Тема: Современные теории социальной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Современные теории социальной работы.



Вопросы:

1. Психолого ориентированные теории и модели практики теории социальной работы.

2. Социолого ориентированные модели и практики социальной работы.

3. Комплексно ориентированные теории и модели практики социальной работы.

1 вопрос.

Исследователи Гуслякова выделили 3 группы научных теорий, на которых строится сегодня процесс помощи человеку:

1. Психолого ориентированные теории

2. Социолого ориентированные теории

3. Комплексно ориентированные теории.

Современные теории:

1. Теории из других областей научного знания.

2. Собственные теории социальной работы.

Пейн М. – современные теории социальной работы.

Теории социальной работы:

1. Описывают социальные явления

2. Описывают и предсказывают поведения человека

3. Формируют модели помощи людям.

Психолого ориентированные теории основываются на психоананлизе Фрейда, они основываются на психологических теориях Юнга, Маслоу, Эриксона, где объясняются индивидуальные поступки, поведения, эмоциональные реакции человека. Исходя из низ формируются понятие о человеке нуждающимся его поведения и путях решения.

Суть данных теорий – изменить поведение человека исходя из реализации личностных возможностей.

В психолога ориентированных теориях лежит лечебная модель.

Психо динамическая модель социальной работы. Она очень часто описывается как психосоциальная модель. Она активно используется в ср при психосоциальных проблемах человека: семейная проблема, агрессивность…

Психо-динамическая модель предполагает вмешательство специалиста ср в проблему человека. Для этого надо:

1. Познать жизнь человека, начиная с детства.

2. Изучить социальное окружение клиента.

3. Вскрыть причины проблемы

4. перевести проблемы

5. Назначить лечение.

Психо-динамическая модель включает обязательно непосредственное взаимодействие с клиентом, личность способна к изменениям, а для этого необходимо воздействовать на внешние и внутренние факторы.

Особый акцент здесь делается:

1. На переживание клиента

2. Восприятие тактических шагов

Такая модель требует, чтобы сам социальный работник учитывал свое собственное психо-эмоциональное состояние, учитывал динамику взаимодействия с клиентом, динамику взаимозависимости.

Психо-динамическая теория подвергается критики. Она предлагает методы директивных методов лечения.

Экзистенциалистская теория – способствовать изменению душевных переживаний клиента, чтобы он сам научился за себя отвечать.

Он начал формироваться после Второй Мировой. Необходимо было укрепить веру в людях, что все может измениться к лучшему. Этот подход выдвигает, что человек сам ответственен за свою судьбу.

Эта теория выдвигает, что у человека нобходимо снять страх и отчужденность, избавить от иллюзий и самообмана, необходимо помочь поверить в собственные силы, помочь справиться с проблемой.

В системе экзистенциональной помощи социальный работник не ставит диагноз, не занимается прогнозированием, а направляет свои усилия на то, чтобы помочь человеку избрать собственный стиль жизни. Эта модель направлена на то, чтобы содействовать человеку начать жить по новому. При этом, социальный работник утверждает, что беспроблемной жизни нет. Он выступает в роли терапевта, помогает осознать клиенту, что изменить ситуацию можно изменить своими действиями, отвечая за себя и поступки.

По этой модели ценным является то, чтобы открыть у человека самосознание и опираться на себя. Важным в экзистенциональной модели является контакт между ср и клиентом, между клиентом и значимыми для него людьми.

В экзистенциональной модели важно выявить, как сам человек воспринимает окружающий мир, как оценивает свой социальный статус.

Где применяется эта модель – разрешение различных девиаций, работа с группами риска, с людьми алкоголь зависимыми.

Цель этой помощи – усилить способность человека к самосознанию и контактность с людьми.

Экзистенциональная модель требует, чтобы между ср и клиентом складывалось взаимопонимание.

Гуманистическая теория – Роджерс, связана с экзистенциональной теорией.

Цель – помочь клиенту на основе самосознания понимания личности, как на личность влияет окружающая среда.

Оказание помощи в этой теории идет через:

1. Признается ценность индивидуального мира личности.

2. Признается право клиента на возможность решать самостоятельно свои проблемы, опираясь на свой личный и духовный опыт.

3. Социальный работник занимает посредническую позицию используя технику слушанья и технику эмпатийного отношения к человеку.

Эта теория выдвигает, что в процессе помощи надо опираться на сильные стороны клиента.

Гуманистическая теория признает, что человек существо доброе и должно совершать добрые поступки.

Для разрешения проблем человек опирается на положительное в клиенте. Гуманистическая модель требует включение клиента в активную деятельность, а роль ср заключена в том, чтобы помочь человеку чувствовать себя в безопасность.

2 вопрос

Социолого ориентированные теории опираются:

1. На теорию систему

2. На марксистскую теорию и понимание социальной практики – коллективные усилия способны изменить самосознание человека и изменить общество.

Теория систем была выдвинута Берталанфи в 1931 году. Эта теория обосновывала биологические процессы. Ее суть состоит в том, что все живые организмы – системные образования, они составлены из подсистем, а сама система принадлежит к сверхсистеме.

Сегодня с точки системного подхода и 3 систем оказывают помощь 3 системы:

1. Семья - неформальные.

2. Формальная система – трудовые, учебные коллективы, общественные формирования

3. Формальная система – система учреждений, которые функционально ориентированы на помощь человеку.

На основании теории систем ср выделяет факторы окружающей жизни, которые влияют на проблему человека:

1. Семейные

2. Материальные

3. Коммуникативные

4. Социально-бытовые

Суть – снять воздействие этих факторов.

Теория систем используется в социальной работе:

1. При анализе работы ср

2. При выявление факторов проблематики человека

3. При формировании процесса помощи человеку.

Экологическая теория или «модель жизни». Она рассматривает человека, как субъекта жизнедеятельности, который непосредственно и постоянно взаимодействует с окружающей средой и к ней приспосабливается. Человек рассматривается как часть системы и взаимодействие с ней.

Все проблемы обусловлены окружающей средой.

Цель данной теории – усилить возможности адаптации человека более продуктивно и решать проблемы с дезадаптацией:

1. Проблемы бедности

2. Наркомания, алкоголизм

3. Дискриминация.

4. Миграция.

5. Развод.

Суть данной теории – чтобы моделировать жизнь личности исходя из воздействующих факторов окружающей среды.

Используя экологическую теорию, социальный работник оценивает ситуацию в которой находится человек, выявляет пути адаптации, приучает к способам приспособления к окружающей среде.

Социально-радикальная модель.

Суть – положение человека в обществе связана с определенными рисками, а риски в жизни человека объясняются социально-экономическим и политическими проблемами.

В связи с этим, развивается безработица, малообеспеченность, рост девиаций, такая модель считает, что в основе помощи должна лежать защита

Такая модель требует, чтобы у личности нужно развивать само защитные механизмы, т.е. активировать личностный потенциал личности на решение проблем. Данная модель также считает необходимым обращение к властным структурам, чтобы разрешать экономические проблемы.

Эта модель видит способ разрешения в общественных движениях и организациях, которые будут участвовать в решении проблем.

Марксиская модель теории социальной работы.

Суть – в ней лежит идея коллективных усилий, направленных:

1. На изменение общества

2. Изменение сознания человека

3. Коллективное оказание помощи человеку

С точки зрения этой теории, проблемы человека нуждающегося обусловлены социальными условиями и средой. Необходимо чтобы государство сформировало такую систему жизнедеятельности, которая бы предоставляла благосостояния любому человеку. Марксиская модель представляет модель государства всеобщего благосостояния.

Роль социальной работы с точки зрения этой теории состоит в том, чтобы выступать в роли терапевта, контролера, адвоката, стабилизатора.

В таком случае, социальная работа до

Создание программ

Финансирование подобных программ.

Марскиская теория имеет положительное и негативное для ср.

Положительное:

1. Общество способствует разрешению социальных проблем человека.

2. Общество создает условия для жизни человека.

Недостаток:

· Активность клиента минимальна

Комплексные теории

Суть – объединение ориентиры на оказание помощи с точки зрения биологического начала в человеке и социального начала.

Эти теории рассматривают человека комплексно как био психо социальное существо, формируют целостное представление о человеке и способ решения.

Комплексно-ориентированые теории:

1. Когнитивная теория

2. Социально-педагогическая теория.

3. Ролевая теория.

4. Виталиская модель

Когнитивная теория – тяготит психолого ориентированным теориям, она исследует поведения человека. Эта теория в начало ставит мышление и влияние мышления на действия, поступки личности.

В целом поведение человека направленно на самозащиту своих интересов, потребностей через поведенческие реакции.

Для того чтобы решить проблему человека нужно чтобы личность поняла свое поведение, нашла способы решения поведения своих поведенческих реакций. Согласно этой теории мышление формирует поведение человека.

Необходимо:

1. Отработать механизмы поступков человека.

2. Обучить его способам действий

3. Способам эмоциональных реакций, чтобы разрешать конфликты.

Эта теория на практическом уровне поведение человека рассматривает на 3 стадиях развития:

1. Реакция клиента на внешний мир

2. Стабилизация положения клиента

3. Изменение поведенческих реакций с новыми условиями.

Социально-педагогическая теория:

Суть – процесс поведения человека обусловлен социальной средой, обучением и воспитанием. Целенаправленным воздействием на личность, чтобы она приобретала опыт и участие в отношениях между людьми.

Важным является создание условий для организации воспитательного процесса, непосредственно процесс воспитания и обучения.

Социальная педагогика занимается проблемами формирования человеческого поведения с точки зрения социального воспитания и обучения.

Особенности – осуществляются непосредственно в окружающей среде.

Социальное воспитание и обучение направленно на социализацию человека, решать адаптационные процессы в постоянно изменяющимся мире.

Ролевая теория:

Она утверждает, что в процессе жизнедеятельности человек выполняет до 400 социальных ролей. И сами отношения, в которые вступает человек являются динамичными. Ему приходится осваивать новые роли и адаптация к ним, уметь применять на себя другие роли.

В процессе жизни человек моделирует социальные роли, поведение, соотносит свое поведение с поведением других людей.

Ролевая теория основывается:

Опыт прошлого

Какие события происходят сегодня в жизни человека

На основе собственного представления о собственной роли в жизни

Социальная роль – поведение которое ожидают от человека другие люди. Иногда ролевой репертуар личности нарушается.

Витально-оринтировная теория или концепция жизненных сил человека:

Эта концепция активно исследуется социологами.

Жизненные силы человека – биологические составляющие, психологическое составляющее, интеллектуальное составляющее человека.

Объективирование жизненных сил человека:

1. Условия проживания.

2. Непосредственно социальной деятельностью человека

3. Индивидуальным и общественным сознанием

С точки зрения ученого Вернадского, что в течение жизнедеятельности человек накапливает определенную энергию.

Накопление сил:

1. Социальное образование

2. От субъектной позиции человека в системе отношений

Задача социальной работы заключена в том, чтобы формировать жизненное пространство человека, чтобы он мог продуктивно развиваться и реализовывать себя, что позволит ему решать проблемы.


Тема: Системный подход в ср

Вопросы:

1..

2. Социальная работа как система

3. Системный подход в практике социальной работы

1 вопрос

Впервые представление о системе как совокупность методов было выведено в теории Берталанфи в 30-е годы 20 века.

Система представляет собой множество, состоящее из отдельных элементов, эти элементы имеют между собой определенные связи, из них формируется целостность.

Типы систем:

1. Большие системы – общество, государство, социальная работа

2. Социальные системы.

3. Информационная система.

4. Материальная система

5. Физическая система

6. Химическая

7. Геополитическая

8. Система соотношений

9. Статичные системы

10. Динамичные системы

11. Открытые системы

12. Закрытые системы

Из чего состоит система (ее элементы):

1. Часть объективной реальности.

2. Существует в определенной системе координат

3. Развивается в определенной среде

4. Обладает целостностью

5. Имеет структурные элементы

6. Имеется внутренняя самоорганизация

Системы могут быть:

1. Сложными

2. Упорядоченными.

3. Простыми

Системы тср:

1. Объект

2. Субъект

3. Закономерности

4. Принципы

5. Взаимосвязь с другими областями научного знания

6. Система практической деятельности

7. Часть международной системы социальной работы

8. Человек – важнейший элемент, поскольку предметное поле социальной работы – взаимоотношение между человеком и обществом

Для этого важно:

1. Системный взгляд человека на общество

2. Системный взгляд на анализ проблемы человека

3. Поиск путей решения проблемы.

2 вида систем:

1. Статичные

2. Динамичные системы – социальная работа, поскольку постоянно меняются проблемы в обществе и их решения

Социальная работа – соц система:

1. Человек со своими связями и отношениями.

2. Социальные институты

3. Система общественных институтов

4. Свое управление

5. структура

Структура социальной работы

1. Объект.

2. Субъект

3. Содержание

4. Методы

5. Управление.

6. Цель

7. Задачи.

Социальная работа – открытая система, она взаимодействует с другими системами:

1. Социально-политическая

2. Здравоохранение

3. Право

4. Образование

5. Социально-экономическое

Системный анализ в социальной работе – изучение системы социальной работы с точки зрения возникновения, становления, функционирования и развития.

Системный подход позволяет рассматривать социальную работу как состоящую из подсистем. Этот подход рассматривает социальную работу с определенными группами индивидов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.057 с.)