Теория конкурентных преимуществ М.Портера (2-й детерминант). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория конкурентных преимуществ М.Портера (2-й детерминант).



МЭО

  1. Субъекты мирового хозяйства. Классификация стран по степени экономического развития.

Субъекты мирового хозяйства

Микроуровень

Физические лица

Национальные предприятия

 

Мезоуровень

ТНК

Финансово-промышленные группы (ТФПГ)

www.ft.com Ft-500 Global

 

Макроуровень (экономики стран)

Государство (bop www.cbr.org)

Межправительственные организации

 

Интеграционные группировки (Евросоюз, НАФТА, АТЕС, МВФ, организации

ООН, таможенный союз, Еврозес, шанхайская организация сотрудничества)

Развитые страны: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США.

Страны с переходной экономикой: Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория; Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

 

Развивающиеся страны: Первой волны: Сянган (Гонконг), Южная Корея, Сингапур, Тайвань;

Второго поколения: Аргентина, Бразилия, Мексика, Малайзия, Таиланд, Индия, Чили;

Третьего поколения: Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;

Четвертого поколения: Филиппины, юг Китая.

Развивающиеся страны делятся на 4 группы:

Страны ОПЕК (13 стран)

Новые индустриальные страны (Высокие темпы роста; Страны Юго-Восточной Азии: Индия, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Сяньганг; Страны Латинской Америки: Мексика, Чили, Аргентина, Бразилия; Турция и др.)

Страны со средним уровнем развития (Египет, Марокко, Тунис и т.д.)

Наименее развитые страны (Годовой доход на душу населения менее 750 долларов в год; Страны тропической Африки, периферийные страны)

 

  1. Международное разделение труда: понятие и формы. Место и роль России в МРТ.
Международное разделение трудаобъективная основа международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от их экономической развитости и характера общественного строя. Суть МРТ заключается в снижении издержек производства и максимальном удовлетворении потребностей потребителей. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты.

Международное разделение труда проявляется в двух формах - Международной специализации производства и международном кооперировании.

Международная специализация производства (МСП) - это основанная на международной специализации производства устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

МСП и МКП тесно между собой связаны. Они взаимно обуславливают существование друг друга. Без специализации не может быть кооперирования. В то же время, если нет потребности в получении каких-либо товаров из-за границы в рамках кооперации, то специализации производства не будет иметь международного характера.

Место и роль России в МРТ

Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном раз­делении труда и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от мно­гих факторов. Однако, основными из них являются следующие:

v уровень и динамика движения национальной экономики;

v степень ее открытости и вовлеченности в МРТ;

v прогрессивность и развитость ВЭС;

v умение национальной экономики адаптироваться к условиям международ­ной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желае­мом направлении.

Следует отметить, что Россия оказывает недостаточное воздействие на МРТ и на интеграционные процессы в международной хозяйственной жизни, поскольку оставалась в течение значительного периода времени, по существу, в стороне от главных мирохозяйственных процессов. В новых условиях, когда отброшены или изжили себя многие идеологические догмы, а переход к откры­той экономике стал составной частью процесса перехода России к рыночной экономике, страна начинает снимать многие препятствия, которые мешали ак­тивному и масштабному ее вовлечению в интеграционные процессы.

  1. Современные ТНК МНК, ТФПГ, глобальные компании и их роль в развитии МЭО. Основные рейтинги ТНК. Основные страны и отрасли развития ТНК.

Транснациональные корпорации (ТНК) – корпорация национальная по капиталу, но интернациональная по деятельности (национальные монополии с зарубежными активами), принадлежат резидентам одной страны, сфера деятельности – экономика многих стран

Многонациональные корпорации (МНК) – корпорация, капитал которой международный как по составу, так и по сфере деятельности, принадлежит резидентам и нерезидентам, сфера деятельности – экономика многих стран.

