Предмет, цели и задачи курса истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, цели и задачи курса истории



Предмет, цели и задачи курса истории

Предмет

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История– открытие мира, его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, глобальных проблем современности. Также, история имеет связь с другими дисциплинами (политология, социология, философия, география).

Цель: дать вполне себе объективный и достоверный обзор жизни современных этапов казахского народа и определенных этносов на территории Казахстана.

Задачи:

1) Раскрыть роль и место казахского этноса в общности тюркских народов.

2) Изучить основные этапы возникновения и развития казахского этноса: хозяйство, экономику, быт, а также его социальную, культурную и духовную составляющую.

Актуальные вопросы развития в книге Назарбаева

В потоке истории.

Книга, год выпуска 1999 году Назарбаев. Воспитательная сила истории оказалась вне пределов досягаемости учителя-историка, что превращает предмет лишь в набор исторических фактов и рассказов. Это обусловливает легковесное отношение учащихся к предмету. Данная книга дает объяснение причин сложившейся практики обучения. “Тоталитаризм, - как отмечает в своей книге Назарбаев, - противопоставил всей толще национальной истории коварный ход - разломать единый живой поток национального прошлого на борьбу классов. Этот перенос картины сформировавшегося классового общества индустриального типа на казахское общество одним неуловимым движением превратил казахов в бледную копию неведомых и совершенно иных по природе процессов. Как негативное явление трактовалась роль ханской власти. До сих пор имеет последствия мысль, внедренная тоталитаризмом в массовое сознание казахов о сплошной продажности и ничтожности казахской элиты. Другой причиной неудовлетворительного состояния преподавания истории Казахстана я бы назвал инерцию подачи

исторических событий прошлого исключительно с позиций европоцентризма. Актуальными представляются строки из книги: “Нам, потомкам великих народов древности, нельзя пользоваться чужими суррогатами, настало время непредвзято взглянуть на свое прошлое, настоящее и будущее”. В головы подростков закладывается достаточно примитивный взгляд на историю кочевых цивилизаций прошлого, отрицающий их сколько-нибудь весомый вклад в развитие мировой цивилизации. В книге приводятся слова Жоржа Фрадье, саркастически описавшего существующее в европейской исторической науке непонимание роли восточных цивилизаций: “А история восточных народов? Западные учебники уделяли ей внимание только в связи с историей Запада. Арабы, например, появились на страницах учебников истории лишь для того, чтобы захватить Испанию и сражаться с крестоносцами в Палестине, после чего покидали историческую арену и как бы растворялись в небытии. Индия выходила из сказочного легендарного мрака бесконечной ночи, чтобы подвергнуться в XVI-XVIII веках экспансии со стороны торговых компаний. Китай вырвался из печальной обособленности лишь для того, чтобы встретить “цивилизаторов” времен опиумной войны...”. Автор книги продолжает это сравнение: “...Азия якобы только тем и занималась, что порождала через определенные промежутки времени полчища варваров на лошадях, которые разрушали культурные достижения Европы, а затем растворялись во мраке истории. А кочевые народы будто бы только затем и появились, чтобы доказать тупиковость этого типа хозяйствования и уступить место цивилизованным народам”. Увы, именно они живучи и по сей день на уроках. Современное обучение истории пока слабо воздействует на формирование исторического сознания молодых людей. Назарбаев пишет о том, что историчность всегда была важной чертой казахского сознания. “Распространенность исторических знаний среди народа была невероятно высокой. Даже сегодня при наличии развитой системы образовательных институтов трудно говорить о таком уровне историчности массового сознания”. Книга Н.А. Назарбаева направлена на возрождение историчности массового сознания, причем не только казахов, но и всего многонационального населения Казахстана. “Если мы хотим быть государством и строить нашу государственность надолго, то важно понять истоки духовности народа”, - пишет он. “История оставила нам непростое наследство. А времени для точного и быстрого ответа на новые вопросы остается все меньше. Понимание своего места в истории, осознание колоссального значения казахов и их предков в истории огромной Евразии, освобожденное от унижающих человеческое достоинство ярлыков и стереотипов, - это мощный и абсолютно современный способ национальной консолидации”.

