Сущность, формы и функции исторического знания. Методы изучения истории, классификация источников. Отечественная историография в прошлом и настоящем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, формы и функции исторического знания. Методы изучения истории, классификация источников. Отечественная историография в прошлом и настоящем.



СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ.

СУЩНОСТЬ ИСТОРИЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, А С ДРУГОЙ, КАК СИСТЕМА НА­УК, ИЗУЧАЮЩИХ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.

СОДЕРЖАНИЕМ ИСТОРИИ ВООБЩЕ СЛУЖИТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ РАСКРЫВАЕТ­СЯ В ЯВЛЕНИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, СВЕДЕНИЯ О КОТОРЫХ СОХРАНИЛИСЬ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИС­ТОЧНИКАХ. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА ПЫТАЕТСЯ ДАТЬ ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В ЕДИНСТВЕ ВСЕХ ЕГО ХАРАКТЕРИСТИК.

ИСТОРИЯ КАК ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА ИЗУЧАЕТСЯ СОВОКУПНО­СТЬЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ДАННЫХ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.

ПО ТРАДИЦИИ, «ОТЦОМ» ИСТОРИИ СЧИТАЕТСЯ ГЕРОДОТ (5 В. ДО Н.Э.) - ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ УЧЕНЫЙ, АВТОР СОЧИНЕНИЙ О ГРЕКО-ПЕРСИДСКИХ ВОЙНАХ, ЕГИПТЕ, ЖИЗНИ И БЫТЕ СКИФОВ.

ОБЪЕКТОМ ИЗУЧЕНИЯ ДЛЯ ИСТОРИИ ЯВЛЯЕТСЯ ВСЯ СОВОКУПНОСТЬ ФАКТОВ, ХАРАКТЕРИ­ЗУЮЩИХ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА, КАК В ПРОШЛОМ, ТАК И В НАСТОЯЩЕМ.

ПРЕДМЕТОМ ИСТОРИИ ЯВЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ЕДИ­НОГО ПРОТИВОРЕЧИВОГО ПРОЦЕССА.

ИСТОРИЯ - НАУКА МНОГООТРАСЛЕВАЯ, ОНА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЦЕЛЫЙ РЯД САМОСТОЯТЕЛЬ­НЫХ ОТРАСЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ, ВОЕННАЯ И Т.П. К ИСТОРИЧЕСКИМ НАУКАМ ОТНОСЯТСЯ ЭТНОГРАФИЯ, ИЗУЧАЮЩАЯ БЫТ И КУЛЬТУРУ НАРОДОВ, АРХЕОЛОГИЯ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИСТОРИЮ ПО ВЕЩЕСТВЕННЫМ ПАМЯТНИКАМ ДРЕВНОСТИ.

КРОМЕ ТОГО, СУЩЕСТВУЮТ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ИСТОЧНИ­КОВЕДЕНИЕ, ИСТОРИОГРАФИЯ, ХРОНОЛОГИЯ, МЕТРОЛОГИЯ, ПАЛЕОГРАФИЯ, ГЕНЕАЛОГИЯ, ГЕРАЛЬДИКА И ДР. ОНИ ИМЕЮТ ДОСТАТОЧНО УЗКИЙ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗУЧАЮТ ЕГО ДЕТАЛЬНО, ЧТО СПОСОБСТВУЕТ БОЛЕЕ ГЛУБОКОМУ ПОНИМАНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЦЕЛОМ.

ИСТОРИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ И ПО ШИРОТЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТА: ВСЕМИРНАЯ (ВСЕОБЩАЯ) ИСТОРИЯ, ИСТОРИЯ КОНТИНЕНТОВ, СТРАН, ЦИВИЛИЗАЦИЙ, ОТДЕЛЬНЫХ НАРОДОВ.

ФУНКЦИИ

1.ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВЫЯВЛЕНИИ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ОНА СПОСОБСТВУЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОБУЧАЕМЫХ И СОСТОИТ В САМОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ СТРАН И НАРОДОВ, В ОБЪЕКТИВНОМ ОТРАЖЕНИИ, С ПОЗИЦИИ ИСТО­РИЗМА, ВСЕХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

2.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКИХ, НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ЦЕННОСТЕЙ НА ИСТОРИЧЕСКИХ ПРИМЕРАХ.

3.ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО НА ОС­НОВЕ АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО.

4.ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ. ЧТО ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ВЫСТУПАЮТ В КАЧЕСТВЕ СПОСОБА ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОРИЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ.

5.ПРАКТИЧЕСКИ-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ. ЧТО НА ОСНОВЕ ИСТОРИ­ЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ВОЗМОЖНА ВЫРАБОТКА ИАУС;НО ОБОСНОВАННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ, СИСТЕМНЫЙ, ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ, РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ, ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ.

МЕТОД -В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО ТЕ^ИОДОЗ ОЗНАЧАЕТ «ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ», ТО ЕСТЬ СПОСОБ ИЛИ ПЛАН ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕЛИ.

В УЗКО-НАУЧНОМ ЗНАЧЕНИИ «МЕТОД» ПОНИМАЕТСЯ КАК СПОСОБ И ПОРЯДОК ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БОЛЕЕ ПОЛНОГО И СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ИСТИНЕ РЕЗУЛЬТАТА.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА ИСПОЛЬЗУЕТ КАК ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, ТАК И КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПРЕДМЕТУ ИЗУЧЕНИЯ.

1.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ (КОМПАРАТИВНЫЙ) МЕТОД ПРЕДПОЛАГАЕТ СОПОСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ, ВО ВРЕМЕНИ И ВЫЯВЛЕНИЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ НИМИ.

2.СИСТЕМНЫЙ МЕТОД ПРЕДПОЛАГАЕТ ПОСТРОЕНИЕ ОБОБЩЕННОЙ МОДЕЛИ, ОТОБРАЖАЮЩЕЙ ВЗАИ­МОСВЯЗИ РЕАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ. РАССМОТРЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КАК СИСТЕМ ОРИЕНТИРУЕТ НА РАСКРЫТИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБЪЕКТА, НА ВЫЯВЛЕНИЕ МНОГООБРАЗНЫХ ТИПОВ СВЯЗЕЙ В НЕМ И СВЕДЕНИЕ ИХ В ЕДИНУЮ ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ КАРТИНУ.

3.ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРЕДПОЛАГАЕТ КЛАССИФИКАЦИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ, СОБЫТИЙ НА ОСНОВЕ ПРИСУЩИХ ИМ ОБЩИХ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ. 4. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕДПОЛАГАЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ПРОШЛОЕ С

ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИНЫ СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ.

5.ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД СОСТОИТ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ОПИСАНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ НА ОСНОВЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОВ.

6.ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРЕДПОЛАГАЕТ ИЗУЧЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИСТО­РИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ВО ВРЕМЕНИ.

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ.

МЕТОДОЛОГИЯ - УЧЕНИЕ О СПОСОБАХ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОСВЕЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ, НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА НАУЧНЫХ ПРИНЦИПАХ И ПОДХО­ДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ.

К ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ ПРИНЦИПАМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ ОТНОСЯТСЯ:

1.ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА, КОТОРЫЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В РАЗВИ-^ ТИИ, В СООТВЕТСТВИИ С КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ;

2.ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ, КОТОРЫЙ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОПОРУ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ НА ОБЪЕКТИВ­НЫЕ ФАКТЫ, РАССМОТРЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ВО ВСЕЙ ЕГО МНОГОГРАННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ;

3.ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА ПРЕДПОЛАГАЕТ РАССМОТРЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ С УЧЕ­ТОМ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ, УЧЕТ СУБЪЕКТИВНОГО МОМЕНТА В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИЙ, ПРАВИТЕЛЬСТВ, ЛИЧНОСТЕЙ;

4.ПРИНЦИП АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТ СТЕПЕНЬ ВЕРОЯТНОСТИ ТОГО ИЛИ ИНОГО СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ОБЪЕКТИВНОГО АНАЛИЗА РЕАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ.

СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИХ ПРИНЦИПОВ ОБЕСПЕЧИВАЕТ НАУЧНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ В ИЗУЧЕНИИ ПРОШЛОГО.

В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ ОТСУТСТВУЕТ УНИТАРНАЯ (ЕДИНАЯ) ПЛАТФОРМА, ОНА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ РАЗНООБРАЗИЕМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ, СЛОЖИВШИХСЯ В РЕЗУЛЬ­ТАТЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СКЛАДЫВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫМИ И РАСПРОСТРАНЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОД­ХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ: ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ, СУБЪЕКТИВИЗМ, ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ, ЭВОЛЮЦИОНИЗМ, МАРКСИЗМ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД.

ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕЛИГИОЗНОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ, ОСНО­ВАННОЕ НА ПРИЗНАНИИ ВЫСШЕГО РАЗУМА (БОГА ТВОРЦА) И СОЗДАННОГО ИМ БОЖЕСТВЕННОГО МИ­РОПОРЯДКА. СОГЛАСНО ЭТОМУ ПОДХОДУ, БОГ-ТВОРЕЦ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ МИРОБЫТИЯ, ПЕРВООСНО­ВОЙ ВСЕГО СУЩЕГО И ПЕРВОПРИЧИНОЙ ВСЕХ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ. БОГ СОЗДАЛ МИРОЗДАНИЕ И ЧЕЛО­ВЕКА, ПРИДАЛ СВОЙ СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ ЕГО ИСТОРИЧЕСКОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ.

ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИЛИ БОГОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД ИМЕЕТ ДВА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ:

1. РЕЛИГИОЗНО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ (ХРИСТИАНСКАЯ, ИСЛАМСКАЯ, БУДДИСТСКАЯ И ДР.);

2. РЕЛИГИОЗНО-НАДКОНФЕССИОНАЛЪНЫЕ СИНКРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИИ (УЧЕНИЕ Е.П. БЛА-ВАТСКОЙ, УЧЕНИЕ Н. И Е. РЕРИХОВ, УЧЕНИЕ Д. АНДРЕЕВА И ДР.).

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД, ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПО СВОЕЙ СУТИ, ПОЛУЧА­ЕТ ВСЕ БОЛЕЕ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ, ЧТО ПОЗВОЛИЛО ПРЕЗИДЕНТУ РАН АКАДЕМИКУ Ю. ОСИПОВУ ЗАЯВИТЬ О ПОСТЕПЕННОМ СБЛИЖЕНИИ НАУКИ И РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

СУБЪЕКТИВИЗМ - МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ИГНОРИРУЮЩЕЕ ОБЪЕКТИВНЫЙ ПОД­ХОД К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ОТРИЦАЮЩЕЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА. ИСТОРИ­ЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СУБЪЕКТИВИЗМ РАССМАТРИВАЕТ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОЯВЛЕНИЯ МИРОВОГО ДУХА, АБ­СОЛЮТИЗИРУЕТ АКТИВНУЮ РОЛЬ СУБЪЕКТА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СУБЪЕКТИВИЗМА БЫЛИ ФИЛОСОФЫ Д. БЕРКЛИ (1685 - 1753), И.Г. ФИХТЕ (1762- 1814), Д. ЮМ (1711 - 1776).

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ АБСОЛЮТИЗИРУЕТ РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ТАК, ФРАНЦУЗСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ Ш.Л. МОНТЕСКЬЕ (1689 -1755) - ОСНОВОПОЛОЖНИК ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В СОЦИОЛОГИИ, СЧИТАЛ, ЧТО КЛИМАТ, ПОЧВА И СОСТОЯНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ДУХ НАРОДА И ХАРАКТЕР ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИ­ТИЯ. РУССКИЙ ГЕОГРАФ, СОЦИОЛОГ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ Л.И. МЕЧНИКОВ (1838 - 1888) ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИДАВАЛ ГИДРОСФЕРЕ И ПЫТАЛСЯ ОБЪЯСНИТЬ НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ОБЩЕСТВЕН­НОГО РАЗВИТИЯ ИЗМЕНЕНИЕМ ЗНАЧЕНИЯ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ПРЕЖДЕ ВСЕ­ГО ВОДНЫХ РЕСУРСОВ И ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ. В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ ОН ВЫДЕЛЯЛ ТРИ ПЕРИОДА В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ: 1) РЕЧНОЙ - СО ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ В ДОЛИ­НАХ НИЛА, ТИГРА И ЕВФРАТА, ИНДА И ГАНГА, ХУАНХЕ И ЯНЦЗЫ; 2) СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ - ОТ ОСНОВАНИЯ КАРФАГЕНА; 3) ОКЕАНИЧЕСКИЙ - ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ АМЕРИКИ.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ОФОРМИЛСЯ ВОIIПОЛОВИНЕXIXВ. В ТРУДАХ Э. ТАЙЛОРА, А. БАСТИАНА, Л. МОРГАНА. СОГЛАСНО ИХ ВЗГЛЯДАМ, СУЩЕСТВУЕТ КУЛЬТУР­НОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ОБЩИЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУР ВСЕХ НАРОДОВ ОТ ПРОСТЫХ ФОРМ К СЛОЖНЫМ, ОТ НИЗШИХ К ВЫСШИМ; РАЗЛИЧИЕ В КУЛЬТУРЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ - СЛЕДСТВИЕ РАЗНЫХ СТУПЕНЕЙ ИХ ЭВОЛЮЦИИ. ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА - СО­ВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХИКИ.

МАРКСИЗМ КАК ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОФОРМИЛСЯ В СЕРЕДИНЕ -IIПОЛОВИНЕXIXВ. ЕГО ОСНОВОПОЛОЖНИКАМИ БЫЛИ НЕМЕЦКИЕ МЫСЛИТЕЛИ К. МАРКС (1818 - 1883) И Ф. ЭН­ГЕЛЬС (1820 - 1895). ОНИ ОБОСНОВАЛИ ДОКТРИНУ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА, СОГЛАСНО КО­ТОРОЙ В ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НАХОДЯТСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ВСЯ МИ­РОВАЯ ИСТОРИЯ - ЭТО БОРЬБА КЛАССОВ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И ПОЛИТИЧЕСКУЮ ВЛАСТЬ. КЛАССОВАЯ БОРЬБА - ДВИГАТЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СХЕМЕ МАРКСИЗМА ЗАНИМАЮТ ТАК НА­ЗЫВАЕМЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ - СТУПЕНИ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБ­ЩЕСТВА, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ СПОСОБОМ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ, КОТО­РЫЕ ОБУСЛОВЛИВАЮТСЯ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ. МАРКСИСТЫ ВЫДЕЛИЛИ ПЯТЬ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ (ПЕРВОБЫТНООБЩИННУЮ, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКУЮ, ФЕОДАЛЬНУЮ, КАПИТАЛИСТИЧЕСКУЮ, КОММУНИСТИЧЕСКУЮ), КОТОРЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО СМЕНЯЮТ ДРУГ ДРУГА. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОСНОВАН НА ИДЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА, ИДЕЕ ЛИНЕ­АРНОГО, ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, ВОСХОДЯЩЕГО НА ВСЕ БОЛЕЕ НО­ВЫЕ И БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ УРОВНИ РАЗВИТИЯ. ОН ДЕКЛАРИРУЕТ ЕДИНСТВО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ЗАДАННОСТЬ ЕГО КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБЩЕСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ.

