Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная ценовая дискриминация

Поиск

Ценовая дискриминация существует там, где два или более схожих товара продаются по ценам, которые находятся в разных отношениях с их предельными издержками.

Обязательными условиями ценовой дискриминации являются:

1. Наличие у фирмы рыночной власти.

Если у фирмы нет рыночной власти, т. е. возможности влиять на международный рынок, то ее решения не могут повлиять ни на действия покупателей, ни на рыночную цену, а, следовательно, и на получаемую ею прибыль. Напротив, при наличии рыночной власти, посредством изменения объемов выпуска и цен товара, фирма получает возможность воздействовать на рынок.

2. Способность фирмы отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар. Если рынок, на котором действует фирма, однороден, то такие потребители будут одинаково реагировать на изменения цены и объема выпуска (а также качества товара). Поэтому назначение разных цен на один и тот же товар на таком рынке не приведет к изменению спроса — все потребители будут покупать товар по низким ценам.

3. Способность фирмы исключить арбитраж. Арбитраж — это перепродажа товара со стороны одних агентов рынка, покупающих его по низкой цене, другим, покупающим его по высокой цене. Если фирма разделила рынок на разные сектора (с разной ценовой эластичностью спроса) и назначила цены разного уровня, у потребителей или небольших компаний с низкой ценовой эластичностью возникает соблазн арбитража. Купив товар по относительно низкой цене, они могут перепродать его тем потребителям в другие страны, которые готовы платить за него высокую цену. В этом случае дополнительную прибыль от ценовой дискриминации будут получать потребители, осуществляющие арбитраж, а не фирма-производитель.

Типы ценовой дискриминации

Классический анализ ценовой дискриминации дал Пигу в 1920 году, проведя грани между тремя ее типами.

Первый тип — совершенная ценовая дискриминация. В этом случае продавец устанавливает различные цены для каждой единицы товара, покупаемой отдельной фирмой. Таким образом, производитель получает весь возможный потребительский излишек.

Второй тип — ценовая дискриминация в зависимости от объема покупок. Суть этого типа состоит в установлении цен для групп потребителей в соответствии с их готовностью платить. То есть для всех, чья цена спроса выше текущего уровня устанавливается одна цена, в то время как для тех, чья цена спроса ниже, устанавливается более низкая цена.

Третий тип — ценовая дискриминация по группам потребителей (разграничение рынков). При реализации этого типа дискриминации потребители делятся на независимые группы, каждая из которых получает разную монопольную цену. Этот метод сильно зависит от способности продавца разделить покупателей на различные группы в каждом специфическом случае, который изменяется в зависимости от рыночных обстоятельств.

 

Антидемпинг

Способом противодействия демпингу является применение импортирующим государством обычно по жалобам терпящих убытки предпринимателей, так называемых антидемпинговых мер. Антидемпинговые меры могут иметь как вид пошлин, так и количественного либо ценового регулирования. Основное назначение антидемпинговых мер – устранение, противодействие ущербу отрасли национальной экономики, возникающему вследствие импорта товаров по демпинговым ценам. Антидемпинговые меры не направлены против демпингового импорта товаров. Иностранный экспортер (производитель) может поставлять товары по низким ценам на таможенную территорию государства-импортера. Он вправе демпинговать, если его действия не наносят ущерба: т.е. поставлять товар на рынок по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже так называемой сравнимой цены в обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначаемый для потребления в экспортирующей стране.

Одним из методов противоборства демпингу является антидемпинговая пошлина.

v Антидемпинговая пошлина — вид ввозных таможенных пошлин, обеспечивающих защиту внутреннего рынка страны от ввоза товаров по демпинговым ценам. Взимается с импортируемых товаров, реализуемых по бросовым ценам или ввозимых из государств, субсидирующих экспорт. Ее использование разрешается в том случае, когда демпинг наносит материальный ущерб национальной промышленности страны. Методика расчета пошлины имеется в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ).