Первый этап

Сен 1989 – апр 1990

были введены высшие должности: председатель Верховного Совета и президент КазССР (введение президентской формы правления с целью выйти из кризиса)

24 апр – Назарбаев становится президентом (избран Верховным Советом)

Второй этап

25 окт 1990 – 8 дек 1991

25 окт 1990– «Декларация о государственном суверенитете КазССР»

1 дек 1991 – выборы президента (Назарбаев избран в ходе всенародных выборов)

8 дек 1991 - в Беловежской пуще были подписаны соглашения о роспуске СССР и о создании СНГ

10 дек 1991 – принят закон «О переименовании КазССР в РК», инаугурация президента РК (на инаугурации присутствовали руководители 70 стран)

Третий этап

16 дек 1991 – конец 1992

16 дек 1991 - Конституционный закон «О государственной независимости РК», РК провозглашается независимым, демократическим, правовым государством.

20 дек 1991 – закон «О гражданстве РК»

2 мар 1992 – принятие РК в ООН

29 сен 1992 – всемирный курултай казахов

Четвертый этап

28 янв 1993 (первая Конституция)– 30 авг 1995 (вторая Конституция)

 

Более подробно:

Обретение Казахстаном государственной независимости положило начало ряду процессов, которые продолжают развиваться и еще далеки от своего завершения. Они затрагивают стороны жизни государства и народа.
Политические процессы. Сразу после объявления 16 декабря 1991 г. государственной независимости Республики Казахстан, начался процесс формирования новой политической системы, характеризующейся сильной президентской властью и основанной на принципах демократии.
1992 г. стал годом активного выхода Казахстана на международную арену. республика стала членом ООН. Тогда же разрабатывается и государственная символика. Были предприняты меры по разделению функций законодательной и исполнительной власти, начата работа по парламентской реформе. В январе 1993г. была принята Конституция Казахстана, объявившая его унитарным, светским и демократическим государством. Продолжение реформ политической системы привело к принятию второй Конституции 30 августа 1995 г., по которой высшая законодательная власть была передана двухпалатному парламенту, состоящему из сената (по два депутата от каждой области) и мажилиса (67 депутатов). 29 апреля 1995 г. в республике состоялся референдум, продливший срок полномочий Президента Н. Назарбаева до 1 декабря 2000 г. В 1997 г. произошло важное событие в жизни Казахстана - перенос столицы в Астану, что было продиктовано рядом экономических и политических причин, имеющих стратегическое значение.
Социально-экономические процессы. Казахстан получил независимость в условиях жесточайшего кризиса. Именно поэтому главной задачей в новых условиях стало постепенное построение эффективных рыночных механизмов, позволяющих стабилизировать финансовые системы. Казахстан взял курс на либерализацию экономических отношений, приватизацию, развитие предпринимательства, привлечение иностранных инвестиций. Стабилизация финансовой системы стала возможной в результате введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге и ужесточения денежно-кредитной политики. В результате удалось снизить уровень инфляции уже в 1995 г. до 4% в месяц. К концу 1996-началу 1997 года началась стабилизация экономической системы, существенно снизились темпы падения промышленного производства.
Начавшаяся стабилизация экономической ситуации, к сожалению, не стала определяющей тенденцией развития. Виной этому стал мировой экономический кризис, охвативший в середине 1998 г. и ближайших соседей Казахстана, в первую очередь, Россию. Пытаясь поддержать местных товаропроизводителей, правительство пыталось ограничить импорт, а затем вынуждено было пойти на девальвацию тенге. В нарастании кризисных явлений сыграли свою роль и снижение мировых цен на нефть - основную статью экспорта Казахстана. В связи с этим основной задачей правительства на данном этапе стала помощь отечественным товаропроизводителям, пополнение бюджета, сокращение расходов государства.
Национально-демографические процессы. После 1991 г. в Казахстане началось снижение численности населения, связанное с высокими темпами эмиграции. Так, если в 1992 г. казахстанцев было 16 млн. 985 тыс. человек, то в 1993 - уже 16 млн. 942 тыс., а в 1995 - 16 млн. 590 тыс. человек. В то же время в Казахстан только в 1993 г. прибыло из-за рубежа около 50 тыс. казахов. Усиливаются процессы урбанизации, т.е. оттока сельского населения в города. В 1995 г. в городах проживало 56 % всего населения республики.
Культурные процессы. Принятие Закона о языках и соответствующие статьи Конституции позволили начать возрождение национального образования. Из 8600 общеобразовательных школ 3300 работают на казахском языке, 70 - на узбекском, 15 - на уйгурском, 3 - на таджикском, 1 - на турецком языке, увеличилось число смешанных школ - до 2300. Количество школ, работающих только на русском языке, уменьшилось до 2800.
Крупным событием в культурной жизни Казахстана стал Всемирный курултай казахов, собравшийся в сентябре 1992 г. и объединивший известных писателей, поэтов, ученых, общественных и религиозных деятелей со всего мира.
В то же время в культурных процессах наблюдаются и негативные моменты, упало финансирование учреждений культуры, науки, образования, усилилась их коммерциализация, вследствие экономических трудностей увеличилась социальная незащищенность врачей и учителей.

