ТОП 10:

Методы теоретического исследования.



Метод восхождения от абстрактного к конкретному один из важных методов теоретического мышления. Восхождение от абстрактного к конкретному - всеобщая форма движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении, где процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа: на первом - происходит переход чувственно-конкретного в действительность, к ее абстрактным определениям, в процессе которого единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений и как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений; второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному, суть которого состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного к конкретному в познании; на этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, который воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении.

Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Рассматриваемый метод - процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении.

Метод идеализации – метод мысленного конструирования понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета исследования с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате этого образуется идеализированный объект, которым может оперировать творческое мышление при отражении реальных объектов. В результате идеализации конструируется такая теоретическая модель, в которой характеристики и стороны исследуемого объекта не только отвлечены от фактического эмпирического материала, но и выступают в более полном, чем в самой действительности, виде. Идеализированный объект в конечном счете выступает как отражение реальных предметов и процессов. Таким образом, идеализированный объект представляет в познании реальные предметы, но не по всем, а лишь по некоторым жестко фиксированным признакам. В конечном счете, идеальные объекты – результат различных мыслительных экспериментов, которые направлены на реализацию некоторого не реализуемого в действительности случая.

Метод аксиоматический –один из довольно распространенных способов организации научного знания, построения и анализа научной теории, при котором выделяют некоторые исходные её понятия и основные утверждения. Под аксиоматическим методом построения определенной научной теории или дисциплины понимается такая их организация, когда ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами, а выводное знание фиксируется в виде лемм, теорем, законов и т.п.

Аксиоматически построенная теория может быть признана действительно истинной в том случае, когда истинны как ее аксиомы, так и правила, по которым получены все остальные утверждения теории. Только в этом случае такая теория может верно отображать действительность. Аксиоматизация упорядочивает знание, исключает из него ненужные элементы, облегчает процесс построения всей его системы, устраняет двусмысленности и противоречия, рационализирует его организацию.

Таким образом, этот метод – один из способов дедуктивного построения научных теорий, на основе которого формируется система основных терминов научного знания, далее образуется некоторое множество аксиом (постулатов) - положений, не требующих доказательств и являющихся исходными и из которых выводятся все другие утверждения данной теории по определенным правилам. При помощи этого метода формулируется система правил вывода, позволяющая преобразовывать исходные положения и переходить от одних положений к другим, а также вводить новые термины (концепты) в теорию. При помощи этого метода осуществляется преобразование постулатов по правилам, дающим возможность из ограниченного числа аксиом получать множество доказуемых положений-теорем.

Таким образом, аксиоматический метод доказывает определенную последовательность формул, каждая из которых есть либо аксиома, либо получается из предыдущих формул по какому-либо правилу вывода. Этот метод имеет ограниченное применение, т.к. требует высокого уровня развития аксиоматизируемой содержательной теории.

Метод формализации – метод отображения содержательного знания в знаково-символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языков. Первый шаг в формализации – выражение мышления в естественном языке, который представляет собой средство общения, характеризующееся многозначностью, многогранностью, гибкостью, неточностью, образностью, и др. Это – открытая, постоянно изменяющаяся система, которая постоянно приобретает новые смыслы и значения.

В результате углубления процесса формализации происходит построение искусственных (формализованных) языков, главной целью которых является более точное и строгое выражение знания, чем это происходит при помощи естественного языка.

Использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен.

Известно, что язык как универсальное средство коммуникации и обмена мыслями и информацией выполняет множество функцией. Для того, чтобы точнее передавать и преобразовывать информацию и создаются искусственные формализованные языки. Особенно большое распространение эти языки получают в программировании и алгоритмизации различных процессов в помощью компьютеров. Если достоинство искусственных языков состоит в их точности, однозначности, в возможности представления обычного содержательного рассуждения посредством вычисления, то значение формализации можно выразить в следующем:

1. она дает возможность анализировать, уточнять, определять и разъяснять (эксплицировать) понятия, что связано с тем, что обыденные представления, выражаемые в разговорном языке, хотя и кажутся более ясными и очевидными с точки зрения здравого смысла, оказываются неподходящими для научного познания в силу их неопределенности, неоднозначности и неточности.

2. особую роль она приобретает при анализе доказательств, которым придают необходимую строгость и точность определенная последовательность формул.

Таким образом, метод формализации дает возможность создать обобщенную знаковую модель того, что в естественном языке выражается при помощи конкретных высказываний и заключений.

