Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Природа социальных противоречий. Эволюция и революция, понятие социального субъекта.
Содержание книги
- Основные периоды развития и особенности античной философии. Космоцентризм, атомизм и связь с наукой античной философии.
- Исторические этапы и особенности развития средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума ( А. Августин, Ф. Аквинский).
- Философия и наука в Новое время. Эмпиризм и рационализм. Проблема метода в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.
- Классика и не классика: две эпохи в развитии европейской философии. Иррационалистическая философия А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.
- Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
- Онтология как философское учение о бытии. Понятие и бытия и небытия, их основные виды.
- Диалектика, ее исторические формы и альтернативы. Диалектика и синергетика.
- Понятие материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Основные стратегии осмысления человека в классической и не классической философии.
- Свобода и ответственность личности. Проблема смысла жизни.
- Сознание и мозг. Понятие сознания, его субъективности, идеальность, творческий характер. Сознательное и бессознательное.
- Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание.
- Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания.
- Структура познавательного процесса. Формы чувственного иррационального познания. Рассудок и разум, воображение и интуиция.
- Познание как достижение истины. Истина и заблуждение. Ложное знание, ошибка, иллюзия.
- Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт. Специфика научного познания.
- Эмпирический и теоретический уровни научного познания, методы научного исследования. Научный факт, проблема, гипотеза, теория.
- Природа социальных противоречий. Эволюция и революция, понятие социального субъекта.
- Понятие культуры, материальная и духовная культура, основные функции культуры.
- Понятие техники и ее роль в истории цивилизации. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция.
Похожие статьи вашей тематики
Природа социальных противоречий, конфликтов и революций. Социальные реформы, насилие и ненасилие в современных технологиях социодинамики. В социальной философии сформировались различные подходы относительно источников социальной динамики и социальных противоречий – от роли духовных смыслов в изменении социума до материальных факторов. Так, для марк4систской традиции характерно видеть источник социальных трансформаций в противоречии между производительными силами и производственными отношениями. Альтернативная точка зрения ищет источник социальных изменений в сфере духовных смыслов, изменении религиозно-этических установок (М. Вебер), изменении культурных систем, философских воззрений на окружающую действительность (П.А. Сорокин). В реальном пространстве-времени борьба противоположностей – лишь самый разрушительный способ устранения противоречий. Реальной борьбы противоположностей в ходе разрешения социальных конфликтов можно избежать посредством моделирования ее в диалоге, позволяющем, по выражению К. Поппера, гибныть теориям, а не их сторонникам. Социальный конфликт – это один из видов социального отношения, заключающийся в противостоянии отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов. По своим содержательным характеристикам социальный конфликт противоположен таким явлениям, как социальное согласие (консенсус), сотрудничество, гармония, социальный порядок. Выделяются различные формы социального конфликта, его фазы и средства, используемые конфликтующими сторонами: прямое насилие, принуждение, обман, ориентация на использование ненасильственных методов устранения социальных конфликтов и достижение согласия. Глубинные социальные конфликты способны привести общество к социальной революции. Социальная революция, как и в целом понятие революция (от лат. revolution – поворот, переворот) означает резкий всплеск, бурные всплески движения, приводящие к качественным, сущностным изменениям системы. В обществе – это максимально быстрое и глубокое изменение социума, открывающее ему как небывалые до этого возможности самоосуществления, так и социального напряжения. В марксистской философии подчеркивается творческий характер социальной революции как решающей, продуктивной активности масс в развитом обществе, воплощающей ярчайшие и глубинные коллективные действия в кризисные моменты человеческой истории. Особо подчеркивается здесь роль классовой борьбы. В отличие от социальной революции, как наиболее концентрированного, радикального и глубоко фундаментального обновления социальных явлений, реформы (от лат. reformaro - преобразовывать) нацелены на преобразование, изменение социальной системы без изменения ее формы или содержательные изменения без преобразования общественно-экономических основ. Реформа является способом обновления, модернизации общества, введения инноваций, нововведений. В этом смысле система реформ выступает альтернативой революции, предупреждая или заменяя ее. В историческом развитии общества конфликты часто являются следствием проявления социального насилия. Концепции насилия в современной социальной философии противостоит концепция ненасилия как оппозиция насилию в любых его формах проявления, представляющая собой и соответствующую идею, и образ жизни, и специфический тип умонастроения. Проблема источников исторического развития, проблема движущих сил и субъекта истории – это вопрос о том, кто движет (делает) историю. В этом плане под субъектом исторического развития понимается тот или иной носитель осознанной и целенаправленной исторической активности. Движущие силы истории – это те слои населения, посредством которых осуществляется воля субъекта. Реальные исторические изменения обеспечиваются движущими силами, которые, в свою очередь, ведомы субъектом истории. В качестве субъекта истории в философии выделяли: а) личность; б) народные массы; в) элиту. Под движущими силами истории понимали: а) народ; б) народные массы; в) массы. Роль личности как субъекта истории абсолютизировалась в философии Просвещения. Статус великой личности определялся ее способностью к генерации новых идей (а именно идеи, согласно этой концепции, движут историю) и ее возможностью повести за собой широкие слои населения во имя воплощения этих идей в жизнь. Соответственно, личность приводит в движение народ (совокупное население той или иной страны) – реальную движущую силу истории. Учение о народных массах как субъекте и движущей силе истории разработано в марксизме. Не идеи, но развитие производства является здесь определяющим фактором исторической динамики. Тем самым народные массы как непосредственные производители материальных благ и носители социально-политической активности выступают подлинными творцами истории. Теории элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, А. Тойнби и др.) основаны на выделении элиты (творческого меньшинства) как субъекта истории и массы (нетворческого большинства) как ее движущей силы. Элита обладает материальным, политическим и интеллектуальным превосходством над массой (можно говорить об экономической, политичекой, научной, художественной и т.д. элите), реальным весом и влиянием в обществе. В отличие от просвещенческой идеи природного равенства людей, обуславливающего единство народной воли, теория элит говорит об изначальном психологическом неравенстве, отдавая приоритет власти тем, кто имеет больше способностей. Полемизируя с марксистской идеей народных масс как основных субъектов классовой борьбы, элитаризм рассматривает историю не как смену классов, но как смену элит. При этом с усложнением социальных связей и структур статус элиты как организующей и руководящей силы увеличивается.
Революция решает задачу достижения более высокой ступени становления через рождение нового, небывалого. Революция — это переход от более низкой, более простой формы развития к более высокой, более сложной форме.
Эволюция решает задачу развития, совершенствования и распространения нового, укрепления его позиций на достигнутой ступени лестницы становления. Эволюция — эторазвитие развития, т. е. развитие однажды возникшей формы развития.
|