ЭТОТ ПОДХОД АБСОЛЮТИЗИРОВАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИГНОРИРОВАЛ ДУХОВ­НУЮ, МЕНТАЛЬНУЮ СПЕЦИФИКУ В ИСТОРИИ НАРОДОВ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД. ЗАЧАТКИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА ПОЯВИЛИСЬ ЕЩЕ ВОIIПОЛ.XVIIIВ. (ВОЛЬТЕР), ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ДАЛ НЕМЕЦКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ КОНЦАXVIIIВ. И.Г. ГЕРДЕР. ОН СЧИТАЛ, ЧТО РАЗВИТИЕ ЕСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, РАСКРЫТИЕ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ ОТ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ, ПОЭТОМУ НЕТ ЕДИНОЙ ЦИ­ВИЛИЗАЦИИ, А СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО НЕПОВТОРИМЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

В IПОЛОВИНЕXXВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОФОРМИЛСЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ. ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ ПРИНЯТО СЧИТАТЬ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА (1880 - 1936), НЕМ. ФИЛОСОФА-КУЛЬТУРОЛОГА. В ФУНДАМЕНТАЛЬНОМ ТРУДЕ «ЗАКАТ ЕВРОПЫ» (1922 Г.) ОН ПРЕДСТАВЛЯЛ ИСТО­РИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК ПАНОРАМУ ЗАМКНУТЫХ И НЕ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ДРУГ С ДРУГОМ «КУЛЬ­ТУР». КУЛЬТУРЫ СУЩЕСТВУЮТ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ И ПРОХОДЯТ ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ: ЮНОСТЬ, РАСЦВЕТ, УПАДОК. О. ШПЕНГЛЕР ВЫДЕЛИЛ 8 КУЛЬТУР: ЕГИПЕТСКУЮ, МАЙЯНСКУЮ, ГРЕКО-РИМСКУЮ, ВИЗАНТИЙСКУЮ, АРАБСКУЮ, ИНДИЙСКУЮ, ВАВИЛОНСКУЮ, КИТАЙСКУЮ, ЗАПАДНОЕВРО­ПЕЙСКУЮ.

ДРУГИМ КРУПНЫМ ТЕОРЕТИКОМ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА БЫЛ АНГЛИЙСКИЙ ИСТОРИК И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ АРНОЛЬД ТОЙНБИ (1889 - 1975). ОСНОВНОЙ ТРУД «ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ» (В 12 ТОМАХ) ОН НАЧАЛ ИЗДАВАТЬ В /922 Г. В ЦЕНТРЕ ЕГО УЧЕНИЯ - ЛОКАЛЬНЫЕ ЦИВИ­ЛИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ НЕ ОХВАТЫВАЛИ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И БЫЛИ ОГРАНИЧЕНЫ ВО ВРЕМЕНИ И ПРО­СТРАНСТВЕ. СОГЛАСНО КЛАССИФИКАЦИИ ТОЙНБИ, В ИСТОРИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ СУЩЕСТВОВАЛА 21 ЛОКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ИЗ ЧИСЛА КОТОРЫХ К СЕРЕДИНЕXXВ. НАСЧИТЫВАЛОСЬ 5 «ЖИВЫХ», В ТОМ ЧИСЛЕ ХРИСТИАНСКАЯ И ИСЛАМСКАЯ.

В ОТЛИЧИЕ ОТ ШПЕНГЛЕРА, КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТРИЦАВШЕГО ЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬ ИС­ТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ТОЙНБИ ДОПУСКАЛ НЕКОТОРУЮ СТЕПЕНЬ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ РАЗНЫХ ЦИВИ­ЛИЗАЦИЙ, СЧИТАЛ, ЧТО ЛОКАЛЬНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ МОЗАИЧНЫЕ СОСТАВЛЯЮ­ЩИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ПАНОРАМЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ У ТОЙНБИ СВЯЗАНО С МЕХАНИЗМОМ «ВЫЗОВА» И «ОТВЕТА». «ВЫЗОВЫ» ОБУСЛОВЛЕНЫ КАК ПРИРОДНЫМИ, ТАК И СОЦИАЛЬНЫМИ ФАКТОРАМИ. «ОТВЕТ» ЖЕ ВОЗ­МОЖЕН ПРИ НАЛИЧИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ ИЛИ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ, СПОСОБНЫХ К ВОСПРИЯТИЮ «ВЫЗОВА», НАПРИМЕР, И. ХРИСТОС ИЛИ МУХАММЕД. ЕСЛИ «ОТВЕТЫ» НА «ВЫЗОВЫ» СТАНОВЯТСЯ НЕУДАЧНЫМИ И НЕАДЕКВАТНЫМИ, ТО ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВХОДИТ В СТАДИЮ НАДЛОМА, А ЗАТЕМ НАСТУПАЕТ РАСПАД. НО ОН НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕИЗБЕЖНЫМ. СПАСЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ УЧЕНЫЙ ВИДЕЛ НА ПУТИ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ.

В РОССИИ У ИСТОКОВ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА СТОЯЛ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ ДАНИ­ЛЕВСКИЙ (1822 - 1885), ФИЛОСОФ, ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ И СОЦИОЛОГ. ОСНОВНОЙ ТРУД «РОССИЯ И ЕВРОПА» БЫЛ ИЗДАН В 1869 Г.

ЦЕНТРАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЕЙ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДАНИЛЕВСКОГО ЯВЛЯЮТСЯ «КУЛЬ­ТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ» КАК ЗАМКНУТЫЕ СВЕРХГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБЩНО­СТИ ИЛИ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ОНИ ПРИЗВАНЫ РЕАЛИЗОВАТЬ СЕБЯ В ОДНОЙ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ОБЛАСТЕЙ ЖИЗ-НЕТВОРЧЕСТВА: РЕЛИГИЯ, КУЛЬТУРА, ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ МОЖЕТ РЕАЛИЗОВАТЬСЯ И ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ. ТАКОЕ БУДУЩЕЕ ОН ПРЕДСКАЗЫВАЛ СЛАВЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ: ОЛЕГ, ИГОРЬ,ОЛЬГА, СВЯТОСЛАВ.

У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА БЫЛ ДЛИТЕЛЬНЫМ – С VI ПО IX ВЕК.

ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА:

1) ПЕРЕХОД ОТ РОДОВОЙ К СО­СЕД­СКОЙ ОБЩИНЕ;

2) РАЗВИТИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ИМУЩЕ­СТВЕННОГО НЕРАВЕНСТВА;

3) УСИЛЕНИЕ ВЛАСТИ КНЯЗЯ, РОСТ ВОЕННОЙ ДРУЖИННОЙ ЗНАТИ. ВОЕННАЯ ДОБЫЧА КОНЦЕН­ТРИРУЕТСЯ В РУКАХ КНЯЗЕЙ И ЗНАТИ;

4) РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ С ИСПОЛЬЗО­ВАНИЕМ ЖЕЛЕЗНЫХ ОРУ­ДИЙ ТРУДА;

5) РОСТ ГОРОДОВ, ОТДЕЛЕНИЕ РЕМЕСЛА ОТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ.

