Методика исследования в соц. работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика исследования в соц. работе



Информационный поиск как общенаучный метод исследования.

1. Понятие об информационном ресурсе научного исследования.

2. Этапы информационно исследовательской деятельности.

1 – информационный ресурс – это совокупность данных, необходимых для эффективного получения достоверной научной информации, которая может быть использована для осуществления теоретического анализа проблемы исследования.

Объекты исследования и предметы исследования.

Литературные источники – это совокупность произведений письменности имеющих общее значение. Для использования в качестве информационного ресурса могут быть: научные книги, научно-популярные, словари, справочники, энциклопедии, научные монографии, древние книги, книги на иностранных языках, библиографические указатели, диссертации, авторефераты, периодические издания о газетах, проф. журналы, сборники научных статей и тезисов докладов научной конференции, так же интернет источники.

Информационный ресурс научного исследования в соц. работе.

 

Статистические материалы, литературные источники, материалы из практики соц. работы, законодательная база, архивные материалы, нормативные материалы.

2 – этапами информационно-исследовательской деятельности является:

1. Поиск информации.

2. Формирование личного архива.

3. Переработка.

1. Обработка данных

4. Формирование новой информации.

5. Хранение и пополнение информации.

 

Методы опроса

1. Опрос как метод сбора соц. информации.

2. Методы и формы опроса.

3. Виды вопросов применяемых в опросных методиках.

4. Технология разработки опросного листа.

5. Условные факторы влияющие на эффективность методов опроса.

Задания:

· Изучите тему методы опроса в соответствии в темой и целью своего исследования разработайте опросный лист по следующей методике:

1. Цель опроса.

2. Предмет опроса.

3. Предполагаемые респонденты (соц. демографические признаки, особенности, характеристика выборки).

4. Искомая единица информации (факты, которые необходимо получить в результате опроса).

5. Сформулируйте вопросы, направленные на получение искомой информации (10-15 вопросов).

1 – опрос как метод сбора соц. информации является одним из древнейших методов исследования, который развивался из донаучной беседы. Опрос позволяет получить объективные и субъективные данные от людей, которые являются уникальными источниками информации.

К объективным данным относятся факты и…, к субъективным – методы и позиции.

В основе методов опроса лежит процесс коммуникации и общения исследователя с индивидом, которые обозначается как респондент.

Взаимное взаимодействие осуществляется прямо или косвенно, в вопрос на ответной форме или в форме диалога.

Особенности общения:

1. Общение должно отвечать строгим требованиям научной процедуры и должно опираться на научное сознание.

2. Общение должно опираться на мнение ряда участников соц. процесса, осознающих соц. событие в рамках их обыденного сознания.

Виды информации, получаемые при помощи методов опроса:

1. Информация об объективных соц. фактах.

2. Информация о причинах данного поведения (мотивы ожидания).

3. Информация о настоящем и ожидаемом будущем поведении определённой группы населения в определённой ситуации.

2 – к методам опроса относятся следующие методы:

· Исследовательская беседа

· Анкетирование

· Интервьюирование.

Формы методов опроса:

1. Не стандартизированное (свободное интервью, исследовательская беседа).

2. Стандартизированное (анкета и формализованное интервью).

Не стандартизированное характеризуется следующими показателями:

1. Форма вопроса и их порядок строго не устанавливаются.

2. Респонденты высказываются в свободной форме и дают открытые ответы.

3. Информация не поддается количественной обработке.

Стандартизированное:

1. Предварительная разработка опросного листа и процедуры опроса.

2. Общие условия опроса.

3. Статистическая сопостовляемость полученных данных.

4. Возможность повторения опроса по той же методике.

Методы опроса могут носить выборочный или сплошной характер.

По форме может быть одноразовая и многоразовая.

3 – форма и вид опроса определяется его целью. В соответствии с этим вопросы делятся на:

1. Содержательные.

2. Функциональные (вопросы, которые помогают получить ответы на содержательные).

Исходя из целей опроса, вопросы могут делиться на:

· Содержательные

· Наводящие

· Контрольные

· Создающие психологическую атмосферу

· Регистрирующую логику восприятия

· Вопросы фильтры

· Контактные

· Буферные

· Идеологические

· Вопросы иллюстрации

По технике заполнения вопросы делятся на:

· Открытые

· Закрытые

· Прямые

· Косвенные

· Дихотомичные (полярные вопросы; горячо – холодно)

· Шкальные

· Альтернативные (когда ответы носят взаимоисключающий характер)

· Поливариантные (когда вариантов очень много)

4 – технология разработки опросного листа является обязательным этапом применения методов опроса. Опросный лист – это прообраз будущей беседы или анкеты или план интервью. В него включаются только основные вопросы.

Технология опроса предполагает следующую технологию построения опросного листа:

1. Определение целей вопроса (для чего я это спрашиваю).

5 – Эффективность опроса определяется тем насколько вербальные высказывания респондентов отражают действительное состояние сознания и объективность соц. факторов.

Качество информации определяется следующими условиями:

1. Учётом личных особенностей респондентов.

