Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Понятие культуры, материальная и духовная культура, основные функции культуры.
Содержание книги
- Основные периоды развития и особенности античной философии. Космоцентризм, атомизм и связь с наукой античной философии.
- Исторические этапы и особенности развития средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума ( А. Августин, Ф. Аквинский).
- Философия и наука в Новое время. Эмпиризм и рационализм. Проблема метода в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.
- Классика и не классика: две эпохи в развитии европейской философии. Иррационалистическая философия А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.
- Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
- Онтология как философское учение о бытии. Понятие и бытия и небытия, их основные виды.
- Диалектика, ее исторические формы и альтернативы. Диалектика и синергетика.
- Понятие материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Основные стратегии осмысления человека в классической и не классической философии.
- Свобода и ответственность личности. Проблема смысла жизни.
- Сознание и мозг. Понятие сознания, его субъективности, идеальность, творческий характер. Сознательное и бессознательное.
- Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание.
- Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания.
- Структура познавательного процесса. Формы чувственного иррационального познания. Рассудок и разум, воображение и интуиция.
- Познание как достижение истины. Истина и заблуждение. Ложное знание, ошибка, иллюзия.
- Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт. Специфика научного познания.
- Эмпирический и теоретический уровни научного познания, методы научного исследования. Научный факт, проблема, гипотеза, теория.
- Природа социальных противоречий. Эволюция и революция, понятие социального субъекта.
- Понятие культуры, материальная и духовная культура, основные функции культуры.
- Понятие техники и ее роль в истории цивилизации. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция.
Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество, не могут существовать вне культуры. Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других существ Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего возделывание, обработку, «культивирование» земли. Однако, уже знаменитый древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли. Есть также культура, означающая «возделывание души». И это второе значение в дальнейшем постепенно стало основным: под культурой стала пониматься прежде всего духовная культура людей. В современном гуманитарном знании существует множество определений культуры - до 200. Это связано с многозначностью и богатством этого понятия. В самом широком смысле культура - это все созданное человеком, вся совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за всю историю. Культура при этом понимается как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы. Под культурой также понимают: «социальную наследственность» или «социальную память», которые не передаются биологическим путем; внутреннее духовное развитие и богатство человека; образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта или Китая). Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходит социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Поэтому культура действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность.
Во-вторых, важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали. С этим связана и третья - ценностая функция культуры. Осваивая культуру, человек приобретает ориентации, которые позволяют ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое и т.п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой. Важна также, особенно в современном обществе, четвертая - развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве. Есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения. Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура охватывает материальное производство. Она определяется уровнем развития техники, транспорта, средств связи и т.п. и является показателем уровня практического освоения человеком природы. Духовная культура - это духовное производство: идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы и т.д. В принципе между уровнями материальной и духовной культуры нет прямой и однозначной связи. Например, древнегреческая духовная культура У-1У вв. до н.э. была явно выше духовной культуры более поздней римской империи, хотя в отношении материальной культуры Афины уступали Риму. В некоторых видах искусства и культурной деятельности вообще нужно очень осторожно говорить о прогрессе (например, живопись Возрождения всегда будет недосягаемым идеалом). Несмотря на все достижения науки и техники, ныне никто не может воспроизвести скрипку Страдивари. Духовная культура во многом живет по своим законам, у нее бывают свои периоды взлета, которые уже потом не удается повторить.
Сложная, многоплановая и разноуровневая структура культуры, ее органическая взаимосвязь со всеми сферами жизни общества позволяет ей осуществлять в обществе ряд социальных функций.
Действительно, культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека.
Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях.
Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма -- все это он делает ради себя самого.
В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека. Иногда в истории культуры появлялись личности, которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью.
Как правило, из-за непонимания их современниками они вынуждены были иногда покидать мир культуры, изолировать себя от общества.
К числу таких личностей, например, относится Руссо.
Подобные личности полагали, что культура и ее функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в человеке.
|