Причины поражения восстания 1916 г и его историческое значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины поражения восстания 1916 г и его историческое значение



Движение в тех регионах, где колонизация шла ускоренными темпами, где возникали новые русско-украинские поселки и казачьи станицы, принимало ярко выраженный анти-руссукий характер. Часть русского крестьянства с сочувствием относилась к восставшим, помогала повстанцам и укрывала их от карателей. В Тургае Никита Кротов обучалповстанцев искусству военного дела и сам погиб в одном из сражений с карателям. Одним из организаторов Каркаринского очага был Е.ККурев Среди восставщих сражалась Софья Вербицкая. Национально-освободительное движение казахского народа 1916 г. было подавлено В ходе подавления царизм осуществлял стратегию выжженной земли. В 1916 г.численность коренного населения в Казахстане сократилась на полмиллиона человек. В IV Государственной думе А.Ф.Керенский подверг критике царское правительство колониальную администрацию Туркестана и Степного края. Главными причинами поражения народно-освободительной войны были его стихийность, недостаточная организованность, отсутствие связи между регионами. Снародом воевала регулярная армия. В регионах, где интенсивно шло переселенческое движение, царские чиновники умело использовали противоречия между русскими, украинскими крестьянами, казачеством и казахскими, киргизскими шаруа. дунганскими уйгурскими, узбекскими дехканами. Не было единства в рядах национальной демократической интеллигенции. Феодально-байские элементы, ханы предали интересы восставших. Царскому правительству удалось быстро обезглавить движение. Был публично повешен на сопке Бурундай один из лидеров восстания в Семиречье Бекболат Ашекеев. В тюрьме Каркары был отравлен один из вожаков ЖаменкеМамбетов. Народно-освободительная война продемонстрировала рост классового самосознания казахского народа, тысячи ее участников прошли школу вооруженной борьбы против царского самодержавия. Оно пробудило национальное сознание народа, обогатило опытборьбы против колониализма, на политическую арену вышли борцы-демократы из числа национальной интеллигенции. Движение по масштабности, охвату участников и последствиям представляло апогей освободительного движения за весь период колониального порабощения в составе империи.

16.Эволюция национальной идеи

Национальная идея - это импульсивное стремление любого народа сохранить корни и истоки. Национальная идея живет в сознании казахов в течение всей истории их этнической идентификации. Это казахская национальная идея. Интуитивно возникшей в советских условиях национальной идеей казахского народа была идея этнического самосохранения народа, исторической памяти и преемственности поколений. Многовековой дух свободолюбия не был растрачен казахским народом на крутых переломах истории ХХ в. Сильный национальный дух позволил нации не потерять себя. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» так писал об этом: «Консервация» традиционного уклада жизни вплоть до начала ХХ века, несмотря на все давления и деформации, способствовала сохранению мощного этнокультурного сознания. Несмотря на жесткий социокультурный прессинг, никому не удалось сломить механизмы национально-культурного воспроизводства. Работа национального духа, часто не заметная за казенщиной тоталитарных излияний лояльности, продолжалась всегда. Казахи не поменяли за долгие годы ни своей конфессиональной, ни этнической идентичности» [2].

Благодаря появлению плеяды патриотов казахского народа, получивших блестящее образование и обладавших широким кругозором, создавших первое национальное правительство - Алаш, была заложена основа казахской политической идеи. В советское время не было возможности выражать национальную идею. Совершенно очевидно, что после 1918 г. национальная идея казахского народа могла существовать лишь в рамках коммунистической системы как реакция на советский тоталитаризм. Политические репрессии тоталитарного режима были направлены против казахского национализма, национальной идеи, национального самосознания. Жестокими репрессиями режим пытался пресечь идейную преемственность в духовном развитии казахской нации.

Герои национального духа - лидеры Алашского движения - высоко подняли самосознание народа, выдвинули идеи национального освобождения, провели последовательный курс на защиту национальных интересов казахского народа. Идея национального самоопределения для своего народа в форме автономии в рамках демократического федеративного Российского государства отражала реализм позиции Алаш и присущее ему стремление провести модернизацию казахского общества на основе разумного сочетания традиционализма с лучшими достижениями российской культуры, общечеловеческой цивилизации.

Идея Алаш - это казахская национальная идея, идея преемственности, независимости. Она была подхвачена народом, развивалась, жила в его исторической памяти. Архивные документы свидетельствуют об этом.

Алашская идея сыграла большую роль в подъеме на качественно новый уровень развития казахского народа. После самоотверженной идейно-политической борьбы по отстаиванию национальных интересов лидерами Алаш в 20-30-е гг. попытки поиска казахской национальной идеи были проявлены в создании и деятельности национальных групп и объединений «Союз защитников казахского народа», «ЕСЕП» («Партия героев, любящих свою Родину»), «Жас тулпар», «Жас тулек» и др., в публикациях на страницах печати и художественных произведениях казахских писателей о национальной истории, языке, культурном наследии, в тернистых усилиях по открытию казахских школ Ш. Смаханулы и др., в событиях в Целинограде 1979 г. Ярким взлетом казахского духа и проявлением национального самосознания было героическое выступление казахской молодежи против могущественной советской империи в декабре 1986 г.

Выдающиеся талант и усилия в служении народу замечательных поколений казахской интеллигенции помогли нации сохранить себя в условиях разрушительного слома вековых устоев, трагедии голода и войны. Несмотря на тяжелые испытания борьба казахского национального духа за свободу продолжалась.

Идеи о национальном самоопределении, призывы к молодежи, народу о развитии национальной культуры, духовных традиций, языка, о будущем актуальны сегодня, в период реального суверенитета казахстанского государства. Эти идеи не потеряла своей актуальности и поныне. Так, преемственность Алашской идеи сегодня можно видеть в той деятельности, которую осуществляет национальная интеллигенция по возрождению духовно-культурного наследия народа, в наличии споров и дискуссий о казахской идее, миссии, казахском проекте, вопросе.

На казахском этносе как государствообразующем этносе лежит большая ответственность за сохранение внутриполитической стабильности и межэтнического и межконфессионального согласия в современном Казахстане.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.004 с.)