Итоги и историческое значение Декабрьских событий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоги и историческое значение Декабрьских событий



Декабрьские события продемонстрировали истинные намерения, показали и низкую политическую культуру советского руководства Создание на предприятиях отрядов из представителей славянских народов (16 тыс. чел.) вбило клин в отношения мирно сосуществовавших русского и казахского народов, породило психологию враждебности. Декабрьские собьпия стали толчком к экономическим реформам и социальным преобразованиям.

 

51 новая волна великодержавных репрессий против молодежи и представителей интелегенций,

Последняя треть 30-х гг. политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепление культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности «врагов народа».

Для начала карательных мер против казахской национальной интеллигенции поступило непосредственно письмо Сталина. «Я целиком за привлечение беспартийных интеллигентов к советской работе. - писал Сталин 29 мая 1925 г. в письме, направленном в Алматы и сыгравшем роковую роль судьбе казахской интеллигенции. - Я также за то, чтобы беспартийные быт привлечены к делу насаждения киргизской культуры и решительно против того, чтобы они быт допущены к делу борьбы на политическом и идеологическом фронте. Я против того, чтобы беспартийные интеллигенты занимались политическим и идеологическим воспитанием киргизской молодежи

В 1937-1938 гг. в «национал-фашизме» и шпионаже были обвинены Т.Рыскулов, Н.Нурмаков, С.Ходжанов, У.Кулумбетов, О.Исаев, ОЖандосов, А.Досов, А.Асылбеков, Ж.Садвакасов, С.Сафарбеков, Т.Жургенов и многие другие. Репрессированы были и виднейшие деятели культуры и науки - А.Бокейхан, А.Байтурсун, М.Дулатулы, А. Ермеков, Х.Досмухамедулы, М.Тынышбайулы, М.Жумабай, С.Сейфуллин, ИЖансугуров, Б.Майлин, С.Асфендияров, Ж.Шанин, К.Кеменгеров и мн. другие. Обвинение, выдвинутые против них, были абсурдными, в частности, их объявили виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-х 30-х гг, связях с японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над «врагами», однако большая часть их была осуждена внесудебными органами. Число арестованных в 1937 году по Казахстану достигло 105 тысяч человек, из них 22 тысячи были расстреляны. Расстрелы интеллигенции назывались высшей мерой социальной защиты, а концлагеря, заполнившие страну, местом социальной профилактики.

. Суровым наказаниям подвергались не только сами репрессированные, но и их семьи, дети. Таким образом, к трагедии крестьянства прибавилась трагедия, интеллигенции, став тем самым трагедией и Несчастьем всего казахского народа. В настоящее время в республике реабилитировано около 40 тысяч жертв сталинского террора. Возвращены народу добрые имена А. Байтурсынова, М,Жумабаёва, Ж. Аймауытова, А. Букейхановэ, М. Дулатова, М. Тынышпаева, С. Асфендиарова и многих других деятелей Казахстана.

Как известно, политические репрессии в Казахстане продолжались в конце 40-х и в начале 50-х гг. На этот раз они были связаны с перетряской на идеологическом фронте. В Казахстане они охватили область науки, литературы и искусства, Снова возродился тезис о «буржуазном национализме» среди национальной интеллигенции.

Объектом жестокой критики cтала «История Казахстана», изданная еще в 1943 году. В это же время вышла монография Е. Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е гг. XIX в.», посвященная восстанию Кенесары Касымова 1837-1847 гг. Вскоре было сфабриковано так называемое «дело Бекмаханова». Незамедлительно последовала расправа над ученым: изгнание из университета, исключение из рядов партии, лишение научных степеней и званий. «Дело Бекмаханова» было передано в суд. Согласно CT.58, п.10 УК РСФСР 2 декабря 1952 тода коллегия Верховного суда Казахской ССР приговорила Бекмаханова к 25 годам лишения свободы.

В конце 40-х - начале 50-х гг; жертвами подобных несправедливых политических обвинений стали видные ученые-обществоведы республики: А. Жубанов, X. Жумалиев, Б. Сулейменра, Е Исмаилов, Л. Домбровский. Президент АН Казахской ССР К. Сатпаев и выдающийся писатель и ученый М. Ауэзов, Т. Тажибаев - ректор КазГУ, подвергшие гонениям, вынуждены были оставить Казахстан. Ряд ученых-биологов, медиков и геологов, обвиненных космополитизме, также были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики.

