Политические репрессии в отношении казахской интеллигенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические репрессии в отношении казахской интеллигенции



В 1937-1938 гг. в «национал-фашизме» и шпионаже были обвинены Т.Рыскулов, Н.Нурмаков, С.Ходжанов, У.Кулумбетов, О.Исаев, ОЖандосов, А.Досов, А.Асылбеков, Ж.Садвакасов, С.Сафарбеков, Т.Жургенов и многие другие. Репрессированы были и виднейшие деятели культуры и науки - А.Бокейхан, А.Байтурсун, М.Дулатулы, А. Ермеков, Х.Досмухамедулы, М.Тынышбайулы, М.Жумабай, С.Сейфуллин, ИЖансугуров, Б.Майлин, С.Асфендияров, Ж.Шанин, К.Кеменгеров и мн. другие. Обвинение, выдвинутые против них, были абсурдными, в частности, их объявили виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-х 30-х гг, связях с японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над «врагами», однако большая часть их была осуждена внесудебными органами. Число арестованных в 1937 году по Казахстану достигло 105 тысяч человек, из них 22 тысячи были расстреляны. Расстрелы интеллигенции назывались высшей мерой социальной защиты, а концлагеря, заполнившие страну, местом социальной профилактики.

По расчетам Ф. Голощекина и партийного руководства СССР, апогеем наступления на движение Алаш и национальную интеллигенцию должна была стать подготовленная С.Х. Брайниным и Ш.Я. Шафиро книга «Очерки истории Алаш-Орды».

В ходе подготовки этой книги, в период с 8 по 28 декабря 1933 г., в Казахском научно­исследовательском институте марксизма-ленинизма была проведена конференция, посвящённая ос­вещению контрреволюционной роли Алаш-Орды. На конференцию для обсуждения доклада наряду с историками были приглашены государственные деятели: А.Жанкелдин, С.Мендешев, С.Асфендияров, И.Курамысов, главный редактор газеты «Еңбекші қазақ» А. Мусин и другие. Если судебные процессы 1930 и 1932 гг. над деятелями национально-освободительного движения имели цель дискредитировать их как граждан, то основной задачей конференции было дать теоретический отпор «потерпевшим крах остаткам Алаш-Орды» [13, л.1] именно на «историческом фронте». Этого не скрывали и докладчики Брайнин и Шафиро, получившие конкретный идеологический заказ. Книга С.Х.Брайнина и Ш.Я.Брайнина была опубликована в 1935 г. Это был труд, написанный второ­пях, так как один из авторов признал в своем докладе, что на подготовку данного труда потребова­лось всего лишь несколько месяцев

37: Казахстан в годы культурного строительства
В первой половине 20-х годов в стране утвердилась советская власть. Были созданы ее государственные органы, образован Союз Советских Социалистических Республик (30 XII 1922 г.) принята его конституция. Также в основном было восстановлено народное хозяйство, разрушенное революциями, Гражданской войной и иностранной интервенцией. Поэтому во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлась техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства.

 

2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, школы-коммукы, школы-интернаты, рабфаки. Медресе, мектебы и русско-казахские школы преобразовывались в советские. Так, к концу Гражданской войны в Казахстане действовало 2,5 тысячи школ, а к 1925 году - более 2,7 тыс. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тыс. человек, к концу 1928 года было лишь 25% грамотных, среди казахов - око-ло 10%

В начале XX века народное образование Казахстана было связано с общественно-политической ситуацией. Закон о развитии просвещения, принятый царским правительством в 1906 году, положил начало открытию смешанных русско-казахских школ. В учебных заведениях не хватало подготовленных учителей. Одно из самых крупных учебных заведений Туркестанская учительская семинария, не удовлетворяла потребности в них местных школ. В конце XIX - начале XX века в Казахстане открываются так называемые «новометодные» учебные заведения. Которые предлагали реформировать мусульманские школы и широко внедрять не только светские дисциплины, но и новую методику. Колониальная администрация поддерживала противников «нового метода» для мектебов, но они постепенно вытесняют «старометодные»

38:Разрушение национальных основ в культуре.

В начале XX века Казахстан находился в колониальной зависимости от Российской империи. Российский колониальный гнет характеризуется как культурно-духовной жизни казахского народа. Коренные изменения в социально — экономической и политической жизни Казахстана, рассматриваемого периода, привели к существенным преобразованиям и в общественном сознании казахского общества. Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и духовной жизни народа. Наиболее просвещенные представители народа добровольно взяли на себя великую миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культуры края. Просторы для сохранения и воспроизводства прежних обычаев, традиций, нравов были значительно ограничены, но в тоже время появились новые социокультурные ценности и ориентиры.

Впервые понятие социалистического реализма появилось на страницах «Литературной газеты» (23 мая 1932 г.). Определение социалистического реализма было дано на Первом съезде советских писателей (1934 г.). В Уставе Союза советских писателей социалистический реализм был определен как основной метод художественной литературы и критики, требующий от художника «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Это общее направление художественного метода ни в какой мере не ограничивало свободу писателя в выборе художественных форм, «обеспечивая, — как говорилось в Уставе, — художественному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров».