В РЕЗУЛЬТАТЕ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К IXВ. ВОЗНИКАЕТ ГОСУДАР­СТВО –ОСОБАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ОБЩЕСТВА, РАСПО­ЛАГАЮЩАЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ АППАРАТОМ ПРИНУЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ; СПОСОБ РЕГУЛИРО­ВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ СЛОЯМИ, КЛАССАМИ И Т.Д. ГОСУДАРСТВО ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ЛЮДИ ОЩУЩАЮТ В НЁМ НАСТОЯ­ТЕЛЬНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ. САМ ТЕРМИН «ГОСУДАРСТВО» (КАК И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЁМ) ПОЯВ­ЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО В XVI В. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО СУЩЕСТВО­ВАЛО НЕ В СОВРЕМЕННОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА: НЕ БЫЛО ЕДИНОГО ПРАВОВОГО, ЭКОНОМИЧЕС­КОГО И КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА. ЗАТО БЫЛА ОСНОВА ГОСУ­ДАРСТВА – ГРУППА ЛЮ­ДЕЙ, ПРЕТЕНДОВАВШИХ НА МОНОПОЛЬНОЕ ПРАВО ИЗДА­ВАТЬ ЗАКОНЫ, И МОНОПОЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ, ЕСЛИ ЭТИ ЗАКОНЫ НАРУ­ШАЮТСЯ (КНЯЗЬ, ДРУЖИННАЯ ЗНАТЬ И ВЕЧЕ).

ПРИЗНАКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА:

1) НАЛИЧИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ;

2) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ;

3) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ НА ОПРЕДЕЛЁННОЙ ТЕРРИТОРИИ И РАСПРОСТРАНЯЛАСЬ НА ВСЁ НАСЕЛЕНИЕ ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ;

4) ЕДИНАЯ СИС­ТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, СБОРОВ НАЛОГОВ И ЗАКО­НОВ.

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКОНОМЕРНЫМ ИТОГОМ РАЗ­ЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ И ЗАРОЖДЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА–ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИ­ЧЕСКОГО СТРОЯ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕ­ЖИТ ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗАВИ­СИМЫХ КРЕ­СТЬЯН ФЕОДАЛАМИ.

ПРИЗНАКИ ФЕОДАЛЬНОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА:

1) НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО– ПРИ НЁМ ПРОДУКТЫ ТРУДА ПРОИЗВОДЯТСЯ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ САМИМИ ПРОИЗВОДИ­ТЕЛЯМИ, А НЕ ДЛЯ ПРО­ДАЖИ;

2) ЗАВИСИ­МОСТЬ КРЕСТЬЯНИНА ОТ ФЕОДАЛА;

3) ПРИМИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОРУДИЙ ТРУДА;

4) СОЧЕТАНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И КРЕСТЬЯНСКОГО ЗЕМЛЕ­ПОЛЬ­ЗОВАНИЯ – ЗЕМЛЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ФЕОДАЛАМ, КРЕСТЬЯНЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЮ ОТДАЮТ ЧАСТЬ ПРОИЗВОДИМОГО УРОЖАЯ ФЕОДАЛУ В ВИДЕ РЕНТЫ –ДОХОДА, НЕ ТРЕБУЮЩЕГО ОТ ЕГО ПОЛУЧА­ТЕЛЯ ЗАТРАТ СОБСТВЕННОГО ТРУДА.

ВИДЫ РЕНТЫ: -ОТ­РАБОТОЧ­НАЯ, Т. Е.БАР­ЩИНА;

-ОБРОКПРО­ДУКТОВЫЙ (НАТУРАЛЬНЫЙ);ОБРОКДЕНЕЖНЫЙ.

ДАНЬ-НА­ЛОГ НАЗЫ­ВАЛСЯ ПОЛ Ю ДЬЕ(ОТ СЛОВ «ХОДИТЬ ПО ЛЮДЯМ», Т. Е. ЗАВИСИ­МОМУ НАСЕЛЕНИЮ). ПО­ЛЮДЬЕ СОБИРАЛОСЬ ПУТЁМОБЪЕЗДАКНЯЗЕМ И ДРУЖИНОЙ ПОДВЛАСТНЫХ ЗЕМЕЛЬ С НОЯБРЯ ПО АПРЕЛЬ. ПОЛЮДЬЕ ТАКЖЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛО ВЛАСТНЫЕ ФУНКЦИИ КНЯЗЯ: ОН ОБЩАЛСЯ С НАСЕЛЕНИЕМ, «НАПОМИНАЛ» О СВОЁМ РУКОВО­ДСТВЕ, ВЕРШИЛ СУД.

ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ:

1) ВÓТЧИНА(ОТ СЛОВА «ÓТЧИНА») – НАСЛЕДСТВЕННАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ВÓТЧИННИКА, ЕЁ МОЖНО БЫЛО ПРОДАТЬ, КУПИТЬ, ЗАВЕЩАТЬ. ВЛАДЕЛЬЦАМИ ВОТЧИН БЫЛИ КНЯЗЬЯ, БОЯРЕ, ЦЕРКОВЬ;

2) ПОМЕСТЬЕ– УСЛОВНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ, ДАВАЛОСЬ КНЯЗЕМ МЕЛКОМУ ФЕОДАЛУ ЗА СЛУЖБУ, СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ НЕ ОБЛАДАЛИ ПРАВАМИ ВОТЧИННИКОВ.

РАНЕЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ ПРЕОБЛАДАЛО МНЕНИЕ, ЧТО ДРЕВНЯЯ РУСЬ ЯВЛЯЛАСЬ РАННЕФЕОДАЛЬНЫМГОСУДАРСТВОМ. НЫНЕ ИСТОРИКИ СЧИТАЮТ, ЧТО ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ РУСИ БЫЛМНОГО­УКЛАД­НЫМ, СОЧЕТАЮЩИМ ПРИЗНАКИ ПАТРИАРХАЛЬНОГО, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО И РАН­НЕФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВ.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ:

-КНЯЗЬ(«КНЕЗ» – ДРЕВ­НЕГЕРМАНСКИЙ ТЕРМИН – ГЛАВА РОДА, СТАРЕЙ­ШИНА) – ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, ВОЕН­НЫЙ ПРЕДВОДИТЕЛЬ, ВЕРХОВНЫЙ СУДЬЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬ. КНЯЗЬ ОБЪЕЗ­ЖАЛ ПОДВЛАСТ­НЫЕ ТЕР­РИ­ТОРИИ, ВЕР­ШИЛ СУД, НАЛАГАЛ ШТРАФЫ. СУД ВЕР­ШИЛСЯ ПОЗАКОНУ РУССКОМУ– УСТНОМУ СВОДУ ЗАКОНОВ, УПОМИНАЕМОМУ В ДОГОВОРАХ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ. КНЯЖЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ ВЫПОЛНЯЛО ФУНКЦИИУПРАВЛЕНИЯИПРИНУЖДЕНИЯ:

-БОЯРСКАЯ ДУМА– СОВЕТ ПРИ КНЯЗЕ;

