Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и логика научного исследования.

Поиск

1. Понятия о формах научного исследования…

2. Повторное исследование и его виды.

3. Полевое исследование.

4. Соц. обследование.

5. Активное исследование.

6. Логика и этапы научного исследования.

1 – организация исследования – это построение системы исследования…. форма ораганизации исследования – это внешнее построение процесса исслдеования определяющееся характеристиками:

· Глубина

· Повторяемость процедур и операций, их статика и динамика

· Характер и объём выборочной совокупности испытуемых

В зависимости от решаемых задач выделяют следующие формы организации исследования:

1. Проблемное исследование. Проводится на малых выборках для проверки инструментария, для формирования выборочной совокупности и для уточнения категории методологического аппарата.

2. Разведовательное (пилотажное) исследование. Его целью является уточнение проблемы исследования. Оно применяется в том случае, если литературы недостаточно, число опрошенных небольшое, объём выборки не имеет чёткого логического обоснования, выборка должна быть разнообразной и включать людей различных соц. демографических принципов. Данная форма исследования проводится по упрощённой программе и сжатом по объёму инструментарию. Оно целесообразно, если:

· Проблема не изучалась или изучалась мало.

· Необходима дополнительная информация об объекте или предмете.

· Необходимо уточнить …

· Необходимо скорректировать инструментарий и объём выборки.

· Необходимо выявить трудности, которые могут возникнуть в работе.

3. Описательное. Заключается в описании изучаемого исследования и его структурных элементов. Даёт целостную картину изучаемого процесса или явления, описывает их структуру и динамику. Главная цель данной формы в установлении связи между характеристиками изучаемого явления. Оно проводится по подробно разработанной программе и предполагает использование методологически апробированного материала. Применяется, если объект исследования – это большая общность людей отличающиеся разнообразными характеристиками.

4. Аналитическое исследование. Цель состоит в углубленном изучении соц. явления. Определение его основных количественных и качественных параметров, предполагает умение состэковать информацию полученную по различным информационным каналам. Оно нацелено на выявление причинно-следственной связи, предполагает разработку программного исследования и инструментария. Методы исследования носят …

5. Точечное (разовое исследование) исследование. Цель состоит в получении информации о состоянии характеристических изучений явления в момент его изучения. …

6. Монографическое исследование. Заключается во всестороннем глобальном изучении избранного процесса или явлений на одном из объектов взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов.

7. Изучение случая – это форма организации исследования опирающаяся на методологию междисциплинарных исследований, рассматривающейся как принципиально новую …. Данная форма предполагает наличие такого объекта исследования, который не вписывается в устоявшиеся каноны объяснения. Изучается один или несколько объектов в рамках разработанной теории.

8. Оценочное исследование – совокупность методов и приёмов позволяющих оценить в соц. терминах конечный результат.

9. Сравнительное исследование. Параллельно и одновременно изучаются различные объекты исследования с одной и той же целью, для сравнения полученных результатов. Сбор фактов с помощью одной и той же методики, но различных соц. условиях, на выборках, с различными соц. демографическими характеристиками.

10. Кроскультурное исследование – это сравнительное исследование, которое предполагает сравнение и сопоставление развития соц. явлений и процессов и их особенностей в различных странах.

2 – повторное исследование – это совокупность нескольких актов исследовательских действий, проведённых по единой программе с помощью единого инструментария последовательно через определённый промежуток времени. Цель такого исследования заключается в получении результата характеризующего динамику соц. процесса или изменения испытуемых во времени под влиянием (воздействия) различных факторов. Данный вид исследования используется для получения сравнительных данных с целью выявления динамики развития объекта. Основная суть данного вида исследования заключается в том, что последовательно, через определённый промежуток времени проводится несколько срезов.

Выделяют следующие виды повторного исследования:

1. Панельное исследование – предполагает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданный интервал времени. Обязательным условием является сохранение стабильности исследовательской выборки по величине и составу. Данный вид исследования эффективен при изучении тенденций и результатов опытно-экспериментальной работы. Однако существует ряд трудностей для проведения данного вида исследования:

· Начальное определение выборки

· Недолговечность выборочной совокупности

· По причине долгосрочности исследования невозможность сохранения необходимых условий.

2. Лонгитюдное исследование – это длительное и непрерывное изучение одной и той же совокупности испытуемых с помощью разнообразных методов сбора данных.

3. Трендовое исследование – предполагает изучение изменений данной соц. группы., при этом методика исследования сохраняется во времени, объект исследования остаётся тем же, но меняется список испытуемых. К нему предъявляется одно важное требование – испытуемые должны относиться к данной соц. группе. Данный вид исследования проводится с целью установления тенденций.

4. Когортное исследование – это изучение специфической совокупности людей в течение определённого времени. Основным требованием исследования является отношение испытуемых к группе людей переживших одно соц. событие.

5. Поколенное исследование – это изучение лиц одного возраста или поколения на протяжении длительного времени, с целью анализа изменений в образе жизни соц. ориентациях проф. деятельности.

