Раздел III. Ведение тренинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Ведение тренинга



Глава 7. Ведение группы

Особенности организации пространства для разных видов групп.

Начало группы: процедура знакомства. Проблема первого впечатления. Проведение целеполагания. Ввод групповых норм и правил (тренером) или их выработка самой группой. Примеры типичных правил. Психологическая разминка (разогрев группы) - общий в процессе тренинга и в начале каждого занятия. Проблема мотивации группы. Логика построения занятий.

Рефлексия в процессе работы (сознательная проработка переживаний). Необходимость эмоционального отреагирования в процессе занятий; его способы.

Значимость обратной связи в процессе работы.

Использование конфликта для активизации групповой динамики. Способы организации конфликта и выхода из него. Типы конфликтов: группа/ведущий; лидер/ведущий; группа/отстраняющийся участник; группа/негативный лидер; участник/участник. Конструктивный и неконструктивный конфликт на тренинге.

Завершение группового процесса.Группы пролонгированные и ограниченные во времени. Причины “естественного умирания” (распада) пролонгированной группы. Важность завершающего этапа работы группы с фиксированным временем занятий. Понятие “закрытого гештальта”. Уровни закрытия гештальта: поведенческий, вербальный, воображение. Ритуалы прощания (выход из тренинга). Необходимость завершенности каждого отдельного занятия и способы их завершения. Возможные последствия незавершенности тренинга.

Причины и профилактика психологических травм на тренинге.

 

Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГА

Глава 8. Функции психотренера и стили руководства группой

Функции (задачи) руководителя группы.

Стили руководства группой: авторитарный, демократический, попустительский.

Поведенческие роли психотренера: эксперт, катализатор, дирижёр, активный (идеальный) партнёр. Зависимость поведенческих ролей от стиля руководства. Использование ведущим разных стилей руководства и поведенческих ролей в зависимости от особенностей группы и фаз ее развития.

Тренер - фасилитатор и условия эффективности его деятельности (безусловное принятие себя и группы, способность к эмпатическому пониманию, конгруэнтность).

Взаимосвязь выбора стиля руководства и целей тренинга.

Глава 9. Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс

Личностные качества, необходимые психотренеру. Требования к профессиональной подготовке. Влияние собственных нерешенных проблем ведущего на работу группы. Перенос и контрперенос на тренинге.

Проработка собственных иррациональных установок ведущего по отношению к ведению тренинга. Проблема гибкости поведения психотренера. Ответственность тренера за происходящее в группе.

Этические принципы работы тренера. Международные этические нормы. Универсальность этических норм, используемых в психологической работе.

Требования к профессиональной подготовке тренера. Различия в требованиях к подготовке в зависимости от специализации психотренера. Повышение квалификации тренера.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

Календарно-тематический план работы

№ темы Название темы Время, отводи-мое на изучение темы Виды учебной работы, рекомендуемое время на выполнение Форма контроля Сроки представ- ления заданий на проверку
           
  Общее понятие о психологическом тренинге   Изучение теоретических материалов 6 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 8
    Виды тренингов   Изучение теоретических материалов 6 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 8
  Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы   Изучение теоретических материалов 6 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 8
  Групповая динамика в тренинговой группе   Изучение теоретических материалов 8 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 8
  Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, тренинговые (психотехнические) упражнения   Изучение теоретических материалов 6 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий 4
Всего 12
  Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга   Изучение теоретических материалов - Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки -
Выполнение практических заданий 10
Всего 8
  Ведение группы   Изучение теоретических материалов 16 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 4
Выполнение практических заданий -
Всего 20
  Функции психотренера и стили руководства группой     Изучение теоретических материалов 8 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 10
  Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс   Изучение теоретических материалов 14 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 12
  Итого   Изучение теоретических материалов 70 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 18
Выполнение практических заданий 14
Всего 102

Методические рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы

Указания по самостоятельному изучению теоретической части

дисциплины

Учебный материал необходимо изучать последовательно, соответственно рабочему плану, используя в качестве основы предлагаемое учебное пособие. Обращайте внимание на выделенные слова и предложения, на сноски к тексту. Обращайтесь к рекомендованной учебной литературе, а также к INTERNET-источникам и другим информационным источникам. Основные для каждой темы авторы и литературные источники указанны непосредственно в тексте (раздел «Теоретические материалы»). При изучении каждой темы рекомендуется обратить особое внимание на дополнительный материал, представленный в Приложениях 1-5.