-ВОЕВОДА – НАЧАЛЬНИК ДРУЖИНЫ.ДРУЖИНА– (ОТ СЛОВА «ДРУГ») – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОЙСКО, ВООРУЖЁННАЯ СИЛА, ПРЕДАННАЯ ЛИЧНО КНЯЗЮ. ДРУЖИНА НАСЧИТЫВАЛА 500-800 ВОИНОВ, ДЕЛИ­ЛАСЬ НАСТАР­ШУЮ, УЧАСТВОВАВШУЮ В УПРАВЛЕНИИ КНЯЖЕСТВОМ («КНЯЖИЕ МУЖИ», ДРУЖИННАЯ ЗНАТЬ, БОЯРЕ) И «МОЛОДШУЮ» («ОТРОКИ», «ГРИ́ДИ»);

-ТЫ́СЯЦ­КИЙ– ГЛАВА ВО­ЕННОГО ОПОЛЧЕ­НИЯ («ТЫСЯЧИ»).ОПОЛЧЕНИЕ– БОЕСПОСОБНАЯ ЧАСТЬ ГРАЖДАНСКОГО МУЖСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩАЯ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ В СЛУЧАЕ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ;

-ТИÝНЫ (ТИВÝНЫ), ОГНИЩАНЕ («ОГНИЩЕ»–ДОМ, ОЧАГ),ДВОРСКИЕ, КЛЮЧНИКИ – УПРАВИТЕЛИ КНЯЖЕСКИМ ИЛИ БОЯРСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ (ДВОРОМ);

-МЕЧНИКИ – СУДЕБНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ;

-ДАН­НИКИ– СБОР­ЩИКИ ДАНИ;

-ВИРНИКИ– СУ­ДЕБНЫЕ ЧИНОВНИКИ, СБОРЩИКИ ШТРА­ФОВ (ШТРАФ –ВИ́РА);

-МЫТНИКИ– СБОРЩИКИ ТОРГОВЫХ ПОШЛИН.

УПРАВЛЕНИЕ НА МЕСТАХ ОСУЩЕСТВЛЯЛИ КНЯЖЕСКИЕ НАМЕСТНИКИВ ГОРОДАХ ИВОЛОСТÉЛИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (В ВОЛОСТЯХ).

ЗАВИСИМЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ:

-СМÉРДЫ – КРЕСТЬЯНЕ-ОБЩИННИКИ. ДЕЛИЛИСЬ НА СВОБОДНЫХ И ЛИЧНО ЗАВИСИМЫХ. ЗАВИСИМЫЕ СМЕРДЫ НАЗВАЛИСЬ ПО-РАЗНОМУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИЧИНЫ ПОПАДАНИЯ В КАБАЛУ:ЗÁКУПЫ, РЯДОВИЧИ, ОТПУЩЕННИКИ, ХОЛОПЫ.

-ЗÁКУПЫ– СМЕРДЫ, ОТРАБАТЫВАЮЩИЕ ФЕОДАЛУ ВЗЯТЫЙ У НЕГО ДОЛГ (КÝПУ);

-РЯ­ДÓВИЧИ– ЗАВИСИМЫЕ ЛЮДИ, ЗАКЛЮЧИВШИЙ ДОГОВОР (РЯД) С ФЕОДАЛОМ И ВЫПОЛ­НЯВШИЕ РАЗЛИЧНЫЕ СЛУЖБЫ В ЕГО ХОЗЯЙСТВЕ;

-НАЙМИТЫ – ЗАВИСИМЫЕ ЛЮДИ, НАНЯВШИЕСЯ НА РАБОТУ ЗА ПЛАТУ;

-ПОЛОНЯННИКИ– ПЛЕННИКИ, ОТРАБАТЫВАЮЩИЕ СВОЙ ВЫКУП НА СВОБОДУ;

-ОТПУЩЕННИКИ–ОТПУЩЕННЫЕ НА ВОЛЮ РАБЫ-ВОЕННОПЛЕННЫЕ;

-ИЗГОИ– ЛЮДИ, УТРАТИВШИЕ СВЯЗЬ С ОБЩИНОЙ (ВОЗМОЖНО, ИЗГНАННЫЕ);

-ПРОЩЕННИКИ – ПРЕСТУПНИКИ (ВОРЫ, ДОЛЖНИКИ), КОТОРЫХ ЦЕРКОВЬ ВЫКУПАЛА ИЗ ТЮРЕМ И ДОЛГОВЫХ ЯМ, ЗАПЛАТИВ ЗА НИХ ШТРАФ. ОНИ РАБОТАЛИ НА ЦЕРКОВНЫХ ЗЕМЛЯХ;

-РАБЫ,ЧÉЛЯДЬ(ЕДИН. ЧИСЛО –ЧЕЛЯ­ДИН), ИЛИХОЛОПЫ. НА РУСИ СУЩЕСТВОВАЛОПАТРИАРХАЛЬНОЕ (ДОМАШНЕЕ) РАБСТВО. ИСТОЧНИКИ РАБОВ – ПЛЕН ИЛИ ДОЛГИ. РАБОВЛАДЕНИЕ НЕ ПОЛУЧИЛО У СЛАВЯН ШИРОКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ, ТАК КАК КЛИМАТ НЕ ПОЗВОЛЯЛ СО­БИРАТЬ БОЛЬ­ШИЕ УРОЖАИ И ПРОКОР­МИТЬ РАБОВ БЫЛО ТРУДНО. НЕ БЫЛО НЕОБ­ХОДИМОСТИ СТРОИТЬ ОРОСИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ДРУГИЕ ГИГАНТСКИЕ СООРУЖЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ЮЖНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ХОЛОПЫ БЫЛИ БЕСПРАВНЫ. ХОЛОПА, УДАРИВШЕГО СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБИ­ЖЕННЫЙ ИМЕЛ ПРАВО УБИТЬ. ЗА УБИЙСТВО ХОЛОПА ГОСПОДИН НЕ ОТВЕЧАЛ ПЕРЕД СУДОМ, А ПОДВЕР­ГАЛСЯ ЛИШЬ ЦЕРКОВНОМУ ПОКАЯНИЮ. СУЩЕСТВОВАЛИ ДВА ВИДА ХОЛОПСТВА:ОБЕЛЬНОЕ (ПОЛНОЕ) ИНЕПОЛНОЕ.

ПРЕВРАЩЕНИЕ БЫВШИХ СВОБОДНЫХ ОБЩИННИКОВ В ЗАВИСИМОЕ КРЕСТЬЯНСТВО ПРОИСХОДИЛО В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАХВАТА ОБ­ЩИННЫХ ЗЕМЕЛЬ ФЕОДАЛАМИ, ПРИЧЁМ НЕ ВСЕГДА ЭТОТ ПРОЦЕСС НОСИЛ НАСИЛЬСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР, КРЕСТЬЯНЕ МОГЛИ ДОБРОВОЛЬНО ПЕРЕХОДИТЬ ПОД ВЛАСТЬ ФЕОДАЛА, КОТОРЫЙ ВЗАМЕН ДОЛЖЕН БЫЛ ИХ ЗАЩИЩАТЬ ОТ НАПАДЕНИЙ.

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ. ТЯЖЁЛОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ВЫЗЫ­ВАЛО НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ. В СУЗДАЛЕ В 1024 Г., А ТАКЖЕ В РОСТОВЕ И БЕЛООЗЕРЕ В 1071 Г., ВОССТАНИЯ ВОЗГЛАВИЛИ ЯЗЫЧЕСКИЕ ЖРЕЦЫ –ВОЛХВ Ы. ПРИЧИНОЙ ВОССТАНИЙ, ПО ЛЕТОПИСИ, БЫЛ ГОЛОД («И БЫСТЬ ГЛАД В ГРАДЕ СУЖДАЛЕ»). В 1068 Г. КРУПНОЕ ВОССТАНИЕ ВСПЫХНУЛО В КИЕВЕ.