ФПГ (ТФПГ – транснациональные ФПГ) – ассоциация юридических лиц, включающая финансовые, производственные и торговые фирмы, объединяющие полностью или частично свои материальные и нематериальные активы на основе договора с целью технологической и экономической интеграции, реализации инвестиционных проектов, повышения конкурентоспособности

Глобальная компания (global firm)- это фирма, имеющая глобальную стартегию, которую можно определить как возможность продавать одни и те же товары и/или услуги по всему миру («триада» - в её рамках США – Западная Европа – Азиатский регион) Coca-Cola

Глокальная компания – глобальная, но локальная – ориентируется на специфику местных потребителей

Страна базирования – страна, в которой создаются и поддерживаются основные конкурентные преимущества компании (это страна, где разрабатываются стратегия, основная продукция и технология и где имеется рабочая сила с необходимыми навыками).

1. Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) составляется аналитической группой Всемирного Экономического Форума. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал». 133 страны.

За 2009 год: Швейцария, США, Сингапур, Швеция, Дания…….Россия (63)

2. Рейтинг стран по экспорту: Германия, Китай, США, Япония, Франция, Нидерланды, Италия, Россия (8)

3. Рейтинг стран по импорту: США, Германия, Китай, Япония, Великобритания ….. Россия (16)

4. Рейтинг стран по ВВП по ППС на душу населения по данным МВФ: Катар, Люксембург, Норвегия, Сингапур, Бруней….Россия (52)

Рейтинг стран по ВВП по ППС на душу населения по данным Всемирного Банка: Люксембург, Норвегия, Сингапур, США, Ирландия….Россия (42)

5. Рейтинг стран по номинальному ВВП (данные МВФ): США, Япония, Китай, Германия, Франция…Россия (8)

Рейтинг стран по номинальному ВВП (данные Всемирного банка): США, Япония, Китай, Германия, Франция…Россия (9)

6. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – Human Development Index. При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

- Ожидаемая продолжительность жизни

- Уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса). – уровень образования

- Уровень жизни ВВП на душу населения

Рейтинг: Исландия, Норвегия – занимала 1ое место с 1993-2000 гг., Канада, Австралия, Ирландия…..РФ (73) – высокий уровень

7. Индекс экономической свободы — показатель, ежегодно рассчитываемый Wall Street Journal и Heritage Foundation по большинству стран мира с 1995 года. Индекс экономической свободы базируется на 10 индексах, измеряемых по шкале от 0 до 100, причем показатель 100 соответствует максимальной свободе: Свобода бизнеса, Свобода торговли, Налоговая свобода, Свобода от правительства, Денежная свобода, Свобода инвестиций, Финансовая свобода, Защита прав собственности, Свобода от коррупции, Свобода трудовых отношений.

Все страны по этому индексу делятся на следующие группы:

· Свободные — с показателем 80-100

· В основном свободные — с показателем 70-79,9

· Умеренно свободные — с показателем 60-69,9

· В основном несвободные — с показателем 50-59,9

· Репрессивные — с показателем 0-49,9

Рейтинг: Гонконг, Сингапур, Австралия, Ирландия, Новая Зеландия, США, Канада….. Россия (146 из 179). Показатель России – 50,8 à в основном несвободная страна

8. Индекс стимулирования торговли (вовлеченности стран в международную торговлю) – Enabling Trade Report. 4 показателя: доступ к рынкам, таможенные процедуры, транспортная и коммуникационная инфраструктура, условия для ведения бизнеса

Рейтинг 2009: Сингапур, Гонконг, Швейцария, Дания, Швеция….США (16)…….РФ (109 из 121)

+ Рейтинг компаний FT 500 - по рыночной капитализации: Exxon Mobil (US), PetroChina (China), WalMart Stores (US)…..Российские компании: Газпром (36), Роснефть (76), Лукоил (125), Сургутнефтегаз (173), Сбербанк (374), Норильский Никель (430).

Основные страны и отрасли развития ТНК Основная часть ТНК и инвестиций принадлежит США, странам Европейского Союза, Японии и Китаю. Лидерами на рынке мирового капитала являются США, Великобритания, Япония, Германия, Франция и другие страны ЕС, Канада, Гонконг, Австралия, ТайваньВ настоящее время с ТНК связывают основные перспективы в мировом производстве природного сырья, конструкционных материалов, топлива и электроэнергии, современной техники, технологических знаний, информации и глобальных информационных сетей, средств планетарного транспорта и вооружений.
  1. Влияние ПИИ на страны-доноры и страны-реципиенты. Роль международных рейтинговых агентств в развитии ПИИ. Инвестиционный и спекулятивный рейтинги.

