Диагностические методы исследования. Тестирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностические методы исследования. Тестирование.



1. Понятие соц. диагностики.

2. Тестирование как метод исследования в соц. работе.

3. Требование к тесту.

4. Классификация тестов (изучать самостоятельно при помощи словаря-справочника по психодиагностике, Бурлачук, Морозов).

5. Достоинства и ограниченность методы тестирования в соц. работе.

1 – диагностика – это общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Диагностика – это специфический процесс деятельности осуществляемый на стыке науки и практики и связанный с определением состояния объекта для осуществления последующего коллекционного воздействия и изменения его состояния.

Соц. диагностика является специфической совокупностью методов приёмов в той или иной научной дисциплине направленных на сбор и обработку информации о текущем состоянии соц. объекта. По времени проведения диагностика может подразделяться на предварительную и текущую, по ширине охвата объектов диагностики на общую и специфическую.

Цель соц. диагностики заключается в определении узких мест, выявлении соц. проблем и характеристики соц. ситуации. Диагностика предполагает опору на принцип не нанесения ущерба. В контексте этого каждый человек рассматривается как уникальное отличительное от других явление.

Метод диагностики должен способствовать развитию личности клиента соц. работы, а исследователь должен находиться на позиции беспристрастности в процессе получения информации.

В соц. работе диагностика является аспектом проф. деятельности, где практика тесно связана с теорией, каждое диагностиччческое задание связано с разработкой методологического аппарата и методикой исследования.

Суть соц. диагностики в практике соц. работы сводится к тому, что соц. работник собирает и накапливает информацию о конкретной соц. ситуации или клиенте, анализирует её, выставляет соц. диагноз, который может быть использован для:

· Принятия проф. решения.

· Для анализа соц. диагноза в процессе исследования.

Методика соц. диагностики может быть сложной или простой в зависимости от объекта или предмета.

Возможно выделение нескольких сфер для соц. диагностики:

1. Диагностика личности. Аспекты:

· Диагностика личности человека.

· Проф. направленность.

· Здоровье.

· Семейные отношения.

· Проф. сферу.

2. Диагностика соц. проблем. Аспекты:

· Изучение социологического общественного мнения.

· Изучение случая на уровне групп и индивидов.

· Описание объективного состояния клиента соц. работы как объекта и субъекта.

· Формулирование проблемы соц. работы.

Выделяют следующие этапы соц. диагностики:

1. Получение диагностической информации с помощью эмпирических и диагностических методов.

2. Сравнение полученной информации с индивидуальной и соц. нормами.

3. Анализ данных и установление причинно-следственных связей.

4. Содержательная интерпритация полученных данных, обобщение и оценивание.

5. Прогнозирование соц. развития на основе полученных данных.

6. Доведение диагностической информации до сведения испытуемых и заинтересованных специалистов.

7. Контроль за воздействием испытуемых диагностических методов.

Тестирование – это стандартизированное задание, результаты выполнения которого позволяют измерить некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемых.

Тест – это вопросник, который используется для конкретного соц. исследования. Выделяют 2 основные группы тестов:

1. Дидактическая (тесты на проверку знания).

2. Психологические тесты.

В соц. работе тестирование используется для определения показателей характеристики степени появления психологических и соц. феноменов. Тест, который применяется в исследовании в соц. работе состоит из 2-х частей:

1. Стимульный материал или вопросы.

2. Интерпретация (ключи шкалирования, кодировочные ключи и ключи интерпретации).

3 – для того, чтобы тест мог использоваться в исследованиях в области соц. работы он должен отвечать следующим требованиям:

1. Валидность – это комплексная характеристика тест, указывающая на обоснованность и эффективность его применения.

2. Надёжность – помехоустойчивость теста, его независимость от воздействия случайных факторов.

3. Репрезентативность – это характеристика теста, которая позволяет учитывать полученные результаты и распространять их на всех лиц обладающих подобными типологическими характеристиками.

Научность теста определяется с точки зрения использования в тестировании опробированных, валидных, репрезентативных и надёжных тестов.

