ТОП 10:

Тема 7. Иностранные инвестиции в России и их регулирование



Инвестиционная привлекательность конкретной страны определяется целым комплексом параметров. Обычно их структурируют в двумерную матрицу «риски-возможности (доходность)» и называют инвестиционным климатом.

Инвестиционный климат - условия для среднесрочного или долгосрочного вложения капитала в различные отрасли данной страны, или региона. Инвестиционный климат - весьма емкое понятие, которое включает в расчет инвестор, когда оценивает, насколько благоприятны (или неблагоприятны) в той или иной стране условия для вложения капитала: состояние политики, экономики, права, идеологии, культуры и т.д. Чем хуже инвестиционный климат, тем выше инвестор оценивает свой предпринимательский риск, тем меньше вероятность инвестиций. Следует отметить, что в России инвестиционный климат был относительно благоприятным (т. е. когда все учитываемые параметры как на макро-, так и на микроуровне оценивались положительно) в течение весьма кратких периодов времени (с определенностью можно назвать лишь нэп да начало «перестройки»). На рисунке представлена классификация основных составляю инвестиционного климата.

Как следует из рисунка, инвестиционный климат страны (например, России) включает объективные возможности страны (инвестиционный потенциал), условия деятельности инвесторов (инвестиционный риск) и законодательную базу, которая аккумулирует две предыдущие составляющие.

Инвестиционный климат России отличается рядом традиционно привлекательных сторон, к которым можно отнести:

· богатые природные ресурсы;

· мощный, хотя часто технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат;

· высокий научно-технический потенциал;

· наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.

 

 

 

Эти положительные факторы нередко перевешиваются рядом отрицательных моментов, несмотря на некоторый положительный опыт функционирования иностранных инвестиций в экономике России. Даже в отношении качества российской рабочей силы необходимо трезво оценивать ее конкурентоспособность. На основании сравнительной интегральной оценки качества рабочей силы, которую швейцарский институт Beri ежегодно определяет для 49 стран, Россия характеризуется как страна, не очень благоприятная для размещения производства. Россия находится на рубеже с группой стран, не подходящих для размещения какого-либо производства. Вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы, соотношение зарплаты и производительности труда российских рабочих значительно меньше аналогичного показателя во многих странах, составляя 1/5 максимального уровня. Трудовая дисциплина по отношению к труду оценивается как 1/3 возможного максимального уровня. Весьма ограниченное количество трудящихся обладает квалификацией и культурой производства, необходимыми для современного производства. Вместе с тем, как показывают результаты опросов, сделанных Европейским бизнес-клубом и Российско-европейским центром экономической политики, представителей европейских компаний-инвесторов удовлетворяет уровень квалификации рабочих и менеджеров. Это свидетельствует о том, что часть российских специалистов при условии обеспечения соответствующих стимулов и профессионального обучения может соответствовать заданным стандартам. В целом в начале XXI в. ситуация с привлечением иностранных инвестиций несколько улучшилась

Инвестиционный климат в России является сложным. Своеобразный парадокс инвестиционного процесса в нашей стране состоит в том, что если во многих странах мира приток иностранных инвестиций обычно следует за притоком отечественных, то в России наоборот. Кроме того, отмечается некоторое снижение отечественные инвестиций при увеличении иностранных. Основной причиной этого являются различия в налоговой политике по отношению к национальным и зарубежным инвесторам. Именно поэтому национальным инвесторам нередко экономически выгодно через оффшорные юрисдикции инвестировать капитал в Россию из-за рубежа уже в качестве иностранной компании («переодеть отечественный костюм на иностранный»). Такие страны, как Кипр, являются одними из ведущих экспортеров капитала в экономику нашей страны.

Правовая, экономическая, политическая нестабильность, не всегда эффективная налоговая система, которая объясняется ее непредсказуемостью и жесткостью, недостаточная разработанность механизмов страхования иностранных инвесторов - все это вынуждает иностранных партнеров зачастую ограничиваться простыми поставкам товаров вместо развития их производства в нашей стране. Однако со второй половины 1999 г. подобные недостатки стали постепенно ликвидироваться. Так, уменьшилась правовая, экономическая и политическая нестабильность в стране, принят ряд законодательно-нормативных актов, четко регулирующих отношения между центром и регионами. Причем последняя проблема эффективно решается в практической плоскости. Также имеет место тенденция ликвидации элементов регионального налогового демпинга в области привлечения иностранного капитала.

Можно выделить следующие наиболее типичные причины, тормозящие приток иностранных инвестиций в Россию:

1) несовершенство действующей налоговой системы;

2) система таможенного регулирования;

3) преступность и коррупция.

Так, например, специальный обзор 99 стран с точки зрения коррупции (Transparency International, 1998) отвел России 82-83-е места (совместно с Эквадором) в группе стран «исключительной коррумпированности» наряду с большинством государств СНГ. Однако в последние годы эта ситуация имеет тенденцию к улучшению;

4) недостаточный доступ к финансовым ресурсам;

5) нехватка высококвалифицированных кадров в некоторых отраслях и сферах бизнеса (например, в области международного валютно-финансового менеджмента);

6) недостаток современной связи и телекоммуникаций;

7) несовершенная социальная инфраструктура;

8) консульские и визовые проблемы;

9) недостаточно развитая деловая инфраструктура. Ярким примером является ранжирование городов по степени обеспеченности качественным гостиничным номерным жилым фондом. Так, например, если во Франкфурте, Брюсселе, Женеве и Осло количество качественных гостиничных номеров на 100 тыс. жителей составляет соответственно 1148, 657, 584, 528, то в Москве и Петербурге - только 39 и 21.

Наиболее серьезной проблемой, по мнению иностранных инвесторов, является неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем указывали проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, а также неудовлетворенность банковским сектором, российской системой бухучета и слишком значительную коррупцию. Примечательно, что налоговое законодательство по итогам опроса являлось большей проблемой, чем деятельность налоговых органов. В свою очередь таможенные органы выступали более значительной проблемой для зарубежных инвесторов по сравнению с внешнеторговой политикой России.

В целом в настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.94.109 (0.008 с.)