39: Идейные воззрения национальной интеллигенции

На рубеже ХІХ-ХХ веков колониальный Казахстан вступил в качественно новый этап своего интеллектуального развития. Адаптация традиционного казахского общества к условиям и потребностям рыночно-капиталистических отношений, охватившим последний бастион коренного населения – аул и аграрный сектор экономики, безраздельное господство политико-идеологических установок метрополии, рост социально-культурной общности народов Евразийского пространства обусловили рождение казахской интеллигенции новой формации. В общественном сознании она утвердилась под названием «оқығандар» - «образованные» и «зиялылар» - «интеллектуалы».
Источник: http://yznaika.com/notes/28-sakenovedenie/353-formirovanie-kazakhskoj-intelligenitsiiПоэтами, журналистами, переводчиками были Мухамеджан Сералин, Султанмахмут Торайгыров, чья деятельность нашла признание среди широких слоев казахского общества. Особое место в культуре Казахстана начала ХХ века принадлежит выдающимся поэтам, писателям и общественно-политическим деятелям – Ахмету Байтурсынову, Мыржакыпу Дулатову, Шакариму Кудайбердиеву, Магжану Жумабаеву, Жусупбеку Аймаутову, открывшим новую страницу в истории национальной культуры. Политические изменения, происходящие в обществе в начале XX века, привели к заметной активизации общественно-политической жизни в Казахстане.

 

Казахская интелигенция пыталась добиться равноправия казахского народа в составе империи. Она искала пути возрождения казахской государственности. Огромный вклад в развитие общественно-политического развития казахского общества в начале XX века внесли такие личности, как А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Ду-латов, М. Тынышпаев, М. Шокай, Х. Досмухамедов, Ж. Досмуха-медов, О. Альжанов и многие другие. Ими же было воспитано молодое поколение будущих деятелей алашского движения: М. Жу-мабаев, С. Садвакасов, К. Кеменгеров, Ж. Аймауытов, М. Ауэзов, А. Сеитов, Х. Болганбаев и другие.

 

Казахские общественные деятели публиковали свои статьи в изданиях крымских татар «Таржиман», волжских татар — «Ихтисад», «Шора», «Уакыт» и «Жулдыз». Они критиковали политику царской администрации по массовому изгнанию казахов с веками насиженных земель. Авторы статей выступали против попыток христианизации местного населения, вытеснения родного языка.

40:Казахстан в предвоенные годы

Территория Казахстана превратилась в огромный лагерь. Многие промышленные предприятия обеспечивались рабочей силой только за счет осужденных, их подневольного труда. Через лагеря Казахстана прошли сотни тысяч заключенных. В конце 30-х годов начинается процесс переселения в республику целых народов. Начался он с репрессий против корейцев, населявших районы Дальнего Востока. В августе 1937 г. "в целях пресечения проникновения японского шпионажа" 180 тыс. человек были депортированы из родных мест и расселены в Казахстане и Узбекистане. В ходе этой акции народ был лишен родины и обречен на трудности и лишения. Опыт, отработанный органами НКВД в 1937 г., был использован и позже. Так, накануне войны в Казахстан было депортировано 102 тыс. поляков из западных районов Украины и Белоруссии. Обустройством переселенцев занимался Отдел лагерей, трудопоселений и мест заключения НКВД КазССР, им запрещалось покидать новые места жительства, ограничивались и без того куцые гражданские права. Особенно большой размах процесс насильственного переселения принял уже позже, в годы войныВ 1936 году, на основе новой Конституции СССР, принятой в декабре, Казахская АССР была преобразована в союзную республику. 21-26 марта 1937 г. на 10 съезде советов Казахстана была утверждена новая Конституция Казахской ССР. Статус союзной республики был представлен Казахстану в связи с наличием внешних границ с иностранными государствами..

Вопрос 41 Конституция СССР 1936 г. и Конституция Казахской ССР г. – противоречия слова и дела:

В конце 1920-х-начале 1930-х годов, по мере обострения кризиса в социально-экономическом развитии СССР, широкие масштабы приобрели поиски виновных -т. н. «врагов народа», «вредителей», подрывных антисоветских элементов и подпольных организаций. В Казахстане приступили к повсеместному «разоблачению» врагов и в такой обстановке проходило обсуждение проекта новой Конституции СССР. Она была принята на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 5 декабря 1936 года. Согласно новой Конституции Казахская АССР была преобразована в союзную республику. Чрезвычайный X съезд Советов Казахстана в марте 1937 года утвердил Конституцию Казахской ССР.

 

Новая Конституция СССР была напрямую связана с принятием новых республиканских союзных конституций. Причем структура и содержание конституций союзных республик совпадали с Конституцией СССР. Суверенитет союзных республик был ограничен. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла меняться без их согласия. Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик: в случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным действовал общесоюзный закон. Следовательно, Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусматривалось право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР. Конституция носила декларативный характер.

 

Несмотря на все права, декларированные в этом документе, подлинной независимости и даже самоуправления республика не получила. И все же, пусть даже формальное признание суверенитета Казахстана и законодательное закрепление его территории сыграли огромную роль в истории государства. 12 декабря 1937 года состоялись выборы в Верховный Совет республики. Выборы были не демократическими, люди голосовали за утвержденные верхами кандидатуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.009 с.)