Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ввод групповых норм и правил
Основная цель введения правил – обеспечить безопасность и атмосферу комфорта, позволяющую участникам группы работать максимально эффективно. Существует несколько стандартных тренинговых правил: 1) Конфиденциальность Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития. 2) "Здесь и теперь" Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев (разбор домашнего задания и т.д.) запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа. 3) Правило ‘Стоп’ Участник имеет право остановить любые расспросы, сказав «Стоп». Правило действует только по отношению к расспросам и не распространяется на выполнение упражнений. После введения такого правила ведущий предупреждает, что будет реагировать только на «Стоп», все остальные попытки уйти от ответа им будут игнорироваться. Это правило дает участникам уверенность в том, что они сами смогут регулировать процесс самораскрытия, и создает таким образом уверенность в безопасности происходящего. 4. Принцип Я Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.
5. Правило безоценочности Нельзя оценивать и критиковать мнение и поведение других участников. Даже отзыв о поведении другого члена группы должен осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний, в форме Я–сообщения. 6. Активность В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Активное участие всех в происходящем на тренинге является обязательным. Большинство упражнений подразумевает включение всех участников, но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. 7. Организационные правила – правило точного времени (запрет на опоздания) – в круг говорит один – говорим только в круг, не допускаются перешептывания – правило присутствия (крайне нежелательно отсутствие участника даже на одном занятии) – и др. 8. Способ обращения друг к другу Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на "ты". Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" может быть достаточно трудным на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.
Правила могут вводиться: · самим ведущим (с обязательными пояснениями и мотивацией их необходимости); · вырабатываться группой в процессе групповой дискуссии: основной вопрос – «чего вы опасаетесь на тренинге? какие правила нужно ввести, чтобы этого не этого не происходило?» (ведущий направляет дискуссию и уточняет формулировки); · вырабатываться участниками в малых группах по 3-4 человека, затем обсуждаться и приниматься в ходе дискуссии, в том числе путем голосования.
Штрафы и санкции вводятся не всегда, по желанию группы. Общее требование к штрафам – они не должны быть унизительными и служат в первую очередь не наказанием, а маркируют факт нарушения правил.
Принятые правила лучше зафиксировать (написать на доске, вывесить «лист правил» и т.д.). Завершить процедуру принятия правил можно «Кругом индивидуальной ответственности»: каждый участник группы берет на себя личную ответственность за их выполнение (проговаривает фразу «Я принимаю эти правила и буду их соблюдать»). Все эти правила, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм. Разогрев и сплочение группы В начале первого занятия обязательно используются разогревающие (разминочные) упражнения. Кроме того, обязательным этапом любого тренинга является сплочение группы. Упражнения на сплочение проводятся после ввода норм и правил и занимают, как правило, всю оставшуюся часть первого занятия (при стандартной длительности занятия 4-5 часов). В ходе этих упражнений в группе активизируется групповая динамика, выявляются лидеры, формируется структура группы.
7.2. Рефлексия (сознательная проработка переживаний)
Рефлексия – это организация процесса осмысления происходящего (своих чувств, эмоций, стратегий поведения) участниками тренинга. Рефлексивные вопросы должны затрагивать 4 уровня целей: 1. Цель упражнения (что стало результатом упражнения лично для участника). 2. Цель данного тренингового занятия (зачем нужен этот результат в контексте цели тренингового дня). 3. Цель тренинга в целом (как этот результат вписывается в контекст цели тренинга в целом). 4. Личную цель участника (как этот результат работает на личную цель участника, поставленную им в процессе целеполагания).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.007 с.) |