Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расскажите о нелинейности роста научного знания в приложении к науке вашей специальности.

Поиск

По мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух разновидностях: а) как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования; б) как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки.

Перестройка оснований научной дисциплины в результате ее внутреннего развития обычно начинается с накопления фактов, которые не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины мира. Такие факты выражают характеристики новых типов объектов, которые наука втягивает в орбиту исследования в процессе решения специальных эмпирических и теоретических задач. К обнаружению указанных объектов может привести совершенствование средств и методов исследования (например, появление новых приборов, аппаратуры, приемов наблюдения, новых математических средств и т.д.).

Возникновение новых отраслей знания, смена лидеров науки, революции, связанные с преобразованиями картин исследуемой реальности и нормативов научной деятельности в отдельных ее отраслях, могут оказывать существенное воздействие на другие отрасли знания, изменяя их видение реальности, их идеалы и нормы исследования. Все эти процессы взаимодействия наук опосредуются различными феноменами культуры и сами оказывают на них активное обратное воздействие.

Развитие науки (как, впрочем, и любой другой процесс развития) осуществляется как превращение возможности в действительность, и не все возможности реализуются в ее истории. При прогнозировании таких процессов всегда строят дерево возможностей, учитывают различные варианты и направления развития. Представления о жестко детерминированном развитии науки возникают только при ретроспективном рассмотрении, когда мы анализируем историю, уже зная конечный результат, и восстанавливаем логику движения идей, приводящих к этому результату. Но были возможны и такие направления, которые могли бы реализоваться при других поворотах исторического развития цивилизации, но они оказались "закрытыми" в уже осуществившейся реальной истории науки.

12. Как вы считаете, играют ли роль культурные традиции в выборе стратегий научного развития. Свой ответ обоснуйте примерами

Формирование научного знания немыслимо без внешнего влияния со стороны культурных традиций того или иного общества. Подобно тому, как научное знание оказывает значительное влияние на культурные традиции и включается в них, так и существует обратное влияние. Традиция определена в целом, как «механизм самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической культуры как системы». Таким образом, традиция понимается как один из механизмов изменения общества. «Развитие культуры выражается в процессах инноваций и их стереотипизации. Под инновацией понимается введение новых технологий или моделей деятельности, а под стеоретипизацией - принятие этих моделей определенным множеством людей в пределах соответствующих групп». Некоторые ученые высказывают идею о нелинейности исторического развития науки; о потенциально возможных путях истории науки, которые не реализовались, но в принципе могли бы реализоваться в других ситуациях, в других поворотах культуры. Сегодня можно, используя язык синергетики, говорить о точках бифуркации и нескольких сценариях развития в определенные периоды, науки. В современной мировой философии, если брать ее в предельно обобщенном виде, существует четыре великие традиции; китайская, индийская, европейская, арабо-мусульманская. Они представляют собой четыре автономных, вполне самостоятельных философских космоса. Точно так же в настоящее время существует четыре большие культуры (цивилизации) с теми же названиями, каждая из которых является законченной, самодостаточной. На основе данных культур формировалось и научное знание. Особенно четко данная тенденция прослеживается в становлении современных техногенных обществ. История России (начиная с реформ Петра) — это во многом история догоняющих модернизаций. Историческая функция реформ самого Петра свелась к тому, что в России появились заводы, промышленность, иноземные привычки, новая армия, которая выиграла шведскую войну. Появилась наука — десант 17 ученых, которые стали основой. Российской академии наук. Однако российское тело сопротивлялось западным прививкам, и структуры традиционной жизни сохранялись, прежде всего, в крестьянской массе населения. Российская самобытность во многом определяется этим симбиозом двух различных культур и соответствующих им образов жизни. Они взаимодействовали и часто порождали великие достижения культуры. Россия заимствовала технологии Запада, фрагменты его культуры, но не его гражданский строй, Это гибридное состояние приводило к тому, что Россия все-таки никак не могла войти в русло того ускоренного, динамичного, прогрессивного развития, которым тел технологически ориентированный Запад. Именно традиционные, часто закостенелые традиции России того периода привели к неверному выбору стратегии научного развития. На этом примере четко прослеживается селективная роль научных традиций в формировании нового знания. С ломкой всех традиционных устоев общества и сменой культурных традиций всей страны в процессе формирования Советского Союза происходит и изменение стратегии научного развития. Благодаря такому изменению Советский Союз смог выиграть Отечественную войну и стать одной из самых значительных мировых держав. Проблемой влияния культурных традиций на стратегию, научного знания занимался Т. Кун. По мнению ученый, работая в рамках существующей традиции, систематизирует известные факты, опираясь - на предсказания господствующей теории, дает их детальное описание в рамках господствующей парадигмы, открывает новые факты в рамках господствующей теории. Таким образом, наука развивается в рамках традиции. Выбор стратегии научного развития любым обществом и конкретным ученых осуществляется в рамках господствующей традиции, В том случае, если культурная традиция, но принимает определенные направления исследования, считая их общественным или моральным табу в рамках данной культурной традиции, то такое направления научного поиска не может быть выбрано. И наоборот. Однако, нельзя согласиться с тем, что инновация является комбинацией традиционных компонентов. Ведь если из элементов традиции можно "склеить" инновацию, то это означает, что ничего нового по сравнению с традицией в качественном отношении в инновации нет. Но это не так в принципе. Сколько бы мы ни комбинировали традиционные источники освещения, основанные на сжигании керосина, парафина и т.д., мы никогда не придем к электролампе. В лучшем случае подойдем к застекленному газовому фонарю, и не более того. Сколько бы мы ни пытались ускорить движение конной коляски, заменяя коляску более легкой или увеличивая количество лошадей, мы никогда не преодолеем того барьера, который задан биологическими.

13. Приведите пример развитой теории научной дисциплины вашей специальности. Как вы ее можете применить в вашей практической и исследовательской деятельности?

Как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI - XVIII вв. появилось ее название - политическая экономия (от греческих слов: «политейя» - общество, «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - закон). Таким образом,

политическая экономия -- наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в. Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «меркантилизм» - купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности -- международной торговле, когда товары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы - Томас Ман (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма - государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле - используются и в современной экономике. Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться. Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократин» в переводе с греческого - власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль - сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества. Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид. Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это Принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в которое и позволило экономической теории конечном счете стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад II. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн. На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление. До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нордхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатством народов» А. Смита и «Общей теорией занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории. К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление. В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов произвоства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы - А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас). Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), с помощью, которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал). В современной экономической теории следует выделить несколько крупных направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.008 с.)