Опишите этапы в развитии позитивизма и основные проблемы, которые решались их представителями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опишите этапы в развитии позитивизма и основные проблемы, которые решались их представителями.



Блок 1

ОПРЕДЕЛИТЕ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ И НАЗОВИТЕ ОСОБЕННОСТИ, КОТОРЫЕ ОТЛИЧАЮТ ФИЛОСОФИЮ НАУКИ ОТ ДРУГИХ ДИСЦИПЛИН, ИЗУЧАЮЩИХ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ АСПЕКТЫ НАУКИ

Термин "философия" происходит от греческих слов "philia" (любовь) и "sophia" (мудрость). По преданию, это слово впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор, живший в 6 веке до н.э. В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл. Идеал мудреца (в отличие от ученого, интеллектуала), - это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит свою собственную жизнь, но и помогает окружающим людям решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды. Философская сфера: мудрец-философ ведает о вечных проблемах человеческого бытия и стремится найти на них обоснованные ответы.

С этих позиций философию можно определить как поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия.

К таким вечным проблемам можно отнести вопрос о первоначалах бытия, о возможности достижения истины в их познании, о сущности добра, красоты и справедливости, о происхождении и назначении человека.

Центральной же проблемой, вокруг которой концентрируются все другие вечные проблемы философии, есть вопрос о смысле индивидуального существования, ибо именно знание смысла собственной жизни делает человека мудрецом - хозяином собственной судьбы и разумным участником жизни мирового целого.

При этом истинный мудрец понимает, что вечные проблемы бытия - на то и вечные, что не имеют исчерпывающих, раз и навсегда данных решений. Чем глубже и тоньше данный ответ, тем больше новых вопросов ставит он перед свободной и творческой человеческой мыслью. Стремление к мудрости, любовь к самому процессу ее обретения - пожалуй, именно это является главным делом жизни мудреца-философа, который - в отличие от самодовольного глупца - знает о своем незнании, а потому и не утрачивает воли к бесконечному совершенствованию. Последовательно размышляя над вечными проблемами, философ-мудрец формирует "мировоззрение". Мировоззрение есть система взглядов на мир, на человека и, самое главное, на отношение человека к миру. Отсюда не будет ошибкой дать еще одно определение философии, которое было особенно популярно у русских философов (С.Л.Франк, П.А.Флоренский и т.д.): философия есть учение о цельном мировоззрении.

КТО ИЗ МЫСЛИТЕЛЕЙ АНТИЧНОСТИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ПРОГРАММУ? КАК МЕНЯЛОСЬ ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ АНТИЧНОЙ ЭПОХИ?

Математическая программа Пифагора – Платона. Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. Пифагор считал, что первоначальные сущности Космоса – это числа, т.е. числа, есть первооснова мира. При этом числа вовсе не являются теми кирпичиками мироздания, из которых состоят все вещи. Вещи не равны числам, а подобны им, основаны на количественных отношениях действительности, являющихся подлинно фундаментальными. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией - протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам. Следующий шаг в направлении формирования этой программы сделали софисты и элеаты, впервые поставившие проблемы человеческого познания, а также разработавшие теорию доказательств. Они заявили, что ум человека - это не просто зеркало, пассивно отражающее природу, он накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину. Свое завершение математическая программа получила в философии Платона. По Платону истинный мир – это мир идей, представляющий собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи, творцом всего является Бог-демиург (творец, создатель). При этом созидание им мира идет на основе математических закономерностей, которые Платон и пытался вычленить, тем самым математизируя физику.

Атомистическая программа Демокрита. Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, сталатомизм. Основателями его стали Левкипп и Демокрит. Согласно учению атомизма начала всего сущего - это неделимые частицы-атомы и пустота.Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы.

Программа Аристотеля. Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. Аристотель отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Но не устраивает его и демокритовское появление вещей из атомов. Пытаясь снять это противоречие, Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. Заслугой Аристотеля является и написание его знаменитого «Органона» - трактата по логике, поставившего науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Кроме того, Аристотель систематизировал накопленные к этому времени научные знания.

