Проведите сравнительный анализ индуктивного метода Ф. Бэкона и рационального метода Р.Декарта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведите сравнительный анализ индуктивного метода Ф. Бэкона и рационального метода Р.Декарта



Ф.Бэкон и Р. Декарт оставили после себя богатое философское наследие, которое повлияло на развитие философской мысли последующих веков. Их методологические программы носили радикальный для их времени характер и позволили совершить прорыв в приобретении новых знаний.

Главной особенностью развиваемой ими философии является «принципиальная установка на познаваемость мира, какими бы условиями ни ограничивался сам путь достижения истинности. Человек при этом рассматривался как особый субъект познания, очищенный от своих личных характеристик и выступающий в качестве конструирующего мыслящего начала».

Каждый из них видел конечную задачу «в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы человека».

Ф. Бэкон, как и Р. Декарт, указывал на то, что схоластическая философия, используемая в то время, не позволяла находить новые естественнонаучные истины, но была хорошим подспорьем для проведения диспутов и всевозможных теологических споров. Они признавали, что «чувства неизбежно обманывают», но если Р. Декарт в качестве преодоления этого обмана предлагал обратиться непосредственно к «свету разума», то Ф. Бэкон для этой цели предлагал использовать опыт, опираясь на то, что «тонкость опытов намного превосходит тонкость самих чувств». «Хотя чувства довольно часто обманывают и вводят в заблуждение, – говорил Бэкон, – однако в союзе с активной деятельностью человека они могут давать нам вполне достаточные знания; и это достигается не столько с помощью инструментов (хотя и они в известной мере оказываются полезными), сколько благодаря экспериментам, способным объекты, недоступные нашим органам чувств, сводить к чувственно воспринимаемым объектам». Именно в этой опоре познания на опыт и состоит суть эмпиризма.

Отправной точкой для начала исследования Р. Декарт и Ф. Бэкон считают очищение от налета ложных мнений и спекуляций. Для этого они предлагали прибегнуть к конструктивному сомнению. Кроме того, Бэкон выделил ряд «идолов», под действием которых человек не может получить из проведенных исследований выводы, соответствующие истинной природе вещей. После устранения «идолов» или подавления их влияния, возможен корректный переход непосредственно к предлагаемому им эмпирико-индуктивному методу. Кроме, того, «ставя вопрос о новом методе, об «иной логике», Ф.Бэкон подчеркивал, что новая логика – в отличие от чисто формальной – должна исходить не только из природы ума, но и из природы вещей, не «измышлять и выдумывать», а открывать и выражать то, что совершает природа, т.е. быть содержательной, объективной».

Методологические программы, предложенные Ф.Бэконом и Р. Декартом, имели некоторые общие черты, к которым следует отнести критику схоластической философии и введение в практику философствования концепции конструктивного сомнения. В то же время, при сопоставлении их программ наиболее существенными различиями и особенностями являются: у Ф. Бекона – обращение к получению новых знаний из опытов и выведение, на основе как можно большего числа фактов, экспериментальных закономерностей, у Р.Декарта – напротив, упор на использование исключительно разума, с тем, чтобы с помощью его силы и правил, включающих в себя элементы аналитического метода, системного подхода, а также дедукцию, раскрывать теоретические закономерности.

Как показало время, эти методы являются взаимодополняющими и не потеряли своей познавательной силы, а применение элементов описанных выше методологических программ в ходе современных исследований в области естественных и технических наук сохраняет свою актуальность.

16. Объясните, что означает метод восхождения от абстрактного к конкретному на примере какой-либо экономической ситуации.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному — это теоретический метод научного познания (см. Методы научного познания), основанный на последовательном переходе от абстрактного знания к конкретному в процессе реконструкции развития объекта исследования. Данный метод разработан в рамках диалектической философии и впервые был сформулирован Г. В. Ф. Гегелем, который, однако, дал ему идеалистическое толкование, представив его не как способ решения научно-теоретических задач, а как форму схематизации своей спекулятивной философской системы, приводящей к абсолютному знанию.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий (см. Теория) и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках, но при этом он осуществляется специфически для каждой науки и разных типов знания (см. Наука). Во всех случаях при его применении исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путём отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта. Основная цель метода восхождения от абстрактного к конкретному заключается в том, чтобы обеспечить раскрытие сущности изучаемого объекта. Метод предполагает движение от первых общих и абстрактных определений, схватывающих отдельные существенные стороны исследуемой действительности, к системе конкретных определений, воспроизводящих в мышлении взаимодействие этих сторон на новом уровне знания.

Под абстрактным и конкретным знаниями понимаются суждения или совокупности суждений о каком-либо предмете, различающиеся следующим: первое получается при условии отвлечения от каких-либо связей, имеющих значение при изучении предмета, а второе — при условии их привлечения. Отвлечение при этом представляет собой особую форму абстракции, выражающую гипотетическое или экспериментальное исключение этих связей (изоляцию изучаемого предмета), а привлечение выражает факт включения в них изучаемого предмета, то есть создание, выбор или допущение реальной ситуации, в которой эти связи имеют место.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.004 с.)