.

52 рост национального самосознания в казахстане.

Первая русская революция 1905—1907 годов потерпела поражение. Но она оказала огромное влияние на развитие сознания казахского общества, демократического движения в крае. Под воздействием революционных событий в России на политическую арену вышла целая плеяда выдающихся сынов казахского народа. Участие лучших представителей народа в работе Государственной Думы России сыграло важную роль в истории Казахстана. С трибуны высшего представительного органа лидерам казахского народа удалось заявить о его насущных проблемах, в первую очередь, земельных.

в годы первой русской революции стали своеобразным политическим опытом. Казахские рабочие выступили как самостоятельная политическая сила. Именно в эти годы произошло и укрепление союза казахских рабочих с российским рабочим классом. В то же время события этих лет показали слабость национально-демократического и рабочего движений в Казахстане.

Государственная Дума - законосовещательный представительный орган России (1906-1917), учрежденный манифестом 17 октября 1905 года.

Забастовка - один из способов разрешения трудового конфликта, когда коллектив рабочих и служащих прекращает работу до удовлетворения выдвинутых ими требований.

Земский собор - в России орган самоуправления с преобладанием дворянства.

Кадеты - конституционные демократы, сторонники эволюционного развития общества на основе демократических ценностей.

Самодержавие - форма правления в России, при которой неограниченная верховная власть царя опиралась на господствующий класс дворян-помещиков.

Революция - коренной переворот, переход от одного качественного состояния к другому.

 

«В силу примечания 1 к статье 120 Степного Положения от 25 марта 1891 года, земли, могущие оказаться излишними, поступают в ведение Министерства Государственных Имуществ и Земледелия.

Позднейшим узаконением повелено приступить к изъятию этих излишков, с наилучшим обеспечением туземного киргизского населения в земельном отношении, и образовать из них переселенческие участки.

Ныне, как видно из работ временных партий землемеров, деятельность этих партий направлена к образованию лишь одних только переселенческих участков без ясно осознанной заботы о наилучшем обеспечении киргиз в земельном отношении и без внимательного изучения вопроса о том, имеются ли излишки или нет.

По мнению членов Государственной Думы, излишки могут быть обнаружены лишь по всестороннему изучению совокупности почвенных и климатических условий не только каждой данной области, но и всех областей: Закаспийской, Уральской, Тургайской, Сырдарьинской, Акмолинской и Семипалатинской. Малейшее изъятие клочка земли с естественными пресноводными орошениями в одной какой-либо волости может болезненно отразиться на киргизах других волостей, уездов и областей. Депутаты находят всемерно нужным приостановить переселение и немедленно приступить к поземельному устройству как оседлых, так и кочевых киргиз в степных областях».

Деятели Алаш.

Иманалы Айдарбеков 1884 — 5 ноября 1938) — кыргызский общественный и государственный деятель.

Получил образование в Бишкекской сель­скохозяйственной школе садоводства, а затем в Ташкентской гидро­технической школе.

Активный большевик, он в 1919 г. становится председателем Пишпекского Совета депутатов. Был одним из активных участников Учредительного съезда Советов Горной области. Председатель Семиреченского облисполкома. 21 октября 1924 года ВЦИК утвердил состав Ревкома Кара-Кир­гизской автономной области в составе 17 человек. Председателем Ревкома был назначен И. Айдарбеков.

В 1925 г. перемещен в Ташкент на должность постпреда Киргизии.

В 1927 году опала с И. Айдарбекова была частично снята. Одно­временно с назначением Ю. Абдрахманова председателем Сов­наркома Иманалы был назначен председателем ЦСНХ.

4 сентября 1937 года И. Айдарбе­кову были предъявлены обвинения в принадлежности к Социал-Туранской партии, в организации групповой борьбы в период образования Горной области. 5 ноября 1938 года он и его соратни­ки были расстреляны во дворе местной городской тюрьмы.