4. КАК ОБЪЯСНЯЕТ АРИСТОТЕЛЬ ПОНЯТИЕ "ДВИЖЕНИЕ"?

Свое учение о материи и форме, о потенции и энергии Аристотель разработал в связи с проблемой движения – этой основной задачей античной физики. Аристотель полагал, что движение, хотя и не обладает полной действительностью, чистым бытием, но не есть небытие. Оно есть переход от возможного к действительному, тот процесс, та деятельность, посредством которой форма воплощается в материальной потенции. Так из понятий потенции и энергии Аристотель объяснил проблему движения: оно есть переход и служит чем-то средним между потенцией, стремящейся к осуществлению, и совершенной действительностью.

«Это начало не движет мир внешним образом, рядом механических толчков; оно движет его, как внутренняя цель, не потому, чтобы в нем самом было движение, а как предмет всеобщего стремления, всеобщей любви – явный отголосок учения Платона» - объяснил Аристотель.

Аристотель также полагал: «Божество приводит в движение непосредственно лишь верхнюю сферу – небо неподвижных звезд. Это движение наиболее правильное, ибо ближе всего находится к божеству; затем уже оно обусловливает собою и движение низших.».

«Для категории сущности, — пишет он, — нет движения, так как ничто существующее ей не противоположно; так же, конечно, и для категории отношения: возможно ведь при изменении одного члена отношения с полным правом утверждать, что другой не изменится, так что движение обоих будет по совпадению. Остается, следовательно, только движение в отношении качества, количества и места, поскольку «в каждом из них имеется своя противоположность». Движение в отношении качества есть качественное изменение, в отношении количества — рост и убыль и движение в отношении места - перемещение.

5. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ. ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТИХ ПРИНЦИПОВ И КАКУЮ РОЛЬ ОНИ СЫГРАЛИ В РАЗВИТИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ НАУКИ.

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). В условиях жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления.

 

Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания. XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя. Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов. Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: «Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!». Разумеется, понимаемая таким образом философия не могла быть вдохновителем новых духовных течений.

 

6. РАСКРОЙТЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В КУЛЬТУРАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ, БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (например, Византия, Сасанидский Иран, Кушано-Гуптская Индия), в других – он сопровождался социальными потрясениями, как это было в Китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение благодаря участию в них «варварских» кочевых племен. На исторической арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.

Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Однако для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV-XVI вв.

Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, ведущей тенденцией исторического процесса как на Востоке, так и в Европе – было утверждение феодальных отношений. Различные же итоги развития на Востоке и Западе к концу XX в. обусловливались меньшей степенью его динамизма.

Среди факторов, обусловливающих «запаздывание» восточных обществ, выделяются следующие: сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений; устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.

Восточные цивилизации. Пеструю картину представлял собой Средневековый Восток и в цивилизационном отношении, что также отличало его от Европы. Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности; буддийская и индусская – на полуострове Индостан, даосско-конфуцианская – в Китае.

Другие родились в Средние века: мусульманская цивилизация на Ближнем и Среднем Востоке, индо-мусульманская – в Индии, индусская и мусульманская – в странах Юго-Восточной Азии, буддийская – в Японии и Юго-Восточной Азии, конфуцианская – в Японии и Корее.

 

7. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ.

История классической науки выделяет три эволюционных этапа развития:

* Классический этап – на данном этапе наука характеризуется, прежде всего, принципом интерсубъективности и проникновением субъективных изменений в контекст науки. В первую очередь через процесс познания был внесен принцип дополнительности. Здесь все внимание сосредоточено строго на исследуемом объекте, не вынося его за окружение его деятельности;

* Неклассический этап – данный этап характеризуется идеей зависимости, а также связи конкретного объекта со средствами деятельности. Учет полученных в ходе исследования результатов является условием получения в дальнейшем истинного знания о данном объекте;

* Постнеклассический этап – на данном этапе происходит соотнесение знаний науки с имеющимися средствами познания и ценностными структурами деятельности.

