ТОП 10:

Тема: Становление и развитие отечественной модели социальной работы.



Вопросы:

1. Концепция милосердия и призрения как фаза донаучного осмысления социальной помощи.

2. Конфессиональная модель помощи.

3. Государственное призрение как парадигма помощи 17 – 2-я половина 19 века.

4. Период общественного и частного призрения конец 19 начало 20 века.

5. Период государственного обеспечения 17- 90 годы

6. Оформление теоретических основ в конце 20 начале 21 века в РФ.

7. Отличительные черты западной и отечественной парадигмы социальной работы.

1 вопрос.

Фирсов, Холостова, Топчий, Зайнешев, Григорьев – разрабатывали соц работу.

Основные парадигмы:

Древний период являлся архаической моделью:

1. Общинность

2. Сокральность

3. Общинные формы помощи: общинная милость, натуральная милость, общинная тризма, княжеские пиры, вервь или круговая порука

Закрытые формы помощи – для людей, которые не могли учувствовать в общественной деятельности, и они жили на подаяние.

Помогала община, ведущая роль – коллективизм

2 вопрос

Получила развитие в 10-17 веке, в ее основе лежала религиозная доктрина. Помощь оказывалась на основе христианских взглядов, деятельностной любви, на основе этических взаимодействий между людьми.

Формы помощи:

· Милостыни: духовные и телесные

Функции помощи:

· Призрение.

Суть модели заключена в том, чтобы помочь человеку справится с проблемой. Клиент рассматривается как объект помощи, а субъект помощи должен оказывать деятельностное участие.

Эта модель вырабатывает особое отношение к людям:

· Сироты инвалиды

Христианская модель формирует – коллективное сознание, направленное на индивидуальные деяния по отношению помощи нуждающимся.

Церковь как главный организатор формирует и определенные направления помощи:

1. Монастырская помощь – они занимаются проблемами проживания, питания, лечения бездомных людей.

2. Приходская помощь – занимались церковные приходы экономические, строительные. Они контролировали распределение средств на общественную деятельность.

В основе помощи лежала милостыня, которая имела двоякий смысл:

1. Через оказание милостыни субъект помощи реализовывал свою нравственность

2. Очищение души

В 17 первой половине 19 века появляется государственная парадигма помощи.

Суть – государство забирает прерогативу у церкви в помощи, оно начинает формировать институты помощи.

Человек рассматривается как принадлежащий церкви и принадлежащий государству.

Петр I вносит большой вклад:

1. Принимаются нормативные акты, которые запрещают профессиональное нищенство.

2. Утверждается, что каждый человек должен творить милостыню и добро по отношению к другим.

3. Помощь начинает приобретать элементы обязательности. Они диктуются государством.

4. Определены категории помощи: нищие, больные, инвалиды, бездомные.

5. Объект помощи начинает терять свою свободу, поскольку ему предлагается в участие в социальных институтах.

6. Принимаются госакты, позволяющие оказывать помощь на безвозмездной основе.

4 вопрос.

Общественно-государственная модель помощи середина 19-начала 20.

Существуют 2 вида помощи:

1. Государственная

2. Общественная модель – действует гораздо лучше, т.е. общественная благотворительность.

В контексте общественно-государственной модели формируются взгляды на человека нуждающегося:

1. Люди, которые не могут работать

2. Нищенствующие и лишенные крова

3. Сироты

4. Имеющие определенные случайные обстоятельства

В этот период признается, что нуждающимся может быть любой человек, все зависит от его жизни. Активно развивается и государственная модель помощи, в рамках, прежде всего основ социальной политики. Развиваются институты помощи. Ведущая форма помощи – призрение.

Вместе с тем, в 19 веке получает свое развитие благотворительность – проявление сочувствия, сострадания к людям.

С другой стороны, благотворительность это также и система услуг, которые предоставляются с точки зрения государственной выгоды.

Выделяются и отдельные филантропы, которые занимаются строительством больниц, галереи – Третьяков, общественные производства - демидовы. Особенность этих деяний были альтруистическая деятельность. В этот период с точки зрения науки развиваются теории общественного призрения. К первым исследователям отечественной социальной работы можно отнести:

1. В. Максимов

2. В. Герье.

3. В. Гаген.

4. П. Кропоткин

5. А. Горовцев.

Герье рассматривал общественное призрение с точки зрения народно-хозяйственной, экономической, административно-полицейской проблемы. Он считал, что государство должно заниматься общественным призрением. Однако, по его мнению денежные средства должны вносится общинами. По его мнению, государственное призрение должно быть культурным явлением, координировать его должно МВД.