Жусуп Абдрахманов (1904-1938) — сов.парт.деятель. родился в Кара-Кольском уезде. 1911-1916 — учился в русско-туземн.школе с. Сосновка, в начальнои уч.заведении г. Каракола. Во время восстания кыргызов 1916 г. в числе других бежал в Китай. После возвращения вступил в Кр.Гвардию, участвовал Сов.власти в Кыргызстане. 1919 — учился на команд.курсах в г. Верный. До мая 1920 — втор.секретарь партбюро Кара-Кырг.автоном.области. 1920 — делегат 3 сьезда РКСМ, разговаривал с Лениным, 1924 — избран членом, отв.секретарем президиума центрисполкома Туркестан.АССР. с мая 1925 — зам.пред. оргкомитета Среднеаз.бюро РКП (б),в авг. — инструктор аппарата РКП (б) в Москве, с марта 1957 — пред. Совета наркомиссаров Кырг.АССР. в 1933 — ложно обвинен, снят с долж-ти, направлен в Самару, потом Оренбург. В 1937 — по клевете в принадлежности к к\рев.орг-и Алаш-Ордо арестован и доставлен во Фрунзе, 5 ноября 1938 расстрелян. Реабилитирован в 1958 г.

Известен как исследователь истории своего народа. Его труд «Кыргызстан» вышел в 1928 г., известны «Дневники», раскрывающий события 1916 г

Касым Тыныстанов (1901-1931) — языковед, акын,ообщ.деятель, профессор. Родился в с. Чынпыкты И-К. учился в мусульм.школе, затем в новометодной школе, затем в русско-туземной школе г. Пржевальска. В 1924 после окончания в Ташкенте казах-кырг.института просвещения, работал секретарем, председателем кырг.обл.отделения Академич.центра Туркестан.республики. с 1925 г. — редактор газеты «Эркин-Тоо». 1927 — 1930 — комиссар Нар.просвсещения Кырг.АССР. 1930 — 1937 — науч.сотрудинк, директор кырг.института культ.строительства. автор учебников на кырг.яз, первой грамматики кырг.языка, книги для чтения на латин.графике. при его участии проводилась работа по приспособлению араб.алфавита к кырг.языку, затем перевод на латин.графику, затем на русский алфавит.

Талант.поэт, дараматург, переводчик. В 1925 г. вышел поэт. «Сборник стихотворений Касыма», перевел на кырг.яз Интернационал, басни Крылова. За пьесу Академические вечера подвергнут гонениям. В 1937 г. по обвинению в бай-манапской принадлежности арестован и в 1938 г. расстрелян. Реабилитирован в 1988 г.

 

 

Декларация о государственном суверинетете казахской сср

Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики, выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики, считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в Республике, признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение, осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства, провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.

1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе. Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.

2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности. Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.

3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия. Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону.

4. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР. Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.

5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР. Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону. Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Казахской ССР, равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни. Казахская ССР регулирует миграционные процессы внутри Республики, между Республикой и другими республиками.

6. Государственная власть Казахской ССР обладает верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях в рамках, определенных Союзным договором. Казахская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в Республике, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы Республики.

7. Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Казахской ССР. Президент является главой Республики и обладает высшей распорядительно-исполнительной властью. Высшая судебная власть принадлежит Верховному Суду Казахской ССР. Надзор за точным и единообразным исполнением законов Казахской ССР на ее территории осуществляется ее Генеральным прокурором. Кандидатура Генерального прокурора Казахской ССР вносится Президентом Республики по согласованию с Генеральным прокурором СССР и утверждается Верховным Советом Казахской ССР.

8. На территории Казахской ССР за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливается верховенство Конституции и законов Казахской ССР, которые подлежат соблюдению и исполнению всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и лицами без гражданства. Казахская ССР вправе приостанавливать на своей территории действия законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики.

9. В исключительной собственности Республики, составляя основу ее суверенитета, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал - все национальное богатство, имеющееся на ее территории. В Казахской ССР обеспечивается многообразие и равенство форм собственности и гарантируется их защита. Казахская ССР гарантирует охрану имущественных прав Союза, других союзных республик, иностранных государств, их граждан и организаций.

