями. Согласно общему тезисутеории жизненного цикла товара, продукт с момента появления на рынке и до ухода с него проходит ряд этапов (4 или 5, по мнению разных специалистов). Международное перемещение товаров происходит в зависимости от определенного этапа жизненного цикла.

Свою версию этого выдвинул американский экономист М. Портер. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинулконцепцию «международной конкурентоспособности наций». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязьючетырех основных компонентов: (1) факторных условий; (2) условий спроса; (3) состоянием обслуживающих и близких отраслей; (4) стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации.

В настоящее время в структуре МЭО международная торговля стоит на первом месте исходя из того, что денежные потоки достаточно активно происходят именно в этой сфере. Если рассматривать совокупный объем экспорта товаров и услуг, то 80% общего объема денежных потоков приходится на эту сферу. Основная часть товаров курсирует в рамках ТНК, что еще раз подтверждает ведущую роль международной торговли.

Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, специфичная форма обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран. Международная торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. При этом внешняя торговля отдельных государств выступает составным элементом международной торговли.

Внешнюю и международную торговлю характеризуют три важных характеристики: общий объем (товарооборот), товарная структура и географическая структура.

Внешнеторговый оборот – сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны. При этом различают стоимостной и физический объемы внешней торговли. Стоимостной объем исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем рассчитывается в постоянных ценах и, следовательно, позволяет производить необходимые сопоставления, определять реальную динамику внешней торговли.

Объем всей международной торговли подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех государств, обычно выражаемых в долларах США. Причем суммарная стоимость экспорта всех стран меньше показателя суммарной стоимости импорта, что происходит следствие включения в объемы импорта расходов на перевозку и страхование грузов до порта страны назначения или до ее границы.

Как и в мировой экономике в целом, в мировой торговле в XIX-XX вв. произошли существенные сдвиги по следующим направлениям:

- Географическая структура;

- Товарная структура;

- Деловая структура;

- Организация торговли.

В 70-80 гг. произошли коренные изменения как в самой структуре МЭО, так и в структуре товарных цен, что была связано с нефтяными кризисами. Вследствие этого промышленно развитые страны переживают эпоху промышленной революции, активно ведется поиск новых источников сырья и т.д. Как результат – в структуре торговли торговля топливом отошла на второй план (что не коснулось СССР).

Географические сдвиги относятся к соотношению между группами стран в мировой экономике. Тенденция: соотношение меняется в пользу развивающихся стран, т.к.:

В эту группу включен Китай;

В развивающихся странах образовалась категория НИС;

В этой группе появились новые гиганты – Бразилия, Индия.

В совокупном объеме мировой торговли ПРС занимают 63%, развивающиеся страны –33-34%, страны с переходной экономикой – 3%.

По товарной специализации внешнеторговая деятельность подразделяется на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Товарные сдвиги частично связаны с географическими сдвигами. Абсолютное лидерство (более ¾ мирового экспорта) приходится на продукцию обрабатывающей промышленности. Если сырьевые товары в МТ в предвоенные годы составляли около 40%, то, не смотря на рост производства, сегодня этот показатель снизился до 12%. Удельный вес продовольственных товаров снизился с 20 до 8% (специализация ПРС). На долю обрабатывающей промышленности после войны приходилось менее ½ объема МТ (на первом месте оказалась торговля машинами, оборудованием, техническими средствами). Доля химической промышленности выросла и составляет сегодня 9-10% (самая большая доля – фармацевтические товары и пищевые добавки).

Изменение структуры цен: в 90-е гг. произошло снижение цен на сырье, цветные металлы, сельскохозяйственную продукцию. В тоже время поднялись цены на зерно, что объясняется повышенным спросом со стороны ряда развивающихся государств (Индия, Китай), ставшими богаче, кофе. Имеют тенденцию к росту также и цены на готовую продукцию.

Изменения в организации торговли: лизинг, техническое и гарантийное обслуживание и прочие новые формы торговли, которые привлекают покупателей.

В зависимости от товарной специализации экспортно-импортных потоков международную торговлю принято различать и учитывать (по природе предмета купли-продажи) как торговлю: 1) готовой продукцией; 2) машинами и оборудованием; 3) сырьем и полуфабрикатами; 4) услугами и 5) интеллектуальной собственностью.

В связи с тем, что товарная специализация налагает свой (и часто достаточно существенный) отпечаток на содержание и, следовательно, формы международных коммерческих операций, следует начать рассмотрение с соотношения форм и методов международной торговли.

Под методом следует понимать принципиально обособленный способ достижения цели международной торговли, в которую вступает ее участник. Метод международной торговли – это способ осуществления торгового обмена (торговой операции или торговой сделки) между ее участниками, являющимися резидентами как разных стран (прямой метод), так и одной страны (косвенный и кооперативный методы). Несмотря на то, что обычно в международной практике, классическую основу которой составляют экспорт и импорт, выделяют два метода торговли, можно с определенной долей условности выделить 6 методов. Принимая во внимание ответственность и непосредственные действия по исполнению экспортно-импортных операций, это - два так называемых основных метода торговли:

- прямой экспорт (импорт) – совершение международной торговой сделки непосредственно между производителем/ продавцом и покупателем/ потребителем/ пользователем;

- косвенный экспорт (импорт) – совершение международной торговой сделки через посредника.

Однако, принимая во внимание современные реалии современного международного бизнеса, можно добавить еще один, третий метод, который, зародившись в среде малого бизнеса, занимает, можно сказать, срединное положение между классическими:

- кооперативный экспорт (импорт) – совершение международной торговой сделки через особого посредника, представляющего собой некую организационную форму бизнеса, созданную группой инициаторов этой сделки, совершение которой каждым отдельным участником указанной группы представляется невозможным, слишком рискованным и/или экономически неэффективным.

Если обособление первых трех методов обусловлено в первую очередь степенью причастности к непосредственному исполнению экспортно-импортных операций или тем, как ведутся эти основные операции (собственными силами, силами посредника или совместными усилиями заинтересованных сторон), то следующий, четвертый метод – это

- встречная торговля, которая выделяется как метод в силу особенностей подготовки, сопровождения и завершения таких международных коммерческих сделок, оплата по которым проводится без использования (твердой) валюты либо лишь частично покрывается валютой, т.е. заметно отличается и обосабливается способом и процедурой осуществления международных сделок.

История международной (и внутренней) торговли доказала жизнеспособность такого пятого метода, который предполагает проведение торговых операций через специальные институты:

- международные аукционы, биржи и торги. Учитывая тот факт, что все перечисленные институты имеют объединяющую их функцию установления качества и цены продаваемых через них товаров, исходя из соотношения спроса и предложения и оценок участников-покупателей, можно назвать этот метод институционально-конкурсным.

Шестой метод получил развитие лишь в последнее десятилетие ХХ века, когда претерпевает качественные изменения такой основной ресурс, как глобальные коммуникационные системы. Это – электронная торговля, или е-торговля.

Формы международной торговли столь же многообразны, как и содержание международной торговли в целом. (таблица 2)







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.011 с.)