Природа социальных противоречий. Эволюция и революция, понятие социального субъекта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа социальных противоречий. Эволюция и революция, понятие социального субъекта.



 

Природа социальных противоречий, конфликтов и революций. Социальные реформы, насилие и ненасилие в современных технологиях социодинамики. В социальной философии сформировались различные подходы относительно источников социальной динамики и социальных противоречий – от роли духовных смыслов в изменении социума до материальных факторов. Так, для марк4систской традиции характерно видеть источник социальных трансформаций в противоречии между производительными силами и производственными отношениями. Альтернативная точка зрения ищет источник социальных изменений в сфере духовных смыслов, изменении религиозно-этических установок (М. Вебер), изменении культурных систем, философских воззрений на окружающую действительность (П.А. Сорокин).
В реальном пространстве-времени борьба противоположностей – лишь самый разрушительный способ устранения противоречий. Реальной борьбы противоположностей в ходе разрешения социальных конфликтов можно избежать посредством моделирования ее в диалоге, позволяющем, по выражению К. Поппера, гибныть теориям, а не их сторонникам.
Социальный конфликт – это один из видов социального отношения, заключающийся в противостоянии отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов. По своим содержательным характеристикам социальный конфликт противоположен таким явлениям, как социальное согласие (консенсус), сотрудничество, гармония, социальный порядок. Выделяются различные формы социального конфликта, его фазы и средства, используемые конфликтующими сторонами: прямое насилие, принуждение, обман, ориентация на использование ненасильственных методов устранения социальных конфликтов и достижение согласия.
Глубинные социальные конфликты способны привести общество к социальной революции. Социальная революция, как и в целом понятие революция (от лат. revolution – поворот, переворот) означает резкий всплеск, бурные всплески движения, приводящие к качественным, сущностным изменениям системы. В обществе – это максимально быстрое и глубокое изменение социума, открывающее ему как небывалые до этого возможности самоосуществления, так и социального напряжения. В марксистской философии подчеркивается творческий характер социальной революции как решающей, продуктивной активности масс в развитом обществе, воплощающей ярчайшие и глубинные коллективные действия в кризисные моменты человеческой истории. Особо подчеркивается здесь роль классовой борьбы.
В отличие от социальной революции, как наиболее концентрированного, радикального и глубоко фундаментального обновления социальных явлений, реформы (от лат. reformaro - преобразовывать) нацелены на преобразование, изменение социальной системы без изменения ее формы или содержательные изменения без преобразования общественно-экономических основ. Реформа является способом обновления, модернизации общества, введения инноваций, нововведений. В этом смысле система реформ выступает альтернативой революции, предупреждая или заменяя ее.
В историческом развитии общества конфликты часто являются следствием проявления социального насилия. Концепции насилия в современной социальной философии противостоит концепция ненасилия как оппозиция насилию в любых его формах проявления, представляющая собой и соответствующую идею, и образ жизни, и специфический тип умонастроения.
Проблема источников исторического развития, проблема движущих сил и субъекта истории – это вопрос о том, кто движет (делает) историю. В этом плане под субъектом исторического развития понимается тот или иной носитель осознанной и целенаправленной исторической активности. Движущие силы истории – это те слои населения, посредством которых осуществляется воля субъекта. Реальные исторические изменения обеспечиваются движущими силами, которые, в свою очередь, ведомы субъектом истории.
В качестве субъекта истории в философии выделяли: а) личность; б) народные массы; в) элиту. Под движущими силами истории понимали: а) народ; б) народные массы; в) массы.
Роль личности как субъекта истории абсолютизировалась в философии Просвещения. Статус великой личности определялся ее способностью к генерации новых идей (а именно идеи, согласно этой концепции, движут историю) и ее возможностью повести за собой широкие слои населения во имя воплощения этих идей в жизнь. Соответственно, личность приводит в движение народ (совокупное население той или иной страны) – реальную движущую силу истории.
Учение о народных массах как субъекте и движущей силе истории разработано в марксизме. Не идеи, но развитие производства является здесь определяющим фактором исторической динамики. Тем самым народные массы как непосредственные производители материальных благ и носители социально-политической активности выступают подлинными творцами истории.
Теории элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, А. Тойнби и др.) основаны на выделении элиты (творческого меньшинства) как субъекта истории и массы (нетворческого большинства) как ее движущей силы. Элита обладает материальным, политическим и интеллектуальным превосходством над массой (можно говорить об экономической, политичекой, научной, художественной и т.д. элите), реальным весом и влиянием в обществе. В отличие от просвещенческой идеи природного равенства людей, обуславливающего единство народной воли, теория элит говорит об изначальном психологическом неравенстве, отдавая приоритет власти тем, кто имеет больше способностей. Полемизируя с марксистской идеей народных масс как основных субъектов классовой борьбы, элитаризм рассматривает историю не как смену классов, но как смену элит. При этом с усложнением социальных связей и структур статус элиты как организующей и руководящей силы увеличивается.

Революция решает задачу достижения более высокой ступени становления через рождение нового, небывалого. Революция — это переход от более низкой, более простой формы развития к более высокой, более сложной форме.

Эволюция решает задачу развития, совершенствования и распространения нового, укрепления его позиций на достигнутой ступени лестницы становления. Эволюция — эторазвитие развития, т. е. развитие однажды возникшей формы развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.007 с.)