1) Выгода для стран-рецепиентов:

· Эффект от перевода ресурсов (снабжение капиталом, технологиями, квалифицированным менеджментом);

· Эффект занятости (прямой и косвенный: прямой – ТНК нанимает местную рабочую силу; косвенный – благодаря инвестициям ТНК на предприятиях поставщика образуются новые рабочие места);

· Эффекты платёжного баланса страны-рецепиента:

ü поступление средств в страну для начального капитала на образование предприятий;

ü если прямые инвестиции замещают импорт товаров и услуг – это может улучшить текущий счёт платёжного баланса;

ü если ТНК использует иностранный филиал для экспорта товаров в другие страны;

· влияние на конкуренцию и экономический рост.

2) Издержки для стран-рецепиентов:

· Обратный эффект конкуренции (ТНК может поглотить несколько местных компаний, может позволить субсидировать филиал, и, как следствие, рынок может монополизироваться);

· Обратный эффект платёжного баланса:

ü Отток доходов в страну базирования ТНК негативно повлияет на капитальный счёт платёжного баланса страны-рецепиента, поэтому некоторые государства запрещают репатриацию доходов;

ü Если филиал слишком много импортирует из-за границы – это негативно отражается на текущем счёте платёжного баланса (что характерно для России).

· Национальный суверенитет и автономия (ключевые решения будут приниматься родительской компанией, следовательно, потеря экономической независимости);

· Политическое воздействие (лоббирование интересов).

3) Выгоды для страны-базирования:

· Капитальный счёт платёжного баланса выигрывает от иностранной выручки;

· Текущий счёт может вырасти, если зарубежный филиал предъявляет спрос на экспорт из страны базирования;

· Эффект занятости (если зарубежный филиал предъявляет спрос на экспорт из страны базирования, то это создаёт новые рабочие места);

· Получение опыта и знаний.

4) Издержки для страны базирования:

· Эффект платёжного баланса (капитальный счёт страдает из-за ухода начального капитала, но он покрывается возвратными доходами);

· Текущий счёт страдает, если целью прямых иностранных инвестиций является обслуживание родительского рынка с использованием низких издержек для страны-рецепиента;

· Если ПИИ становятся заместителями прямого экспорта;

· Эффекты занятости (рост безработицы, если прямые иностранные инвестиции являются заменой внутреннего производства)

· Классификация рейтингов компаний и их долгосрочных обязательств в иностранной валюте от трех ве­дущих рейтинговых агентств

· Standard & Poor's*

· Инвестиционный рейтинг

· ААА Высший уровень рейтинга. Финансовые обязательства будут выполнены при любых финансовых

· и экономических обстоятельствах эмитента

· АА Вероятность того, что эмитент рассчитается по долгам, очень высока

· А Обязательства эмитента более подвержены изменениям экономической и финансовой ситуации, чем долги эмитента с более высоким рейтингом. Вероятность погашения обязательств высока

· ВВВ Обязательства обладают относительно высокими параметрами защиты от рисков. Однако эконо­мические или финансовые проблемы, скорее всего, приведут к ослаблению кредитоспособности эмитента и снижению вероятности погашения долгов

· Спекулятивный рейтинг **

· ВВ Обязательства меньше подвержены дефолту, чем другие, более спекулятивные выпуски. Они чувствительны к основным рискам бизнеса и экономики. Риск того, что эмитент не выполнит свои обязательства, невысок

· В Обязательства более подвержены риску невыплаты, чем долги с рейтингом ВВ. В данный момент эмитент способен рассчитаться по долгам. Однако негативные финансовые и экономические ус­ловия, скорее всего, снизят кредитоспособность эмитента

· ССС Обязательства в данный момент могут быть подвержены невыплате и зависят от финансовых и экономических условий. При возникновении финансовых или экономических проблем эмитент, скорее всего, не сможет погасить долги

