Объясните значение слов «социально-исторические время», «пространство человеческого бытия», «пространство бытия человеческой культуры». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объясните значение слов «социально-исторические время», «пространство человеческого бытия», «пространство бытия человеческой культуры».



Физическое время гораздо однороднее, чем социально-историческое.

Социальное убыстряется (на фоне физического) за счет возрастания плотности событий. Для физического времени равные временные куски, взятые в эпоху пещерного человека и в эпоху Интернета, — эквивалентны. Иное дело, социально-исторические процессы. Это заметно даже в масштабах одной человеческой жизни. Пять календарных лет молодости заметно качественно отличаются от пяти календарных лет старости. А в историческом развитии годы общественных перемен качественно иные, чем предшествующие им годы социального застоя.

Тоффлер отмечал, что средняя по продолжительности жизнь человека включает столько событий, сколько было до его рождения в истории человечества.

Более ярко выраженная неоднородность социально-исторического времени связана с его более ярко выраженной неаддитивностью. Это еще одно его отличие от времени физического.

Под реальным временем и пространством исследователи понимают свойства и отношения этих форм в сфере объективной реальности. С возникновением человека возникают и формы отражения человеком в своем сознании пространственно-временных свойств предметов. Это отражение существует на двух основных уровнях – перцептуальном и концептуальном.

На перцептуальном (от лат. perceptio – восприятие) уровне человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Представления времени и пространства на перцептуальном уровне являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов.

Концептуальные пространство и время выражают теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. К концептуальным времени и пространству относят те их абстрактные модели и структуры, которые выступают средствами научного описания и познания реального и перцептуального времени и пространства.

Обратимся к анализу понятий пространства и времени на концептуальном уровне. С философской точки зрения, которая начала складываться еще в глубокой древности, пространство и время относятся к атрибутивным свойствам бытия.

 

 

29 ОПРЕДЕЛИТЕ ПОНЯТИЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА. ПОЧЕМУ ЕГО НАЗЫВАЮТ "ИДЕОЛОГИЕЙ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ"?

Постмодернизм – сложное, многомерное, интенсивно развивающееся движение современной философской и социо-гуманитарной мысли Запада, своеобразная реакция на существенные перемены, происходящие в мировой культуре в последней трети ХХ века.

Постмодернизм — наметившийся в последней трети ХХ века сдвиг в культурном самосознании западного мира (после «модерна» или «современности») идейно-художественное течение, преодолевающее «современность», которая, однако, понимается по-разному: как рационализмНового времени, как вера в прогресс, опирающийся на научное знание, как литературный эксперимент второй половины XIX века, как авангард в искусстве 10-20-х гг. XX века.

Постмодернизм — обозначение эпохи, состояния сознания, типа культуры, философской парадигмы второй половины XX в.

Постмодернизм можно рассматривать как особый тип мировоззрения, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций — этических, эстетических, методологических и т.д., на отказ от авторитетов любого ранга, начиная от государства, великой национальной идеи, моральных парадигм и кончая правилами поведения человека в общении с другими.

Другие же, наоборот, определяют постмодернизм как особую эпоху, которая началась вместе с возникновением постиндустриальной цивилизации. При таком подходе берется за основу линейная историософская модель развития человечества.

Существуют попытки примирить эти точки зрения. Действительно, постмодернизм является, прежде всего, состоянием духа. Однако это состояние длится уже довольно долго, что позволяет говорить об эпохе, хотя эта эпоха является переходной.

Постмодернизм соотносит себя с современностью и противопоставляет себя ей, поэтому ключ к его пониманию находится в ней. Чаще всего современность рассматривается в двух смыслах. В первом она охватывает примерно два столетия и именуется эпохой Разума. Она начинается в конце XVIII века, вместе с Великой Французской революцией, и означает практическую реализацию капиталистического, индустриального общества.

Во втором смысле начало современности отодвигается еще на одно столетие назад, до середины ХVII века, когда шла разработка проекта будущего общества. Современность в этом случае охватывает Новое и Новейшее время. Расширение границ современности представляется вполне обоснованным, ибо оно позволяет составить о ней более полное представление.

30 РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ТАКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДОВ ПОСТМОДЕРНИЗМА КАК "ТЕКСТОВОЙ АНАЛИЗ", "НОМАДОЛОГИЯ", "ГЕНЕАЛОГИЯ", "СИМУЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД".

Номадология (от номад: кочевник) — проект (концепция) нового видения мира, предложенный Делезом и Гваттари в 1970-х гг. Характеризуется отказом от идеи жесткой структуры, основанной на бинарных оппозициях, а также от идеи строгого детерминизма (метафора генерала[1]). Одним из ключевых символов номадологии является ризома. Номадология также обращает внимание на появление на Западе "племенной психологии", выраженной в образовании групп, которые противопоставляют себя остальному обществу и создают собственную символику и ритуалы (например, субкультуры). По первоначальной задумке Делеза, изложенной в 12 главе трактата "Анти-Эдип" (1980), эти анархистские "племена" напоминают кочевников древности и бросают вызов репрессивному аппарату цивилизации игосударства.