При помощи этого метода проводятся операции, получаются новые формулы и соотношения, т.е. заменяются операции с мыслями о предметах действиями со знаками и символами. При этом формализация представляет собой логический метод уточнения содержания мысли посредством уточнения её логической формы. Значит, формализация есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявления его форм и может осуществляться с разной степенью полноты, т.е. содержание знания никогда не достигнет абсолютной полноты.

ВОПРОС 13

Метод наблюдения — метод целенаправленного восприятия явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Это - активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять следующим требованиям: проводиться планомерно, систематично, целенаправленно, активно.

Метод сравнительный - метод определения неизвестного путем сравнения с известным, метод установления закономерностей путем сравнения объектов в разное время, сравнение их качеств в прошлом с теми же качествами в нынешнем состоянии для установления изменений или тенденций развития. При этом сравнение - познавательная операция, посредством которой на основе некоторого фиксированного признака устанавливается сходство или различие объектов путем их попарного сопоставления.

Различают следующие сравнения: сравнительно-сопоставительное сравнение, ориентированное на выявление природы разнообразных объектов; историко-типологическое, объясняющее сходство, не связанных по своему происхождению объектов одинаковыми условиями становления и развития; историко-генетическое, объясняющее сходство объектов и явлений как результат их сходства по происхождению.

Сравнительный метод – стратегия организация исследования, средство раскрытия соотношения общего и специфического (особенного), содержания объектов и проблем, установления их структурно-типологических и генетических связей, определение однотипности и разнородности изучаемых объектов, процессов и явлений.

Метод измерения - процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения, где важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, зависящая от усердия ученого, применяемых им методов, имеющихся измерительных приборов.

Метод эксперимента – метод, способствующий внедрению в жизнь новых культурных форм и оптимизации управления культурой в целом. он предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений культуры или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств. Экспериментальное изучение объектов культуры имеет ряд преимуществ: в процессе эксперимента возможно изучение того или иного явления культуры в «чистом виде»; эксперимент позволяет исследовать свойства объектов культуры в экстремальных условиях.

Научно поставленный эксперимент осуществляется лишь при наличии теории, которая определяет его задачи, дает обобщение и объяснение его результатов. Организация эксперимента проходит несколько последовательных стадий: выдвижение научной гипотезы; постановка конкретной задачи и выбор объекта исследований; подготовка материальной базы для выполнения эксперимента; выбор оптимального пути эксперимента; наблюдение явлений при эксперименте и описание их; анализ и обобщение полученных результатов.

ВОПРОС 14

Методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровне исследования.

 

Абстрагирование как универсальный метод научного исследования культуры, как процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование); результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле). Это различного рода абстрактные предметы, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы (наиболее развитыми из них являются математика, логика, философия). Метод абстрагирования - мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования (абстракция), где под результатом абстрагирования понимается знание онекоторых сторонах объектов, а под процессом абстрагирования — совокупность операций, ведущих кполучению такого результата (абстракции). Процесс абстрагирования имеет сложный двухступенчатый характер. На первой ступени - отделяется существенное от несущественного, происходит вычленение наиболее важного в интересующих исследователя явлениях, осуществляется оценка различных сторон явления, различных факторов и т.д., т.е. идет подготовка акта абстракции, отвлечения. На второй - реализуются возможности абстрагирования, установленные ранее (акт абстракции или отвлечения). Результат абстрагирования - абстракции. Их основная функция - замена в познании сравнительно сложное простым, но выражающим основное в этом сложном, помогая разобраться во всем бесконечном многообразии действительности путем их дифференциации, выделения в них самых различных сторон и свойств, установления отношений и связей между этими сторонами и свойствами, фиксации их в процессе познания. Главная задача метода абстрагирования – выяснить, какие из свойств рассматриваемого явления – существенны, а какие второстепенные. Вопрос состоит в том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления, от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается в зависимости, прежде всего, от природы изучаемого предмета, а также от задач познания. В ходе своего исторического развития наука восходит от одного уровня абстрактности к другому, более высокому.

Двухступенчатый характер процесс абстрагирования: Суть метода - в замещении одного объекта другим, выступающего в качестве «модели» первого.

Абстракции как результат процесса абстрагирования, позволяющий заменить в познании сравнительно сложное простым, помогая разобраться во всем бесконечном многообразии действительности путем их дифференциации, выделения в них самых различных сторон и свойств, установления отношений и связей между этими сторонами и свойствами, фиксации их в процессе познания.