10. Казахская ССР вправе образовать государственный национальный банк, подчиненный Верховному Совету Республики, свою финансово-кредитную систему, самостоятельно формирует государственный бюджет, организует налоговую и союзно-республиканскую таможенную системы. Казахская ССР имеет право на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу Республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе.

11. Казахская ССР самостоятельно устанавливает порядок организации охраны экологической среды Республики, использования природных ресурсов, обеспечивает народу экологическую безопасность и имеет право запретить строительство и прекратить функционирование на своей территории любых предприятий, учреждений, организаций, других объектов, являющихся источником экологической опасности. На территории Республики запрещаются испытание ядерного оружия, строительство и функционирование испытательных полигонов для иных видов оружия массового уничтожения (химического, бактериологического, биологического и других). Казахская ССР имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью населения, природной среде и экономике Республики действиями Союзных органов, союзных республик и иных государств, а также деятельностью на ее территории ядерных и других полигонов, объектов военно-промышленного комплекса.

12. Представителям наций и народностей, проживающим в Казахской ССР за пределами своих национально-государственных и автономных образований или не имеющим их на территории Союза, гарантируются правовое равенство и равные возможности во всех сферах общественной жизни. Казахская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами Республики.

13. Казахская ССР обладает правом на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел, подчиненные и подконтрольные Верховному Совету Казахской ССР и Президенту Казахской ССР. Республика имеет право по соглашению с Правительством Союза определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружений на своей территории.

14. Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций, в том числе ООН и ее специализированных учреждений.

Республика строит экономические и торговые связи с зарубежными государствами на основе взаимовыгодных договоров с соблюдением принципов добровольности и равноправия, самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

15. Охрана суверенных прав Республики осуществляется Казахской ССР и Союзом. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, расценивается как нарушение ее суверенитета.

16. Символы государственного суверенитета Казахской ССР герб, флаг, гимн - являются священными и всякое надругательство над ними наказуемо законом.

17. Декларация является основой для заключения Союзного договора, разработки новой Конституции Казахской ССР, законодательных актов, реализующих статус Республики как суверенного государства.

Пучь 1991 г

5 августа 1991 г. после отъезда Горбачева в Крым консервативные руководители СССР приступили к подготовке заговора, направленного на пресечение реформ, восстановление в полном объеме власти центра и КПСС.

Путч начался 19 августа и продолжался три дня. В первый день были оглашены документы руководителей государственного переворота. Вице-президент СССР Г. Янаев в указе, изданном от его имени, объявил о вступлении в “исполнение обязанностей Президента СССР” “в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем своих обязанностей”. В “Заявлении советского руководства” извещалось об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению в составе: О.Д. Бакланов — первый заместитель Председателя Совета Обороны СССР; В.А. Крючков — председатель КГБ СССР; В.С. Павлов — премьер-министр СССР; Б.К. Пуго — министр внутренних дел СССР; А.И. Тизяков — президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР; Г.И. Янаев — и.о. Президента СССР. Фамилии участников ГКЧП были перечислены в алфавитном порядке, формальный его руководитель Г. Янаев значился в конце списка.

ГКЧП выступил с обращением к советскому народу, в котором сообщалось, что начатая Горбачевым перестройка потерпела крах, что воспользовавшись предоставленными свободами, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Постановлением № 1, принятым ГКЧП, в качестве мер выхода из кризиса была запрещена деятельность структур власти и управления, не узаконенных Конституцией СССР, приостанавливалась деятельность политических партий, движений, объединений, оппозиционных КПСС, а также выпуск нелояльных газет, восстанавливалась цензура. Силовые структуры должны были поддерживать режим чрезвычайного положения.

19 августа по решению ГКЧП в Москву были введены войска. Центром сопротивления путчистам стало руководство России во главе с президентом РСФСР Б.Н. Ельциным. Он выступил с обращением " К гражданам России" и выпустил указ, в котором говорилось о переходе всех органов исполнительной власти СССР в непосредственное подчинение президента России. Белый дом, в котором расположилось российское правительство, получил возможность без промедления приступить к организации сопротивления путчу.