ГОРОДА. ВVII–VIIIВВ. РЕМЕСЛО ОТ­ДЕ­ЛИ­ЛОСЬ ОТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ. РЕМЕСЛЕННИКИ ЖИЛИ В УКРЕПЛЁННЫХ ПОСЕЛЕНИЯХ –ГОРОДИ́ЩАХ, ВЫРАСТАВШИХ В ГОРОДА. ГОРОДА СТРОИЛИ ПРИ СЛИЯНИИ РЕК, НА МЕСТЕ ПЛЕ­МЕННЫХ ЦЕН­ТРОВ, НА ТОРГОВЫХ ПУТЯХ. ЦЕНТР ГОРОДА –КРЕМЛЬ(ДЕТИНЕЦ) БЫЛ ОКРУЖЁН КРЕПО­СТНОЙ СТЕНОЙ И ВАЛОМ. К ЦЕНТРУ ПРИМЫ­КАЛИПОСАДЫ ИСЛÓБОДЫ– ПОСЕЛЕ­НИЯ РЕМЕСЛЕННИКОВ. В ЛЕ­ТОПИСЯХ УПО­МИНАЮТСЯ 224 РУССКИХ ГО­РОДА, АРХЕОЛОГАМИ ЗАФИКСИРОВАНО 425 ГОРОДИЩIX–XIIВВ., ИЗ НИХ 42 КРУПНЫХ. ИНОСТРАНЦЫ НАЗЫВАЛИ РУСЬГАРДАРИКОЙ– СТРАНОЙ ГОРОДОВ.

ФУНК­ЦИИ ГОРОДА: ОБОРОНИТЕЛЬ­НЫЙ, ТОРГОВЫЙ, РЕМЕСЛЕННЫЙ ЦЕН­ТР, А ТАКЖЕ АДМИНИ­СТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР – РЕЗИДЕН­ЦИЯ КНЯЗЯ.

СУЩЕСТВОВАЛИ ДВА ЦЕНТРА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУ­ДАРСТ­ВЕННОСТИ: ЮЖНЫЙ НА ДНЕПРЕ (КИЕВ), И СЕВЕ­РО-ЗАПАДНЫЙ (ЛАДОГА И НОВГОРОД). ЛЕГЕНДАРНЫЕ БРАТЬЯ КИЙ, ЩЕК, ХОРИВ И СЕСТ­РА ИХ –ЛЫБЕДЬ СЧИТА­ЮТСЯ ОСНОВАТЕЛЯМИ КИЕВА (V–VI ВВ.). ПО ПОДСЧЁТАМ ДЕМОГРАФОВ, КXIВ. НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАР­СТВА ПЛОЩАДЬЮ 1,1 МЛН. КВ. КМ. ПРОЖИВАЛО ДО 10 МЛН. ЧЕЛОВЕК (ПО МНЕНИЮ Б. У. УРЛАНИСА – 4,5 МЛН. ЧЕЛОВЕК).

УСЛОВНО НАЧАЛО РУССКОЙ ГОСУДАРСТ­ВЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ 860 Г., КОГДА ПОСЛЕ ПЕРВОГО ПОХОДА РУСОВ НА Г. КОНСТАНТИНОПОЛЬ ВИЗАН­ТИЯ ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАЛА В ДОГОВОРЕ ВОСТОЧНО-СЛАВЯНСКОЕ ГОСУДАРСТВО.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, К IX В. СЛОЖИЛОСЬ ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА СПО­СОБСТВО­ВАЛО ИНТЕГРАЦИИ ПЛЕМЁН, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬ­НОСТИ, ЗАЩИТЕ ОТ ВНЕШНЕЙ УГРОЗЫ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕРУССКИХ КНЯЗЕЙ. НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ.

-ЮЖНОЕ – ОТНОШЕНИЯ С ВИЗАНТИЕЙ;

-ВОСТОЧНОЕ – ОТНОШЕНИЯ С ХАЗАРИЕЙ И КОЧЕВНИКАМИ-ПЕЧЕНЕГАМИ;

-ЗАПАДНОЕ – ОТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ;

-СЕВЕРНОЕ – ОТНОШЕНИЯ С ВАРЯГАМИ СКАНДИНАВИИ.

РЮРИК. ПО­СЛЕ СМЕРТИ В 860 Г. СТАРЕЙШИНЫГОСТОМЫСЛАКНЯЗЕМ НОВГОРОД­СКИМ 17 ЛЕТ ЯВЛЯЛСЯ КÓНУНГРЮРИК(862879ГГ.). ОН ПОСТРОИЛ РЕЗИДЕНЦИЮ – ГОРОД-ЗАМОКЛÁ­ДОГУИ, ВОЗМОЖНО, ОСНОВАЛ Г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД (ПО-СКАНДИНАВСКИ ХОЛЬМГАРД). ВНУК ГОСТОМЫСЛАВАДИМ ХРАБРЫЙ ВОССТАЛ ПРОТИВ РЮРИКА, НО БЫЛ УБИТ В 864 Г. БРАТЬЯ СИНЕУС И ТРУВОР УМЕРЛИ СПУСТЯ ДВА ГОДА ПОСЛЕ ПРИЕЗДА НА РУСЬ.

ОЛЕГ (879–912 ГГ.) ПОСЛЕ СМЕРТИ РЮРИКА 33 ГОДА КНЯЖИЛ ЕГО РОДСТВЕННИК (ИЛИ ВОЕВОДА) ВАРЯГОЛЕГ (ХЕЛЬГ, † 912). ОЛЕГ СОВЕРШИЛ НЕСКОЛЬКО ПОБЕДОНОСНЫХ ВОЕННЫХ ПОХОДОВ. ВОЙНА ДАВАЛА БОГАТСТВО И СЛАВУ КНЯЗЮ И ДРУЖИНЕ, А ТАКЖЕ ТРОФЕИ – ОРУЖИЕ, СКОТ И РАБОВ (ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ РУССКОГО ЭКСПОРТА ТОГО ВРЕМЕНИ). В 882 Г. ОЛЕГ ОБМАНОМ ЗАХВАТИЛ КИЕВ, УБИВ КНЯЗЕЙ АСКОЛЬДА И ДИРА. ОН СКАЗАЛ О КИЕВЕ: «ДА БУДЕТ ЭТО МАТЬ ГОРО­ДАМ РУССКИМ». ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОЛЕГ СОЗДАЛ ЕДИНОЕ ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО, ОБЪЕДИНИВ НОВГОРОДСКО-ВАРЯЖСКУЮ РУСЬ С ПОЛЯНСКИМ КИЕВОМ. ОКРУЖЕНИЕ ОЛЕГА, СУДЯ ПО ИМЕНАМ, СОСТОЯЛО ИЗ ВАРЯГОВ: ИНЕГЕЛЬД, ФАРЛОФ, КАРЛЫ, ВЕРЕМУД, РУДАВ И ДР.