Связь метода абстрагирования с другими методами исследования, и, прежде всего, с анализом и синтезом.

Анализ - метод научного исследования культуры, работающий в процессе разложения ее предмета на составные части. Ившееся на основе практики. Если же в ходе анализа индукция и дедукция не совпадут, значит, или анализ был проведен неверно, или качественно развившаяся практика поколебала общий принцип, обнаружила его неистинность.

Метод анализа - расчленение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения; виды анализа: качественный (проблемный поиск, тематическое обобщение), количественный (контент – анализ, основанный на идентификации «поисковых образцов» и их подсчете; механическое расчленение; определение динамического состава; выявление форм взаимодействия элементов целого; нахождение причин явлений; выявление уровней знания и его структуры и т.п., элементарный анализ разлагает явление на отдельные его части без учета тех отношений, в которых находятся эти части друг к другу и к целому; причинный анализ дифференцирует явление с учетом его причинных отношений; логический анализ разлагает его в зависимости от логических отношений; феноменологический анализ вычленяет в явлении содержание сознания, чтобы исследовать сущность последнего. Логический анализ основных концептов - необходимая составляющая любого исследования, методологическая процедура, без которой невозможно создать концепцию исследования, а значит реализовать его цель и задачи, проверить правильность гипотезы. Логическое структурирование основных концептов, фигурирующих в исследовании, помогает определить его предмет. Кроме того, логический анализ основных концептов предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры и уяснения соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.

Анализ —краеугольный камень познавательного процесса, наиболее продуктивный его элемент, суть которого - расчленение целого на составные элементы, то есть выделение признаков предмета, для изучения их в отдельности как части единого целого, выяснения различных связей между фактами, между элементами целого.

Синтез - соединение полученных при анализе культуры частей в нечто целое. Анализ и синтез - противоположности, взаимно предполагающие и дополняющие друг друга.

Индуктивные и дедуктивные методы исследования культуры как необходимые и взаимодополняющие элементы познания.

Индуктивный метод как метод получения общих выводов и теорий на основе строго установленных и проверенных фактов, которыми могут быть как результаты экспериментов, так и достоверные утверждения теоретического характера. Обобщение и синтез достоверных экспериментальных фактов и теоретических утверждений как особенность индуктивного метод исследования культуры. Индукция – с лат. – наведение – философский метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному; метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основан частных посылок. Индукция научная – достоверное заключение благодаря тому, что акцент делается на необходимые, закономерные и причинные связи. Кроме формального обоснования полученного индуктивным путем обобщения, дается дополнительное содержательное обоснование его истинности, в том числе и с помощью дедукции. Индукция математическая, в которой используется в качестве специфического математического доказательства сочетание индукции и дедукции, предложения доказательством. Метод индукции– лат. наведение – логический прием исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. Поскольку любое исследование всегда бесконечно и не полно, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный характер, поэтому рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. Виды индуктивных обобщений: индукция популярная - регулярно повторяющиеся свойства, наблюдаемые у некоторых представителей изучаемого множества и фиксируемые в посылках индуктивного умозаключения, переносятся на всех представителей изучаемого множества, в том числе и на не исследуемые его части. Этот вид индуктивного обобщения существует до тех пор, пока не встретится случай, противоречащий ему, к примеру, «все лебеди белые». Это умозаключение будет верным до тех пор, пока не будет доказан факт наличия черных лебедей. Индукция неполнаяпозволят сделать вывод о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит некое свойство на том основании, что оно принадлежит некоторым представителям этого множества. К примеру, некоторые металлы имеют свойство электропроводности, значит все металлы электропроводны. Индукция полная, позволяет делать заключение о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит некое свойство полученной при опытном исследовании информации о том, что каждому представителю изучаемого множества принадлежит это свойство. Но полная индукция, во-первых, не дает нового знания и не выходит за пределы того, что содержится в её посылах (хотя общее заключение, полученное на основе исследования частных случаев, суммирует содержащуюся в них информацию, позволяет обобщить, систематизировать её); во-вторых, хотя заключение полной индукции имеет в большинстве случаев достоверный характер, но и здесь иногда допускаются ошибки, которые связаны главным образом с пропуском какого-либо частного случая, вследствие чего заключение становится необоснованным. Это - метод получение общих выводов и теорий на основе строго установленных и проверенных фактов, которыми могут быть как результаты экспериментов, так и достоверные утверждения теоретического характера. Виды индуктивных обобщений: индукция популярная, индукция неполная, индукция полная, индукция научная, индукция математическая. Метод единственного сходства, метод единственного различия, объединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.