ГЕНЕАЛОГИЯ - (I) один из основных философских методов Ницше: "совершенно новая наука", или "начало науки", сводящаяся к "истории происхождения предрассудков" и, таким образом, к "процедуре разоблачения исторического смысла ценностей". В предисловии к сочинению "К генеалогии морали" (1887) Ницше формулирует ряд вопросов, сама постановка которых свидетельствует о радикально новом подходе мыслителя к морали как таковой: откуда, собственно, берут свое начало наши добро и зло? при каких условиях изобрел себе человек эти суждения-ценности - добро и зло? какую ценность имеют они сами? Начатое уже в "По ту сторону добра и зла" обсуждение двух идеализированных типов морали - господина и раба - вместе с лингвистическими выражениями в рамках ценностной оппозиции "доброго" и "злого" (или "плохого") Ницше углубляет и дополняет детальным психологическим анализом духовного склада двух человеческих типов, чьими моралями и выступали упомянутые выше, и обогащает лингвистические изыски психологией. Он Пытается проанализировать ценность самих моральных ценностей. "Нам необходима критика моральных ценностей, сама ценность этих ценностей должна быть однажды поставлена под вопрос", - пишет Ницше. По его мнению, следует выяснить, благоприятствует ли данная шкала ценностей тому или другому человеческому типу, той или иной форме жизни; способствует ли она появлению "более сильной разновидности индивида" или просто помогает данной группе как можно дольше поддерживать свое существование. До сих пор, утверждает Ницше, это знание отсутствовало, да и была ли в нем нужда? Ценность этих ценностей всегда принималась за данность, за уже установленный факт. Симуляционный подход в отличие номадологического, позволил выявить наличие в смысловых структурах исследуемых зависимых личностей нединамичные, стабильные смысловые структуры (деструктивные ценности, смысловые диспозиции и конструкты), как некие искусственно-живые, психические «протезы» — симулякры, оторванные от реальности и сформированные как извне (например, социумом), так и изнутри (например, наркотиком). Благодаря памяти, зависимая личность зацикливается на этих прошлых смысловых процессах (например, на тех же самых образах наркопотребления), которые никогда не надоедают, и, которые распространяются на настоящие процессы, стремящиеся выйти за пределы этого прошлого. В результате, настоящие смыслы входят в конфликт с «законсервированными» прошлыми смыслами, что и становится причиной опустошающего невротизма зависимой личности.

Текстовый анализ одна из методологических стратегий постмодернистской текстологии, призванных представить текст как процесс нон-финального смыслогенеза. Т.А. конституирован Р.Бартом в первой половине 1970-х в контексте аналитики художественных текстов ("S/Z", "Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По" и др.). Базисной идеей Т.А. выступает идея соединить постструктуралистские установки на аналитику наличной структуры текста, с одной стороны, и постмодернистское видение текста как принципиально аструктурной ризоморфной (см. Ризома, Номадология) среды смыслогенеза: "в наших исследованиях должны сопрягаться две идеи, которые с очень давних пор считались взаимоисключающими: идея структуры и идея комбинаторной бесконечности". Согласно позиции Р.Барта (и в специфике этой позиции нельзя не увидеть особенности творческой эволюции данного автора), "примирение этих двух постулатов оказывается необходимым потому, что человеческий язык, который мы все глубже познаем, является одновременно и бесконечным, и структурно организованным". Т.А. принципиально отличен от традиционного (так называемого "объясняющего") анализа текста, результаты которого объективировались в семантическом пространстве, очерченном классическим пониманием детерминизма.

 

Блок 2

ПРОВЕДИТЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АНТИПОЗИТИВИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 20 ВЕКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО НЕОРАЦИОНАЛИЗМА Г.БАШЛЯРА И ОНТОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО НЕОРАЦИОНАЛИЗМА А. УАЙТХЕДА.

В 30-40-е годы ХХ в. под влиянием новых открытий в науке формируется не только неопозитивизм, основывающий свои концепции на методологии эмпиризма, но и антипозитивистское течение в философии и методологии науки - неорационализм, который ориентировался на достижения математического и теоретического естественнонаучного знания.

В его рамках можно различить методологически ориентированный неорационализм (Г. Башляр, Ф. Гонсет, Э. Мейерсон) и онтологически ориентированный неорационализм (А. Уайтхед).

Основное место в методологически ориентированном неорационализме занимает проблема обоснования, функционирования и развития теоретического знания, исследование процедур обоснования и оценки знания, способов его трансформации.

Его представители ставят задачу формирования нового научного разума, нового научного духа путем осмысления практики современного естественнонаучного познания и, в частности, роли дедуктивных наук в его развитии. Образцом таких наук служит для неорационализма современная физика с ее фундаментальными открытиями: она призвана вести за собой все другие науки, а также философию - в той мере, в какой она способна избавиться от метафизических и иррационалистических предрассудков.

Отвергая позитивистские узкоэмпиристские концепции научного познания, неорационализм признает зависимость эмпирических данных от структур теоретического знания, в которых эти данные получают свое объяснение. Неорационализм стремится к новому диалогу разума и опыта вне традиционной метафизики с ее субстанциализмом и вне мистики. Теоретизм неорационализма - это не новый априоризм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.01 с.)