 

«Концепция становления исторического сознания в РК 1995г»

Провозглашение Казахстаном государственного суверенитета вызвало трансформацию самосознания общества и его граждан. Изменилось восприятие на мир, народ и его историю. Если раньше история Казахстана интерпретировалась как одна из составных частей единой истории СССР, то постепенно формируется осознание того, что ее следует, рассматривать в контексте мировой истории, истории Евразии, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов.

Создание объективной картины прошлого становится одним из главных факторов становления государственной идентичности РК, укрепления ее суверенитета, воспитания патриотизма.

История приобретает особое значение в переходные периоды развития общества. Интерес к ней возрастает потому, что в прошлом пытаются отыскать аналогии происходящему, найти решение современных проблем. Внимание к истории объяснимо и тем, что в условиях выбора моделей государственности и модернизации общества народ постепенно осознает себя субъектом исторического процесса.

Взгляд на прошлую историю нуждается в корректировке. Обществу нужна подлинная история, свободная от идеологических догм. Вместе с тем, недопустимо нигилистическое отношение как к исторической науке в целом, так и к исследованиям отдельных периодов.

Требует преодоления господствовавшее в исторической науке на протяжении последних нескольких веков моноцентристское мировоззрение, согласно которому достижения человеческой культуры и техники приписывались исключительно европейской цивилизации. Богатейшее культурное и историческое наследие народов Востока оценивалось как архаичное, традиционалистское, патриархальное.

Недооценка роли кочевых цивилизаций в мировой истории приводила к тому, что развитие мировой культуры связывалось только с оседлым образом жизни и хозяйствования. Не принимался во внимание тот факт, что кочевые цивилизации дали миру искусственное во­доснабжение, переносное жилище, типы одежды и утвари.

Преодоление подобных взглядов позволит определить адекватное место истории Казахстана в мировом историческом потоке. Она будет закономерно восприниматься как органичная часть евразийской истории, тюркской истории, как составная истории кочевых цивилизаций и как часть мировой истории.

Целью концепции является определение основных приоритетов государственной политики в формировании исторического сознания.

 

Образование Казахского ханства

В 1458 году, недовольные жесткой политикой хана Абулхайра султаны Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье, на земли Могулистана, где образовали Казахское ханство (1465). Народ, ушедший с ними, стал называть себя свободным людом — казахами.

 

Войны между родственными племенами привели к необходимости объединения казахских родов в единое государство. Преодолеть разобщенность родственных племен попытались Жанибек и Керей.

 

Задачей для укрепления независимости состояла в стремлении утвердить права на земли экономического и стратегического значения (присырдарьинские города), которые ханы считали своими наследственными.

 

Казахстан в начале 20 века.