1. Объективность – каждый тест нацелен на выявление того или иного психологического или личностного качества в зависимости от выбранной тематики, получаемые результаты должны быть независимы от различных факторов (от того кто проводит тест, от того в каких условиях он проводится и т.д.).

2. Стандартизация – это однообразие требований ко всем условиям и инструментарию теста, а также к обработке его результатов.

3. Одинаковых возможностей для всех испытуемых – это требование предполагает учёта индивидуальных возрастных и других особенностей, однако рассматривается с точки зрения использования теста для всех в одинаковых условиях.

4. Адаптированность – все зарубежные тесты должны пройти стандартную процедуру по валидеации, надёжности и репрезентативности, с учётом соц. экономических, этнических, религиозных и других особенностей региона или испытуемых.

В соц. работе тестирование применяется для оценки личностных качеств, способностей, знаний, что предполагает: …

Использование тестов позволяет определить степень вероятности, уровень измеряемого качества, а также качественной и количественной характеристики оцениваемых измерений.

Концепция тестирования базируется на следующих аксиомах:

1. Согласно теории бихевиоризма, поведение – это единственный объект изучения, в котором все внутренние процессы могут быть интерпретированы по объективным поеденческим реакциям.

2. Внутренние свойства личности могут быть выявлены с помощью индикаторов (внешние показатели поведенческой сферы) это можно выявить при помощи ответов на вопросы или при помощи наблюдения за реакцией на стимульный материал.

3. Между поведением человека и его внутренними психологическими свойствами личности существуют зависимости.

4. Выдвигаются следующие правила тестирования:

· Любое тестирование в соц. работе должно проводиться при участии специалиста по психодиагностике в качестве консультанта.

· Человека нельзя подвергать тестированию обманным путём или против его воли.

· Любой человек имеет право знать результаты тестирования.

· Результаты тестирования не должны травмировать испытуемых и могут сообщаться человеку только в конструктивной форме.

· Испытуемый должен быть информирован о целях тестирования и формах использования результата.

· Исследователь должен обеспечивать конфиденциальность информации полученной на основании личностного доверия и беспристрастно подходить к процедуре и результатам тестирования.

5. Исследователь должен знать возможности теста, правила его проведения интерпретации результатов.

6. Любое тестирование проводиться с учётом и строгим соблюдением проф. этических основ соц. работы.

Методика проведения тестирования:

1. Подготовительный этап (определяется цель тестирования в соответствии с целью исследования).

2. Проведение диагностического исследования, которое предполагает следующие процедуры и операции:

· Информирование испытуемых о целях исследования.

· Ознакомление испытуемого с тестами и заданиями.

· Обеспечение ситуации спокойствия и самостоятельности выполнения задания.

· Обеспечение ситуации успеха при расставании с испытуемыми.

· Накопление информации полученной по результатам тестирования и её анализ в соответствии с поставленной целью.

Выделяют след. достоинства и недостатки при использовании тестирования в соц. работе:

1. Возможность проводить массовые измерения.

2. Объективность.

3. Возможность выявления глубинных свойств личности недоступных к прямому наблюдению.

4. Унифицированность процедуры получения информации обеспечивающий сопоставимость данных различных исследований.

5. Стандартизированность самой процедуры.

6. Возможность количественной оценки психологических свойств человека.

7. Возможность группового применения.

 

1. Тесты могут применяться ко всем категориям населения независимо от каких-либо характеристик.

2. Результат теста обладает конкретностью и практической направленностью.

Недостатки:

1. Объективность и надёжность теста не являются абсолютными величинами.

2. Надёжность психометрических тестов зависит от строго соблюдения условий проведения тестирования.

3. Статистические нормы не гарантируют полной достоверности результатов в случае индивидуальной диагностики.

4. Количественная оценка результатов означает потерю части информации.

5. Тестирование может вызывать страх и тревогу у испытуемых.

6. Публичное объявление результатов тестирования может скомпрометировать испытуемого и задеть его чувство собственного достоинства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.122.150 (0.02 с.)