ТОП 10:

Методы стимулирования экспорта



Методы стимулирования экспорта или средства форсирования экспорта – это торгово-политические методы расширения экспорта (прямые и косвенные субсидии). С их помощью обеспечиваются преимущества для выступления национальных производителей на внешнем рынке. Расширение экспорта – одна из важных сфер деятельности гос-ва.

Методы стимулирования экспорта – одна из форм нетарифных ограничений. Стали применяться в связи с обострением конкуренции и НТР.

К методам стимулирования экспорта можно отнести:

1.Экспортные субсидии – финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу.

2.Экспортные кредиты – аналогичны экспортным субсидиям, но принимают формы ссудного займа (долгострочные и краткосрочные кредиты), распространяющиеся в основном на готовую продукцию, главным образом на наиболее перспективные товары и услуги (к примеру машиностроительные изделия). Осуществляется кредитование путем выплат из специал.фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Реализация происходит через банки и межправительственные банковские организации.

3.Страхование экспорта– предоставление гос.гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банками, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски. Реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамента гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страх.компании.

4.Налоговые и таможенные льготы– освобождение экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов (или их части).

5.Товарный демпинг- продажа товаров по ценам ниже цен производства (когда государство компенсирует убытки экспортерам)

Валютный демпинг- снижение курса национальной валюты по сравнению с валютой других стран (следовательно, получение дополнительной прибыли за счет выгодного обмена устойчивой иностранной валюты на национальную)

41. (вариант 1) Основные направления развития интеграции в странах СНГ

Интеграция - процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких и устойчивых взаимосвязей и разделения труда с целью создания в перспективе единого народно-хозяйственного комплекса. Интеграционные процессы реализуются на микро- и макроуровнях. Микроуровень реализуется в разнообразных формах взаимодействия капитала отдельных хоз. субъектов; на мукроуровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. Интеграционные процессы в рамках СНГ обусловлены потребностью в экономическом сближении стран СНГ (хотя и не всех и не на условиях СССР). Государства СНГ объективно заинтересованы в восстановлении и поддержании устойчивых экономических связей. Центром интеграции является Россия. Можно выделить два основных центра интеграции: 1) Российско-Белорусское объединение 2) Центр Азии - Узбекистан, Казахстан, Киргизия. Если 1992-93 имела место только дезинтеграция, то к 1994 г. наметились тенденции к сотрудничеству. В 1993 г. был подписан договор о 39оздании экономического союза СНГ, который провозгласил в качестве перспективной цели добровольное воссоздание единого пространства на рыночных началах, где свободно перемещаются товары, услуги, капитал и рабочая сила.

Существуют три интеграционных направления:

1) Создание экономического союза с координацией различных отраслей в межгосударственном масштабе;

2) Таможенный союз - ядро уже существует (остальные страны - режим беспошлинной торговли);

3) Валютный союз - создание систем многостороннего клиринга и взаимной конвертации валюты.

В их рамках можно выделить:

- Создание в январе 1995 таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, в ноябре 1995 к нему присоединились Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Реализация идей таможенного союза проводится поэтапно. Необходима унификация таможенного законодательства, хотя многим государствам это невыгодно, так как грозит потерями части бюджета;

- Создание стабильного платежно-расчетного механизма. В 1994 г. был создан Платежный союз, но эффективная платежно-расчетная система пока отсутствует, проблема особенно обострилась в связи с введением в странах СНГ национальных валют, курс которых нестабилен. Осуществление основной части многосторонних расчетов между участниками должен взять на себя межгосударственный банк; Окт. 1996 -создание Плат. союза - общие правила организации валют. рынков стран СНГ; снятие ограничений на использование валют в качестве платежных

средств по текущим операциям, достижение взаимообратимости валют, создание на территории стран СНГ стабилиз. фондов для регулирования курсовых соотношений.

- Проведение согласованной кредитно-денежной политики. Главной проблемой является слабая платежеспособность стран СНГ. Процесс интеграции банковских систем, унификации механизмов валютного контроля и регулирования котировок российского рубля и национальных валют должны несколько опережать все другие интеграционные процессы, создавая для них благоприятные условия. РФ предложила создать межгосударственный валютный комитет, который должен разработать систему взаимных котировок национальных валют, обеспечить выполнения взаимных платежных обязательств;

- Производственное сотрудничество и кооперация в важнейших отраслях экономики, уровень развития который напрямую определяет объем взаимного товарооборота, проблемы обеспечения государств содружества основными видами сырья;

- Разработка различных совместных программ, например, программ формирования единого сырьевого и аграрного рынка СНГ, конверсия оборонной промышленности и пр.

- Сотрудничество в области прогнозирования: обмен результатами прогнозов, разработка совместных прогнозов.

- Научно-техническое сотрудничество;

41. (вариант 2) Основные направления развития интеграции в странах СНГ

Международная экономическая интеграция – экономическое сближение государств и постепенное переплетение структур их экономик, что выражается в формировании сначала торговых, а затем и экономических группировок и союзов.

Процесс экономической интеграции стран СНГ имеет сложный и противоречивый характер. В числе факторов, оказывающих на него непосредственное влияние, являются разный уровень экономического развития гос-в, нестыковка отдельных политических и экономических интересов гос-в.

Можно выделить 2 основных направления взаимодействия субъектов эк.интеграции: создание надгосударственных полномочных органов управления интеграцией, а также стимулирование создания неформальных интеграционных объединений, которые могли бы выступать как самостоятельные субъекты интеграционного процесса. Таким образом, для государств-участников СНГ в ближайшей и среднесрочной перспективе является важным налаживание эффективного эк.сотрудничества как основной предпосылки преодоления кризисных явлений и подъема экономик в данных странах.

Стремление государств, бывших ранее членами СССР, к экономической интеграции выражается в форме различных попыток поиска форм эк.содружества.

Наиболее успешной экспертами признается Евразийское экономическое сообщество. ЕврАзЭС - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

ЕврАзЭС действует с 2000 года

В 2010 году был создан Таможенный союз между Казахстаном, Россией, Белоруссией, базовым принципом которого является свобода передвижения товаров.

В 2012 году эти же страны создали единое эк.пространство и этому этапу интеграции присущи такие принципы, как свобода торговли товарами и услугами, свобода передвижения фин. и чел. капиталов.

В 2012 году была создана зона свободной торговли между следующими станами: Казахстан, Россия, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Армения, Молдавия, Украина. Она была создана с целью отмены экспортных и импортных пошлин и количественных ограничений поставок.

Кроме экономической интеграции стоит сказать, что есть и иные направления развития интеграции в странах СНГ.
Во-первых, в сфере сотрудничества по проблемам экологии речь должна идти о согласовании усилий гос-в – участников СНГ в ключевых областях охраны ок.среды.

Во-вторых, постоянного внимания требуют к себе военные вопросы, то есть сотрудничество в области безопасности государств.

В-третьих, сотрудничество в сфере обеспечения безопасности внешних границ стран-участниц союза.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.007 с.)