Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте характеристику антинатуралистической программы и ее основных форм.

Поиск

Исследовательская программа — это философская программа развития науки. Исследовательская (научная) программа претендует на универсальное толкование всего существующего. Система принципов, формируемая программой, носит поэтому всеобщий характер. Натуралистическая и антинатуралистическая программы направлены на изучение одного и того же объекта, но в соответствии со своей методологией (исследовательской программой) они превращают в свой предмет исходно разные части этого объекта. Натуралистическая, пытающаяся построить науки по типу естествознания, ориентировать ее на поиск закономерностей, объяснение и исключение оценки; и антинатуралистическая, в которой намеренно подчеркивается присутствие субъекта в предмете познания и значимость его ценностных ориентаций.

Антинатуралистическая стратегия вводит принцип понимания в качестве ведущего методологического средства. Так, по мнению немецкого мыслителя В. Дильтея, методологический принцип естественно-научного познания – описание явлений и обнаружение в них неких повторяющихся моментов, позволяющих провести их классификацию. Для социально-гуманитарного познания важен принцип понимания, позволяющий осуществить индивидуализацию, а также исторический подход, исходящий из уникальности каждого события. В методологическом поиске В. Дильтея большую роль играет герменевтика, особенно когда речь идет о его литературоведческих работах, где значительное место занимает анализ биографий великих писателей и поэтов (Ф. Новалис, Ф. Гельдерлин, Ч. Диккенс и др.), позволяющий интерпретировать их творчество. В связи с этим антинатуралистическую программу В. Дильтея и его последователей можно назвать герменевтической.

Оригинальным проявлением антинатурализма стал перенос акцента на единичного человека при анализе явлений социальной, экономической и иных общественных сфер. Так, представители австрийской (или венской) экономической школы: К. Менгер (1840–1921), О. Бём-Баверк (1851–1914) и Л. фон Мизес (1881–1973) – исходили из так называемого методологического индивидуализма – анализа экономической деятельности с точки зрения отдельного человека. Осмысленная экономическая теория, по их мнению, невозможна без обращения к специфике человеческого бытия. Так, К. Менгер считал, что ценность – не объективное свойство вещи, а суждение индивида о благе, поэтому одно и то же благо может обладать разной ценностью для разных индивидов.

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ СУБСТАНЦИАЛЬНОЙ И РЕЛЯТИВИСТСКОЙ КОНЦЕПЦИЙ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

С точки зрения признания объективности пространства и времени обе эти концепции равноценны. Если говорить об их естественнонаучной обоснованности, то в XVII — XIX веках явное преимущество было на стороне субстанциальной концепции; именно она лежала в основе ньютоновской механики, принимавшейся в то время за образец точной науки. В электродинамике в пользу существования абсолютного пространства свидетельствовала гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Наконец, сильнейшим свидетельством в пользу субстанциальной концепции пространства был факт единственности эвклидовой геометрии. Хотя еще в 30-х годах XIX в. Лобачевским была открыта неэвклидова геометрия, до открытия общей теории относительности, неэвклидовы геометрии рассматривались как воображаемые математические конструкции, и им не приписывалось реального физического смысла. Единственной геометрией, описывающей реальные свойства физического пространства и времени, считалась геометрия Евклида. А это как бы подтверждало вывод, следовавший из субстанциальной концепции, что свойства пространства и времени неизменны и независимы от характера движения и взаимодействия материальных систем. Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания — движущейся материи — указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.147 (0.006 с.)