В НАЧАЛЕ Х В. В ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ВХОДИЛИ СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕ­МЕН­НЫЕ СОЮЗЫ: СЛОВЕНЕ, КРИВИЧИ, ПОЛЯНЕ, СЕВЕ­РЯНЕ, РАДИМИЧИ, ДРЕВ­ЛЯНЕ, ВЯ­ТИЧИ, БЕЛЫЕ ХОРВАТЫ, ДУЛЕБЫ, ТИВЕРЦЫ, А ТАКЖЕ ФИ́ННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНАМЕРЯ, ВЕСЬИЧУДЬ. ОЛЕГ СОВЕРШИЛ ЕДИНСТВЕННЫЙ В РУССКОЙ ИСТОРИИ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПОБЕДОНОСНЫЙ ПОХОД НА ВИЗАН­ТИЮ В 907 Г. ГРЕКИ ЗАМК­НУЛИ ЦЕПЬЮ БУХТУ ЗОЛОТОЙ РОГ – ГАВАНЬ КОНСТАН­ТИНОПОЛЯ (ЦАРЬГРАДА). СОГЛАСНО ЛЕТОПИСИ, РУСИЧИ ПОСТАВИЛИ ЛАДЬИ НА КОЛЁСА, ПОДНЯЛИ ПАРУСА И ПОДКАТИЛИ КОРАБЛИ К КРЕПОСТНЫМ СТЕНАМ. ИМПЕРАТОР ВИЗАНТИИЛЕВ VIУПЛАТИЛ ДАНЬ И ЗАКЛЮЧИЛ С ОЛЕГОМ ТОРГОВЫЙ ДОГОВОР (ПЕРВЫЙ ПАМЯТНИК РУССКОЙ ПИСЬМЕН­НОСТИ). ТЕКСТ ДОГОВОРА СОХРА­НИЛСЯ В ПВЛ. РУССКИЕ КУПЦЫ ПОЛУЧИЛИ ПРАВО ТОРГОВАТЬ БЕСПОШЛИННО В КОНСТАНТИНОПОЛЕ. ИМПЕРИЯ ОБЯЗА­ЛАСЬ СОДЕР­ЖАТЬ ИХ ЗА СЧЁТ КАЗНЫ. В 911 Г. УСЛОВИЯ ДОГОВОРА БЫЛИ ДО­ПОЛНЕНЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ СТОРОН ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ ПРИ КОРАБЛЕКРУШЕ­НИЯХ, ВЫДАВАТЬ БЕГЛЫХ. ДОПУСКАЛАСЬ ВОЗ­МОЖНОСТЬ НАЙМА РУССКИХ ВОИНОВ НА СЛУЖБУ В ВИЗАНТИЮ. В ЗНАК ЗАКЛЮЧЕНИЯ МИРА ОЛЕГ ПОВЕСИЛ СВОЙ ЩИТ НА ВОРОТАХ КОНСТАНТИНОПОЛЯ.

ОЛЕГ, ПРОЗВАННЫЙ «ВЕ­ЩИМ», ПО ЛЕГЕНДЕ, ПОГИБ ОТ УКУСА ЗМЕИ, ВЫПОЛЗШЕЙ ИЗ ЧЕРЕПА ЕГО УМЕРШЕГО КОНЯ.

ИГОРЬ (912–945 ГГ.). ИГОРЬ († 945), ПО МНЕНИЮ ИСТОРИКОВ, ЯВЛЯЛСЯ СЫНОМ РЮРИКА. В ЛЕТОПИСЯХ ЕГО НАЗЫВАЮТСТАРЫМ(ТО ЕСТЬ СТАРЕЙШИМ, ПЕРВЫМ ИЗ КНЯЗЕЙ С ТАКИМ ИМЕНЕМ). В 941 И 944 ГГ. ОН СОВЕРШИЛ ДВА ПО­ХОДА НА ВИЗАНТИЮ. ВОЙНЫ ТОГО ВРЕМЕНИ ОТЛИЧАЛИСЬ ЖЕСТОКОСТЬЮ. ПО СЛОВАМ ВИЗАНТИЙСКОГО ЛЕТОПИСЦА, В 941 Г. «МНОГО ЗЛОДЕЯНИЙ СОВЕРШИЛИ РОСЫ: ПРЕДАЛИ ОГНЮ ПОБЕРЕЖЬЕ, А ИЗ ПЛЕННЫХ ОДНИХ РАСПИНАЛИ НА КРЕСТЕ, ДРУГИХ ВКОЛАЧИВАЛИ В ЗЕМЛЮ, ТРЕТЬИХ СТАВИЛИ МИШЕНЯМИ И РАССТРЕЛИВАЛИ ИЗ ЛУКОВ. ПЛЕННЫМ ЖЕ ИЗ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО СОСЛОВИЯ ОНИ СВЯЗАЛИ ЗА СПИНОЙ РУКИ И ВГОНЯЛИ ИМ В ГОЛОВЫ ЖЕЛЕЗНЫЕ ГВОЗДИ. НЕМАЛО ОНИ СОЖГЛИ И СВЯТЫХ ХРАМОВ». В ПЕРВОМ ПОХОДЕ РУССКИЙ ФЛОТ БЫЛ СОЖЖЁН ВИЗАН­ТИЙЦАМИ С ПОМОЩЬЮ «ГРЕЧЕСКОГО ОГНЯ» (ГОРЮЧЕЙ СМЕСИ ИЗ СМОЛЫ, НЕФТИ И СЕРЫ). ПОСЛЕ ВТОРОГО ПОХОДА ПО НОВОМУ ДОГОВОРУ ВИЗАНТИЙЦЫ ЗАПЛАТИЛИ КОНТРИБУЦИЮ, НО БЕСПОШЛИННАЯ ТОРГОВЛЯ БЫЛА ОТМЕНЕНА.

ДРЕВЛЯНЕ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ УЧАСТИЯ В ПОХОДЕ. ИГОРЬ РЕШИЛ НАКАЗАТЬ ИХ СБОРОМ БОЛЬШОЙ ДАНИ. (РАЗМЕР ДАНИ ЕЩЁ НЕ БЫЛ ФИКСИРОВАННЫМ). КНЯЗЮ ПОКАЗАЛАСЬ НЕДОСТАТОЧНОЙ СОБРАННАЯ ДАНЬ, И ОН, ПРОЯВИВ ЖАДНОСТЬ, ВЕРНУЛСЯ ДЛЯ ЕЁ ПО­ВТОРНОГО СБОРА. ВОЗМУЩЁННЫЕ ДРЕВ­ЛЯНЕ НА ВЕЧЕ РЕШИЛИ: «КОГДА ПОВА­ДИТСЯ ВОЛК К ОВЦАМ, ТО ПЕРЕТАСКАЕТ ВСЁ СТАДО, ЕСЛИ НЕ УБИТЬ ЕГО». В 945 Г. ДРЕВЛЯНЕ ВО ГЛАВЕ С ПРАВИТЕЛЕММÁЛОМ(† 946) УБИЛИ ИГОРЯ ИЗУВЕР­СКИМ РИТУАЛЬНЫМ СПО­СОБОМ: ПРИВЯЗАЛИ КНЯЗЯ К ВЕРХУШКАМ СОГНУТЫХ К ЗЕМЛЕ ДЕРЕВЬ­ЕВ. СТВОЛЫ, РАСПРЯМИВШИСЬ, РАЗОРВАЛИ ИГОРЯ НАДВОЕ.