2. Организация деятельности исследователя.

3. Организация ситуации опроса.

При этом должны быть учтены такие факторы как:

1. Возраст респондента.

2. Пол.

3. Образование.

4. Семейное положение.

5. Соц. статус.

В отдельную группу факторов определяющую эффективность…:

Должно проходить в обстановке без посторонних людей.

 

Методика исследования в соц. работе

Экзамен

1. Методология исследования как основа научного поиска.

1. Соц. работа как наука

2. Понятие о методологии. Методология исследовательской деятельности.

3. Научные познания и научные исследования в соц. работе

4. Специфические особенности исследования в соц. работе

5. Классификация научных исследований

6. Поисково-исследовательская ф-ия соц. работника

1 – наука – это сфера человеческой деятельности, ф-ия которой закл. в получении и систематизации объективно-истинных знаний о действительности.

Наука относ. к области интеллектуальной деятельности человека. Основная ф-ия науки закл. в получении новых знаний их описании, объяснении и прогнозирования использования этих знаний в практике.

Соц. работа – это интеграция многообразия понятий категории. Научных теорий из других наук:

· Медицина

· Политические и экономические науки

· Психология

· Социология

· Педагогика

· История соц. работы

Соц. работа как наука - это деятельность по получению новых знаний. Она представляет с собой целенаправленный процесс движения мысли от незнания к знанию.

Соц. работа как наука – это сумма готовых знаний, сформированных в соц. работе к данному моменту.

Как сумма готовых знаний наука включает в себя понятия, категории, научные теории, принципы, правила, логические обобщения, умозаключения, постулаты, закономерности и тенденции, информацию прикладного значения, всё это направленно на образование и завершение практики соц. работы.

Признаки науки:

1. наличие специфического объекта и предмета. Объект – это то, что существует как данность или часть соц. реальности. Предмет – это результат выбора объективно–существующего процесса или явления через анализ объекта.

Объектом соц. работы может быть: индивид, семья или общность людей находящихся в трудной жизненной ситуации.

Предмет соц. работы:

Соц. ситуации – это конкретные состояния, проблема конкр. Клиента соц. работы как индивида так и группы со всем богатством своих связей и имеющих отношений к разрешению данных проблем.

2. Наличие … понятий в соответствие предмету исследования.

К основным понятиям теории соц. работы относятся:

· Соц. отношения

· Соц. деятельность

· Социализация

· Личность

· Медико-психосоциальная работа

· Соц. коррекция и реабилитация

· Соц. конфликт

· Семья

· Соц. работник

· Соц. обслуживание и т.д.

Соц. работа характеризуется принципами и идеями:

1. Общефилософские принципы(принцип детерминизма, отражения, сознания и деятельности, развития, историзма, неразрывной связи индивида и его соц. среды)

2. Принцип конфиденциальности, толерантность, принцип не дискриминации.

3. Принцип максимизации соц. ресурсов.

4. Принцип клиентацентризма(всё исходит от желания клиента).

5. Принцип опоры на собственные силы.

6. Принцип профилактической направленности.

7. Принцип соц. реагирования.

Наука выполняет в обществе определённые ф-ии:

· Информационная

· Объяснительная – закл. в описании и объяснении причины следственных связей закономерностей и тенденций.

· Эвристическая –

· Прогностическая. На основе получ. Знаний прогнозируются результаты соц. образований связанных с изменениями жизнедеятельности человека и общества.

Соц. работа несёт в себе инновации и новые знания, которые расширяют представление человека и общества о соц.-гуманитарных процессов.

2 – методология – это учение в организации и регистрации всех видов человеческой деятельности.

В науке выделяют несколько уровней методологического

1. Всеобщая методология – учение о структуре, логике организации методов и свойствах в целом.

2. Общенаучная методология – общ. подход к познанию …

Всеобщая и общая методологии основаны на философской теории познания «гносеология».

3. Методология науки – система принципов и способов организации науки, учение о научном знаний составляющем предмет науки, а также это совокупность методов применяемых в данной науке. Ф-ию методолог. соц. работы выполняет её теорию.

4. Методология исследования – теоретическая основа познавательной деятельности вкл. в себя знание о научном исследовании его

3 – научное познание – это опосредованное и отражённое внушение чел-а св-в отношений и закономерностей между объектами и явлениями.

Научное познание – это сознание осущ. деят. рассматривается как процесс нацеленный на производство …скинуть у зайца

Соц. познание явл. специфическим и характеризуется:

· Предметом соц. познания – явл. мир чел-а, который имеет субъективные изменения, т.к. чел-к явл. автором и исполнителем своей соц. биографии, которую он сам познаёт.

· Субъект, субъектное познание к которым приплетается материальное и идеальное, субъективное и объективное, сознательное и стихийное, т.к. в соц. отношениях люди по разному выражают свои интересы и реализуют свои цели.

· Динамика процессов развития соц. явления

· Специфические ценности соц. работы

Научное познание осуществляется в форме научного исследования, которое является процессом и деятельностью. Научное исследование как деятельность состоит из следующих исследовательских действий:

· Процедуры(акты, духовно-логического мысленного освоения позноваемого объекта) и операции(практический вид действия в научном поиске: изменение, моделирование). Процедуры и операции взаимосвязаны друг с другом.