Из всего вышесказанного видно, что научная рациональность, изменяющаяся с каждым типом (историческим моментом развития классической науки), связана с постепенным ослаблением оказываемого влияния принципом интерсубъективности.

Становление классической науки как универсальной модели научного знания носит название редукционизма, т.е. научной логико-гносеологической проблемы, основателями которой стали: Э. Нагель, К. Поппер, К. Г. Гемпель, П. Оппенгейм,. Э. Нагель и другие. Научный редукционизм стал отличительной чертой всего научного знания, ориентированного на выявление сущности происходящих процессов и отображение действительности.

Развитие классической науки в XVII в. - конца XVIII в. Предопределило становление классической науки. Были получены следующие результаты:

* Изменилось чувствование бытия;

* Изменилась онтология;

* Завершен процесс разрушения гармоничного космоса античного времени;

* Человек был противопоставлен природе;

* Появились основы зарождения субъектно-объектной гносеологии;

* В контекст науки был внесен принцип дополнительности (его основателем стал Н. Бора).

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВНОГО ВОПРОСА СИНЕРГЕТИКИ

Слово «синергетика» древнегреческого происхождения, в переводе на русский язык означает «сотрудничество, совместное действие».

Cинергетика – новое направление междисциплинарных исследований, предметом которых являются процессы самоорганизации в открытых системах химической, биологической, физической, экологической и другой природы. Термин «синергетика» ввел в научный обиход английский физиолог Ч.С. Шеррингтон более ста лет назад. Приоритет в разработке системы понятий, описывающих механизмы самоорганизации, взаимоподобные процессы развития в мире, принадлежит немецкому физику Г. Хакену. Синергетика существует не сама по себе, а связана с другими науками по крайней мере двояко.

Когда Г. Хакена как одного из основателей синергетики попросили назвать ключевые положения синергетики, то он перечислил их в следующем порядке:

1. «Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом. Основополагающий системный фактор состоит не в хаотичности, а во взаимодействии, в динамике.

2. Эти системы являются нелинейными. Нелинейность фиксирует непостоянство, многообразие, неустойчивость, отход от положений равновесия, случайности, точки ветвления процессов, бифуркации. Точкой бифуркации называют состояние максимальной хаотичности неравновесного процесса (от лат. bifurcus – раздвоенный). Благодаря хаотичности дальнейшее развертывание неравновесного процесса имеет не один путь движения, а множество возможных путей из зоны ветвления, то есть из точки бифуркации. Состояние бифуркации можно уподобить положению шарика на выпуклой поверхности, типа сферической, которое является неустойчивым.

3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия. Имея дело с открытыми (имеющими источники и стоки энергии) нелинейными системами, синергетика утверждает, что мир возникает в результате самопроизвольных и самоорганизующихся механизмов. В их основе лежит единая симметрия форм в живой и неживой природе.

4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям. Чтобы система образовалась, необходим соответствующий динамический источник, который как раз и выступает организующим началом. Без подвода вещества и энергии организмы вымирают, без подвода газа не горит пламя в газовой горелке; безжизненной оказывается любая социальная система, обесточенная в информационном отношении. Там, где наступает равновесие, самоорганизация прекращается. Самоорганизующиеся системы подвержены колебаниям. Именно в колебаниях система движется к относительно устойчивым структурам. Нелинейные уравнения, как правило, описывают колебательные процессы. Теория колебаний важна не только в радиотехнических, но и в любых других системных процессах.

5. Системы могут стать нестабильными.

6. Происходят качественные изменения.

7. В этих системах обнаруживаются эмерджентные (т.е. вновь возникшие) новые качества. Новое возникает быстро.

8. Возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры.

9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотичными.

10.Во многих случаях возможна математизация»**.

Синергетика позволяет с новых позиций понять время и необратимость: время необратимо, а необратимость играет при случае конструктивную роль.

