Всеобщие и общенаучные методы исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всеобщие и общенаучные методы исследования.



1. Понятие о всеобщих методах исследования. Диалектика, материалистический метод.

2. Общенаучные методы: общие понятия и классификация.

3. Анализ и синтез. Виды теоретического анализа.

4. Характеристика общенаучных методов исследования.

1 – всеобщие методы – это философские концепции, которые определяют:

1. Способы мыслительной деятельности.

2. Способы познания объективной реальности.

Их можно рассматривать как систему принципов, приёмов, процедур и операций носящих всеобщий универсальный характер.

Ошибка в выборе способа познаний объективной реальности, может завести исследователя в тупик, привести к ограниченному взгляду на сущность изучаемого объекта.

Диалектико-материалистический метод – наиболее прогрессивный способ познания объективной реальности, т.к. он адекватен к требованиям теоретическим формам мышления, вбирает в себя всё положительное, что было накоплено предшествующим развитием философии и науки в целом.

В основе метода лежат следующие аспекты:

· Признание материальности мира.

· Первичности материи.

· Диалектического подхода в освоении процессов и явлении.

В этом методе развивается принцип историзма в соц. работе. Анализируются …

В этом методе раскрываются принцип всеобщей связи и взаимосвязи явлений, который говорит о том, что изучение соц. явлений рассматривается, как обязательное звено в бесконечной цепи и связи. Также …, который рассматривает явление соц. действительности, при помощи изучения отношений и зависимости предмета исследования от других предметов.

Общество рассматривается, кА материальная субстанция. Соц. организация функционирующая по законам диалектики. Законы диалектики отражают то, что существуют в природе и обществе независимо от воли и сознания людей.

Диалектика – это развитие бесконечной поступательной, противоречивый процесс, в котором доминирует восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному. В исследовании в области соц. работы используются категории диалектики, которые отражают наиболее общие и существенные свойства предметов и явлений реальной действительности (причина и следствие, сущность и явление, содержание и форма, единичная и общая). Данный метод позволяет видеть противоречивую сущность процессов и явлений, а так же изучаемого соц. объекта.

2 – общенаучные методы исследования получили развитие науки в 20 в. Они обеспечивают теоретические исследования и приращение научных знаний во многих научных дисциплинах.

Общенаучные методы выступают в качестве промежуточных методов между философией и теоритической методологией.

Общенаучные методы предполагают проникновение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней структуры, источника происхождения, механизмов развития и функционирования. Их назначения заключаются в следующем:

1. Объяснить почему существует то или иное явление. Что его вызвало и как его преобразовать.

2. Обнаружение скрытых закономерностей существующих в изучаемом явлении.

3. Определение сущности явления и взаимовлияния определённых факторов.

Использование общенаучных методов предполагает использование общенаучных понятий, таких как: информация, модель, структура, функция, система, элемент, вероятность, оптимальность.

В группе общенаучных методов исследования выделяют 3 подгруппы:

1. Методы общелогические.

2. Методы теоритического исслдеования.

3. Наблюдение и эксперимент.

3 – в исследовании в области соц. работы находят применение полный спектр общенаучных методов, главным из которых является – анализ и синтез.

Анализ и синтез – это мысленное разложение объекта исследования в зависимости от его свойств на составные элементы:

· Части объекта

· Признаки объекта

· Свойства объекта.

Анализ позволяет видеть различные стороны и свойства элементов, определять структуру и этапы развития соц. объектов, …

Процесс познания от сложного к простому – это рациональное соединение частей сторон и элементов по средствам анализа. В результате формируется новая мысль, в которой главным является сущность и типичность для изучаемого процесса.

Анализ и синтез – 2 взаимообусловленных процесса, их нельзя противопоставить друг другу. Они обладают универсальными возможностями, дают возможность охватывать мышление одновременно большое количество фактором.

Выделяют следующие виды анализа:

1. Элементарный (по элементам) – мысленное выделение отдельных частей и связей на основе целого.

2. По единицам – это расчленение изучаемого процесса с сохранением целости его элемента, структур и частей, которые удерживают важный признак целостности процесса.

3. Классификационный – применяется на описательной стадии научного исследования. Для того, чтобы упорядочивать явления на основании сходства и повторяемости путём их объединения в группе.

4. Каузальный - … исследование отношений между частями, выявление условия и формы, оказание влияния на развитие процесса.

5. Диалектический – высшая форма анализа, которая предполагает рассмотрение явления во всеобщей взаимосвязи и развитии.

4 – индукция – это переход от неизвестного к известному. Перенос знаний полученных путём исследования небольших выборочных совокупностей на широкую выборку, используется для выделения заключений из известных фактов.

Дедукция – это умозаключение от общего к частному.

Индуктивный метод познания служит для изучения соц. явления, которое требует оперативное объяснение и локализации (например: ранее материнство).

Дедуктивный метод познания направлен на то, что исследователь исходит из одной определённой теории соц. работы, на основе которой осуществляется критическая и логическая проверка фактов.

Метод аналогии (соответствие сходства) – это метод с помощью которого знания о предмете достигаются на основании их сходства с другими предметами, т.е. знания об известном предмете переносятся на изучаемый сходный с 1-м.

Метод моделирования – это метод познания, заключающийся в замене изучаемого объекта, его аналогом (моделью). Этот многоплановый метод исследования, являющийся одним из пути познания, он может являться от начала до завершения процесса исследования. В соц. процессе моделирование рассматривается как общенаучные метод предполагающий обработку символической схемы какой-либо сферы соц. работы.

В общенаучных методах выделяют общелогические методы, к ним относятся:

· Абстрагирование (отвлечение) – это мысленное отвлечение от сторон, свойств и связей объекта познания. Исследователь абстрагируется от части и несущественной стороны изучаемого явления в целях сосредоточения на общих основных чертах. Абстрагирование является одной из фундаментальных логических операций, носящих универсальный характер, т.к. каждое движение мысли связанно с этим процессом и использованием его результата.

· Конкретизация – это мыслительная реконструкция при воссоздания предмета исследования на основании вычлененных ранее абстракций. Это мыслительная конструкция, которая отличается от реального конструктора.

· Объяснения

· Формализация – это метод, с помощью которого происходит абстрагирование содержания и обобщение в форме процесса различного по своему содержанию. Данный метод используется для искусственного упрощения объекта исследования.

· Идеализация – это метод с помощью которого мыслительно конструируется понятие от несуществующих объектов имеющих прообразы в реальном мире. Идеализация – это специфический вид абстрагирования предполагающий предельное отвлечение от некоторых свойств объекта, с одновременным ведение содержания несуществующих признаков. Основная цель методов идеализации – создание идеального объекта.

· Измерение – может сопоставлять …. ….

· Обобщение – логический процесс и результат мыслительного перехода от единичного к общему. Даёт возможность выделять единичное в многообразии общего, предполагает проникновение в сущность изучаемого процесса, даёт возможность определять факты по сходным свойствам и связям в одну группу.

· Сравнение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.114 (0.009 с.)