ОЛЬГА (945–957 ГГ.). В ПЕРИОД МАЛОЛЕТ­СТВАСВЯ­ТОСЛАВА– СЫНА ИГОРЯ И ОЛЬГИ – РУСЬЮ ПРАВИЛА ВДОВА ИГОРЯ КНЯГИНЯОЛЬГА(† 969). ПО ЛЕГЕНДЕ ОНА БЫЛА РОДОМ ИЗ ПСКОВА. ОЛЬГА, БУДУЧИ ВДОВОЙ ПОГИБШЕГО КНЯЗЯ, ВЫСТУПИЛА ГЛАВНОЙ НОСИТЕЛЬНИЦЕЙ ВЛАСТИ И ГАРАНТОМ СОХРАНЕНИЯ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА. В 946 Г. КНЯГИНЯ ЖЕСТОКО ОТОМ­СТИЛА ДРЕВ­ЛЯНАМ. ОНА УНИЧТОЖИЛА ДВЕ ДЕЛЕГАЦИИ ДРЕВЛЯН­СКИХ ПОСЛОВ (ОДНУ ЗАКОПАЛА В ЗЕМЛЮ, ВТОРУЮ СОЖГЛА В БАНЕ). ЗАТЕМ ОЛЬГА С ВОЕВОДАМИ-ВАРЯГАМИСВЕНЕЛЬДОМИАСМУДОМСОВЕРШИЛА КАРА­ТЕЛЬНЫЙ ПОХОД В ДРЕВЛЯНСКУЮ ЗЕМЛЮ. ЛЕТОПИСЬ РАССКА­ЗЫВАЕТ, ЧТО БОЙ РИТУАЛЬНО НАЧАЛ ТРЁХЛЕТНИЙ СЫН ОЛЬГИ СВЯТОСЛАВ, МЕТНУВ КОПЬЁ В СТОРОНУ ВРАГА. ДРЕВЛЯНЕ БЫЛИ РАЗБИТЫ И УКРЫЛИСЬ В Г.ИС­КÓРОСТЕНЬ. ОЛЬГА СОЖГЛА ИС­КÓРОСТЕНЬ ПРИ ПОМОЩИ ПТИЦ, ПОПРОСИВ «ОТ ДВОРА ПО ТРИ ГОЛУБЯ И ПО ТРИ ВОРОБЬЯ». «ОЛЬГА ПОВЕЛЕЛА К КАЖДОМУ ГОЛУБЮ И ВОРОБЬЮ ПРИВЯЗЫВАТЬ ТРУТ». ОЛЬГА УС­ТАНОВИЛА «УРОКИ» (ФИКСИРОВАННЫЙ РАЗ­МЕР ДАНИ) И «ПОГОСТЫ» (МЕСТА СБОРА ДАНИ). ПОГОСТ – ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ И МЕСТО ТОРГА, «ГОСТЬ» – КУПЕЦ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДАНЬ-ПОЛЮДЬЕ СТАЛА ФИКСИРОВАН­НЫМ НАЛОГОМ. ОНА СОБИРАЛАСЬ ТЕПЕРЬ НЕ ПУТЁМОБЪЕЗДА,А ПУТЁМПОВОЗА –САМОСТОЯТЕЛЬ­НОГО ПРИВОЗА ДАННИ­КАМИ НА ПОГОСТЫ.

В 954–955 ГГ. «АРХОНТИССА» (КНЯГИНЯ) ОЛЬГА ПОСЕТИЛА КОНСТАНТИНОПОЛЬ. ОЛЬГА-ЯЗЫЧНИЦА («АЗ ПОГАНА ЕСМЬ»– ТАК ОНА ОБРАТИЛАСЬ К ИМПЕРАТОРУКОНСТАНТИНУ БАГРЯНОРОДНОМУ) ПРИНЯЛА КРЕЩЕНИЕ В СОФИЙСКОМ СОБОРЕ ПОД ИМЕНЕМ ЕЛЕНА. КРЁСТНЫМ ОТЦОМ КНЯГИНИ СТАЛ ИМПЕРАТОР, КРЕСТИЛ ЕЁ ПАТРИАРХ. СТАВ ПЕРВОЙ ХРИСТИАН­КОЙ СВОЕГО ГОСУ­ДАРСТВА, ОЛЬГА НА РУСИ ХРИСТИАНСТВО НЕ ВВЕЛА. ЕЁ СЫН СВЯТОСЛАВ ОТКАЗАЛСЯ ОТ КРЕЩЕНИЯ, ЗАЯВИВ: «КАК ЖЕ Я СМОГУ ИНУЮ ВЕРУ ПРИНЯТЬ? А ДРУЖИНА МОЯ СЕМУ СМЕЯТЬСЯ НАЧНЁТ!». ВОЗМОЖНО, ОЛЬГА НАМЕРЕВАЛАСЬ СОЗДАТЬ ЦЕРКОВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ НА РУСИ ПОД ПАТРОНАЖЕМ ПАПЫ РИМСКОГО. В 959 Г. КНЯГИНЯ ПОСЛАЛА ГЕРМАНСКОМУ КОРОЛЮ ОТТОНУ I ПРОСЬБУ ПРИСЛАТЬ НА РУСЬ ЕПИСКОПА ДЛЯ ПРОПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА. В 961 Г. В КИЕВ ПРИБЫЛ МОНАХ ИЗ Г. ТРИРАДАЛЬБЕРТ(910–981), НО ПО ПРИЧИНЕ ВРАЖДЕБНОГО ОТНОШЕНИЯ К ХРИСТИАНСТВУ СВЯТОСЛАВА И ЕГО ОКРУЖЕНИЯ БЫЛ ВЫНУЖДЕН БЕЖАТЬ, А НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЕГО СПУТНИКОВ БЫЛИ УБИТЫ.

СВЯТОСЛАВ (945–972 ГГ.). СВЯТОСЛАВ (942/943–972) СТАЛ ПОЛНОВЛАСТНЫМ КНЯЗЕМ В 957 Г. В ИСТОРИЮ ОН ВОШЁЛ НЕ СТОЛЬКО КАК ПРАВИТЕЛЬ СВОЕЙ ЗЕМЛИ, СКОЛЬКО КАК ЗАВОЕВАТЕЛЬ ЧУЖОЙ. В ТЕЧЕНИЕ ВОСЬМИ ЛЕТ С 964 Г. ДО СВОЕЙ ГИБЕЛИ В 972 Г. СВЯТОСЛАВ СОВЕРШИЛ МНОЖЕСТВО ВОЕННЫХ ПОХОДОВ. ПО СЛОВАМ ЛЕТОПИСЦА, КНЯЗЬ «ЛЕГКО ХОДИЛ В ПОХОДАХ, КАК ПАРДУС (ГЕПАРД), И МНОГО ВОЕВАЛ. В ПОХОДАХ ЖЕ… НЕ ИМЕЛ ОН ШАТРА, НО СПАЛ С СЕДЛОМ В ГОЛОВАХ... И ПОСЫЛАЛ В ИНЫЕ ЗЕМЛИ СО СЛОВАМИ: «ХОЧУ НА ВАС ИТТИ» («ИДУ НА ВЫ»). ЕГО ВНЕШНОСТЬ ОПИСАЛ ВИЗАНТИЙСКИЙ ИСТОРИК: БРИТАЯ ГОЛОВА С ПРЯДЬЮ ВОЛОС, ЗОЛОТАЯ СЕРЬГА С КРУПНЫМ РУБИНОМ, МРАЧНЫЙ ВЗГЛЯД, СКРОМНАЯ, НО ