ВОПРОС 21.Общие черты научного стиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС 21.Общие черты научного стиля



Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Логичность - это наличие смысловых связей между последовательными единицами текста.

Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления.

Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.

Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.

Эмоциональность, как и экспрессивность, в научном стиле, который требует объективного, «интеллектуального» изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского «я» - это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными). Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе.

Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики.

БИЛЕТ 22

 

Научное исследование начинается с обоснования актуальности его темы. Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент для решения данной проблемы, задачи или вопроса. Важность предпринимаемого исследования заключается в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи. Актуальность темы проверяется в процессе изучения решений директивных органов, научно-координационных советов, статей постановочного характера и т.п.

При обосновании актуальности выбранной темы необходимо обращать внимание на отражение конкретно выбранной темы, а не направления исследований как проблемы. Актуальность обычно отражает задачи, которые сформулировал исследователь в аспекте выбранного направления научных изысканий, а также то, что сделано в данном направлении предшественниками и что осталось нерешенным. На этом фоне формируется противоречие, понимаемое чаще всего как несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями внутри единого объекта. На основании выявленного противоречия формируется проблема. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке опредмете исследования.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Проблему часто отождествляют с вопросом (т.е. положением, которое также нужно разрешить). Считается, что проблема — это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это так и не так, поскольку специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является.

Таким образом, если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

Укажем типичный порядок действий, необходимых для постановки проблемы. Прежде всего, надо выделить центральный вопрос проблемы, зафиксировать то противоречие, которое легло в основу проблемы, а затем сделать предположительное описание ожидаемого результата.

Чтобы построить проблему, необходимо:

— «расщепить ее на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос;

— сгруппировать и определить последовательность решения подвопросов, составляющих проблему;

— ограничить поле изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями самого исследователя, а потом разграничить известное от неизвестного в области, избранной для изучения.

Для оценки проблемы следует произвести следующие действия:

— выявить все условия, необходимые для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и т.п.;

— проверить наличные возможности и предпосылки;

— выяснить степень проблемности, т.е. соотношение известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы;

— найти среди уже решенных проблем аналогичные решаемой. Для обоснования проблемы надо:

— установить ценностные, содержательные и генетические связи данной проблемы с другими проблемами;

— привести доводы в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;

— постараться выдвинуть сколь угодно большое число возражений против проблемы.

ВОПРОС 23

 

Научная работа включает заглавие, введение, основное содержание и заключение.

Заглавие работы должно быть связано с основной темой исследования и полученными результатами, где в словесной форме должно выражаться самое основное идейное содержание проведенного исследования.

Заглавие не обязательно должно выражаться повествовательным предложением, оно может быть выражено и в вопросительной форме. Главное, чтобы в заглавии присутствовало основное содержание т ключевые слова. Для этого требуется ответить на два взаимосвязанных вопроса: О чем утверждается в данной работе (разделе)? и Что будет утверждаться по этому вопросу?

Заглавие должно иметь обязательно строгую наукообразную форму. Стиль, образность также могут быть существенными для определенных целей. Соблюдение закона тождества и правил определения является, по существу, необходимым условием формулировки заглавия. Итак, заглавие должно быть сформулировано с помощью слов и понятий, которые точно определены в содержании работы; оно должно соответствовать объему рассматриваемых вопросов и не должно быть шире или уже содержания работы.

Введению принадлежит очень важная роль, так как в нем характеризуются все основные компоненты научного исследования: актуальность темы исследования; объект и предмет исследования, цель и задачи исследования; методологические и теоретические основы и источники исследования; научную новизну исследования; апробация работы; объем и структуру работы.

Здесь разъясняется смысл основных концептов, раскрывается их содержание, формулируются основные условия и абстракции, на которых базируется данное исследование и в рамках которых предполагаются истинными его результаты.

