Объясните кантовскую диалектику практического и чистого разума в процессе научного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объясните кантовскую диалектику практического и чистого разума в процессе научного познания



Иммануил Кант (1724–1804) – немецкий мыслитель, основатель трансцендентальной философии. Процесс познания, по мнению Канта, проходит три ступени: чувственное познание; рассудок; разум.

Чувственное познание.

Кант признает существование внешнего предметного мира, который он называет «вещи-в-себе». Они воздействуют на наши органы чувств и порождают наглядные представления.

Предметом эмпирического наглядного представления является явление, в нем две стороны: его содержание, или материя, которая дается в опыте; его форма, которая приводит эти ощущения в определенный порядок.

Форма априорна, это означает, что она предшествует опыту и не зависит от него. Форма находится в нашей душе.

Существует две чистых формы чувственного наглядного представления:

– время;

– пространство.

Кант отрицает, что время и пространство являются объективными формами материального мира. По его мнению, в мире вещей-в-себе ни времени, ни пространства нет.

Эта позиция Канта называется дуалистической: вещи-в-себе существуют вне нас, но при этом они непознаваемы. Субъективный характер времени и пространства объясняется тем, что всем людям во всех поколениях присущи якобы одни и те же представления о них.

Рассудок является второй ступенью познания.

Если предмет нам дается посредством чувственности, то мыслится он посредством рассудка. А познание может совершиться лишь благодаря их синтезу. Орудием рассудочного познания являются категории. Разные явления накладываются на сеть категорий, придающих нашим знаниям уже не эмпирически-случайный, а необходимый, всеобщий научный характер.

Согласно Канту, рассудок не открывает законы природы, а диктует их природе. Познавательная способность и единство категорий, согласно Канту, имеют своим источником не объективное материальное единство мира, а трансцендентальное единство самосознания.

Разум – высшая ступень познавательного процесса.

Разум, по словам Канта, не имеет прямой, непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно – через рассудок.

Основные идеи разума, которые Кант называет принципами, выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок.

Диалектика.

1) Идея диалектики рождается на основе признания активной роли субъекта в формировании изучаемого объекта.

2) Диалектика оказывается той формой, в которой обретается утраченная Кантом вещь в себе, преодолевается разрыв между субъектом и объектом, диалектическое движение оказывается движением, воплощающим развитие отношений между субъектом и объектом и идентичные субъектно-объектным отношения во внесоциальной реальности, характеризующиеся самоприменимостью, отрицательной обратной связью, рефлексией в себя.

3) Диалектическое противоречие – это в конечном итоге определенный тип взаимоотношения субъектного и объектного и, далее, материального и идеального, оно не представляет собой нечто законченное раз и навсегда, оно имеет свою историю, развертываясь от начальных форм, антиномичности, к формам более развитым, в которых осуществляется снятие противоречивости, обретение субъектом вещи в себе, преодоление отчуждения как гносеологического (И. Кант), так и социального (А. Смит).

4) Диалектическое движение, ведущее к устранению вещи в себе, естественным образом устраняет разрыв между элементами и методом, что в современных метанаучных исследованиях приобрело форму противостояния исследований оснований знания и методологических исследований.

5) Принципиальная содержательность диалектической логики, вытекающая из условий ее происхождения. Неразделимость вопроса об отношении материального и идеального и вопросов диалектики.

 

22. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ "ПРЕДПОСЫЛОК" НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, ИХ ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР И КАКУЮ РОЛЬ ОНИ ИГРАЮТ В СТАНОВЛЕНИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Принципиальное изменение в понимании структуры научного знания в XX веке вызвано исследованием фундаментальных оснований и предпосылок науки, что не просто обусловило расширение методологической проблематики, но породило новое, более глубокое понимание ее взаимодействия с философией и культурой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.159 (0.007 с.)