ТОП 10:

Ввод групповых норм и правил



Основная цель введения правил – обеспечить безопасность и атмосферу комфорта, позволяющую участникам группы работать максимально эффективно.

Существует несколько стандартных тренинговых правил:

1) Конфиденциальность

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

2) "Здесь и теперь"

Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев (разбор домашнего задания и т.д.) запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

3) Правило ‘Стоп’

Участник имеет право остановить любые расспросы, сказав «Стоп». Правило действует только по отношению к расспросам и не распространяется на выполнение упражнений. После введения такого правила ведущий предупреждает, что будет реагировать только на «Стоп», все остальные попытки уйти от ответа им будут игнорироваться. Это правило дает участникам уверенность в том, что они сами смогут регулировать процесс самораскрытия, и создает таким образом уверенность в безопасности происходящего.

4. Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

5. Правило безоценочности

Нельзя оценивать и критиковать мнение и поведение других участников. Даже отзыв о поведении другого члена группы должен осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний, в форме Я–сообщения.

6. Активность

В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Активное участие всех в происходящем на тренинге является обязательным. Большинство упражнений подразумевает включение всех участников, но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения.

7. Организационные правила

– правило точного времени (запрет на опоздания)

– в круг говорит один

– говорим только в круг, не допускаются перешептывания

– правило присутствия (крайне нежелательно отсутствие участника даже на одном занятии)

– и др.

8. Способ обращения друг к другу

Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на "ты". Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" может быть достаточно трудным на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.

 

Правила могут вводиться:

· самим ведущим (с обязательными пояснениями и мотивацией их необходимости);

· вырабатываться группой в процессе групповой дискуссии: основной вопрос – «чего вы опасаетесь на тренинге? какие правила нужно ввести, чтобы этого не этого не происходило?» (ведущий направляет дискуссию и уточняет формулировки);

· вырабатываться участниками в малых группах по 3-4 человека, затем обсуждаться и приниматься в ходе дискуссии, в том числе путем голосования.

 

Штрафы и санкции вводятся не всегда, по желанию группы. Общее требование к штрафам – они не должны быть унизительными и служат в первую очередь не наказанием, а маркируют факт нарушения правил.

 

Принятые правила лучше зафиксировать (написать на доске, вывесить «лист правил» и т.д.). Завершить процедуру принятия правил можно «Кругом индивидуальной ответственности»: каждый участник группы берет на себя личную ответственность за их выполнение (проговаривает фразу «Я принимаю эти правила и буду их соблюдать»).

Все эти правила, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.

Разогрев и сплочение группы

В начале первого занятия обязательно используются разогревающие (разминочные) упражнения. Кроме того, обязательным этапом любого тренинга является сплочение группы. Упражнения на сплочение проводятся после ввода норм и правил и занимают, как правило, всю оставшуюся часть первого занятия (при стандартной длительности занятия 4-5 часов). В ходе этих упражнений в группе активизируется групповая динамика, выявляются лидеры, формируется структура группы.

 

7.2. Рефлексия (сознательная проработка переживаний)

 

Рефлексия – это организация процесса осмысления происходящего (своих чувств, эмоций, стратегий поведения) участниками тренинга.

Рефлексивные вопросы должны затрагивать 4 уровня целей:

1. Цель упражнения (что стало результатом упражнения лично для участника).

2. Цель данного тренингового занятия (зачем нужен этот результат в контексте цели тренингового дня).

3. Цель тренинга в целом (как этот результат вписывается в контекст цели тренинга в целом).

4. Личную цель участника (как этот результат работает на личную цель участника, поставленную им в процессе целеполагания).







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.007 с.)