Основное содержание научного исследования в развернутой форме раскрывает содержание научного поиска. Оно отражает те интеллектуальные усилия, средства и приемы, которые были использованы для решения научной задачи и получения продуктивного результата.

С информационной точки зрения, содержание представляет деятельность двух видов:

а) поиск ответов на вспомогательные вопросы;

б) сведение ответов на вспомогательные вопросы к ответу на основной вопрос.

Процедура сведения основного вопроса к вспомогательным, с логической точки зрения, является операцией логического деления объема понятия. В процессе этого деления производится построение классификаций, которые текстуально находят свое выражение в плане и оглавлении работы.

В процессе перехода от общих вопросов кчастным следует достигать того уровня, когда наиболее оптимален ответ на вопрос, когда наиболее эффективно применение средств и методов познавательной деятельности. Частные вопросы не должны принимать характер тривиальных проблем, что может дискредитировать основную научную проблему и содержание.

Научный поиск есть сложное переплетение различных приемов и средств: использование аналогий здесь может сочетаться с определением, выдвижением гипотезы с получением дедукции из этого общего гипотетического положения и т. д. Все усложняется тем, что логически осознанные ходы мысли неминуемо включают в себя интуитивные догадки, выводы на уровне подсознательного, логические «скачки» через несколько посылок дедукции, «полеты» воображения. Драматизм научного поиска, его эмоциональный фон остаются за рамками научной работы.

Основное содержание приращенного знания, т.е. результаты научной работызаключаются в «выводах» научного исследования, которые должны быть логически и методологически корректно сформулированы, отличаться конкретностью, обоснованностью, оригинальностью, актуальностью, проявляющуюся в способности полученных результатов решать конкретные теоретические или практические задачи.

Так как основной результат будет окончательно получен в ходе исследования, в его окончательном тексте, то естественно, что точное, определение названия работы с самого начала сформулировать почти невозможно. Поэтому в начале исследования пользуются так называемым «рабочим названием», которое соответствует рабочей формулировке темы и тем рабочим гипотезам, которыми пользуется вначале исследователь.

Итак, в заключении подводится итог исследования. Задача заключения состоит, прежде всего, в том, чтобы сделать явным исследование основного результата работы из частных, вспомогательных результатов. Таким образом, демонстрируется, что работа имеет законченный характер, ее результат является органическим следствием остальных частей.

Это придает работе логически и структурно целостный вид. Логически основное требование к заключению можно сформулировать, как требование из области доказательства:

демонстрация исследования основного вывода из частных выводов должна подчиняться правилам доказательства.

Кроме того, в заключении могут быть указаны наиболее важные и интересные выводы, вытекающие из основного содержания. Они относятся: элементам научной новизны работы. В заключении может быть указано значение работы и перспективы дальнейших исследований.

Заключение формулируется в соответствии с целями и задачами исследования и содержит решение поставленной проблемы. Это - ответы на вопросы, заложенные в научном исследовании, которые излагаются в тех понятиях и выражениях, посредством которых ставились вопросы, а также посредством понятий и выражений, установленных в процессе обоснования полученных выводов. которые являются способами осуществления аргументации.

 

ВОПРОС 24

План как скелет научного исследования, как схематически записанная совокупность представляет собой коротко сформулированные мысли-заголовки. Различают планы простые, сложные, а также рабочие планы исследования, которые имеют свою методику.

Для любого научного исследования актуален план-конспект, который имеет три части: заглавие, содержание работы (с подробным описанием каждой части плана) и список литературы и источников, где каждый раздел раскрывает свое содержание через источники и новый материал, их анализ, сопоставление, сравнение, доказательство гипотезы, выводы.

Примерная схема описания плана-конспекта следующая:

- В данном исследовании мы намерены доказать следующую гипотезу…

- Имеющиеся источники свидетельствуют о том, что рассматриваемая проблема имеет нерешенные вопросы, о чем свидетельствуют собранные сведения….