Синергетика имеет междисциплинарный характер, она позволяет осмыслить эволюцию как природных, так и социальных систем, представить картину всепланетарного эволюционизма.

 

 

ПЕРЕЧИСЛИТЕ И РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

В сфере социально-гуманитарного исследования могут и должны использоваться все философские и общенаучные методы. Конечно они здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учетом особенностей? познания и его предмета (общество, культура, личность).

Наблюдение, результаты которого зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентаций:

· простое – факты и события рассматриваются со стороны;

· соучаствующие – исследователь включается в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри»;

· самонаблюдение (интроспекция) - осознанное систематическое наблюдение за действиями собственной психики с целью выявления ее особенностей;

· эмпатия – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, цели, проникновение в переживания других людей;

· этнометодология – понимание рез описания и наблюдений социальных явлений и событий.

Социальные эксперименты (объективно-определенные группы людей, с интересами которой приходится считаться); констит, формирующая, итоговая; социальная инженерия (Н.Поппер) – социальное проектирование.

Сравнительный метод: сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и другим параметрам (метод поперечных срезов); многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени – лонгитюдный метод. - идиографический метод – описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий; - диалог – вопросно-ответный метод; - объяснение; - ценностный – отнесение к ценностям; - анализ документов – получение сведений о прошедших событиях (качественный и ком); - методы опроса – основаны на высказываниях людей с целью выявления их мнений по каким-либо проблемам (анкетирование, интервью); метод экспертных оценок, метод групповых дискуссий; - монографический метод – данная проблема или группа проблем тщательно и с многих сторон анализируется на одном социальном объекте→гипотетический вывод; - биографический метод – метод исследования субъективной стороны общественной жизни индивида (личные документы); - проективные методы – способ опосредованного изучения личных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности; - тестирование – стандартизированные задания, результаты выполнения которых позволят измерить некоторые личностные характеристики; - социометрия – применение математических средств к изучению социальных явлений (% подсчет); - игровые методы – (психодрамы, социодрамы); - иконография – сигтематическое изучение и описание изображений каких-либо сюжетов

 

 

Чувственное познание.

Кант признает существование внешнего предметного мира, который он называет «вещи-в-себе». Они воздействуют на наши органы чувств и порождают наглядные представления.

Предметом эмпирического наглядного представления является явление, в нем две стороны: его содержание, или материя, которая дается в опыте; его форма, которая приводит эти ощущения в определенный порядок.

Форма априорна, это означает, что она предшествует опыту и не зависит от него. Форма находится в нашей душе.

Существует две чистых формы чувственного наглядного представления:

– время;

– пространство.

Кант отрицает, что время и пространство являются объективными формами материального мира. По его мнению, в мире вещей-в-себе ни времени, ни пространства нет.

Эта позиция Канта называется дуалистической: вещи-в-себе существуют вне нас, но при этом они непознаваемы. Субъективный характер времени и пространства объясняется тем, что всем людям во всех поколениях присущи якобы одни и те же представления о них.

Диалектика.

1) Идея диалектики рождается на основе признания активной роли субъекта в формировании изучаемого объекта.

2) Диалектика оказывается той формой, в которой обретается утраченная Кантом вещь в себе, преодолевается разрыв между субъектом и объектом, диалектическое движение оказывается движением, воплощающим развитие отношений между субъектом и объектом и идентичные субъектно-объектным отношения во внесоциальной реальности, характеризующиеся самоприменимостью, отрицательной обратной связью, рефлексией в себя.

3) Диалектическое противоречие – это в конечном итоге определенный тип взаимоотношения субъектного и объектного и, далее, материального и идеального, оно не представляет собой нечто законченное раз и навсегда, оно имеет свою историю, развертываясь от начальных форм, антиномичности, к формам более развитым, в которых осуществляется снятие противоречивости, обретение субъектом вещи в себе, преодоление отчуждения как гносеологического (И. Кант), так и социального (А. Смит).