Антидемпинговые пошлины могут быть временными и постоянными.

§ Временные антидемпинговые пошлины являются предупреждающими о возможности принятия более суровых мер и не отражаются на ходе антидемпингового расследования. Экспортер может защищать свои интересы и имеет право ставить вопрос о продлении срока их действия (на два месяца), а в это время вести подготовку к переговорам и урегулированию антидемпинговой процедуры.

§ Постоянные антидемпинговые пошлины — жесткая протекционистская мера, которая приводит к существенным потерям для экспортера и может вызвать его уход с данного рынка. Пересмотреть эти пошлины экспортер может не ранее, чем через год после их введения. Аргументом в этом случае будут цены поставок за данный период и, если они соответствуют уровню, указанному антидемпинговой комиссией как достаточному, то решение вопроса может быть положительным. Ущерб в антидемпинговых процедурах может толковаться весьма произвольно. Для его определения, как правило, пользуются косвенными показателями: увеличением объема импорта, доли рынка, сокращением производства в данной отрасли промышленности в стране-импортере. Во-вторых, если демпинг в судебном порядке не будет подтвержден, компании наносится моральный ущерб и, кроме того, на период разбирательства ее груз оказывается под арестом, нарушаются обязательства перед зарубежным партнером, приостанавливаются аналогичные поставки и т.д.

v Кроме формально вводимых антидемпинговых пошлин, по существу в качестве антидемпинговых мер могут выступать и неформальные методы: само объявление о начале намерении начать антидемпинговое расследование (которое может в результате и не выявить оснований для введения антидемпинговых пошлин), а также обычно сопутствующие этому публикации в прессе, иногда в виде организованной компании против презюмируемого демпинга. Все это оказывает воздействие на экспортера данного товара, который, естественно, не заинтересован в доведении дела до применения антидемпинговых пошлин, которые, как правило, практически перекрывают импорт соответствующего товара, квалифицированного в качестве демпингового. Поэтому обыкновенно открываются переговоры, в том числе и на правительственном уровне, об урегулировании конфликта по взаимной договоренности. Такая договоренность может означать: повышение цен на товар и установление квот для его поставок. Иногда договоренность может на межправительственном уровне вылиться в заключение так называемых соглашений о "добровольном" ограничении экспорта.

 

Процедура антидемпингового процесса:

1. Первый этап - специальное правительственное расследование, целью которого является прежде всего выявление самого факта демпинга и причиненного им ущерба, а уже затем установление пошлины. Проверочный визит обычно проводится органом расследования с выездом на предприятие с целью проверки данных.

2. После этого, как правило, проводятся слушания - встреча заинтересованной стороны с представителями органа расследования, во время которой заинтересованная сторона намеревается изложить перед органом расследования дополнительные аргументы в свою пользу. Иногда она может проводиться как с участием местной промышленности (жалобщиков), так и с участием представителей российских предприятий, и перерастает в этом случае в подобие судебного заседания, где обе стороны излагают свои аргументы и опровергают чужие. Слушания обычно проводятся до подготовки предварительных результатов расследования.

3. Промежуточные итоги расследования должны быть доведены до сведения всех заинтересованных сторон, и все стороны могут подготовить комментарии по всем данным и выводам органа расследования.

4. Окончательные итоги расследования должны быть опубликованы. В случае, если в ходе расследования доказан факт демпинга и ущерба от него для национальной промышленности, орган расследования, как правило, принимает решение о введении антидемпинговой пошлины, которая взимается в дополнение к обычной импортной пошлине и которая равна разнице между нормальной и демпинговой стоимостью товара.

Экспортер товара, обвиняемый в демпинге, может согласовать с органом расследования обязательства, которые могут предусматривать, например, установление минимальной цены экспортных продаж товара на рынок члена ВТО, который проводил расследование. В этом случае антидемпинговые пошлины не взимаются.

