Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прямой, косвенный и кооперативный методы МТ

Поиск

Международные сделки купли-продажи товаров составляют основу традиционных форм международной торговли. По условиям такой сделки продавец (резидент одной страны) обязуется передать товар в собственность покупателя (резидента другой страны) в обусловленные контрактом сроки и на определенных там же условиях, а покупателя обязуется принять товар и уплатить согласованную в контракте денежную сумму. Сделка купли-продажи приобретает характер международной торговой сделки, если формализующий ее контракт совершается между двумя или несколькими сторонами, являющимися резидентами разных стран. Формальным признаком международного характера сделки является различная национальная принадлежность юридических адресов сторон по сделке.

Основными и наиболее распространенными видами международных коммерческих операций в торговле товарами остаются экспортные и импортные операции.

Импорт – форма международной торговли, которая связана с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну покупателя для последующей их продажи на внутреннем рынке.

 

Таблица 1.Систематизация предметов международных коммерческих сделок

 

1. Товары в материально-вещественной форме
а) готовая продукция б ) машины и оборудование в) сырье и полуфабрикат ы
2. Научно-технические знания, интеллектуальная собственность
а) документарная форма (например, патенты, ноу-хау, копирайт) б) персонифицированная форма (командирование специалистов/инструкторов, обучение, гастроли)
3. Услуги класса «международный комплексный инжиниринг»или любая комбинация следующих составных частей
а) технологический инжиниринг – разработка/адаптация проектной документации и/или технологий, необходимых для модернизации производственных или инфраструктурных объектов б) консультативный инжиниринг – интеллектуальные услуги по проектированию производственных или инфраструктурных объектов, а также проведению шеф-монтажных и пусконаладочных работ в) строительный или конструкционный инжиниринг – комплекс услуг, входящих в технологический или консультативный инжиниринг, плюс все или любая из следующих позиций:
международные закупки материалов и оборудования, необходимых для реализации проекта;
организация международного проектного финансирования;
управленческий контракт, связанный с модернизируемым/создаваемым инжиниринговой компанией объектом
4. Услуги по совершенствованию маркетинговой/производственной деятельности
5. Бытовые услуги населению(например, химчистка, ремонты, общественное питание)
6. Услуги класса «международный туризм» (например, рекреационный, научный, образовательный, семейный, экстремальный, паломнический, экологический, шопинг)
а ) въездной туризм (экспорт туристических услуг) б) выездной ту ризм (импорт туристических услуг)
       

 

Таблица 2. Формы и методы международных коммерческих операций (наиболее вероятное соответствие метода и формы международной коммерческой операции в зависимости от содержания предмета международного контракта/соглашения)

 

  формы методы
прямой косвенный Встречная торговля институциональный электронный
кооперативный
Импорт/реимпорт 1а, 1б, 1в, 6б
Экспорт/реэкспорт 1а, 1б, 1в, 6а
Международные биржи    
Международные аукционы 1а, 1в     1а,1в 1а,1в
Международные торги          
Оперативный лизинг 1б, 2   1б, 2    
Финансовый лизинг   1б, 2      
                   

 

Таблица 3. Связь видов объектов международной торговли с тремя традиционными методами их осуществления.

экспорт импорт
  реэкспорт реимпорт  
- вынужденный - спекулятивный - технологический - учетный - непроданный товар - бракованный товар
прямой кооперативный косвенный
  • Компании – участники бизнес-рынка
  • Государственные органы
  • Муниципальные организации
  • Общественные институты
  • Розничная торговля
  • Отели и рестораны
  • Торговцы по почте
  • Физические лица
  • Экспортные консорциумы
  • Экспортные схемы «пиггибэкинг»
  • Ассоциации экспортеров
  • Клубы делового сотрудничества
  • Кооперативные экспортно-импортные фирмы
  • Сбытовые картели
  • Транспортно-экспедиторские компании
  • Компании по управлению экспортом
  • Международные торговые дома
  • Закупающие дома
  • Брокеры
  • Дистрибьюторы
  • консигнаторы
           

 

Основные типы внешнеэкономической политики государства - протекционизм и либерализм.