При изучении и отработке теоретического материала стоит обратить внимание на содержание и толкование ключевых понятий, выделенных в тексте, а также на различные подходы к рассмотрению тех или иных аспектов тренинга. Однако акцент необходимо делать именно на общих схемах и принципах, позволяющих создать универсальную модель построения тренинга, которая в дальнейшем, в зависимости от поставленной цели, может быть наполнена необходимым содержанием.Практическая часть курса предполагает моделирование различных тренинговых ситуаций и их групповой анализ. В роли ведущего - тренера выступает сначала преподаватель курса, демонстрирующий различные виды тренинговой работы, а затем, по мере получения теоретических знаний, сами студенты. Таким образом, каждый студент к завершению курса имеет возможность выполнить роль психотренера в группе. Указания по разработке и демонстрации тренинговой программы

В течение семестра студент по учебному плану должен разработать тренинговую программу.

Программа разрабатывается группами по 3-5 человек; отдельные элементы программы (на выбор студента, по предварительному согласованию с преподавателем) затем демонстрируют на учебной группе, в которой проходят занятия.

Целью разработки программы является усвоение изученного материала по Разделу II («Организация тренинга») и выработка умения вести тренинг на реальной группе (Раздел III «Ведение группы»).

Требования к тренинговой программе и форма ее предоставления на проверку подробно указаны в Приложении 1.

Для того чтобы тренинговая программа была зачтена, она должна отвечать следующим требованиям:

1. Самостоятельность (авторство студентов).

Программа составляется непосредственно студентами; недопустимо брать готовые программы из печатных и Интернет-источников. При этом студенты могут пользоваться тренинговыми (психотехническими) упражнениями и играми, взятыми из других источников (по возможности, со ссылкой на автора или место публикации).

Для проверки авторства преподаватель может пользоваться Интернет-системой «Анти-плагиат». Если в процессе рецензирования тренинговой программы обнаружится, что это требование не соблюдено, то работа не получит положительной оценки и будет возвращена на пересдачу.

2. Корректность оформления.

Программа должна иметь оформление, соответствующее требованиям, представленным в данном учебном пособии. При нарушении указанных требований программа возвращается студенту на доработку.

Демонстрация отдельных элементов разработанной тренинговой программы (как правило, одного блока длительностью 1-2 академических часа) проходит в рамках лабораторных занятий. Разработчики программы выступают в качестве тренеров; они могут работать как индивидуально, так и парами.

Часть учебной группы (10-12 человек) при этом выполняет роль участников тренинга, остальные являются наблюдателями, которые в процессе фиксируют результаты наблюдения в специальной «Карте наблюдения» (см. Приложение 3). По окончании демонстрации проводится обсуждение представленного тренингового блока и работы ведущих, в котором принимают участие как наблюдатели, так и участники тренинга. Общая логика обсуждения соответствует логике «Карты наблюдения».

Студенты, не побывавшие в роли тренеров (ведущих тренинга), вместо этого сдают две заполненных «Карты наблюдения» с подробными комментариями. «Карты наблюдения» заполняются индивидуально.

Сданные карты наблюдения являются заменой только проведения тренинга. Разработка программы тренинга является обязательным заданием для всех студентов без исключения.

Указания к промежуточной аттестации с применением балльно-рейтинговой системы оценки знаний студента

На изучаемую дисциплину с учетом зачета отводится 100 зачетных единиц. При этом до 60 баллов студент может получить за текущую работу в семестре. Зачет может оцениваться в 40 баллов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.20.141 (0.03 с.)