4) Диалектическое движение, ведущее к устранению вещи в себе, естественным образом устраняет разрыв между элементами и методом, что в современных метанаучных исследованиях приобрело форму противостояния исследований оснований знания и методологических исследований.

5) Принципиальная содержательность диалектической логики, вытекающая из условий ее происхождения. Неразделимость вопроса об отношении материального и идеального и вопросов диалектики.

 

22. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ "ПРЕДПОСЫЛОК" НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, ИХ ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР И КАКУЮ РОЛЬ ОНИ ИГРАЮТ В СТАНОВЛЕНИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Принципиальное изменение в понимании структуры научного знания в XX веке вызвано исследованием фундаментальных оснований и предпосылок науки, что не просто обусловило расширение методологической проблематики, но породило новое, более глубокое понимание ее взаимодействия с философией и культурой.

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ.

Натуралистическая программа в социальной философии представлена тремя основными версиями: редукционистской, этноцентристской и органицистской.

С точки зрения редукционизма (reductio - от лат. отодвигание назад - методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам), общество и тип общественного устройства определяется силовыми взаимодействиями (вариант классического механицизма - Т. Гоббс, П. Гольбах), особенностями географической и природоклиматической среды (географизм - Монтескье, И. Мечников), процессами ассоциации и диссоциации (химизм - М. Шевроль).

В роли ведущего фактора социальной динамики, с точки зрения этноцентризма, выступают природно-национальные особенности. Так, Л.Н. Гумилев в своей этногенетической концепции этнос рассматривает не столько в социокультурном контексте, сколько в связи с событиями космического характера и общими процессами биосферы Земли. Подобные методологические подходы характерны и для евразийства - социально-философского учения, сформировавшегося в 20-30-х гг. XX в. (Флоровский, Карсавин, Н.С. Трубецкой и др.) в среде российской эмиграции и до сих пор сохраняющего свой идейно-политический потенциал. По мнению представителей евразийства, Евразия как географическое понятие ассоциируется с местоположением особой евразийской культуры, ядром которой выступает культура восточнославянских народов - русских, украинцев, белорусов. На рубеже XXI столетия вызывают интерес идеи евразийства о глобализации человечества, мечты о "всеедином" человечестве, о едином "богочеловеке", о русской идее земного братства, противостоящие концепциям ранжирования государств по различным основаниям.

Органицистская версия натуралистической программы восходит к трудам Г. Спенсера, уподоблявшего общество организму и пытающегося объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. По аналогии с живым организмом в рамках органицистской версии обществу приписывались все черты организма - единство, целесообразность, специализация органов. Роль кровообращения, например, выполняет торговля, функции головного мозга - правительство (П.Ф. Лилиенфельнд), обмена веществ в организме - экономическая жизнь общества (А. Шеффле). Формирование второй из основных исследовательских программ - культурно-исторической (культурцентристской) и кризис натуралистической программы были связаны с осознанием различий природы и культуры, социальной реальности от природной, развитием таких наук о человеке и обществе, как антропология, история, культурология, этнология, психология и др. Произошло открытие второй по сравнению с природой, онтологической реальности - культуры во всем ее многообразии, понимание ее не как деятельности, направленной на реализацию природной сущности человека, а как феномена, обеспечивающего формирование человека и социальных связей, как продукта истории и самой истории, в ходе которой меняется человек. Культура, социальные связи в данной исследовательской программе занимают центральное место, в противоположность натуралистической программе, где точкой отсчета были различные проявления природной зависимости и взаимодействий человека и человеческого общества. Подобно натуралистической программе, опирающейся на частные естественные науки, культур-центристская программа также находила опору в ориентации на формирующиеся новые социально-гуманитарные науки - историю, антропологию, психологию, науки об искусстве и другое, указывая тем самым границы натуралистической программы.