Дедуктивный метод как метод получения конкретных фактов или истин, известных или неизвестных как строго логических следствий некоторой теоретической системы, как разновидность логического анализа, основанного на получении логических следствий некоторой теории.Дедукция— с лат. выведение – выведение частного из общего; путь мышления от общего к частному, имеет две стороны: переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего; и процесс логического выводы, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений – посылок к их следствиям (заключениям. Как один из приемов научного познания тесно связан с индукцией. Это - диалектически взаимосвязанные способы движения мысли. Дедукция обеспечивает проверку гипотез и служить ценным противоядием против не в меру разыгравшейся фантазии; это - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.

Метод моделирования – метод создания модели определенного периода в развитии культуры для выявления его наиболее существенных черт, изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта. Это - особый и весьма универсальный метод научного знания, где модель выступает, прежде всего, в качестве источника информации об оригинале и служит средством ее фиксации, которая особенно ярко выражена у знаковых моделей, представляющих собой специфическую форму знания, тесно связанную такими ее формами, как теория, гипотеза, закон и т.д. Ошибка - видеть сущность модели в ее сходстве с оригиналом. Если назвать аналогами в чем-то сходные системы, то можно сказать, что у любой вещи есть бесчисленное множество аналогов (как известных, так и неизвестных), но моделями могут быть лишь некоторые из них. Модели — это аналоги, сходство которых с оригиналом существенно, а различие — несущественно в плане конкретной познавательной задачи. Быть аналогом данной материальной системы — это необходимое, но недостаточное условие того, чтобы быть ее моделью, аналог — это «потенциальная» модель, что позволяет утверждать, что понятие модели носит в определенном смысле релятивный характер. «Модельное» исследование имеет следующую структуру: постановка задачи; Создание или выбор модели; исследование модели; перенос знания с модели на оригинал. С помощью моделей могут исследоваться любые объекты. Но принципиальная неполнота, фрагментарность моделей не позволяет получить с их помощью исчерпывающего знания об оригинале. Только в сочетании с другими методами познания, в сочетании с непосредственным исследованием оригинала метод моделирования может быть плодотворным и иметь значительную эвристическую ценность. Метод моделирования - исследование предмета познания не непосредственно, а косвенным путем, при помощи модели, т.е. созданием некоего абстрагированного «идеального» объекта или процесса, в котором наглядно показаны его характеристики.

Моделирование - важнейшая характеристика научного отношения к действительности, постепенный переход от разрозненных представлений к конструированию соответствующих понятий и построению на их основе системной модели изучаемого объекта. Назначение метода моделирования - уточнение и трансформация ранее существовавших взглядов на объект исследования, часть которого отбрасывается, а часть сохраняется, остается неизменным. Постоянное уточнение и развитие объекта исследования на основе осмысления новой информации о нем в концептуальных рамках построенной модели. Необходимость разумного синтеза содержательных и строгих методов анализа в методе моделирования, даже без наличия общих свойств, что исключает возможность их сравнения по степени их теоретической содержательности. Метод моделирования предназначен помочь предсказать или открыть принципиально новые сведения об объекте исследования. Варианты моделирования: данные могут получить новое толкование; модель уточняется; пересматриваются основные положения модели, что ведет к её замене новой моделью. Материальное, идеальное, математическое или компьютерное моделирование.

Моделирование как метод научного знания, как важнейшая характеристика научного отношения к действительности, как постепенный переход от разрозненных представлений к конструированию соответствующих понятий и построению на их основе системной модели изучаемого объекта культуры. Назначение метода моделирования - уточнение и трансформация ранее существовавших взглядов на объект исследования, часть которого отбрасывается, а часть сохраняется и остается неизменным. Постоянное уточнение и развитие объекта исследования на основе осмысления новой информации о нем в концептуальных рамках построенной модели. Необходимость разумного синтеза содержательных и строгих методов анализа в методе моделирования, даже без наличия общих свойств, что исключает возможность их сравнения по степени их теоретической содержательности. Предназначение метода моделирования - предсказывать или открывать принципиально новые сведения об объекте исследования, в результате чего возможны следующие варианты: данные могут получить новое толкование; модель уточняется; пересматриваются основные положения модели, что ведет к её замене новой моделью. Взаимосвязь метода моделирования с другими методами научного исследования.