Научное исследование характеризуется целенаправленностью, преобладанием умственного труда, творческим характером деятельности и свойством всеобщности.

Научное исследование как деятельность можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технологических процедур и операций связанных между собой единой целью: получение достоверных знаний об изучаемом явлении или процессе.

Научное исследование как процесс – это движение исследовательских действий направленных на прирощение объективно-истинного и логически-обоснованного знания.

В соответствии с поставленной целью исследования выделяют следующие категории:

1. Объект исследования – данность независящая от исследования и инструментов познания. В соц. работе это часть объективно соц. реальности на которую направленно познание: соц. явления, соц. процессы, соц. ситуации, соц. системы различных степеней сложности(семья, соц. группа, соц. общность) специфически совокупности клиентов соц. работы(пенсионеры, соц. сироты, подростки)

2. Цель исследования – цель предполагает результат. Формулировка цели направлена на выявление новых знаний в виде научного результата.

3. Задача исследования – решение конкретных вопросов, которые служат достижению цели.

4. Методы исследования. В сфере соц. работы применяются общенаучные, конкретно-научные и специфические методики междисциплинарного характера.

5. Результат исследования, который может выражаться в следущих характеристиках:

· Новые знания

· Подтверждение существующих знаний и их подтверждение

· Разработка способов применения знаний на практике

В соц. работе научные исследования предполагают, что его результату выражаются в виде совокупности идей теоретических и практических выводов, которые могут быть использованы для дальнейшего развития теории и практики, для преодоления трудностей познания явлений, для объяснения ранее неизвестных фактов.

Результаты исследования должны быть обоснованы, доказаны и представлены таким образом, чтобы они могли быть использованы в научной и практической деятельности.

4 – исследования в соц. работе обладают следующими специфическими особенностями:

1. Соц. процессы относятся к нелинейным системам. Они характеризуются неоднородностью протекания для повышения объективности выводов исследования необходимо увеличить число исследовательских процедур и операций. Формулировка выводов должна быть представлена в усреднённой форме.

2. Специфическими являются цель и предмет исследования. Сначала они задаются и определяются в общих чертах, прогнозируются в незначительной степени и только в конце исследования вырисовываются окончательно.

3. Специфическими являются методы исследования, которые должны быть адаптированы к особенностям испытуемых и к предмету исследования.

4. Исследования в соц. работе всегда носит комплексный и междисциплинарный характер. Отсюда следует, что интерпретация результатов является многофункциональной.

5. Исследования в соц. работе обладают свойством всеобщности(аккумулируют в себе опыт и знания предшественников и современников, для того, чтобы отобрать сущностные характеристики объекта исследования)

5 – научные исследования подразделяются на 3 типа:

1. Фундаментальные научные исследования направлены на раскрытие … на развитие методологии науки, на открытие новой области научного знания. Фундаментальные исследования не преследуют практических целей. В соц. работе фундаментальные исследования необходимы для того, чтобы создать базу для прикладных исследований и разработок.

2. Прикладные исследования – это решения отдельных теоретических и практических задач связывающих науку и практику в…. В прикладных исследованиях формируются результаты полезные для совершенствования соц. работы.

3. Разработки исследования…

Так же научные исследования подразделяются на:

· Теоретические – глубокие мысленные преобразования предметов и исследований

· Эмпирические – предполагают сбор и первичную обработку фактов, зафиксированных на основе взаимодействия с реальной действительностью.

· Экспериментальные – заключаются в изучений явлений и процессов путём их преобразования(эксперимент).

Науки делятся на: теоретические и эмпирические. Теоретические науки базируются на результатах обобщения эмпирических данных. Эмпирические науки имеют дело со знанием полученным в результате практики при помощи наблюдения различных видов измерений и эксперимента.

6 – соц. деятельность свободна от жёстких рецептов. Она регламентируется только законодательством РБ и рядом ратифицированных международных документов.

Соц. работник в каждой проблемной ситуации сталкивается с различными по своему содержанию и структуре трудными жизненными ситуациями. Таким образом осуществляется поисково-исследовательская ф-ия соц. работника, которая заключается в способности и умении исследовательской деятельности, в критической оценке и избирательности использования полученной информации в результате обследования клиента при помощи эмпирических методов.

Соц. работник является рациональным пользователем в научно-исследовательском подходе, в решении проблем практики соц. работы он должен:

· Грамотно предоставлять необходимую информацию в органы управления соц. защиты.

· Способствовать насыщению теории соц. работы фактологическими данными.

· Должен иметь возможность излагать результаты своей практической деятельности в научных и профессиональных журналах, в выступлениях на конференциях и семинарах.

· Должен уметь понимать и объяснять суть и эффективность практических действий по выявлению проблем клиентов, возникающих в процессе принятия решения.

· Должен уметь объективно оценивать уровень психосоциального развития клиентов соц. работы, их потребности и потенциальные возможности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.075 с.)