Встречная торговля: сущность, преимущества и факторы, ее определяющие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Встречная торговля: сущность, преимущества и факторы, ее определяющие



В 1980-1990-е гг. произошли и продолжают усиливаться качественно новые процессы принципиального характера в организации и технике осуществления международных коммерческих операций. Одним из приоритетных на правлений таких процессов явилось развитие экспортно-им­портных операций, дополняемых принятием партнерами встречных обязательств: экспортером — по закупке конкретно определяемых товаров и услуг у импортера, а импортером — по поставке согласованных товаров и услуг экспортеру. Такого рода операции получили название «международных встречных операций».

По мере их развития, которое отмечалось стремительными темпами, в теории и практике коммерческих операций появи­лось новое понятие встречная торговля, в основе которой ле­жит заключение и исполнение «встречных сделок».

В самом общем виде встречная торговля может быть опре­делена как международная торговая операция, в рамках кото­рой продавец в качестве частичной или полной оплаты своих поставок должен принять товары (более редко — услуги) из страны покупателя.

Операцией встречной тор­говли является внешнеторговая операция, при которой поку­патель финансирует часть своей закупки выручкой от реализа­ции на внешнем рынке конкретного набора товаров и/или ус­луг с помощью продавца. При этом участие продавца в такой реализации может быть прямым (продавец сам закупает това­ры у покупателя) или косвенным (продавец на определенных условиях обеспечивает приобретение товаров покупателя тре­тьим лицом)».

Встречная торговля (counter trade) — совокупность внешнеторговых операций, при совершении которых в доку­ментах (соглашениях или контрактах) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. В последнем слу­чае разница в стоимости покрывается денежными платежами.

Встречная торговля — самый исторически ранний вид меж­дународной торговли, сущность которого до развития товарно-денежных отношений заключалась в натуральном обмене то­варами. Вытесненная впоследствии этими отношениями, встречная торговля в современных условиях приобрела новое содержание и получила определенное развитие в международ­ном товарообмене. На ее долю приходится от 25 до 50% объема международных торговых операций.

С практикой встречной торговли связан еще ряд важных терминов, которые необходимо определить.

В процессе осуществления встречных сделок возникают про­тивоположные по направлению товарные потоки. Тот из них, который по времени идет первым, обычно называется первоначальным экспортом (первоначальными поставками). Начинаю­щееся, как правило, несколько позже движение товаров в про­тивоположном направлении получило название встречных по­ставок. Оговорка здесь необходима потому, что существует форма соглашения, когда такие поставки осуществляются рань­ше первоначального экспорта для обеспечения средств плате­жа до начала осуществления такого экспорта. С точки зрения первоначального экспортера, эти поставки являются встречны­ми закупками. Такая двойственность в терминологии встреч­ной торговли объясняется просто: в рамках сделок встречной торговли каждый из партнеров является одновременно и про­давцом, и покупателем.

В практике встречной торговли встречается также термин встречные обязательства, или обязательства встречной торговли. Это — юридически оформленные или существующие в форме джентльменского соглашения обязательства первоначального экспортера осуществить встречные закупки.

Согласно данному выше определению, при встречной тор­говле первоначальный экспортер участвует в реализации то­варов партнера по сделке. Степень такого участия количествен­но характеризует величина, которая называется коэффициен­том встречной торговли (counter trade ratio). Данный коэф­фициент исчисляется в процентах как отношение стоимости встречной поставки к стоимости первоначального экспорта. При этом, если данный коэффициент равен 100%, имеет мес­то полная компенсация, а если меньше — компенсация счита­ется частичной. Следует отметить, что на практике могут встречаться отдельные случаи, когда коэффициент встречной торговли превышает 100%. Они связаны, как правило, с пер­воначальным экспортом предметов роскоши или других товаров узкого спроса либо с заинтересованностью первона­чального экспортера в закупках встречного товара в макси­мально возможных количествах, что имеет место при условии реализации товара без дополнительных издержек по более высокой цене, чем цена, по которой осуществляются встреч­ные закупки.

Вместе с тем, несмотря на то, что встречная торговля на современном этапе является одной из ведущих форм между­народной торговли, оценить достоверные масштабы ее прак­тически невозможно по следующим причинам:

операции встречной торговли не регистрируются отдель­ной статьей в национальной статистике большинства стран;

фирмы, принимающие участие во встречной торговле, в ряде случаев не склонны распространять информацию о заклю­чаемых ими встречных сделках;

во многих встречных сделках участвуют компании и орга­низации из развивающихся стран, имеющих низкоэффектив­ную статистическую службу.

Важно подчеркнуть, что международные встречные сдел­ки создают для участников следующие преимущества:

Эти сделки способствуют уменьшению внешнеторгового дефицита и дефицита платежного баланса.

♦ Они позволяют также развивать внешнюю торговлю даже в условиях нехватки или отсутствия конвертируемой валюты, дефицита платежного баланса и высокой степени инфляции. Встречные сделки и взаиморасчеты путем клиринга дают воз­можность государствам продолжать торговые отношения даже в условиях кризиса в платежной сфере. Это особенно важно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

♦ В данной ситуации встречная торговля — это эффектив­ное средство финансирования импорта для стран, имеющих высокую внешнюю задолженность и высокий коэффициент его обслуживания, так как избавляет импортера от выплаты посто­янно нарастающих процентных платежей.

♦ Данные сделки позволяют обойти определенные ограни­чения и в ряде стран создают возможность получения налого­вых льгот.

Безусловно, инициаторами развития встречной торговли являются импортеры. В условиях обострения проблемы сбы­та экспортеры вынуждены идти на то, чтобы получать от по­купателя не денежный эквивалент их стоимости, а другие то­вары, которые они либо используют в собственном производст­ве, либо реализуют на рынке. Одной из особенностей встреч­ной торговли является расширение практики встречных заку­пок экспортерами товаров, которые не могут быть ими исполь­зованы в собственном производстве, а заранее предназначают­ся для последующей продажи на внешнем или внутреннем рынке.

 

Таким образом, встречная торговля — весьма обширная сфе­ра внешнеторговых отношений. Операции встречной торговли могут при их целесообразном и грамотном использовании зна­чительно улучшить внешнеторговые позиции субъектов миро­вого рынка.

Однако, согласно многим прогнозам, в XXI в. произойдут принципиальные изменения во встречной торговле, связанные с масштабной интернетизацией подобных операций. При помо­щи Интернета решение встречных сделок будет поднято на ка­чественно новый уровень посредством новых технологий, форм и методов осуществления данных операций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.007 с.)