Технология научного наблюдения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология научного наблюдения.



1. Исследовать исследовательские процессы и операции необходимые для реализации наблюдения.

2. План и программы наблюдения.

3. Наблюдения соц. ситуации.

4. Достоинства и ограниченность метода наблюдения в соц. работе.

1 -:

1. Формулировка целей наблюдения. Как правило цели наблюдения преимущественно сосредотачивают исследователя на различных аспектах соц. деятельности…

2. Определение и конкретизация задач наблюдения.

3. Определение объекта наблюдения. Объектом наблюдения может быть: индивид, малая группа, соц. общность, соц. события, соц. ситуация.

4. Определение предмета наблюдения. Предметом наблюдения являются: стороны и свойства объекта.

5. Определение категории. Категории:

· Определение ситуаций.

· Определение условий.

· Определение единицы. Единица наблюдения – это элементы эмпирического фиксируемого исследователя акты поведения, которые имеют отношения к цели и предмету наблюдения, а также тесно связаны с его объектами.

6. Подготовка инструментария.

· Дневник наблюдения – документ, в котором закодировано или в общедоступной форме записывается ход наблюдения, действия наблюдателя, поведенческие реакции и результаты наблюдения.

· Протокол наблюдения – документ …

· Карта наблюдений – методический документ, предназначенный для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном виде.

Технология наблюдения предполагает:

1. Подготовительный этап.

2.

3. Этап обработки, анализа, обобщения и интерпритации результатов.

2 – план предполагает, что исследователь должен дать ответ на следующие вопросы:

1. Какова цель и задачи наблюдения.

2. В каких условиях оно должно осуществляться.

3. В какой форме оно должно осуществляться.

4. Объект и предмет наблюдения.

5. Наблюдаемая выборка.

6. Определение элементов наблюдения.

7. Установление периодов наблюдения.

8. Установления способов фиксации.

9. Установление способа обработки полученных результатов.

Программа наблюдения предполагает отражение следующих объектов:

1. Выбор и общая характеристика наблюдаемой соц. ситуации.

· Сфера деятельности.

· Правило и нормы учитывая при регистрации соц. события.

2. Особенности наблюдаемого объекта.

· Демографические признаки.

· Соц. признаки.

3. Содержание наблюдаемой деятельности.

· Цель деятельности.

· Интенсивность деятельности.

· Результаты деятельности.

4. Признаки наблюдаемых характеристик и их индикаторов.

5. В программе обязательно отражается количество сеансов наблюдения, их повторяемость и временная длительность.

3 -:

1. Разработка контрольного списка фактов.

· Наблюдаемые (не должно быть более 7-ми человек).

· Обстановка.

· Соц. поведение наблюдаемых.

 

Методы опроса

1. Опрос как метод сбора соц. информации.

2. Методы и формы опроса.

3. Виды вопросов применяемых в опросных методиках.

4. Технология разработки опросного листа.

5. Условные факторы влияющие на эффективность методов опроса.

Задания:

· Изучите тему методы опроса в соответствии в темой и целью своего исследования разработайте опросный лист по следующей методике:

1. Цель опроса.

2. Предмет опроса.

3. Предполагаемые респонденты (соц. демографические признаки, особенности, характеристика выборки).

4. Искомая единица информации (факты, которые необходимо получить в результате опроса).

5. Сформулируйте вопросы, направленные на получение искомой информации (10-15 вопросов).

1 – опрос как метод сбора соц. информации является одним из древнейших методов исследования, который развивался из донаучной беседы. Опрос позволяет получить объективные и субъективные данные от людей, которые являются уникальными источниками информации.

К объективным данным относятся факты и…, к субъективным – методы и позиции.

В основе методов опроса лежит процесс коммуникации и общения исследователя с индивидом, которые обозначается как респондент.

Взаимное взаимодействие осуществляется прямо или косвенно, в вопрос на ответной форме или в форме диалога.

Особенности общения:

1. Общение должно отвечать строгим требованиям научной процедуры и должно опираться на научное сознание.

2. Общение должно опираться на мнение ряда участников соц. процесса, осознающих соц. событие в рамках их обыденного сознания.

Виды информации, получаемые при помощи методов опроса:

1. Информация об объективных соц. фактах.

2. Информация о причинах данного поведения (мотивы ожидания).

3. Информация о настоящем и ожидаемом будущем поведении определённой группы населения в определённой ситуации.

2 – к методам опроса относятся следующие методы:

· Исследовательская беседа

· Анкетирование

· Интервьюирование.

Формы методов опроса:

1. Не стандартизированное (свободное интервью, исследовательская беседа).

2. Стандартизированное (анкета и формализованное интервью).

Не стандартизированное характеризуется следующими показателями:

1. Форма вопроса и их порядок строго не устанавливаются.

2. Респонденты высказываются в свободной форме и дают открытые ответы.

3. Информация не поддается количественной обработке.

Стандартизированное:

1. Предварительная разработка опросного листа и процедуры опроса.

2. Общие условия опроса.

3. Статистическая сопостовляемость полученных данных.

4. Возможность повторения опроса по той же методике.

Методы опроса могут носить выборочный или сплошной характер.

По форме может быть одноразовая и многоразовая.

3 – форма и вид опроса определяется его целью. В соответствии с этим вопросы делятся на:

1. Содержательные.

2. Функциональные (вопросы, которые помогают получить ответы на содержательные).

Исходя из целей опроса, вопросы могут делиться на:

· Содержательные

· Наводящие

· Контрольные

· Создающие психологическую атмосферу

· Регистрирующую логику восприятия

· Вопросы фильтры

· Контактные

· Буферные

· Идеологические

· Вопросы иллюстрации

По технике заполнения вопросы делятся на:

· Открытые

· Закрытые

· Прямые

· Косвенные

· Дихотомичные (полярные вопросы; горячо – холодно)

· Шкальные

· Альтернативные (когда ответы носят взаимоисключающий характер)

· Поливариантные (когда вариантов очень много)

4 – технология разработки опросного листа является обязательным этапом применения методов опроса. Опросный лист – это прообраз будущей беседы или анкеты или план интервью. В него включаются только основные вопросы.

Технология опроса предполагает следующую технологию построения опросного листа:

1. Определение целей вопроса (для чего я это спрашиваю).

5 – Эффективность опроса определяется тем насколько вербальные высказывания респондентов отражают действительное состояние сознания и объективность соц. факторов.

Качество информации определяется следующими условиями:

1. Учётом личных особенностей респондентов.

2. Организация деятельности исследователя.

3. Организация ситуации опроса.

При этом должны быть учтены такие факторы как:

1. Возраст респондента.

2. Пол.

3. Образование.

4. Семейное положение.

5. Соц. статус.

В отдельную группу факторов определяющую эффективность…:

Должно проходить в обстановке без посторонних людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.017 с.)