Горовцев исследовал понятие благотворительности, он исследует самого субъекта помощи и формы помощи:

1. Натуральная

2. Денежная

3. Милостыня.

Ведущим видом, по его мнению, должна быть трудовая помощь.

Кропоткин рассматривал механизмы помощи, она должна оказываться на основе солидарности. Кроме того, Кропоткин рассматривает и систему помощи, он видит систему организации помощи через страхование. Он считал, что видом помощи может служить воспитание и исправительные работы.

5 вопрос

Социетальная модель помощи – 1917 – 90 е годы.

Эта модель помощи заменила общественную и частную благотворительность, разрушила церковную помощь, начала развивать систему социального обеспечения.

Активно развиваются науки – педагогика, социальное обеспечение. советская власть гарантирует права на социальное облуживание.

50-80 годы активно развивается социально-правовая база. Ведущая помощь с 1964 пенсии.

В этот период активно исследуются социальные поталогии.

6 вопрос

Конец 20 начало 21 века.

Профессиональная социальная работа:

· Возвращаются формы помощи: государственная, общественная

Государство возвращает и роль церкви в системе оказания помощи. Активно изучается история становления социальной работы, разных видов услуг, активно используют зарубежный опыт. Формируются научные исследования и школы.

В 1991 году появляется профессия социальная работа.

7 вопрос

1. Отечественная и западная парадигмы социальной работы строились на идеях христианства: нравственность. Отличительная система запада приобрела характер индивидуализма. Отечественная система носила коллективизм и строилась на соборности и оказывала помощь всем миром.

2. Философия отечественной модели помощи лежит в плоскости христианства, в основе модели – духовность. Зарубежная модель – более прагматичной.

3. Социальная работа как профессия и в отечественной и в западной парадигме выделяются из общественного движения. В западной модели помощи профессиональная социальная работа формировалась непрерывно и последовательно, в отечественной модели становление были прерывистым, дискретным и профессия в отечественной модели выделилась из других профессий.

4. Понятийное поле за рубежом складывался на основе психологического, социологического, юридического знания. В отечественной модели - социальное обеспечение. Понятийного поля не существовало. Социальная работа как профессия и наука стала формироваться в конце 20 века и сегодня она активно использует зарубежные знания, чтобы сформировать модель помощи.


Тема: Социальная работа как область научного знания

Вопросы:

1. Понятие науки и научного знания

2. Предмет теории социальной работы

3. Объект теории социальной работы

4. Субъекты социальной работы

5. Функции теории социальной работы

6. Взаимосвязь социальной работы с другими отраслями научного знания.

1 вопрос

Наука – форма общественного сознания, которая отражает общественное бытие, окружающий мир, специфические научные представления, понятия, теоретические системы.

Наука вырабатывает:

· Понятия

· Закономерности

· Теории.

Суть любой науки заключается в том, чтобы она реализовывалась в практику.

Цель науки – описать, объяснить, предсказать, предвидеть. Наука описывает общественные явления.

Научные знания формируются:

1. Сбор фактического материала, эмпирических знаний, опыта, который фиксируется и обобщается.

2. Сформировать методологическую основу. Выстроить мысленно теорию, затем ее реализовать на практике.

Социальная работа наука:

1. Областью научного знания может считаться такое научное обобщение, где исследуются определенные социальные явления и процессы.

2. Научные знания существуют тогда, когда четко выражена проблема, цель и задача. Эти проблемы должны иметь как теоретический, так и прикладной характер.

3. Наукой считается лишь то научное знание, которое имеет свою историю.

4. Наука существует тогда, когда у нее есть четкие объект и субъект исследования.

5. Наука должна иметь свои закономерности.

6. Наука имеет свое понятийное поле (понятия).

7. Наука должна иметь свои исследовательские методы.

8. Наука существует, когда имеются тесные взаимосвязи с другими отраслями научного знания.

Особенности социальной работы:

Теорию социальной работы рассматривают:

1. Как фундаментальную науку в процессе оказания помощи людям в трудной жизненной ситуации.

2. Прикладной уровень – разработка отдельных теорий для практики и решения проблем.

Социальная работа является прикладной наукой, она является общественной наукой, она относится к гуманитарной науке, она является междисциплинарной наукой. Теория социальной работы опирается на осмысление практики.

Теория социальной работы обслуживает:

1. Организацию социального обслуживания.

2. Она решает проблемы регуляции социальных отношений в обществе.

3. Направлена на решение профилактических проблем.

Таким образом, в целом теория социальной работы является интегративной наукой, она не может опираться на одну теорию: на психологическую, социологическую, ролевую, педагогическую, теорию конфликтов.

Научные знания в области социальной работы формировались в длительном периоде. В конце 19 века получают свою научную интерпретацию.

На развитие большое влияние оказали философские теории:

1. Экзистенциализм – в свое жизни человек переживает те явления и процессы, которые происходят в окружающем мире. Переживания носят объективно-субъективный характер.

2. Философия прагматизма – через человеческий опыт, практику познается окружающая действительность, для реализации поведения человек должен иметь знания.

3. Философия индивидуализма – человек всегда стремится постигать явления и процессы своим разумом. Стремление постичь лежит в основе человеческой жизни.

4. Материализм – объективность окружающего мира.

5. Системный подход – все явления и процессы имеют систему и иерархию, имеют связь и взаимообусловленность. Все социальные процессы должны исследоваться последовательно, взаимосвязано.

6. Культурологический подход

7. Личностный подход

8. Антропологический подход

2 вопрос

Предмет теории социальной работы – социальные явления и процессы, отношения. Исследования социальных процессов и явлений, имеющих отношение к жизнедеятельности конкретной личности, группы, общности.

Предмет социальной работы – исследование отношений, которые складываются между человеком и обществом, человеком и государством, человек и человека.

Социальные отношения проявляются, прежде всего, в поведение человека и его действиях. Иначе говоря, предмет теории социальной работы – та объективная реальность, в которую попадает человек, где нарушается его субъектность и где эти проблемы вытекают их переживаний, эмоциональных состояний.

В широком смысле теория социальной работы – система определенных взглядов и представлений по использованию социальных процессов, отношений, которые возникают в процессе деятельности социальных институтов.

Теория социальной работы выявляет и исследует существенные и объективные связи и явления преждесущие связям и процессам. Таким образом, в теории социальной работы можно говорить не просто предмете науки, а о ее предметном поле: социальные отношения, социум, социальная среда, где происходят эти отношения.

Предметом в социальной работе можно считать закономерности, которые обуславливают развитие социальных процессов под влиянием управляемых факторов.

Иначе говоря, суть теории социальной работы заключена в том, чтобы содействовать разрешению жизненных проблем человека на всей жизни, на любом этапе его развития.

Теория социальной работы исследует самого человека как носитель проблемы, исследование путей и способов решения проблем, исследование деятельности социальных институтов.

3 вопрос

Объект социальной работы – все люди. Поскольку каждая жизнь человека имеет свои проблемы.

В узком смысле объектом в теории социальной работы могут выступать отдельный индивид, группа, сообщество людей. Особенность в том, что все эти люди в трудной жизненной ситуации и изучаются под определенным углом.

Объектом теории социальной работы выступает система взаимосвязей человека в сфере его окружения.

В социальной работе мы исследуем:

1. Жизненную ситуацию клиента

2. Коммуникативные связи

3. Семейные, супружеские отношения

4. Проблемы поведенческого функционирования

5. Проблемы расслоения в обществе

Объектом науки социальной работы – процессы связей взаимодействий, способы, средства которые регулируют поведение социальных групп.

Объект социальной работы:

1. Социальная помощь

2. Реабилитация

3. Коррекция

4. Социальная защита

4 вопрос

Субъект – источник активности, специалист по социальной работе, государство, социальные институты, волонтер, человек нуждающийся.

5 вопрос

Теория социальной работы выполняет следующие функции:

1. Аналитическая – анализ процессов и явлений

2. Прогностическая – прогнозирование процессов и явлений.

3. Информационная – социальная работа распространяет научные знания о процессе помощи.

4. Эвристичека – социальная работа должна формировать инновации

5. Диагностическая – диагноз процессов и явлений.


Тема: Основные понятия и категории социальной работы

Вопросы:

1. Общая характеристика

2. Категории социальных наук, используемые в социальной работе.

3. Категории относящиеся к теории социальной работы (собственные).

1 вопрос.

Понятийно-категориальный аппарат – основные понятия, которые раскрывают сущность предмета научного знания.

Понятия – термины, которые позволяют в обобщенном виде отразить явления изучаемые наукой.

Понятие формируется:

1. Эмпирические исследования

2. Сравнения

3. Категория – наиболее обобщенная, фундаментальное научное понятие.

Основные понятия в социальной работе связаны с социальным наукам:

1. Социология

2. Педагогика

3. Этика

4. История

5. Философия

6. Психология

Все эти понятия в социальной работе рассматриваются под определенным углом.

Формирование понятий по Холостовой:

1. Понятия из социальных наук: личность, социальные отношения, социализация, социальные роли…

2. Категории, принадлежащие к теории социальной работы по преимуществу: социальный работник, социальное обеспечение, социальная помощь, социальные услуги, социальное сиротство

3. Категории, которые принадлежат теории социальной работы, но используются другими науками: семейный конфликт, реабилитация….

Группы понятий:

1. Понятия, которые классифицируются по принадлежности человека к различным группам: пожилые, инвалиды, сироты безработные.

2. Понятия, раскрывающие технологии социальной работы: профилактика, реабилитация, консультирование, социальный контроль, адоптация.

3. Категории, которые раскрывают социальную работу в определенных ситуациях: кризисная, социальная работа в военных условиях, интервенция,

Существуют различные подходы к формированию понятийного аппарата.

Ведущим понятием выступает понятие социальное. В словаре иностранных слов оно переводится как общественный, связанных отношением к обществу. Понятие социальное часто рассматривается в качестве понятия общества, где означает взаимодействие между людьми и обществом.

Понятие социальное связано с тем, что общество формирует нормы и ценности – формируется система общественных отношений. Социальность понимается как взаимоотношения, взаимообязанности между людьми в процессе человеческого бытия. Социальная работа рассматривает проблему взаимоотношения и регулирования.

Социальные отношения – отношения между людьми, как представителями социальных групп, которые отражают определенное положение, образ и уклад жизни.

Социальные отношения определяются6

1. Образом жизни

2. Интересом и потребностями

3. Уровнем источника доходов

Социальные отношения, в которые вступает человек очень разные.

Через социальные отношения человек проявляет свои социальные качества – становление личностью.

Сущность социальных отношений – удовлетворение потребностей.

Социальные отношения – способ связи между людьми. Благодаря им осуществляется социальная помощь, поддержка, социализация человека.

Социальная деятельность лежит в основе социальных отношений.

Деятельность – способ существования человека. В деятельности он проявляет активность.

Деятельность в науке – сложная система, она связана с преобразованием человека. Цель, преобразование, предметность, обусловлена общественными условиями, обмен деятельностями, общение – лежит в основе деятельности. Любой деятельности свойственны: мотивы, задачи, условия, формы. Любая деятельность направлена на человека, развитие общества, она носит социальный характер.

Работа в данном аспекте система различных технологий, направленных на оказание социальной помощи, поддержке человеку.

Социализация – самая широкая, абстрактная категория, т.е. приобщение человека к общественной жизни, включение в систему социальных отношений.

Социализация – усвоение индивидом, ценностей, норм, установок, поведения, которые есть в обществе.

Социализация рассматривается как комплексный процесс, который проявляется в процессе обучения, воспитания, усвоение индивидом на протяжение всей жизни всех норм и правил общества.

Процесс социализации очень сложен, протекает всю жизнь.

Процесс социализации протекает по 2 путям:

1. Целенаправленный путь

2. Стихийный – осуществляется при помощи стихийных факторов.

В науке выделяют следующие факторы влияющие на социализацию человека

1. Макро факторы: планета, космос, общество

2. Мезо факторы: СМИ, религия, тип поселения, язык, культурные традиции.

3. Микро факторы: воздействие на каждого из нас – семья, сверстники, учреждения образования, трудовой коллектив.

Ведущим и первичным институтом социализации – семья.

Агенты социализации, которые выступают проводниками.

Стадии социализации:

1. Детство. Виды деятельности: игра, подражание.

2. Юность. Виды деятельности: обучение, воспитание.

3. Зрелость: трудовая деятельность, семейная деятельность.

4. Старость: все виды деятельности начинают затухать, осмысление жизни.

Ресоциализация – восстановление утративших ранее связей и отношений через освоение новых ролей.

Адаптация – одна из сторон социализации.

Проблемы адоптаци приводят к дисбалансу.

Стадии адаптации:

1. Познавательная – познание процесса или явления с максимальной коммуникативностью, приобретение новых связей.

2. Аккомодация – период наиболее длительного равновесия между сохранением между нормами и ценностями старыми и новыми.

3. Период связанный с ассимиляцией – процесс растворения, принятия новых норм и ценностей.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.025 с.)