· СС Текущие обязательства сильно подвержены невыплатам

· С Высока вероятность невыплат по субординированному долгу или обязательствам по привилеги­рованным акциям. Такой рейтинг присваивается, если начата процедура банкротства эмитента, однако компания еще не прекратила рассчитываться по долгам

· D Дефолт эмитента

· * Каждому уровню рейтинга присваивается знак плюс (+) или минус (-)

· ** Обязательства этих уровней имеют существенные спекулятивные характеристики. ВВ — рейтинг долговых бумаг наименьшей степени спекулятивности, С — наивысшей

· По данным Standard&Poor's

· Moody's*

· Ааа Высшее качество инвестиций. Минимальный риск дефолта

· Аа Обязательства высокого качества с очень низким кредитным риском

· А Обязательства качества выше среднего, подвержены невысокому кредитному риску

· Ваа Обязательства среднего кредитного риска. Считаются относительно спекулятивными

· Ва Обязательства имеют спекулятивные характеристики и подвержены существенному кредитному риску

· В Спекулятивные обязательства с высоким кредитным риском

· Саа Неустойчивые обязательства, подвержены очень высокому кредитному риску

· Са Высоко спекулятивные обязательства, подверженные дефолту

· С Обязательства самого низкого класса. Эмитент, скорее всего, находится в состоянии дефолта. Ве­роятность погашения долгов минимальна

· * Каждому уровню рейтинга с Аа по Саа может быть присвоен порядковый номер 1,2,3. Номер 1 означает самое высокое качество обязательств в рамках данно­го уровня рейтинга; 2 — среднее качество в рамках данного уровня рейтинга; 3 — самое низкое качество в рамках данного уровня рейтинга

· По данным Moody's

· Fitch

· Инвестиционный рейтинг

· ААА Высшее качество инвестиций. Минимальный риск дефолта эмитента. Форс-мажорные обсто­ятельства эмитента не влияют на погашение обязательств

· АА Очень высокое качество инвестиций, очень низкий уровень кредитного риска. Высокая вероят­ность погашения финансовых обязательств. Кредитоспособность несущественно подвержена экономическим и финансовым изменениям

· А Высокий уровень качества инвестиций. Низкий кредитный риск. Вероятность погашения обяза­тельств достаточно высока. Однако обязательства с таким рейтингом в большей степени подвер­жены экономическим и финансовым изменениям, чем рейтинги более высоких уровней

· ВВВ Хороший уровень качества инвестиций. В данный момент вероятность дефолта крайне низка.

· Вероятность погашения обязательств весьма высока, однако изменения экономических и финан­совых условий эмитента, скорее всего, пошатнут кредитоспособность эмитента. Самый низкий уровень инвестиционной категории обязательств

· Спекулятивный рейтинг

· ВВ Спекулятивные инвестиции. Вероятность дефолта эмитента существенно повышается при изме­нениях экономической ситуации. Однако у компании есть альтернативные источники финанси­рования, поэтому обязательства, скорее всего, будут погашены

· В Высокий уровень спекулятивности. Большой риск дефолта. Финансовые обязательства в данный

· момент времени погашаются, однако запас прочности компании ограничен

· ССС Возможен дефолт. Возможность погашения обязательств сильно зависит от благоприятного раз­вития и экономических условий эмитента

· СС Возможен дефолт

· С Высокая вероятность дефолта

· RD Эмитент не в состоянии погасить часть обязательств

· D Дефолт эмитента

9.Теория конкурентных преимуществ М. Портера (1-я детерминанта).

Факторные условия (параметры факторов), их состав, роль в создании и удержании конкурентного преимущества. Иерархия факторов: по степени развитости, по степени специализации.

О каких факторах идет речь: те факторы, о которых писали еще Смит и Рикардо в своих теориях международной торговли. Факторах, которые нужны для производства каких угодно товаров. Так как самих факторов бесчисленное множество их группируют в 5 больших категорий:

1. Человеческие ресурсы: их количество, умения, стоимость, уровень рабочей дисциплины и даже среднее время суточной выработки. всяко лучше строить заводы не там, где люди спят по пол дня, а там где с утра до ночи работают за еду J

2. Физические (природные) ресурсы: набор, количество, доступность и цена всего того, что дает земля в данной стране, включая количество солнечных дней, влажность воздуха и все все все J Так же – географическое положение: выход к морю, размеры страны, положение относительно других важных стран и рынков. Например – близость Швеции к Германии очень сильно способствовало развитию её промышленности.