-. В первой главе попытаемся ответить на такой-то вопрос…

- во второй — достичь такого-то результата….

- в заключении подчеркнем, что нами обнаружено…..

- исследование проводится в таких-то четко очерченных рамках…

- в означенных пределах будет применяться методология, которая заключается ……

Сущность такого описания - помочь выстроить рабочие идеи в цепочку, которая уже меняться не может, а если будет меняться, то лишь ценой сознательной перетасовки пунктов плана.

Назначение плана-конспекта - дать возможность проверить исследовательские возможности, помочь внятно сформулировать научную гипотезу, внести уверенность в правильности выбранного пути написания работы. План-конспект как реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизирован весь собранный фактический материал. Особенность плана-конспекта – постоянное дополнение новыми пунктами вплоть до достижения окончательной структурно-фактологической схемы научной работы (У.Эко).

Рабочий план – это справочный указатель по работе, в котором под названием каждой его части дано краткое резюме. Это – своеобразный проспект, в котором будут описаны основные идеи работы. Структура рабочего плана включает заглавие, введение и содержание. Итак, заглавие работы обычно выстраивается постепенно, поэтому может иметь несколько вариантов. План работы формулируется по этапам, каждый – имеет подробное описание, которое может иметь следующую схему: постановка проблемы, степень изученности, гипотеза, характеристика источников, выводы. У.Эко предлагает обратить особое внимание на введение к работе, которое он называет псевдопредисловием, так как оно может несколько раз переписываться, прежде чем основное содержание выстроиться в цепочку, которая уже меняться никогда не будет. Практически, если во введении будет четко обозначена проблема и пути ее исследования, успех научной работы гарантирован.

В разделе «содержание» рабочего плана исследование подразделяется на главы и параграфы. Причем, чем мельче членение на параграфы и пункты, тем логичнее организовывается материал. Можно делать пометки, к примеру, следует пометить места, к которым необходимо будет вернуться, или выделить информацию по степени ее важности и т.д.

Исследователю полезно составить временной сетевой график, который является частью плана исследования. Он определяет, регулирует и контролирует сроки исполнения отдельных видов исследования.

«Библиографическая разведка» (У.Эко) - тщательный анализ научной литературы и источников, который может помочь правильно сформулировать заглавие исследования.

ВопроС 25

Итак, понятие - форма мышления, содержащая в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения. Понятия бывают абстрактные или общие, единичные или индивидуальные. Понятийный аппарат – категория научного знания, состоящая из совокупности понятий или существующий в них. Соответственно категориальный аппарат - набор категорий, которые необходимо объяснить и определить их сущность.

Понятийно-категориальный аппарат - это необходимый элемент для проведения научно-исследовательской работы. Он имеет определенные этапы своего формирования и представляет собой процесс усвоения конкретного содержания с целью нахождения истины. Познание - это оценка конкретного опыта.

Понятийно-категориальный аппарат формируется в контексте с заглавием научной работы, т.е. с основной темой исследования и теми результатами, которые получены. Заглавие выражает основное идейное содержание проведенного исследования, оно формируется в соответствии с основным содержанием научной работы.

Необходимым условием формулировки заглавия является соблюдение закона тождества и правил определения. Соответствие заглавия объему рассматриваемых вопросов, оно не должно быть шире или уже содержания работы.

Вопрос 26

Сложились текстовый полиморфизм передачи смысла, смысловая компрессия (сжатие) и смысловое раскрытие текста, а также предикативная структура текста, смысловая модификация которого определяется по горизонтали и вертикали структуры. Отличают двунаправленность процесса смыслового преобразования научного текста: текст -> тезисы -> план -> аннотация -> основной смысл; основной смысл -> аннотация: план -> тезисы -> текст. Владение обоими направлениями процесса смыслового преобразования является условием написания научного текста. Научный текст - объект смыслового восприятия, понимания, интерпретации текста, на формирование которых влияют концептуальные терминологические факторы.