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ СУБСТАНЦИАЛЬНОЙ И РЕЛЯТИВИСТСКОЙ КОНЦЕПЦИЙ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

С точки зрения признания объективности пространства и времени обе эти концепции равноценны. Если говорить об их естественнонаучной обоснованности, то в XVII — XIX веках явное преимущество было на стороне субстанциальной концепции; именно она лежала в основе ньютоновской механики, принимавшейся в то время за образец точной науки. В электродинамике в пользу существования абсолютного пространства свидетельствовала гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Наконец, сильнейшим свидетельством в пользу субстанциальной концепции пространства был факт единственности эвклидовой геометрии. Хотя еще в 30-х годах XIX в. Лобачевским была открыта неэвклидова геометрия, до открытия общей теории относительности, неэвклидовы геометрии рассматривались как воображаемые математические конструкции, и им не приписывалось реального физического смысла. Единственной геометрией, описывающей реальные свойства физического пространства и времени, считалась геометрия Евклида. А это как бы подтверждало вывод, следовавший из субстанциальной концепции, что свойства пространства и времени неизменны и независимы от характера движения и взаимодействия материальных систем. Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания — движущейся материи — указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.

Блок 2

ПРОВЕДИТЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АНТИПОЗИТИВИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 20 ВЕКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО НЕОРАЦИОНАЛИЗМА Г.БАШЛЯРА И ОНТОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО НЕОРАЦИОНАЛИЗМА А. УАЙТХЕДА.

В 30-40-е годы ХХ в. под влиянием новых открытий в науке формируется не только неопозитивизм, основывающий свои концепции на методологии эмпиризма, но и антипозитивистское течение в философии и методологии науки - неорационализм, который ориентировался на достижения математического и теоретического естественнонаучного знания.

В его рамках можно различить методологически ориентированный неорационализм (Г. Башляр, Ф. Гонсет, Э. Мейерсон) и онтологически ориентированный неорационализм (А. Уайтхед).

Основное место в методологически ориентированном неорационализме занимает проблема обоснования, функционирования и развития теоретического знания, исследование процедур обоснования и оценки знания, способов его трансформации.

Его представители ставят задачу формирования нового научного разума, нового научного духа путем осмысления практики современного естественнонаучного познания и, в частности, роли дедуктивных наук в его развитии. Образцом таких наук служит для неорационализма современная физика с ее фундаментальными открытиями: она призвана вести за собой все другие науки, а также философию - в той мере, в какой она способна избавиться от метафизических и иррационалистических предрассудков.

Отвергая позитивистские узкоэмпиристские концепции научного познания, неорационализм признает зависимость эмпирических данных от структур теоретического знания, в которых эти данные получают свое объяснение. Неорационализм стремится к новому диалогу разума и опыта вне традиционной метафизики с ее субстанциализмом и вне мистики. Теоретизм неорационализма - это не новый априоризм.

 

ОБЪЯСНИТЕ, КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАУЧНОМ ЗНАНИИ ПРИВЕЛИ К НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В НАУКУ ИНТЕГРАТИВНЫХ, КОМПЛЕКСНЫХ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, К КАКОВЫМ ОТНОСЯТСЯ СИСТЕМНЫЙ, ЭВОЛЮЦИОННЫЙ, СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ

Общенаучные подходы и методы исследования, которые получают широкое применение в большинстве современных наук. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания, а также соответствующих методов познания.

Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Они находят широкое применение в реализации комплексных научных программ.

Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже очень важному методу. "Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией".

Рассмотрим специфику реализации некоторых уровней методологии в процессе научного познания.

Методологическая роль философии в развитии частных наук. Существуют две теоретические модели взаимосвязи философии и частных наук:

а) абсолютизация одной из этих сторон (метафизический подход);

б) взаимосвязь, взаимодействие (союз) обеих сторон (диалектический подход).

11. ОБЪЯСНИТЕ СУТЬ КОНЦЕПЦИЙ "ПРИШЕЛЬЦА", "ДВИЖЕНИЯ С ПЕРЕСАДКАМИ", "ПОБОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.312 с.)