3. Knowledge resources (не знаю, как адекватно перевести): национальный фонд научных, технических и всех других знаний применимых к производству товаров и услуг. обеспеченность знаниями достигается за счет университетов, исследовательских институтов, статистических агентств, количеством изданной на их языке научной литературы и т.д.

4. Капитал: количество и цена финансов доступных для использования в экономике. Капитал не монолитный, он делится на кучу разнородных групп (каждая идет в конкретные сектора промышленности и на свои нужды): ссудный капитал, оборотный, венчурный, облигации, акционерный, высоко рисковый и т.д.

5. Инфраструктура: тип, качество, стоимость перевозок, состояние телекоммуникаций, почтовой доставки. Кроме собственно инфраструктуры сюда включается общая привлекательность страны, как места для жизни и работы (полиция, суды, безопасность, стабильность политическая и т.д.)

Факторы сами по себе ничего никому не дают, самое главное это: как эффективно они используются, обновляются, развиваются. есть куча примеров стран, где присутствие определенных факторов для развития какой-то индустрии ничего не дало так как страна не смогла (или не захотела) их грамотно использовать. Бывает, конкурентные преимущества основываются даже не на присутствии фактора, а на его недостатке: Германия и Англия 19ый век, у Англии куча колоний, они могут возить красители натуральные оттуда, у немцев же просто неоткуда брать натуральные краски, это вроде бы минус, но они 20 лет это терпели и смогли так развить химическую промышленность на производство искусственных красителей, что до сих пор мировые лидеры в химикатах. Запомни, что в плане наличия/отсутствия факторов всё не совсем однозначно, главное это конкретный случай, как они используются и на что влияют.

разные факторы играют разную роль и важны для разных уровней развития (иерархия факторов):

Примитивные факторы (начальные, не знаю – basic factors) – природные ресурсы, климат, расположение, неквалифицированный труд, заемный капитал – это всё источники конкурентных преимуществ для «примитивных отраслей», это сельское хозяйство, всё что нужно делать руками без помощи машин, всё что не требует специальных знаний и исследований. Примитивные факторы это ключ к конкурентоспособности на начальном этапе развития, с течением времени, если страна развивается, они становятся уже менее важны с точки зрения конкуренции. Согласись, в Японии или Германии не так уж важен неквалифицированный труд J

Продвинутые факторы (advanced factors) – главный источник конкурентных преимуществ – это всё что просто так нигде не появляется – все продвинутые факторы (как то – специалисты в какой-то области, технологии, управленческий опыт и т.д.) можно получить, только развивая примитивные, инвестируя в развитие, повышая эффективность. Продвинутые факторы потому и так важны, что если ты их смог достичь, смог их применить и развивать, это сразу даст тебе преимущество над другими.

Вторая иерархическая модель среди факторов – их деление на специализированные и общие:

Общие – факторы (например, как система хороших дорог), которые хороши для всех или многих отраслей сразу, которые влияют на всю экономику. Но из-за их общего характера они не так важны, в конкретных отраслях, эти факторы зачастую доступны и в других странах, с которыми приходится конкурировать.

Специализированные факторы – какие-то очень особенные штуки для конкретных отраслей (например, специалисты по изготовлению оптических приборов, которые лучшие в Германии и посему там уже полторы сотни лет лучшие в мире дальномеры, бинокли, телескопы). Получение этих факторов зачастую очень сложно или долго или рискованно. Чтобы создать школу подготовки конкретных специалистов нужны целые десятилетия.

К чему это всё – самые устойчивые и самые продвинутые конкурентные преимущества получаются, когда удается получить такие факторы, которые одновременно и специализированы и продвинуты. В то же время конкурентоспособность, основанная на общих и примитивных факторах, часто временна и её легко потерять.

