Тема: «Становление и развитие зарубежной теории социальной работы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Становление и развитие зарубежной теории социальной работы»



Вопросы:

1. Социальные науки как методологические основы социальной работы.

2. Понятие о парадигмы социальной работы.

3. Донаучный этап становления социальной работы.

4. Научный этап развития социальной работы и его характеристика.

1 вопрос

Социальная работа рассматривается с разных сторон:

1. Область научного знания.

2. Вид практической деятельности.

3. Учебная дисциплина.

В основе социальной работы лежат социальные науки – науки, которые исследуют исторические и практические жизни общества и человека. Социология, психология, правоведение, педагогика, философия, этика, эстетика – эти науки имеют прикладной характер, они направлены на формирование социальных отношений в обществе.

Наука – объективные знания о человеке и мире, которые сформированные человеком.

Социальная работа как область научного знания в конце 19 начале 20 века. Начинают формироваться первые взгляды на процессы помощи и взаимопомощи, эти взгляды формировались на основе исторических процессах в обществе.

Формируется представление о научной парадигме.

Парадигма – целостное самостоятельное знание о чем-то; это научные положения, которые определяют характер осмысления социальной работы; система взаимосвязанных понятий.

Парадигма помощи и взаимопомощи:

1. Доктрина помощи

2. Организация формы помощи.

3. Субъекты помощи.

Сущность социальной работы раскрывается через помощь, личность клиента, социальная среда и институт помощи.

Зарождение представления о помощи относят к появлению к родовому обществу.

В Древние времена были 2 формы помощи:

1. Реципрокация – взаимообмен

2. Редистрибуция – в родовой общине происходит общественное производство. Где часть продукции шла тем людям, которые не могли участвовать в общественных работах.

Субъекты помощи – община

Идеология помощи – помощь нужно оказывать тем, кто в ней нуждается.

Принципы помощи:

1. Деление с ближним.

2. Деление безвозмездное.

В родоплеменном обществе помощь носит характер общественный.

В древних государствах до нашей эры помощь оказывалась с проявлением дружественности. Дружественность – уважение человека, сострадание в беде и помощь. Субъектом помощи выступает государство.

В древних государствах в основе помощи лежало духовное начало и прерогатива государства:

1. Предотвращение голода или голодных бунтов.

2. Поддержание уровня жизни населения.

Между тем, мыслители древности исследовали проблемы связанные с оказанием помощи.

Выводы6

1. Помощь осуществлялось по инициативе государства

2. В основе идеологии помощи лежит сострадание и любовь к ближнему.

3. Помощь была прагматичной.

Возникновение христианства.

Теория агапе – в основе взаимоотношений между людьми лежит любовь к ближнему, но любовь к ближнему должна быть деятельностной а не чувственной.

Формы помощи:

1. Милости:

2. телесные и духовные.

Система помощи призрение – присмотреть, позаботится проявить благосклонное внимание.

Помощь начинает оказываться не только на индивидуальном, но и на групповом уровне.

Аспект помощи рассматривается в виде милосердия, деятельностное участие в жизни людей.

Возникает новое понятие социальной справедливости и равенства:

1. Милосердствуем, кто в этом крайне нуждается, но мораль говорит, что милосердствовать нужно тем, кто из ситуации богатства попадает в нищету, становится инвалидом.

2. Помощь оказывается обязательно тем, кто находится в нищете, кто является больным и немощным и престарелым. Общество должно сохранять равное отношение к равным людям.

3. Каждый человек должен научится к милосердию, ибо оно делает человека человекам.

С развитием католической церкви формируется новая идеология помощи в 16 веке. Это вызвано новыми социально-экономическими отношениями.

Лютер впервые формирует первый закон, который запрещает профессиональное нищенство. Церковь тратит много средств по оказанию помощи, она (помощь) должна носить индивидуальный характер.

Помощь оказывалась:

1. Кто не имеет своего крова

2. Те кто нуждается в помощи.

Итоги средневековья:

Особенность периода:

1. Идеология помощи христианская мораль

2. Субъект помощи – церковь.

3. Формируется новый концепт – оказывание помощи на индивидуальном уровне, в крайнем уровне нуждающимся.

3 этап – развитее теории Либерализма конец 18 начало 20 века.

В этот период начинает формироваться тенденция общественной помощи. При этом, бедность, нищета становятся доминантами помощи. большой вопрос в оказании помощи.

Позиции:

1. Помощь оказывает только государство.

2. Помощь должны оказывать только благотворители.

3. Государство и благотворительность должны сосуществовать.

Государство берет все вопросы о помощи на себя. В этот период начинается дискуссия о правах человека на помощь. Изучается феном бедности, подходы к клиенту.

В начале 19 веке Д’Осонвиль рассматривает проблему пауперизма – массового обнищания и выделяет причины бедности:

1. Болезнь

2. Проблема несчастного случая

3. Старость.

По его мнению, необходимо создать государственные программы, которые не позволят человеку стать бедным. Рассматривает проблемы с социальной политикой.

В этот период начинают исследоваться социально-психологические факторы влияния на судьбу человека.

Немецкий ученый Мюнстенберг утверждал, что проблемы жизненного сценария человека во многом определяются следующим:

1. Пол

2. Возраст

3. Семейное положение

4. Состояние здоровья.