Научный текст используется также и в межличностном и публичном общении (публичная защита научных текстов (курсовых, дипломных, диссертационных работ) как личностное и социально-ориентированное общение.

Умение обнаружить в истории, философии, культуре, психологии, этнографии и т.д. некие неизменные блоки – константы, которые могут проявляться в самых разных «одеждах», прикрытые самыми разными ценностными обоснованиями в любых модификациях объекта исследования являются существенным моментом научного текста.

Назначение научного исследования - определить связь общественных институтов с объектом и предметом исследования, показать на чем держится их каркас, в чем проявляются их особенности и как найти в объекте исследования то, что индивидуально для соискателя.

Фактологическая основа современного исследования: самый разнообразный материал: труды ученых, записки, заметки, фольклорные и художественные тексты, газетные и журнальные статьи, историческая и общественно-политическая литература, специально отобранные источники, а также непосредственное общение с представителями изучаемой проблемы, которые могут рассказать то, что невозможно прочитать, где бы то ни было.

Научное исследование - многоаспектный, многоэтапный процесс, имеющий мотивационную основу. Важным условием научного текста является его «читабельность». В структуру этого концепта входят три аспекта:

-графический: размер и форма штриха, длина строки, величина полей и пробелов между буквами, расположение сносок, наличие и расположение иллюстраций, графиков, таблиц и т.д.;

- личностный: интерес к чтению, речевые средства изложения, привлекательность графического воплощения;

- лингвистический: доступность и понятность текста читающему.

 

 

ВОПРОС 27

Программа научного исследования - методологическая основа, предваряющая все другие процедуры научного поиска и составляющая их. ЭТО - стратегический документ исследования, ознакомившись с которым можно сразу понять его концепцию, содержащую методологические и методические предпосылки научного поиска, как методологическая основа. Программа – это проект дальнейших исследований и одновременно проект ее собственного развития и окончательного оформления исследования. До тех пор, пока исследователь следует научно-исследовательской программе, осуществляется исследовательская работа в прогрессивном развитии. Как только исследователь отступает от разработанной им же программы, начинается регресс, т.к. точка, за которой прекращается работа.

Программа исследования включает: методологическую часть ( формулировка и обоснование проблемы, цели, объекта и предмета, логический анализ основных понятий, гипотезы и задач); методическую часть (определение и характеристика методики и методов исследования); э тапы разработки программы исследования ( подготовительный – предварительный анализ состояния проблемы; стадия осознания теоретической и практической недостаточности существующего знания в конкретной области; планирование исследования (характеристика проблемной ситуации, информационный поисковый анализ разработанности темы, логический анализ – выделение проблемы, цели, объекта, предмета исследования); оперативный – организация и проведение исследования, стадия моделирования объекта исследования, уточнение проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, выбор методологии и методики исследования, проведение эксперимента, написание текста; результативный – анализ, обобщение и обсуждение полученных результатов, соотнесение их с исходной гипотезой, стадия обработки и редактирования текста, внедрение полученных результатов в практику.

Разработка программы исследования начинается с определения своевременности и общественной значимости потребности в этом исследовании. Общественная потребность возникает тогда, когда возникает необходимость в разработке новой теории, идеи, принципов, определения закономерностей формирования того или иного явления в современном обществе. Если нет программы исследования, то научный поиск не приносит удачи.

Разработка программы – один из наиболее важных этапов научного исследования. Перед составлением программы исследования необходимо разместить всю собранную информацию по следующим разделам:

1. информация, связанная с характеристикой, определяющей содержание объекта исследования;

2. информация, связанная с характеристикой, определяющей условия изучения предмета исследования;

3. информация, связанная с характеристикой, определяющей пути осуществления исследования и т.д.

Такая классификация информации даст возможность упорядочить собранный материал, но не даст никаких дополнительных возможностей для его обработки и сравнительного анализа.

