ТОП 10:

Тема 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА



1. Сущность международного движения капитала как формы МЭО. Вывоз предпринимательского и ссудного капитала. Прямые и портфельные инвестиции.

2. Государственное и межгосударственное регулирование движения капитала.

3. Транснациональные корпорации и международное производство.

4. Свободные экономические зоны.

Международное движение (миграция) капитала – перемещение капитала, принадлежащего юридическим и физическим лицам одной страны, в другие страны с целью получения прибыли (дохода), укрепления своих позиций в зарубежной экономике, для борьбы за рынки сбыта и за ресурсы.

Экспорт капитала – помещение части капитальной стоимости за границей, главным образом, для повышения нормы и массы прибыли, а также для укрепления позиций инвестора в стране – объекте экспорта капитала. Осуществляется в предпринимательской и в ссудной формах

Вывоз предпринимательского капитала - вложения в создание промышленных, сельскохозяйственных, финансовых, торговых и других предприятий, а также покупка акций действующих компаний зарубежных стран.

Вывоз ссудного капитала - предоставление иностранцам займов, кредитов, в том числе экспортных, вложения на текущие счета в иностранные банки, а также покупка облигаций компаний.

Основными формами вывоза предпринимательского капитала являются прямые и портфельные инвестиции.

Прямые инвестиции (direct investment) – капиталовложения, обеспечивающие контроль и участие в управлении компанией, в которую инвестирован капитал. Через вывоз прямых инвестиций инвесторы учреждают за рубежом новую фирму (самостоятельно или с местным партнером), покупают существенную долю в уже действующей фирме или полностью покупают (поглощают) эту фирму. За рубежом такие фирмы называют зарубежными филиалами родительских компаний.

Портфельные инвестиции – инвестиции предпринимательского капитала, не дающие управленческого контроля над объектом (предприятием), в который инвестирован капитал. Они обычно представлены пакетом акций, на который приходится менее 10–20%.

Расширяя свою экспансию, ТНК широко используют новые формы вывоза капитала, не связанные с участием в акционерном капитале зарубежных фирм. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях

Темпы вывоза капитала примерно в 2 раза больше темпа вывоза товаров и в 3 раза выше темпа прироста производства.

Основные причины вывоза:

• экономическая мощь страны больше возможностей внутреннего рынка;

• перенакопление капитала (США, Швейцария);

• МРТ и неравномерность развития стран;

• стремление минимизировать цену экспортируемого товара за счет экономии на транспортных издержках, на страховании в пути и на импортных пошлинах;

• преступные, политические цели

Иностранные инвестиции регулируютсякак в национальном, так и в международном масштабе, и способы их регулирования можно подразделить на два уровня: национально-правовой и международно-правовой.

Национально-правовое регулирование основано, прежде всего, на использовании в каждой стране норм и институтов традицион­ных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса, сегодня во многих странах имеется специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране. В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора.

В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. закрепляется отсутствие дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия является своего рода международным стандартом, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным инвестициям.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов.

Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в так называемых налоговых гаванях и оффшорных центрах. Это территории, в которых с целью привлечения иностранного капитала, значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий. К таким местам относятся Кипр, Лихтенштейн, Мальта, Монако, и другие. Всего в мире насчитывается около ста оффшорных центров, преимущественно в Карибском бассейне.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

Если принимающая сторона меняет законодательство в сторону ухудшения условий для деятельности иностранных инвесторов на ее территории, то как правило, для уже действующих в данной стране иностранных фирм предусмотрена некоторая отсрочка в применении новых условий.

Международно-правовой режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние международные соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга. Кроме того, эти соглашения содержат положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между иностранными инвесторами и принимающим государством.

Многосторонний международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах-соглашениях, заключенных в рамках международных организаций - МВФ, МБРР, ЮНКТАД и др.

Свободные экономические зоны-это часть территории отдельных стран, где создаются наиболее благоприятные условия для притока зарубежных инвестиций путем снятия определенных законодательных ограничений, действующих на остальной территории страны.

Свободные экономические зоны можно подразделить на несколько видов:

1. Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады и таможенные зоны на отдельных предприятиях. Они базируются на отмене или снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону или реэкспортируемыми из нее. Организация таких зон нацелена на удешевление перевалки и хранения грузов для предпринимателей.

2. Экспортные промышленные зоны основываются не только на применении льготного торгового и таможенного режима, но и на льготном финансовом и налоговом режиме, в т.ч. для иностранного капитала; ориентированы преимущественно на производство экспортной и импортозаменяющей продукции;

3. Банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций (так называемые оффшорные центры и налоговые гавани).

4. Комплексные зоны, ставящие перед собой широкие задачи и использующие элементы разных видов зон.

Такие зоны называют также особыми экономическими зонами. Эти зоны функционируют во многих странах. Первая подобная зона возникла в конце 50-х годов в Ирландии. К началу 90-х годов в мире насчитывалось более 400 свободных экономических зон.

Опыт создания и функционирования таких зон показывает, что для их успешного развития необходим целый ряд условий.

1. Благоприятное географическое положение территории, на которой создается свободная экономическая зона (т.е. близость к границе государства, близость к транспортным коммуникациям).

2. Наличие на этой территории современной инфраструктуры (в частности, энергоснабжения, водоснабжения, телекоммуникационной сети).

3. Благоприятная социальная инфраструктура (наличие жилья, соответствующего необходимым стандартам; наличие детских садов, школ, больниц и т.п.).

4. Наличие относительно дешевой, но квалифицированной рабочей силы.

5. Достаточно высокий уровень обеспечения этой территории банковскими услугами и связь с международными финансовыми рынками.

6. Возможность создания небюрократическим путем предприятий с высокой долей иностранного участия; наличие налоговых льгот и правовой защищенности для таких предприятий.

7. Предоставление широких полномочий органам управления свободной экономической зоной.

8. Общая политическая стабильность в стране, на территории которой организуется СЭЗ.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.005 с.)