 

Итог противостояния между ГКЧП и российскими властями решился 20 августа, когда Б.Н. Ельцин и его окружение смогли переломить ход событий в свою пользу и взяли под контроль ситуацию в Москве. 21 августа члены ГКЧП были арестованы. В Москву вернулся и М.С. Горбачев. 23 августа во время встречи с депутатами Верховного Совета РСФСР ему было предъявлено требование немедленно подписать указ о роспуске КПСС. Президент СССР принял этот и другие ультиматумы. На следующий день он распустил союзный кабинет министров, отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС. ЦК КПСС объявил о роспуске. В результате пал не только коммунистический режим, но и рухнули государственно-партийные структуры, цементирующие СССР.

Начался распад всех других государственных структур: Съезд народных депутатов СССР был распущен, а на переходный период до заключения нового союзного договора между республиками высшим представительным органом власти стал Верховный Совет СССР; вместо кабинета министров создан безвластный межреспубликанский экономический комитет, большинство союзных министерств ликвидировалось. Республики Прибалтики, добивавшиеся независимости в течение двух лет, ее получили. Другие республики приняли законы, укреплявшие их суверенитет и делавшие их фактически неподвластными Москве.

Прекращение деятельности кпсс.

 

6 ноября 1991 года Борис Ельцин подписал Указ № 169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР», точнее, о прекращении их деятельности и национализации имущества, фактически объявив компартию преступной антинародной организацией.

Поводом к изданию этого указа послужил путч 18–21 августа 1991 года. Через два дня после путча, 23 августа, на сессии Верховного Совета РСФСР принят предшествующий ноябрьскому указ о роспуске компартии РСФСР.

В ноябрьском указе говорилось: «Деятельность этих структур носила явный антинародный, антиконституционный характер, была прямо связана с разжиганием среди народов страны религиозной, социальной и национальной розни, посягательством на основополагающие, признанные всем международным сообществом права и свободы человека и гражданина».

Ущерб, нанесенный русскому и другим народам за годы преступного коммунистического режима, колоссальный. Не считая жертв красного террора и гражданской войны, мы имеем от 19 до 25 миллионов пострадавших от советской – читай коммунистической – власти. 3,8 млн осужденных по 58-й контрреволюционной статье; 0,7 приговоренных к смертной казни; 4 млн подвергшихся раскулачиванию; примерно 1,5 млн депортированных из разных народов; голод 1921–1922 и затем 1932 годов – от 8 до 12 млн, от 2 до 3, 5 млн эмигрантов-беженцев после Гражданской и Второй мировой вместе взятых.

6 ноября, день запрета партии, узурпировавшей власть в стране на протяжении семидесяти четырех лет, по смыслу должен был стать в России настоящим Днём независимости, но не случилось. День независимости в России отмечают 12 июня, потому что в этот день в 1990 году на 1-м Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о том, что Россия стала суверенной республикой. Сейчас мало кто помнит, об этой декларации 1990 года, как и о запрете КПСС в 1991-м. Коммунистическая идеология, не будучи запрещена как антигуманная, по-прежнему находит себе адептов на уже единожды выжженной этой идеологией земле. А КПСС, несмотря на указ, так и не сошла в 91-м с политической сцены.

«Ряд организационных структур КПСС не признал законность запрета и отказался его исполнять, практически продолжая действовать нелегально. Наиболее крупной из организаций-наследниц КПСС является Союз коммунистических партий – Коммунистическая партия Советского Союза…

Организационная структура КПСС в РСФСР стала базой для создания Коммунистической партии Российской Федерации».

Распад СССР.

Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.

М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.

Создание СНГ.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.

Бессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.

Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.

25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного

Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:
- констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;
- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
- создавались высшие органы власти СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств;
- объявлялся открытый характер Содружества.