Логический метод исследования культурыметод воспроизведения в мышлении сложного развивающегося (или развивавшегося) объекта в форме исторической теории, позволяющий получить представление о «теоретической истории» объекта, для чего используются самые разнообразные познавательные операции и методы. Логический метод - особый способ воспроизведения, «ре конструирования» в сознании истории развивающейся системы.

Особенность логического исследования культуры - отвлечение от всех исторических случайностей, отдельных фактов, зигзагов и даже попятных движений, вызванных теми или иными событиями, вычленение самого главного, определяющего, существенного. Логически воспроизведенная история культуры — это действительная история, но обобщенная, освобожденная от всего случайного, наносногo, несущественного, сохранившее только то, что закономерно и необходимо.

ВОПРОС 15

Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей , а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – системы, взаимодействие ее элементов , различные свойства,закономерности развития и т.д. Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные,хоздоговорные и нефинансируемые.

Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ

Или бюджетов субъектов РФ

Хоздоговорные исследования финансируются организациями –заказчиками по хозяйственным договорам.

Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя .

В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные , прикладные, поисковые и разработки.

Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека ,общества, окружающей природной среды.

Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.

Например, как прикладные можно рассматривать работы о тактике и методике исследования отдельных видов культуры.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

ВОПРОС 19

Научное исследование— это один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний в соответствии с характером предмета исследования, его целей, задач и конкретной проблемы. По отношению к научному познанию в целом научное исследование представляет собой особый процесс, специфику которому придает, прежде всего, четкая конкретизация предмета, проблемы, целей, за методов.

Научное исследование — это ключевой элемент научного познания как в процессуально-организационном плане, так и в когнитивном, в рамках которого осуществляется познавательное освоение новых сфер природной, социальной и ной реальности, апробируются ранее разработанные и создаю вые методы, обеспечивается приращение нового знания.

По мнению В.К.Лукашевич, научное познание в целом не сводится к сумме конкретно-научных исследований. Во-первых, в нем функционирует относительно самостоятельная система предпосылочного знания (научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования, философские идеи, принципы и категории, выражающие специфику познавательного отношения человека к миру, естественные и искусственные языки науки, логические формы, правила и законы, а также система мировоззренческих представлений, включающая совокупность онтологических, религиозных, социально-политических, нравственных, эстетических принципов, идеалов и убеждений, тем или иным способом воздействующих на познавательный процесс). Во-вторых, определенное содержание научного исследован ия не поддается актуальному рефлексивному осмыслению и фактически не контролируется исследователем. Оно получило название неявного знания и действует (функционирует) в научном исследовании столь же реально,как и система предпосылочного знания.

Четко фиксированные (конкретизированные) в научном исследовании предмет, проблема, цели и задачи не могут быть выделены вне соотнесения их с объектом, условиями и другими элементами научного исследования, содержание которых связано преимущественно или с определенной совокупностью характеристик объекта, или с характеристиками познавательных действий исследователя, выполняемых им на разных стадиях, этапах, уровнях исследования. Соответственно в рамках его методологического анализа в научном исследовании можно выделить предметные (термин «предметные» употреблен в соответствии с традицией называть предмет-знание, характеризующее исследуемый объект. В основе данного словоупотребления лежит синонимия слов «объект», «предмет», «вещь», наблюдаемая при обозначении материальных объектов) и процессуальные элементы, причем некоторые из них имеют двойственный характер, т.е. органично связаны и с тем, и с другим. В частности, достаточно отчетливо такого рода связь отмечена в теории и методах исследования. Уровни научного исследования, выражающие его «качество», по определенным критериям, т.е. рефлексивно осмысленно, интегрируют предметные и процессуальные характеристики данного процесса.

ВОПРОС 20 Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.

Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности — конкретно-всеобщее, то общенаучным понятиям присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами. Важным критерием «философичности», «диалектичности» того или иного «мыслительного формообразования» является его необходимое «участие» в решении основного вопроса философии (во всем его объеме).

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина как синергетика — теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «нестабильность», «диссипативные структуры», «бифуркация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких, как «бытие», «развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и др.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Дело в том, что первое не накладывается чисто внешним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сразу, «в упор» выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывают, как правило, неконструктивными и малоэффективными.

 

ВОПРОС 21







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.017 с.)