Меры государственного воздействия можно разделить на экономические и административные.

К экономическим мерам относится, прежде всего, таможенный тариф - старейший и важнейший способ регулирования внешней торговли. Это систематизированный перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами при импорте, а иногда и при экспорте, с указанием величины этих пошлин.

Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы, взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу. Пошлины могут быть экспортные, импортные, транзитные.

Таможенный тариф - строится на основе товарных классификаторов, которые группируют товары в зависимости от отрасли и степени обработки, причем каждому товару присваивается многозначный цифровой код. Различные системы кодирования товаров постепенно унифицируются. Наиболее распространена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, вступившая в силу в 1988 г.

В России в качестве товарного классификатора действует Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), основанная на принципах Гармонизированной системы.

Таможенный тариф представляет собой таблицу, в которой указаны код товара, наименование товара и ставка таможенной пошлины. Для одного и того же вида товаров могут быть указаны разные пошлины. Максимальные (или генеральные) - применяются по отношению к товарам тех стран, которые не пользуются никакими преимуществами в силу отсутствия с ними специальных договоров или соглашений. Минимальные пошлины - для товаров тех стран, с которыми действуют соответствующие договора или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Преференциальные (то есть льготные) по­шлины - обычно имеют место в промышленно развитых странах для товаров из развивающихся государств.

По способу взимания таможенные пошлины могут быть адвалорные, специфические и смешанные.

Адвалорные - пошлины, которые взимаются в процентах от цены товара. Специфические - взимаются в виде определенной денежной суммы с единицы веса, объема или штуки товара (например, 10 долларов с каждой тонны лома цветных металлов). Смешанные - объединяют элементы адвалорных и специфических пошлин.

Особое место занимает так называемый антидемпинговый сбор.

Демпинг - это продажа товаров по ценам ниже уровня, нормального для данной страны.

Демпинг является формой недобросовестной конкуренции, направленной на захват рынка. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) предусматривает применение антидемпингового законодательства в том случае, когда "демпинг причиняет или угрожает причинить ущерб торговле, осуществляемой на территории страны, подвергающейся демпингу, или замедлить развитие ее национальной торговли".

Антидемпинговый сбор устанавливается в результате специального расследования в тех случаях, когда цена импортного товара ниже нормальной стоимости аналогичного товара. Под нормальной стоимостью при этом понимают сравниваемую цену в обычных ус­ловиях торговли, установленную на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране или стране его происхождения.

Антидемпинговый сбор относится к так называемым особым видам таможенных пошлин. Кроме антидемпинговых используют специальные таможенные пошлины, устанавливаемые в целях дискриминационных действий против какой-либо страны, и компенсационные таможенные пошлины, если доказано, что в случаях ввоза использовалась государственная субсидия.

К административным средствам регулирования относятся квотирование и лицензирование, добровольное ограничение экспорта, эмбарго, установление более жестких норм и стандартов для ввозимых товаров, использование санитарных, ветеринарных, карантинных сертификатов в протекционистских целях и другие подобные меры.

Лицензирование и квотирование связаны с количественным ограничением на экспорт и импорт определенных товаров. Государ­ство определяет перечень товаров, внешнеторговые операции с которыми требуют получения специального разрешения. Такие разрешения государство выдает через специально уполномоченные ведомства.

Лицензии могут быть двух типов: автоматические (или генеральные) и неавтоматические (или разовые). Автоматическая лицен­зия разрешает определенной фирме ввоз или вывоз товара, вклю­ченного в списки, в течение определенного времени. Неавтоматиче­ская лицензия выдается определенному импортеру или экспортеру для проведения внешнеторговой операции с определенным количе­ством лицензируемого товара с указанием его стоимости, страны его происхождения или назначения. По существу, неавтоматическая лицензия выдается на совершение определенной сделки.

Лицензирование внешнеторговых операций тесно связано с контингентированием (или квотированием).

