Классика и не классика: две эпохи в развитии европейской философии. Иррационалистическая философия А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классика и не классика: две эпохи в развитии европейской философии. Иррационалистическая философия А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.



 

Современная западная философия представляет собой весьма сложный и многомерный социокультурный феномен, интегрирующий в себе множество различных школ, направлений, концепций, которые отражают противоречивую динамику философского сознания на протяжении последней трети XIX – XX в. В развитии европейской философии можно выделить две эпохи: классику (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассику (развитие европейской философии с середины XIX в. до настоящего момента). Под классической философией подразумевается европейская философская традиция от греков до Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и понимание сущности и задач философии. Классическая философия отличалась: приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка. Становление и развитие постклассической западной философии было связано с акцентированным неприятием этих фундаментальных принципов классического философствования и попытками их радикального переосмысления. Постклассическая философия критически оценивает претензии разума, интенсифицирует интерес к человеку-в-мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля.

Эпоха Просвещения входит в культ. как торжество рационализма, завершение идей, кот. появились в п/д Возрождения и получили дальнейш. развитие в XVII-XVIII вв. Просвещ. - эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение Просв-е высш.расцвета достигло во Франции, хотя и получило распространение во всех странах Европы. Концептуально Просв-е углубляет и развивает фил-ю Нового времени. Не случайно некот. философы принадлежат и Новому времени, и Просвещению (Локк, молодой И. Кант и др.). Вместе с тем философы эп. Просв-я не только продолжают классич. идеи рационализма, но и формулир. нов. идеи, основываясь на критике картезианской метафизики за ее умозрительность и недостаточную связь с наукой и практикой. Особенно радикально был поставлен вопрос о месте религии в культуре. Во Фр-и Просв-е приняло форму материализма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Идеологи Просв-я ставили перед собой общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума. Последний призван освободить народ от предрассудков, сделать людей "совершеннолетними", научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам. Эти идеи развивали Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри во Франции; Дж. Толанд, Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смит в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии. Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просв-я - "имей мужество пользоваться, собственным умом". Тем самым идеологи Просв-я утверждали веру в человеческий разум, кот. наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропаганда самоценности научного разума. Фил-фы Просв-я подчиняли научный разум жизни, преобразованию социальных отношений, улучшению жизненных условий и т.д. Отсюда защита ими естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, воплощенных в религиях, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.Реализация подобных идей требовала своеобразной трактовки разума. Разум - возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум - основа деятельности, помогает установить связь между различными событиями и фактами. Т.о., основным свойством человеч-го разума явл-ся готовность и способность искать истину.Принципиально важно, что, возвышая разум, фил-фы Просв-я ставили его в зависимость от опыта; в конечном итоге он контролируется опытом и потому не всемогущ. Т.о, трактовка разума основана не столько на философско-методологической установке, сколько на достижениях науки. Фил-я Просв-я отриц. правомерность заранее установленных принципов, кот. должны быть метафизическими указателями. Меняется роль исходных принципов, кот. оказываются зависимыми от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, от них следует идти к истине. Чтобы не упрощать рационалистическую концепцию эп. Просв-я, след. отметить, что фил-фы понимали несводимость человека к разуму, наличие в мире неразумного. Основн. идея просветителей состоит в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. Человек - существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом.Метафизика в старом смысле слова теряет свое влияние. Нов. трактовку получает чел-к: поск-ку все природное естественно, значит, в естественных стремлениях человека нет ничего плохого. Социальный прогресс философы Просвещения видят в распространении знания, науки, образовании населения. Особое внимание следует уделять просвещению правителей, обладающих реальной властью

К середине 19 века на передний план выступают иррационалистические концепции. Иррационализм начинает формироваться еще в античную эпоху. Утверждение философского иррационализма происходит по мере разочарования широких масс людей в тех идеалах, которыми оперировал философский рационализм. Неверие в конструктивно-созидательные силы человека, исторический и социальный пессимизм, скептицизм - таковы основные черты умонастроения второй половины 19-20 вв., которые легли в основу иррационализма как философского направления.. Иррационализм отрицает упорядоченное, законообразное устройство мира. С точки зрения его представителей, основание бытия неразумно.

У Шопенгауэра основополагающим началом мироздания является стихийная, ничем не ограниченная, ничем не предопределяемая Мировая Воля. Воля понимается в его системе как бесконечное стремление. Все сущее: природа, человек, социальные институты и предметные формы культуры представляют собой лишь ступени объективации Воли.

Ницше уточняет шопенгауэровскую «волю к жизни» как «волю к власти», поскольку жизнь есть не что иное, как стремление расширять свою власть. Всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех её проявлениях, а все, что отрицает жизнь, её самоутверждение, — достойно смерти. Таким великим отрицанием жизни Ницше считал христианство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.136.147 (0.495 с.)