3 – полевое исследование – это изучение соц. явления методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных условиях. Применяется в этнографии, антропологии, психологии социологии, соц. работе и соц. педогогике. Предполагает изучение ограниченных в пространстве совокупности индивидов пребывающих в повседневных условиях. Исследователь должен находиться в точке событий и получать данные «из первых рук». Данный вид исследования позволяет понять значения и смысл деятельности людей, которые вовлечены в неё. Выделяют 3 вида полевого исследования:

1. Поисковое исследование – заключается в … испытуемых в реальных жизненных ситуациях и их описания.

2. Диагностика – это полевое исследование и решение практических задач соц. работы в последствии.

3. Эксперимент – или внедрение в соц. среду экспериментальных факторов.

Выделяют следующие этапы полевого исследования:

1. Изучение проблемы в теории.

2. Выбор «поля» и получения доступа к нему.

3. Выход в «поле» с целью установления соц. отношений.

4. Принятие соц. роли обитателя «поля», доскональное изучение микросреды и сбор информации.

5. Анализ и обобщение полученных данных.

6. Выход из «поля», итоговый анализ, результатов, подготовка научного отчёта.

В соц. работе данный вид исследования целесообразно использовать для изучения особенностей клиентов соц. работы в определённом месте. При проведении полевого исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Невмешательство в соц. процессы. Этот принцип реализуется при помощи этических норм проф. соц. работы.

2. Дисциплинированности в оформлении результатов исследования.

3. Принцип позиции отстранённости. Заключается в том, что исследователь должен относиться к происходящему как проф. соц. работник.

4. Идентификации – исследователь должен эмоционально представлять себя в кругу людей.

5. Самопрезентации – связан с внешним обликом исследователя вербальной и невербальной коммуникации.

6. Принцип открытости – заключается в рассказе о себе и об исследовании.

4 – соц. обследование – это реализация комплекса исследовательских процедур и операций необходимых для получения данных по разработке всего комплекса исследовательских действий. соц. обследование необходимо для полной начальной ориентировки, относительно объекта исследования, его структуры и уровня развития. Оно предполагает:

1. Целенаправленное и планомерное изучение объекта согласно применяемой программе.

2. Анализ и поэлементное изучение компонентов объекта.

3. Создание целостного представления об объекте.

Любое обследование должно проводиться по заранее намеченной схеме или программе, которые должны включать в себя следующие этапы:

1. Подготовка к сбору информации.

2. Сбор информации.

3. Обработка и систематизация полученных данных.

4. Обобщение и конструирование выводов.

Подготовка к сбору информации предполагает совершение следующих операций:

· Определение характера и объёма необходимой информации.

· Определение источника информации.

· Определение способа получения информации.

· Разработку методического инструментария.

· Определение последовательности работы с источниками информации.

· Определение вида и объёма выборки (способа взаимодействия с испытуемыми).

· Определение процедуры обследования (времени и места).

5 – активное исследование – это форма прикладного исследования, суть которого заключается в том, что оно предполагает как комплексное исследование, так и активное вмешательство в соц. процессы в практику соц. работы, в объект исследования, путём их изменения, преобразования и изучения. Активное исследование – это процесс в ходе которого практически соц. работник пытается решить стоящие перед ним проблемы научным методом, для того, чтобы корректировать и оценивать действия своих клиентов.

Цель активного исследования – заключается в решении практических задач, связанных с изучением соц. системы в соц. сфере или в организации, на основе прикладного исследования.

Активное исследование способствует включению группы людей (клиентов соц. работы) во главе со специалистом в организованные условия, при которых они могут обучаться на собственном опыте, решению проблем и делать этот опыт доступным для других клиентов.

Активное исследование предполагает сам процесс исследования и обязательное внедрение.

Активное исследование состоит из 2-х важных частей:

1. Практические действия, привносящие зримое изменение:

· Жизнедеятельность общества или группы клиентов соц. работы.

· В функционировании соц. организаций.

· Реализацию соц. программ.

2. Научное исследование. Ценность активного исслдеования заключается в том, что в нём наука соединяется с практикой и данный вид исследования позволяет соц. работникам улучшить собственную деятельность и получить новые знания.

6 – получение научного знания – это творческий процесс имеющий определённую логику.

Логика научного исследования – это порядок движения научного поиска. Она соотвтствует поступательному характеру …:

1. Научный факт

2. Научная проблема

3. Научная гипотеза

4. …

Их развитие определяет логику и последовательность научного исследования.

В сфере соц. работы логика научного исследования предполагает реализацию определённых шагов или этапов:

1. Общее ознакомление с проблемой исследования. Обоснование её актуальности, выявление уровня развития и разработанности, формулирование темы.

2. Целенаправленное формулирование целей исследования, объекта и предмета исследования общих и промежуточных задач.

3. Разработка исходной концепции исследования основанной на теории соц. работы.

4. Сбор и анализ научных фактов для построения гипотезы исследования.

5. Разработка плана и методики исследования.

6. Проведение исследования в соответствии с планом.

7. Обработка и анализ полученных данных.

8. Оформление результатов исследования и их апробация.

9. Внедрение результатов исследования в активную практику соц. работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.009 с.)