Он подчеркивает, что люди реагируют на социальное изменение при помощи личностных ресурсов:

1. Биологических

2. Интеллектуальных.

Именно эти ресурсы позволяют человеку изменить свою ситуацию.

Средства помощи:

1. Временная помощь

2. Постоянная помощь.

Помощь может быть открытая (в не учреждениях) или закрытая (в учреждениях).

Помощь:

1. Натуральная.

2. Денежная.

По мнению Мюнстенберга человеческого неблагополучие связывалось:

1. Положение семьи

2. Психическим самочувствием

3. Социальным положением

Развивается исследования патологий человека.

4 этап: Научный этап становления социальной работы:

1. Промышленная революция в Европе.

2. Урбанизация.

3. Адаптация населения к новым условиям.

4. Изменение единого коллективно-семейного сообщества.

5. Смещение акцентов помощи – с материальной помощи, на самостоятельное решение проблем.

6. Активное развитие психологического знания.

7. Формирование первых документов о правах человека. 1935 год билль о правах человека.

Научный этап развития был опосредован:

1. Развитие понятия о социальной защите

2. Формирование новых политических защитах.

Большой вклад в развитие социальной работы внесли феминистки.

Такой деятельностью занимались:

1. М. Ричмонд

2. Алиса Соломон

3. Дж. Адамс.

Мери Ричмонд утверждала, что причина бедности и социальных проблем кроется в самом человеке. По ее мнению, чтобы решить проблему бедности, необходимо помочь человеку здесь и сейчас. Она издает ряд книг, которые называются «Дружеский визит к беднякам», «Социальная терапия», «Социальный диагноз». Она разрабатывает технологию индивидуальной социальной помощи клиенту. Ее заслуга в том, что она сформировала понятия социальной работы:

1. Диагноз

2. Клиент

3. Лечение

4. Метод

5. Индивидуальная социальная работа

Она считает, что процесс помощи клиенту должен иметь следующую систему:

1. Сбор информации о клиенте

2. Установление диагноза

3. Прогноз или составление плана действий

4. Назначение лечения.

Она считает, что процесс помощи человеку должен состоять из воздействия и взаимодействия с клиентом. Ричмонд сформировала модель личной индивидуальной работы с клиентом, где он является объектом помощи.

Мери Ричмонд сформировала диагностическую школу социальной работы, где клиент рассматривается объектом помощи.

Методы помощи клиенту:

1. Непосредственный метод – воздействие ум на ум при помощи советов, уговоров, цель метода – вовлечение клиента в выработку плана действий.

2. Опосредованный метод или косвенный – воздействие на окружающую среду.

Она разработала и принципы взаимодействия с клиентом: принципы ментальной гигиены:

1. К клиенту нужно относится с симпатией

2. Клиенту нужно отдавать предпочтение

3. С клиентом нужно строить совместные планы

4. Клиента нужно всегда поощрять.

Таким образом, Ричмонд обосновала технологию или алгоритм индивидуальной социальной работы.

В 20-30е годы исследователи В. Робитсон и Хамельтон в основу решения проблемы клиента ставят не ситуацию, в которой находится клиент, а его ценность, его образ прошлой жизни.

В связи с этим, Робитсон ставит в процесс решения проблемы человека его интересы, потребности.

В 30-40 годы развиваются новые направления в социальной работе.

О. Ранк и Т.Тафт разрабатывают функциональную школу социальной работы. Этот подход они обосновывают на основе поведенческой теории.

Они считают, что помощь должна интерактивной, клиент должен быть вовлечен в процесс помощи, задействование клиента.

Суть процесса – наладить взаимодействие клиент - социальный работник.

Суть состоит в том

1. чтобы клиент осознал свою проблему.

2. Принята клиентом помощь.

3. Понимал и видел пути выхода из ситуации.

Суть функциональной школы – клиент становится субъектом помощи.

В ходе взаимодействия с клиентом, необходимо равенство, партнерсво взаимодействие клиента и социального работника.

Далее в 60 годы формируются и выделяются отдельные направления, которые развивают идеи и технологии помощи человеку в трудной жизненной ситуации:

1. Теория и практика индивидуальной социальной работы

2. Теория и практика групповой социальной работы – идеи психологии группы

3. Теория и практика общинной социальной работы

4. Теория и практика административной социальной работы

Обращается внимание на психологические теории на решение проблем. Интерес представляет Х. Перлман – метод решения проблемы. Суть метода – процесс промоции клиенту должен строится на основе:

1. Исследования истории клиента,

2. На процессе интеракции,

3. Исходить из ресурсов клиента.

В 50 е годы алгоритмизируется и выстраивается последовательность помощи клиенту:

1. На первой встрече дать возможность выпустить пар клиенту.

2. Помочь снять эмоциональную блокаду

3. Алгоритмизировать проблему

4. Социальный работник должен сформировать новый взгляд на проблему

5. Сформировать план действий

6. Определить ресурсы

7. Составить контракт

8. Следить за изменениями

9. Подвести итоги

70-80 е годы связаны с формированием национальной школы социальной работы: американская, скандинавская, европейская.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.021 с.)