ТОП 10:

Таможенные пошлины, их экономическая роль и последствия применения. Оптимальные пошлины. Функции таможенных пошлин. Понятие таможенной стоимости и страны происхождения товара



 

Таможенные пошлины уже в Средние века играли значитель­ную роль в системе экономических инструментов государства. Функции пошлин в то время были в основном финансовые, то есть они обеспечивали денежными средствами центральную и местную власть. Экономические и торгово-политические их функции начали вырисовываться уже во времена меркантилизма. Эта роль таможенных пошлин стала особенно важной в XIX в. и приобрела исключительное значение в XX в.

Таможенная пошлина — это такое экономическое и торгово-политическое средство защиты внутреннего рынка, которое выступает в форме государственного налога и реализуется в цене переходящих через границу товаров.

Из данного определения можно выделить три тесно связанные между собой важнейшие функции таможенной пошлины:

ü Фискальную;

ü Защитную;

ü Ценообразующую.

Таким образом, та­моженная пошлина — это государственный налог, экономичес­кое и торгово-политическое средство защиты внутреннего рын­ка и ценоформирующий фактор.

Пошлина является налогом, потому что посредством нее бюд­жет получает доходы. В то же время пошлина выступает опос­редованным налогом и обладает специфической чертой: только цены товаров, переходящих границу, нагружаются ее бреме­нем. Особенно важно отметить и то, что пошлина — ценообразующий фактор. Без этого таможенная пошлина не может ис­полнять свою первичную функцию, т. е. функцию налога.

Необходимо рассматривать первичное и вторичное влияние пошлины на экономические процессы. Ее первичное воздейст­вие заключается в том, что пошлина для бюджета страны озна­чает доход, но одновременно с этим происходит повышение цен на импортные товары и ограничение импорта. Вторичное воз­действие пошлины проявляется в изменении соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке на импортные то­вары, что влечет за собой сдвиги в структуре потребления, ко­торые влияют на уровень жизни. Это означает, что таможенная пошлина оказывает воздействие не только на торговые и торгово-политические отношения, но и на другие сферы социальной и экономической жизни.

Пошлина выполняет и особую, специфическую функцию — она может быть средством дискриминации, поскольку являет­ся торгово-политическим средством. О дискриминационном характере пошлины можно говорить тогда, когда страна-импор­тер требует от иностранных партнеров выплачивать различные пошлины за один и тот же вид товара.

Весьма острыми являются противоречия по вопросам та­моженно-тарифной политики между промышленно развиты­ми государствами и развивающимися странами. Проблемы таможенно-тарифной политики в современном мире оказались одним из участков борьбы развивающихся государств за пере­стройку на более справедливых условиях всей системы эконо­мических взаимоотношений. Суть проблемы заключается в том, что в интересах охраны национального производства уро­вень пошлины повышается в зависимости от степени перерабо­танности товара, т. е. пошлина на полуфабрикаты выше, чем на сырье или основные материалы (эскалация ставок импорт­ных таможенных пошлин). Готовая продукция имеет самый вы­сокий уровень пошлин. Таким образом, развитые страны-им­портеры стимулируют развивающиеся страны — производите­ли сырья, нуждающиеся в валютных поступлениях, вывозить в больших объемах именно эти товары. Однако страны с разви­вающимися рынками (в том числе и бывшие социалистичес­кие), безусловно, заинтересованы вывозить свои традиционные товары в обработанном виде.

В науке и практике международной торговли различают несколько подходов к систематизации пошлин. При этом они характеризуются:

· по правовому статусу. Таможенные пошлины обычно устанавливаются законодательством данной страны, т.е. они рождаются автономно. Но активная таможенно-тарифная по­литика предполагает, что в этом процессе учитываются реко­мендации международных организаций, а также взаимные ус­тупки основных торговых партнеров. Поэтому по юридическо­му статусу можно выделить автономные (устанавливаемые государством без консультаций с партнером по торговле) и договорные (конвенционные) пошлины;

· по направлению движения товара. Таможенные пошли­ны используются во всех сферах внешней торговли, т.е. в экспорте, импорте и переходящем (транзитном) обращении. По­этому в аспекте внешнеторгового обращения можно выделить экспортные, импортные и транзитные пошлины.

Целью экспортной пошлины является стимулирование вы­воза уже обработанных товаров или полуфабрикатов, посколь­ку она устанавливается чаще всего на стратегическое сырье с целью предотвращения его чрезмерного вывоза. Применение экспортных пошлин ограничено правилами ВТО и разрешает­ся в исключительных случаях для защиты экспортного потен­циала.

Важнейшей функцией импортной пошлины является осу­ществление экономической и торговой политики в области за­щиты внутреннего рынка. Транзитные пошлины были рас­пространены с XV до начала XX в., когда из-за неразвитости инфраструктуры и транспорта, из-за опасностей в пути товары продвигались только по определенному маршруту (страны, че­рез которые проходили торговые пути, находились в исключи­тельном положении). В настоящее время транзитные пошли­ны используются значительно реже (например, при перекачке нефти и газа из страны добычи потребителям по трубопроводу, проходящему по территории другой страны).

· по целям использования. Использование пошлин может осуществляться в двух основных целях: 1) увеличение доходов бюджета; 2) осуществление задачи защиты рынка. Поэтому различают фискальные и защитные пошлины. Применение фискальной пошлины проводится не для ограничения торгов­ли, а для пополнения бюджета, так как государство с ее помо­щью стремится увеличить свои доходы и по этой причине заинтересовано в росте товарооборота. Целью установления защит­ных пошлин, наоборот, является ограничение нежелательного импорта.

· по типам ставок выделяют постоянные и переменные пошлины.

· по способу установления различают:

1. Адвалорные (начисляются в % к таможенной стоимости товара).

2. Специфические (устанавливаются в определенном разме­ре на единицу измерения товара: штуку, метр, литр и т. д.).

2.1. Сезонные (срок их действия не может превышать 4 месяцев);

2.2. Специальные (используется особый режим применения);

2.3. Антидемпинговые (применяются в случае демпинговых поставок);

2.4. Компенсационные (вводятся при необходимости компен­сации потерь от снижения цен);

2.5. Преференциальные (льготные) — при установлении учи­тываются специальные межгосударственные договоренности и соглашения;

3. Комбинированные (сочетаются 1 и 2 методы, начисляют­ся на основе одновременного применения двух способов уста­новления таможенных пошлин).

4. Альтернативные устанавливаются на основе выбора од­ного из первых двух способов по конкретному критерию (напри­мер, 10% от таможенной стоимости, но не менее 5 евро за 1 кг). Иначе говоря, применение альтернативных пошлин основыва­ется на использовании адвалорной и специфической ставки та­моженных пошлин с указанием, что по усмотрению таможен­ного органа, ответственного за взимание пошлин, применяется большая из них в данный момент.

Оптимальные пошлины - пошлины, если в результате их введения иностранные поставщики товара снижают цены так, что снижение цены равно размеру таможенной пошлины (сумма платежей пошлин импортерами равна сумме занижения цены экспортером).

Таможенная стоимость - стоимость товара, которая используется для целей применения мер таможенного регулирования - начисления адвалорных пошлин.

Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведён или подвергнут достаточной переработке.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.007 с.)