Онтология как философское учение о бытии. Понятие и бытия и небытия, их основные виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтология как философское учение о бытии. Понятие и бытия и небытия, их основные виды.



 

Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел X. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.
Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному:
- в античности, онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал (материальных или идеальных), из которых все возникает. В средние века предметом онтологии выступает уже сверхсущее бытие, т.е. Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него;
- в Новое время приоритет приобретает гносеология (теория познания,) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получения и адекватности изучаемой реальности и др;
- с ХIХ-ХХ вв. онтология возрождается путем осмысления проблем существования человека в универсуме в аспекте его историчности, временности, конечности, определения сущности подлинного и неподлинного человеческого бытия и др.
Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории, как: бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время и др.
Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид.
Категория небытия фиксирует все то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия - нечто, форма проявления небытия - ничто.
Наиболее фундаментальная философская проблема - это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным - бытие или небытие? «Есть или не есть»? - спрашивает Парменид (VI-V вв. до н. э). Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования, разное решение которого позволяет выделить:
- философию бытия – исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия поскольку «из ничего не может возникнуть ничего».
- философию небытия – признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным.
Сегодня самыми актуальными онтологическими темами являются - проблема небытия и способы ее обоснования, виртуальное бытие и реальность его существования и т.д.
Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия - материальное и духовное (идеальное).
Материальное бытие обозначает все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни), т.е. существует независимо от человека и может оказывать воздействие на его органы чувств.
Идеапьное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия объективирован в виде понятий, формул, текста, ценностей и т.д. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.
Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материи, а идеального - понятие сознания, являющиеся базовыми категориями онтологии.

Бытие является категорией, ко­торая означает то, что есть. Функция бытия и состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и при-обрело определенный вид. Кон­кретная же расшифровка бытия зависит от той или иной целостной философской системы. Поэтому бытие интерпрети-ровалось как: число (Пифагор и другие), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма (Аристо­тель), благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский) и т. д.

Небытие - это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма про­явления бытия - нечто, форма проявления небытия - ничто.

Сущ-ют основные философские парадигмы - философии бытия и философии небытия. Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а по­тому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего». Вторая признает пер­вичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным.

Выделяют два основных вида бытия - материальное и ду­ховное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, фено­мены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества - их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реаль­ность).

Движение – 1 из основных атрибутов бытия, коренное, неотъемлемое свойство. Движение так­же абсолютно, как и бытие. Противоречия составляют внутренний источник развития. Про­тиворечивая сущность движения проявляется и в его единстве с покоем. Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность пред­мета, сохранение качества, т.е. покой относителен, а движение абсолютно.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.004 с.)