 

Субсидии

Субсидии — это скрытые или открытые платежи правительства частному сектору в обмен на какую-то деятельность, которую правительство желает вознаградить, стимулировать или содействовать этой деятельности. Согласно правилам ВТО, субсидии могут быть запрещены.

Субсидии явно противоречат общему процессу либерализации торговли. Они ослабляют обязательства импортирующих стран по доступу к рынку. Обещания сократить или прекратить использование традиционных инструментов защиты могут стать бесполезными, если взамен их используются другие инструменты защиты. Они уводят клиентов от одной экспортирующей страны к другой и тем самым ставят под угрозу выгоды экспортеров от обязательств по доступу на рынок, принятых на международных переговорах. Они искажают распределение ресурсов, направляя ресурсы от более ценного к менее ценному использованию. Другими словами, они могут искажать сравнительное преимущество и создавать менее эффективное мировое разделение труда, приводя к снижению экономического благосостояния.

Экспортные субсидии, зависящие так или иначе от объема экспорта, могут принять следующие виды:

ü простую форму платежа за каждую экспортированную единицу продукции;

ü более скрытые формы, такие, как финансирование или страхование экспорта по ставкам ниже рыночных либо налоговые льготы для экспортеров;

ü субсидии для защиты отечественного производства, которые могут обеспечивать такую же защиту, что и тарифы, хотя по-другому влияют на благосостояние.

 

Компенсационные меры

Понятие компенсационные меры означает меры по ограничению импорта
товара, субсидируемого иностранным государством или союзом иностранных государств посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной.

Однако не каждая субсидия иностранного государства или союза иностранных
государств является основанием для введения компенсационных мер.
Компенсироваться
может только специфическая субсидия. Это субсидия, доступ к которой ограничен
и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или
конкретному союзу производителей и (или) союзу экспортеров, или конкретной
отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на
замещение импорта товара.

Компенсационные пошлины (КП)это тарифы, применяемые с целью нейтрализовать (компенсировать) воздействие экспортных субсидий, предоставляемых правительством страны-экспортера. Предполагается, что КП должны выравнивать условия международной конкуренции и смягчать искажения. Однако такое средство против субсидий может нанести больше вреда, чем сами субсидии. Зачастую КП применяются, чтобы умиротворить отраслевые интересы, а не для того, чтобы остановить или нейтрализовать угрозу применения субсидий.

Компенсационные пошлины не являются эффективным средством против применения экспортных субсидий. Скорее всего, они используются как косвенный способ защиты интересов отдельных групп. Компенсационная пошлина может быть разумной ответной мерой только в том случае, если субсидируемый импорт наносит серьезный ущерб местным производителям.

Однако число отраслей, где можно применить стратегическую основу торговли, ограничено, и эмпирические исследования применения компенсационных пошлин говорят о том, что они применяются главным образом в традиционных отраслях, зачастую претерпевающих спад. КП в основном присутствуют в сфере сельскохозяйственной продукции и сырьевых материалов — отраслях, где вряд ли оправданно применение субсидий как оружия стратегической торговой политики.

Кроме того, компенсационные пошлины как средство нейтрализации субсидий не всегда используются эффективно. Субсидии, на которые должны быть нацелены данные меры, — это те субсидии, которые сокращают предельные издержки экспортеров, тем самым стимулируя экспортное предложение. Субсидии следует немедленно отменять, когда в противовес им вводятся адекватные и эффективные КП. Следовательно, КП должны вводиться на короткий срок. На деле происходит совсем наоборот. КП зачастую существуют долго и нацелены на субсидии, издержки которых непокрываемы, после того как были понесены, т.е. на субсидии, которые не имеют ничего общего с материальным ущербом, нанесенным местным производителям.