Казахстан в начале 20 века являлся сырьевой базой и рынком сбыта российской экономики, а также иностранного капитала, т.к. владели акциями Успенского медного рудника, Спасского рудника. В начале 20 века преимущественно развивалась горнодобывающая промышленность, поэтому большинство казахстанских рабочих было в основном занято в данной отрасли. Первые забастовки носили экономический характер (требование увеличения зарплаты). На социально-экономическое развитие казахского края повлияло строительство железных дорог для укрепления сырьевой базы, в данный период среди казахских рабочих было значительное число железнодорожников. В 1906 году была сдана в эксплуатацию Оренбургско-Ташкентская ж/д для ликвидации экономической обособленности южного Казахстана.

Билет

Военнопленные в Казахстане.

В общественно-политической жизни Казахстана в годы Первой мировой войны произошли изменения в связи с пребыванием здесь австро-венгерских и германских военнопленных, которые в основном отправлялись в уездные центры Степного края. Первые партии военнопленных прибыли в Западную Сибирь и в северо-восточные районы Казахстана в августе 1914 года. В целях исключения побегов военнопленных местным властям было строго предписано расселять их вдали от Сибирской железной дороги. По данным за декабрь 1914 года, в центре Степного генерал-губернаторства в Омске находилось до 20 000 военнопленных, среди которых было много уроженцев Галиции, попавших в плен на кавказском фронте турок. Большую часть военнопленных, размещенных в Акмолинской и Семипалатинской областях, составляли славяне. Затянувшаяся война губительно сказывалась на экономическом положении Казахстана из-за мобилизации в армию мужского населения. В Семипалатинской и Акмолинской областях мобилизация охватила более половины населения, в Оренбургской губернии - 40%, в Семиреченской области - до 50%. Для работы в сельском хозяйстве и на промышленных предприятиях стали использовать военнопленных. В Акмолинской области 14 000 человек были заняты в сельском хозяйстве, что составляло более половины находившихся здесь военнопленных. Многие из военнопленных, начиная с 1915 года, работали на Экибастузских, Кум-Кольских каменноугольных копях и на Риддерском руднике. Среди военнопленных вели агитацию большевики, левые социалисты и представители других партий, что способствовало складыванию революционной ситуации. Военнопленные из Австро- Венгрии и Германии все больше сближались с русскими и казахскими трудящимися. Позже многие из них приняли активное участие в Гражданской войне и политической жизни Степного края.

Нехватка рабочей силы породила кризис во многих отраслях хозяйства.

Тяжело пострадала за годы войны и экономика Казахстана. Налоги выросли в 3-4 раза, в отдельных случаях в 15 раз. Был введен специальный военный налог. На казахское население были возложены "добровольные сборы", принудительная подписка на государственный заем, всего около 10 различных видов сборов и пошлин. Продолжалось изъятие земель у казахского населения, для нужд войны реквизировали одежду, скот и продукты продовольствия, принудительно мобилизовали транспорт для подвозки военных грузов (главным образом, хлеба) к железнодорожным станциям. За три года войны только из Туркестанского края было вывезено 70 тысяч голов лошадей, 12,7 тысяч верблюдов, более 13 тысяч юрт. Под видом помощи семьям мобилизованных была введена трудовая повинность, т.е. казахи в качестве рабочей силы должны были пахать, сеять и убирать урожай в переселенческой деревне. Хозяйству казахов был нанесен огромный ущерб, исчисляемый миллионами рублей. Сокращалась площадь обрабатываемых земель как казахских, так и переселенческих, в результате чего резко выросли цены на хлеб. Царская администрация искусственно разжигала межнациональную рознь, выдвигая шовинистические лозунги, вооружала верхушки переселенческого населения.

Упорно борясь против выселения со своих земель казахские шаруа не выполняли требований ни царских чиновников, ни волостных управителей и аульных старшин, отказываясь от уплаты налогов, податей, от сбора средств на нужды войны. В годы войны усилились выступления и крестьян – переселенцев против должностных лиц, налогов и повинностей. В годы войны резко ухудшилось положение трудящихся в городах, рабочих на промышленных предприятиях. В первые же дни войны царское правительство во всех областях Казахстана ввело "чрезвычайное положение, согласно которому были запрещены собрания, стачки, забастовки, введена цензура на корреспонденцию. Во всех слоях населения росло недовольство.

Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война, в которой участвовала и царская Россия, принесла ее народам жесточайшие страдания: усилился социальный и национальный гнет, неизмеримо увеличились произвол и насилие царских чиновников на окраинах империи. В 1915 г. встал вопрос о непосредственном участии казахов в войне. Казахская интеллигенция через газету "Казах" предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях. При этом преследовались две цели: во-первых, должны были сохраняться от изъятия под переселенческие участки земли казахов, служащих в армии, во-вторых, участие в боевых действиях могло подготовить квалифицированные, закаленные и обученные военные кадры на случай образования армии независимого Казахстана. Однако русское правительство не собиралось вооружать казахов. Вместо этого решено было использовать нерусское население России на тыловых работах. 25 июня 1916 г. был опубликован указ, по которому все нерусское мужское население в возрасте 18 – 43 лет должно было быть "реквизировано" для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Из Казахстана и Средней Азии должны были быть реквизированы 400 тыс. человек. Призыв казахов на тыловые работы послужил поводом к началу мощного восстания казахов и других народов Средней Азии против российского колониализма. Главными причинами восстания явились причины социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других народов региона, резкое ухудшение положения народных масс в связи с войной. Вести об указе 25 июня всколыхнули казахскую степь. Стихийные выступления против мобилизации выражались в избиении волостных управителей, уничтожении посемейных списков. К концу июля – началу августа 1916 г. волнения начали перерастать в восстание, постепенно охватившее весь Казахстан. Одним из крупнейших районов был Жетысу, где в июле началась вооруженная борьба против колонизаторов. Весь Туркестанский край находился на военном положении. К октябрю 1916 г. восстание в Жетысу было подавлено. В это же время народные выступления охватили всю территорию Казахстана. Но самым упорным и длительным было Тургайское восстание, во главе которого стояли А.Иманов и А.Джангильдин. В районах, контролируемых армией Иманова, гражданская власть перешла в руки повстанцев. Царизму не удалось подавить восстание казахов, но положение аула за время восстания резко ухудшилось.

Первого августа 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну. Война сразу же показала отсталость царской России в экономическом и техническом отношении.

Вступление России в первую империалистическую войну тяжело отразилось на положение жителей Казахстана. Война резко ухудшила экономическое положение, обострила социальные противоречия в стране. В Казахстане падало сельскохозяйственное производство, сокращались посевные площади, продолжалось изъятие земель у местного населения, особенно в Семиреченской и Сырдарьинской областях. Производилась массовая реквизиция скота и сельскохозяйственных продуктов, фуража, мобилизация лошадей и средств транспорта. Например, за время войны из Туркестанского края было вывезено 300 тыс. пудов мяса, 70 тыс. голов лошадей, 13 тыс. верблюдов. Под видом помощи семьям мобилизованных была введена трудовая повинность, т. е. казахи в качестве рабочей силы должны были пахать, сеять и убирать урожай в переселенческой деревне. В годы войны в Казахстане резко ухудшилось материальное положение трудящихся, снизилась заработная плата рабочих, выросли вдвое и больше цены на продовольствие. Налоги и сборы возросли в 3 – 4 раза, а в отдельных случаях – в 15 раз. Усилились полицейские надзоры, произвол и насилие со стороны царских чиновников, байства. Волна забастовок и стачек росла, наряду с экономическими требованиями выдвигались и политические. В 1914 – 1915 годы бастовали шахтеры Караганды и Экибастуза, железнодорожники, медеплавильщики Спасского и Карпакского заводов, рабочие на рудниках Риддера, Джезказгана, Успенска и др. Ширились аграрные волнения.