Контингенты (или квоты) - это количественное ограничение в стоимостном или натуральном выражении на ввоз или вывоз определенных товаров в течение определенного периода времени. Государство может устанавливать квоты на импорт из определенных стран, или вводить их в качестве ответной меры на дискриминаци­онные действия в области внешней торговли со стороны других государств.

Существует также практика так называемого "добровольного ограничения экспорта". В этом случае экспортер принимает на себя обязательства ограничить экспорт определенных товаров в определенную страну. В этом случае барьер, защищающий импортера, вводится не на границе импортирующей, а на границе экспортирующей страны. Такое добровольное обязательство экспортер принимает на себя под угрозой санкций против него, которые могут быть приняты страной-импортером. Добровольные ограничения экспорта часто имеют место со стороны Японии в торговле с США, со стороны стран Восточной Европы в торговле с развитыми странами Запад­ной Европы.

Чисто политическим методом ограничения торговли между государствами является эмбарго. Под этим термином понимается запрещение государством ввоза в какую либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров и валютных ценностей. Эта мера может

осуществляться как в одностороннем порядке, так и по коллективному решению нескольких стран. Она применяется по отношению к государству, действия которого являются угрозой международной безопасности.

Еще одна категория административных мер регулирования внешнеторговой деятельности включает в себя таможенные формальности, технические стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке товаров, нормы санитарного и ветеринарного контроля и т.д. Безусловно, такие нормы необходимы. Но бывает так, что они предъявляют чрезмерные требования к участникам внешнетор­говой сделки и становятся барьером на пути определенных товаров, т.е. превращаются в меры дискриминации по отношению к опреде­ленным странам.

В целом между экономическими и административными мерами регулирования внешнеторговой деятельности имеется принципи­альное различие. Использование экономических мер зачастую приводит к удорожанию импортируемого товара на внутреннем рынке, однако окончательное право выбора импортного или местного товара остается за покупателем, который руководствуется качеством товара, его ценой, системой послепродажного обслуживания и т.п. При использовании же административных мер право выбора товара государство оставляет за собой. При этом нарушаются рыночные механизмы, сокращается ассортимент ввозимых товаров, и фактиче­ски насильственным путем предрешается выбор потребителем това­ра в пользу местной продукции.

Особую группу мер регулирования внешнеторговой деятельности составляют меры государственного стимулирования экспорта.

В странах с развитой рыночной экономикой государство редко принимает непосредственное участие во внешнеторговых сделках. Однако оно заинтересовано в увеличении экспорта, т.к. это способствует расширению производства, росту занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджет, зачастую положительно сказывается на отраслевой структуре экономики.

Один из главных инструментов стимулирования экспорта -его государственное кредитование. Во многих странах созданы спе­циальные государственные или смешанные банки и фонды, которые предоставляют экспортерам кредиты по более низким ставкам и на более длительные сроки. Такие льготы предоставляются прежде всего для экспорта тех товаров, реализация которых требует длительного финансирования (в основном, это машины и оборудование).

Кроме того, государственная поддержка экспорта может выражаться в том, что государство предоставляет правительственные гарантии коммерческим банкам, дающим экспортные кредиты, т.е. государство берет на себя риск невозврата кредита, предоставленного экспортеру.

Торговая политика осуществляется через двусторонние (между отдельными странами) и многосторонние международные договоры.

Зона свободной торговли – один из этапов международной экономической интеграции, предполагающий отмену странами-участницами таможенных барьеров во взаимной торговле при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам.

Таможенный союз – один из этапов экономической интеграции. Образуется как результат соглашения группы стран о взаимной отмене таможенных тарифов при одновременном установлении единого тарифного режима и переходе к единой торговой политике по отношению к третьим странам.

Основная роль в либерализации торговли принадлежит ГАТТ/ВТО. В 1947 г. 23 страны подписали ГАТТ, где провозглашены следующие три принципа:

• равный режим для всех стран (не дискриминация) – режим наибольшего благоприятствования;

• снижение пошлин;

• устранение количественных ограничений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.009 с.)