55 Алма-атинская декларация об образовании снг

Создание СНГ.8 декабря 1991г. руководители РСФСР, Белоруссии и Украины собрались в Минске и подписали контракт о разработке СНГ. Подтвердили что контракт «Об образовании СССР от 1922 года» утратил свою силу. 21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, подписавшие вместе с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. Руководители Республик Беларусь, Казахстана, РФ и Украины, подписали соглашение «О совместных мерах в отношении ядерного оружия». По соглашению страны – участники должны были вместе производить политику по ядерным вопросам, обеспечивать коллективную безопасность всех стран. В СНГ вошли 11 республик. В декабре 1991г. шёл непростой процесс сотворения СНГ. Поначалу 8 декабря в Минске состоялось встреча фаворитов Рф, Белоруссии и Украины, которые подписали соглашение об аннулирование Контракта 1922г. об образовании СССР и сразу—о создание СНГ. Потом в Ашхабаде 13 декабря состаялась встреча фаворитов республик Средней Азии и Казахстана, которые поддержали соглашение. И, в конце концов, 20 декабря главы Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Рф и др. стран собрались в Алма-Ате и 21 декабря подписали Протокол о разработке СНГ. В политических дебатах последнего года существования СССР властвовали 3-и препядствия: политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизаций; создание рыночной экономики; федеративного контракта. Конкретно они послужили катализатором политического кризиса, который в декабре 1991г. привел к распаду Русского Союза. Период после провала путча 19—21 августа 1991г. чертовски ускорил распад Союза. Наименее чем за 4 месяца на месте прежнего СССР появилось и очень неустойчивое неполитическое образование: Содружество Независящих Стран. 21 декабря на встрече в Алматы к СНГ присоединились ещё 8 республик, подтвердив тем, что СССР государственное образование закончило существовать.

Одной из важнейших проблем в начале девяностых для Казахстана стала необходимость выбора пути в переходный период. И не только для Казахстана, но и для всех других постсоветских стран. Все начало и середина 90-х годов прошли на волне жарких дискуссий, наполненных предложениями политических преобразований, разнообразными трактовками текущей ситуации, зачастую и обвинениями в адрес друг друга. О том, насколько плодотворны были эти споры, судить сегодня тяжело, да и нет, наверное, необходимости. Примерно в то время вышла книга Н. Назарбаева, о которой мы все знаем, — «На пороге XXI века». Поскольку все тогдашние дискуссии касались вопросов развития государства и общества, то они так или иначе затрагивали и государственную власть, и, разумеется, немалая часть участников тех баталий критиковала государственный курс, олицетворением которого была фигура Президента. Книга «На пороге XXI века» стала достойным ответом оппонентам, причем в ней охватывался основной круг вопросов того времени, включавший позицию автора по советскому прошлому, формулировку собственного видения реформ в политике и экономике и взгляд на роль Казахстана в регионе и в мире, на его «цивилизационную дислокацию».

56)становление республики как суверенного государства и ее укрепление на основе стратегии казахстан 2030. Провозглашение государственной независимости Казахстана. К концу 1991 г. в Казахстане сложилась благоприятная политическая

обстановка. Политические события в мире и на территории бывшего СССР — августовский путч 1991 г., распад СССР, создание

Содружества Независимых Государств, становление быв­ших союзных республик как самостоятельных государств ускорили принятие

Закона о независимости Казахстана.Продолжавшаяся в течение четырех месяцев после августовского путча острая политическая

борьба окончилась великим историческим событием.16 декабря 1991 г.был принят Конституционный закон Республики Казахстан "О

государственной независимости Республики Казахстан”.Была провозглашена государственная независимость Республики Казахстан.

1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н.А.Назарбаев, который 10 декабря вступил

в должность. 10 декабря 1991 года Н.Назарбаев подписал принятый парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в

Республику Казахстан. 12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за

участие в событиях 17-18 декабря 1986 года.

16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости

Республики Казахстан».

Принятие первой стратегической программы развития «Казахстан-20З0. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния

всех казахстанцев» или Стратегия «Казахстан-20З0»., поставило достаточно амбициозные цели, достижение которых казалось

реалиями далекого будущего. Были поставлены семь долгосрочных приоритетов:

Национальная безопасность.

Внутриполитическая стабильность и консолидация общества.

Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.

Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. 5.Энергетические ресурсы.

Инфраструктуру в особенности транспорт и связь.Профессиональное государство.

Стратегия «Казахстан-20З0»,стала основополагающим стратегическим документом,определяющим курс долгосрочного экономического

развития Казахстана на основе использования лучших сторон рынка и госрегулирования, которая строилась по схеме:государство

берет на себя инвестирование в стратегически важные объекты и определяет общие правила игры и одновременно максимально облегчает условия для рынка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.07 с.)