К концу 1915 г. недовольство казахов начало нарастать. Многие волости отказывались платить налоги, участились случаи отказа от «добровольного пожертвования» и конфликтов на этой почве с местной администрацией. В 1915 г. встал вопрос о непосредственном участие казахов в войне. Казахская интеллигенция через газету «Казах» предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях.

При этом приследовались две цели: во–первых, должны были сохраняться от изъятия под переселенческие участки земли казахов, служащих в армии, во – вторых, участие в боевых действиях могло подготовить квалифицированные, закаленные и обученные военные кадры.

Таким образом, мировая война привела к общенациональному кризису как в центре, так и национальных окраинах империи, вызвала повсеместно революционный кризис, подъем национально – освободительного движения, показала неспособность самодержавия контролировать обстановку в стране, что усугублялось поражениями на фронтах.

Билет

Билет

Билет

Апреля 1918 г.

 

1. Территория Туркестанского края объявляется Туркестанской Советской Республикой Российской Советской Федерации.

 

В состав Туркестанской республики входит вся страна Туркестан в ее географических границах, исключая Хиву и Бухару.

 

2. Туркестанская Советская Федеративная Республика, управляясь автономно, признает и координирует свои действия с центральным правительством Российской Советской Федерации.

 

3. Высшим законодательным органом Туркестанской Федеративной Республики является съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и мусульманско-дехканских депутатов, созываемый в первых числах декабря.

 

4. Высшим постоянным законодательным органом является Центральный Исполнительный Комитет Советов Туркестанского края, избранный съездом, из 36 чел.

 

5. Исполнительные функции и управление краем сосредоточиваются в Совете Народных Комиссаров, избранном съездом в количестве 16 чел.

 

6. Властью на местах являются Советы и их исполнительные комитеты.

 

7. Для определения взаимоотношений с центральным правительством избирается съездом комиссия из 5 чел., которая после съезда отправляется для этой цели в Москву.

 

Образование Казахской Автономной Советской Социалистической Республики. Становление основ советского тоталитарного управления.

26 августа 1920 года Советское правительство - ВЦИК и СНК РСФСР - издало декрет «Об образовании Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики» в составе РСФСР, которая явилась тогда первым федеративным социалистическим государством, построенным на началах советской автономии. Декрет об образовании КазАССР определил территорию Казахстана, установил, что органами управления КазАССР являются местные Советы депутатов, ЦИК и Совнарком. Для управления военным аппаратом был учрежден Казахский военный комиссариат.

 

С 4 по 12 октября 1920 года в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Киргизской (Казахской) АССР. Этот день -4 октября 1920 года - является днем рождения казахской советской национальной государственности. Это событие стало одним из самых значительных в истории казахского народа. Съезд избрал верховные органы власти - Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров республики. Председателем ЦИК КазАССР был избран Сейткали Мендешев, председателем СНК КазАССР - В.А. Радус-Зенькович. На съезде была принята «Декларация прав трудящихся КазАССР», конституционно определившая основные принципы образования казахской советской государственности. Декларация определила комплекс мер, направленных на социалистическое преобразование всей жизни республики. Она закрепляла за трудящимися Казахстана широкие политические права. Устанавливались права и обязанности граждан. Декларация служила в качестве конституции, утвердившей права трудящихся республики до 1937 года, когда была принята первая Конституция Казахской Советской Социалистической Республики.

 

Провозглашение казахской советской национальной государственности имело большое историческое значение. Казахский народ воспринял этот акт как результат многовековой борьбы с колониализмом, первый шаг на пути национального возрождения.

 

В 1925 году столица республики была перенесена из Оренбурга в Кзыл-Орду. 15-19 апреля 1925 года в г. Кзыл-Орде состоялся V съезд Советов Казахской АССР, на котором впервые присутствовали представители всего Казахстана. На съезде было восстановлено исторически точное название народа - казахи, вследствие чего произошло переименование Киргизской АССР (КАССР) в Казахскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (КазАССР). Как известно, со времени присоединения Казахстана к России в первой половине XVIII века и вплоть до 1925 года казахи назывались киргизами или киргиз-кайсаками. Кроме этого, было изменено название новой столицы республики: г. Ак-Мечеть был переименован в Кзыл-Орду. Столица находилась в Кзыл-Орде (ныне Кызылорда) до 1929 года, затем новой столицей стал город Алма-Ата (ныне Алматы). Согласно историческим данным, этот шаг был предпринят властями того времени под влиянием решений X съезда РКП(б) по национальному вопросу. В Казахстане произошли важные политические и социальные перемены, направленные на развитие казахской советской автономии.

 

Территориальное объединение казахского народа имело огромное значение для дальнейшего объединения казахской нации, развития культуры и экономики Казахстана. Объединение всех казахских земель в составе одной республики стало серьезной вехой в истории казахского народа, и, несмотря на трудности того периода, сыграло очень важную роль в создании казахской государственности. В итоге территория КазАССР увеличилась почти на одну треть, население возросло почти на полтора миллиона, общая его численность достигла 5230 тысяч человек. По переписи населения 1926 года казахи составляли 61,3% всего населения Казахстана.

 

http://uchebnik.kz/istoriya-gosudarstva-i-prava-rk/105-stanovlenie-totalitarnoy-sistemy/

Образование СССР. ВхождениеКазАССР

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) — бывшее крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье — по численности населения. СССР занимал восточную половину Европы и северную треть Азии. СССР был создан 30 декабря 1922 года, когда I Съездом Советов СССР была утверждена Декларация об образовании Союза ССР. Эта дата, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с Украинской и Белорусской советскими социалистическими республиками и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой, и считается днем образования СССР. Эти республики возникли после Октябрьской революции 1917 года и распада Российской империи.
Первоначально в состав СССР вошли только эти четыре союзные республики, а в последующие годы были созданы и вошли в состав СССР и другие. С 1956 по 1991 год в состав СССР входили 15 союзных республик: Российская СФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР. Являясь крупной и мощной страной, с богатым экономическим потенциалом, занимая ведущее место в мире по запасам многих полезных ископаемых, страной богатейших культурных традиций, СССР за годы своего существования пережил разные периоды - были достижения и потери. Однако, к концу 1980-х годов изменения в экономической и политической жизни страны привели к углублению противоречий между центром и союзными республиками и к радикальным изменениям политической ситуации в стране. В результате, в 1990 году все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, а произошедшие события в Москве в августе 1991 года ускорили процесс распада СССР. К сентябрю 1991 года из Союза вышли Литва, Латвия и Эстония. 8 декабря 1991 года руководители РСФСР, Украины и Белоруссии на встрече в Беловежской Пуще объявили, что СССР перестал существовать, и договорились сформировать новую ассоциацию — Содружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате руководители 11 республик подписали протокол об образовании этого содружества. 25 декабря первый и последний президент СССР Михаил Горбачев ушел в отставку, и на следующий день СССР был распущен.
Казахская Советская Социалистическая Республика (казах. Қазақ Советтiк Социалистiк Республикасы) - республика, входившая в состав Союза ССР.

Образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920 со столицей в Оренбурге; переименована в апреле 1925 в Казакскую АССР. В феврале 1925 года Оренбургская область была выведена из состава Киргизской АССР и передана РСФСР, а столица была перенесена в Кзыл-Орду, потом в Алма-Ату (1927). В результате национально-государственного размежевания Средней Азии в 1924—1925 все казахские земли объединились. Тогда же Киргизская АССР была переименована в Казакскую АССР. В марте 1930 от неё была отделена Каракалпакия, позже передана в состав Узбекской ССР. 5 декабря 1936 Казакская АССР была преобразована в союзную республику с переименованием в Казахскую Советскую Социалистическую Республику. 16 декабря 1991 года последней из советских республик объявила о своей независимости. Ныне — Республика Казахстан, столица в 1998 году перенесена в Акмолу и получила новое название - Астана.

Казахская ССР — вторая по площади после РСФСР. Площадь 2717,3 тыс. км. Население 16 536 тыс. чел. (1989). Столица — г. Алма-Ата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.054 с.)