Что же для этого необходимо? Прежде чем перейти к составлению программы исследования, необходимо выделить несколько подходов к изучению конкретных ситуаций.

Первый – анализ текстов, представляющих собой квинтэссенцию исследуемой ценностной системы. Особое значение имеют тексты, написанные представителями данных этносов, так как именно в них может быть отражена ценностная доминанта, на основе которой сформировалось, к примеру, самосознание народа. Эта ценностная ориентация дает возможность представить схематический план образа жизни исследуемых объектов. Таким образом, изучение этих первоисточников дает право обосновать принцип существования конкретных ценностных ориентаций исследуемых этносов.

Второй подход в изучении, к примеру, самосознания конкретных этносов связан с исследованием народных представлений об истории и политике. У каждого народа существует свой особый «политический фольклор», т.е. передающиеся из поколения в поколение представления о том, какие события в истории народа являются наиболее сущ5ственны, какие факты – наиболее значимы, какие ситуации – наиболее типичны. Этот «фольклор» концентрирует в себе отчасти исторический опыт, накопленный народом, выражает устойчивые представления народа о себе, своей исторической судьбе, образе жизни и т.д. Здесь важно выделить повторяющиеся объяснительные парадигмы, которые могут быть разными по содержанию, опираться на различные ценностные системы, но которые воспроизводят свои формальные характеристики. Наибольший интерес у исследователя должен вызывать факт наличия алогичности в объяснении тех или иных процессов, происходящих в истории народа /этноса/, а также динамика алогичностей, происходящая по мере развития тех или иных процессов в обществе. И что наиболее важно – выяснение осуществления процесса корректировки или усиления, изменения направленности этих процессов. В данной ситуации мы используем методику арсенала этнометодологии – науки о значениях и смыслах, которые люди вкладывают в свои слова и поступки.

Третий подход к исследованию объекта касается разработки инструментария, с помощью которого могут быть описаны особенности культуры того или иного народа, имеющие этническую детерминацию, и на основе которого сделались бы возможными кросскультурные исследования (сравнительно-исторические)

Поле проблематизации исследования: «озадачивание», постановка общей цели (задачи) исследования, нахождение ответа в существующей литературе – предварительный анализ состояния проблемы, исходная (рабочая) гипотеза, выбор методов исследования; планирование и организация исследования, проведение исследования, фиксация хода исследования в протоколах, анализ, обобщение полученных результатов, их обработка, соотнесение с исходной гипотезой, обсуждение полученных результатов, подготовка текста.

ВОПРОС 29

 

Рубрикация научного текста – деление текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, использование заголовков, нумерации и др. Это – логика научного исследования, предполагающая четкое подразделение текста рукописи на отдельные логически соподчиненные части, помогающие быстро найти нужный материал и показывающие связь отдельных структурных частей.

Простейшая рубрика - абзац — отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац, как известно, не имеет особой грамматической формы. Это - композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста. Именно понятие единой темы, объединяющей абзац со всем текстом, есть то качественно новое, что несет с собой абзац по сравнению с чисто синтаксической «единицей высказывания» — предложением. Поэтому правильная разбивка текста на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом.

В каждом абзаце выдерживается систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдается внутренняя логика их подачи, которая в значительной мере определяется характером текста.

Что касается деления текста работы на более крупные части, то их разбивку нельзя делать путем механического расчленения текста. Делить его на структурные части следует с учетом логических правил деления понятия.

Суть первого правила - перечислить все виды делимого понятия. При этом объем составных элементов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия, что означает, что текст по своему смысловому содержанию должен соответствовать суммарному смысловому содержанию относящихся к нему параграфов.

Любой заголовок в научном тексте должен быть по возможности кратким, и не должен содержать лишних слов. Чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно опасны заголовки, состоящие из одного слова. По такому заголовку сложно судить отеме следующего за таким заголовком текста.

Рубрикация текста нередко сочетается с нумерацией — числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей.

Возможные системы нумерации:

— использование знаков разных типов — римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;

— использование только арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях.

При использовании знаков разных типов система цифрового и буквенного обозначения строится по нисходящей:

А...Б...В...Г...

1...П...Ш...IV/..... 1...2...3...4...

а)...б)...в)...г)...

Принято порядковые номера частей указывать словами (часть первая), разделов — прописными буквами русского алфавита (раздел А), глав — римскими цифрами (глава 1), параграфов — арабскими цифрами (1).

В настоящее время в научных и технических текстах внедряется чисто цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей научного произведения (первая ступень деления) состоит из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) — из двух цифр, третья ступень деления — из трех цифр и т.д.

Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова «часть», «раздел», «глава», «параграф» и т.д. (или их сокращенные написания).\

ВОПРОС 30 Специальная терминология — одна из отличительных черт научной лексики. Установлено, что количество терминов, применяемых в современной науке, значительно превышает общее количество слов, употребляемых в литературно-художественных произведениях и разговорной речи. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономичной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Следует твердо помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Нужно внимательно выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей, терминологическую систему.

Нельзя считать правомерным применение без достаточных оснований устаревших научных терминов, не отражающих современных научных представлений.

Полезно составить тезаурус используемых концептов с раскрытием их толкований и соотношений между ними. Каждый раз, применяя тот или иной концепт, следует контролировать себя: почему в диссертации используется именно он. Такой тезаурус будет полезен для самоконтроля и при написании работы, и на стадии ее доработки и подготовки к защите, т.к. в специальной литературе отдельные концепты трактуются неоднозначно. Нужно постоянно следить за тем смыслом, который вкладывается в каждый используемый концепт, особенно если он имеет существенное значение для данного исследования. Анализ толкования подобных концептов надо начинать с фундаментальных публикаций тех авторов, чьи концепции берутся в основу исследования.

Самому исследователю не стоит создавать новые концепты. Подобные действия обычно встречаются настороженно и вызывают дополнительные вопросы. Хотя введение в исследование новых концептов допускается, если ни один из имеющихся не может описать соответствующее явление или конкретный процесс. Не стоит вкладывать новый смысл, давать собственное толкование уже устоявшимся в данной области знания концептам.

Не следует также включать в задачи своей работы или в новизну исследования, к примеру, формулировки: «уточнить понятийно-терминологический аппарат», «уточнить содержание термина….», так как уточнение терминологии не может быть основной задачей исследования.

Фразеология научного текста весьма специфична. Она должна, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как «привести результаты», «как. показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что» и т.п.), с другой, - обозначать определенные понятия, являясь, по сути дела, терминами (такие, например, фразеологические обороты и сложные термины, как «культура русского зарубежья»», «культурная политика», и т.п.).

Вопрос 31

Фразеология научного текста весьма специфична. Она должна, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как «привести результаты», «как. показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что» и т.п.), с другой, - обозначать определенные понятия, являясь, по сути дела, терминами (такие, например, фразеологические обороты и сложные термины, как «культура русского зарубежья»», «культурная политика», и т.п.).

На языково-стилистическое оформление текста влияют грамматические особенности научной речи. С точки зрения морфологии в таком тексте обычно большое количество существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т.п.), а также широко представлены относительныеприлагательные, поскольку именно такие прилагательные в отличие от качественных способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий.

Причем, от относительных прилагательных нельзя образовать формы степеней сравнения, что приводит к необходимости использования качественных прилагательных в сравнительной и превосходной степени.

Вопрос 32

ВОПРОС 34 Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.

Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1. они возникли на базе определенной теории, концепции;

2) это трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы не известны.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотез а есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т.е.относимости к фактам, на которые она опирается;

2)проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с существующим научным знанием;

См.: Кохановский В.П.

Указ. соч. С.1-34.

4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.200.109 (0.123 с.)