И наконец, норма материального ущерба для КП вводит важный протекционистский элемент в процесс применения КП, поскольку она принимает в расчет воздействие импорта лишь на те фирмы, с которыми конкурирует импортная продукция. Это значит, что, как и в случае антидемпинговых пошлин, компенсационные меры вводятся без учета общих национальных интересов. Те, кому защита наносит вред — потребители и отрасли «ниже по течению» — не принимают участия в процессе принятия решений, результатом которого становится введение КП.

Поэтому существует риск, что компенсационные пошлины используются для защиты интересов отдельных групп от справедливой, а не от несправедливой конкуренции и что эти пошлины в любом случае не являются эффективным средством для нейтрализации субсидий. Такое опасение усиливается, поскольку имеются свидетельства того, что компенсационные пошлины увеличиваются по количеству и по значимости. Это говорит о том, что либо субсидии увеличиваются, либо КП используются в качестве «скрытых» протекционистских мер.

 

Защитная мера (ответная мера)

Защитная мера (ответная мера)это временный тариф или квота, применяемые для защиты местной отрасли от иностранных экспортеров. ВТО разрешает, через статью о защите, вводить временные и недискриминационные защитные меры в отношении импорта, наносящего ущерб. Разница между антидемпинговыми пошлинами и защитными мерами в том, что первые могут налагаться только в том случае, если иностранные экспортеры ведут антиконкурентную практику, тогда как вторые могут применяться против экспортеров, имеющих « честное» конкурентное преимущество. Заметим также, что защитные меры являются недискриминационными, поскольку они в равной степени применяются в отношении всех торговых партнеров.

Защитные меры, будучи недискриминационными и дорогостоящими для страны, их применяющей, с меньшей вероятностью, чем другие обусловленные защитные меры, могут применяться для достижения скрытой протекционистской программы отдельных групп. Существует ряд аргументов в пользу включения защитных мер в соглашения ВТО. Одной из наиболее часто приводимых причин является то, что существование защитных мер, служащих предохранительным клапаном в периоды конкурентного давления на местных производителей со стороны импорта, может способствовать большему сокращению тарифов в ходе переговоров. Поскольку в некоторых отраслях выгоды от постоянного снижения тарифов больше, чем издержки, связанные с введением временных защитных мер, совокупное влияние на благосостояние от включения защитных мер в торговое соглашение является позитивным, даже когда эти меры фактически не применяются.

Еще один экономический аргумент в пользу защитных мер состоит в том, что они действуют в качестве страховки от изменения условий торговли. Если товар обычно подвержен существенным колебаниям цены, страны, импортирующие этот продукт, могут пожелать выйти из торговых соглашений, когда экономическая ситуация резко изменится. При отсутствии статьи о защитных мерах крупные страны не смогли бы продолжать сотрудничество и стали бы вести торговую войну, широко применяя ответные тарифные меры. Даже маленькие страны, которые не могут оказывать влияния на мировые цены, вводя защитную меру, могут использовать защитные меры, чтобы застраховать себя от шоков, вызванных изменением мировых цен.

Защитная мера не должна существовать более четырех лет, хотя ее действие можно продлевать до восьми лет, при условии если компетентные национальные органы установят, что эта мера необходима и что есть свидетельства того, что работа отрасли налаживается. Меры, вводимые более чем на год, должны постепенно становиться более либеральными.

Таким образом, в отличие от антидемпинговых мер защитные меры:

ü не требуют искать доказательства «несправедливой» практики;

ü в целом должны быть недискриминационными;

ü в целом должны «оплачиваться» страной — участницей ВТО, которая их применяет.

В некоторой степени экспорт развивающихся стран огражден от защитных действий, поскольку импортирующие страны могут применить защитную меру в отношении продукции из развивающейся страны, если эта развивающаяся страна поставляет значительную долю импорта этой продукции.

Внешняя торговля РФ. Место и роль РФ в мировой торговле. Товарная структура внешней торговли РФ, характеристики товарной структуры экспорта, импорта. Географическая структура внешней торговли РФ. Основные внешнеторговые партнеры РФ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.009 с.)