И самое главное – не важно, в принципе, каких крутых факторов ты наделал, если ты не научился их сохранять и развивать. Самое главное – постоянное развитие. Можно быть лидером мира сейчас и через 20 лет сгинуть только потому, что ты решил, будто можно передохнуть и перестать инвестировать в развитие. Об этом всегда забывают, что на самом деле всё это временно, что главное – ПОСТОЯННОЕ развитие. передохнул – смерть. Подумал, что можно посидеть на рынке и тянуть из него монопольную ренту – смерть, но не сразу, а потом, когда другие умные ребята придут со своими наработками и раздавят твою компанию своей эффективностью и инновациями. Портер об этом просто исписался на счет постоянного развития J Факторы надо постоянно обновлять и умело использовать.

Демпинг, его виды, международная ценовая дискриминация. Антидемпинговые меры. Антидемпинговые пошлины, механизм их введения. Процедура антидемпингового процесса. Экспортные субсидии, их виды. Компенсационные меры. Компенсационные пошлины. Ответные (защитные) меры

 

Демпинг

Демпинг — метод нетарифной торговой политики международного маркетинга, который заключается в продвижении товара на внешний рынок за счёт снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в стране экспорта. Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортёра или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.

Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию, способу быстрого получения необходимых денежных, валютных средств.

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

§ ценовой демпинг — или продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;

§ стоимостный демпинг — продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости.

Тем не менее, следует также выделить третий тип демпинга:

§ нерыночный демпинг, когда товар экспортируется из страны с нерыночной экономикой.

 

В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости. Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке (например, экспорт газа и других энергоносителей из РФ). Встречается редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

Правилами Всемирной торговой организации демпинг запрещен. Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции и влечет убытки местных производителей. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путем применения антидемпинговых законов, установления специальных антидемпинговых пошлин. Государство имеет законное право облагать антидемпинговыми пошлинами товары, которые продаются по ценам ниже справедливых и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортера.

 

Типы ценовой дискриминации

Классический анализ ценовой дискриминации дал Пигу в 1920 году, проведя грани между тремя ее типами.

Первый тип — совершенная ценовая дискриминация. В этом случае продавец устанавливает различные цены для каждой единицы товара, покупаемой отдельной фирмой. Таким образом, производитель получает весь возможный потребительский излишек.

Второй тип — ценовая дискриминация в зависимости от объема покупок. Суть этого типа состоит в установлении цен для групп потребителей в соответствии с их готовностью платить. То есть для всех, чья цена спроса выше текущего уровня устанавливается одна цена, в то время как для тех, чья цена спроса ниже, устанавливается более низкая цена.

Третий тип — ценовая дискриминация по группам потребителей (разграничение рынков). При реализации этого типа дискриминации потребители делятся на независимые группы, каждая из которых получает разную монопольную цену. Этот метод сильно зависит от способности продавца разделить покупателей на различные группы в каждом специфическом случае, который изменяется в зависимости от рыночных обстоятельств.

 

Антидемпинг

Способом противодействия демпингу является применение импортирующим государством обычно по жалобам терпящих убытки предпринимателей, так называемых антидемпинговых мер. Антидемпинговые меры могут иметь как вид пошлин, так и количественного либо ценового регулирования. Основное назначение антидемпинговых мер – устранение, противодействие ущербу отрасли национальной экономики, возникающему вследствие импорта товаров по демпинговым ценам. Антидемпинговые меры не направлены против демпингового импорта товаров. Иностранный экспортер (производитель) может поставлять товары по низким ценам на таможенную территорию государства-импортера. Он вправе демпинговать, если его действия не наносят ущерба: т.е. поставлять товар на рынок по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже так называемой сравнимой цены в обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначаемый для потребления в экспортирующей стране.

Одним из методов противоборства демпингу является антидемпинговая пошлина.

v Антидемпинговая пошлина — вид ввозных таможенных пошлин, обеспечивающих защиту внутреннего рынка страны от ввоза товаров по демпинговым ценам. Взимается с импортируемых товаров, реализуемых по бросовым ценам или ввозимых из государств, субсидирующих экспорт. Ее использование разрешается в том случае, когда демпинг наносит материальный ущерб национальной промышленности страны. Методика расчета пошлины имеется в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ).

Антидемпинговые пошлины могут быть временными и постоянными.

§ Временные антидемпинговые пошлины являются предупреждающими о возможности принятия более суровых мер и не отражаются на ходе антидемпингового расследования. Экспортер может защищать свои интересы и имеет право ставить вопрос о продлении срока их действия (на два месяца), а в это время вести подготовку к переговорам и урегулированию антидемпинговой процедуры.

§ Постоянные антидемпинговые пошлины — жесткая протекционистская мера, которая приводит к существенным потерям для экспортера и может вызвать его уход с данного рынка. Пересмотреть эти пошлины экспортер может не ранее, чем через год после их введения. Аргументом в этом случае будут цены поставок за данный период и, если они соответствуют уровню, указанному антидемпинговой комиссией как достаточному, то решение вопроса может быть положительным. Ущерб в антидемпинговых процедурах может толковаться весьма произвольно. Для его определения, как правило, пользуются косвенными показателями: увеличением объема импорта, доли рынка, сокращением производства в данной отрасли промышленности в стране-импортере. Во-вторых, если демпинг в судебном порядке не будет подтвержден, компании наносится моральный ущерб и, кроме того, на период разбирательства ее груз оказывается под арестом, нарушаются обязательства перед зарубежным партнером, приостанавливаются аналогичные поставки и т.д.

v Кроме формально вводимых антидемпинговых пошлин, по существу в качестве антидемпинговых мер могут выступать и неформальные методы: само объявление о начале намерении начать антидемпинговое расследование (которое может в результате и не выявить оснований для введения антидемпинговых пошлин), а также обычно сопутствующие этому публикации в прессе, иногда в виде организованной компании против презюмируемого демпинга. Все это оказывает воздействие на экспортера данного товара, который, естественно, не заинтересован в доведении дела до применения антидемпинговых пошлин, которые, как правило, практически перекрывают импорт соответствующего товара, квалифицированного в качестве демпингового. Поэтому обыкновенно открываются переговоры, в том числе и на правительственном уровне, об урегулировании конфликта по взаимной договоренности. Такая договоренность может означать: повышение цен на товар и установление квот для его поставок. Иногда договоренность может на межправительственном уровне вылиться в заключение так называемых соглашений о "добровольном" ограничении экспорта.

 

Процедура антидемпингового процесса:

1. Первый этап - специальное правительственное расследование, целью которого является прежде всего выявление самого факта демпинга и причиненного им ущерба, а уже затем установление пошлины. Проверочный визит обычно проводится органом расследования с выездом на предприятие с целью проверки данных.

2. После этого, как правило, проводятся слушания - встреча заинтересованной стороны с представителями органа расследования, во время которой заинтересованная сторона намеревается изложить перед органом расследования дополнительные аргументы в свою пользу. Иногда она может проводиться как с участием местной промышленности (жалобщиков), так и с участием представителей российских предприятий, и перерастает в этом случае в подобие судебного заседания, где обе стороны излагают свои аргументы и опровергают чужие. Слушания обычно проводятся до подготовки предварительных результатов расследования.

3. Промежуточные итоги расследования должны быть доведены до сведения всех заинтересованных сторон, и все стороны могут подготовить комментарии по всем данным и выводам органа расследования.

4. Окончательные итоги расследования должны быть опубликованы. В случае, если в ходе расследования доказан факт демпинга и ущерба от него для национальной промышленности, орган расследования, как правило, принимает решение о введении антидемпинговой пошлины, которая взимается в дополнение к обычной импортной пошлине и которая равна разнице между нормальной и демпинговой стоимостью товара.

Экспортер товара, обвиняемый в демпинге, может согласовать с органом расследования обязательства, которые могут предусматривать, например, установление минимальной цены экспортных продаж товара на рынок члена ВТО, который проводил расследование. В этом случае антидемпинговые пошлины не взимаются.

 

Субсидии

Субсидии — это скрытые или открытые платежи правительства частному сектору в обмен на какую-то деятельность, которую правительство желает вознаградить, стимулировать или содействовать этой деятельности. Согласно правилам ВТО, субсидии могут быть запрещены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.099 с.)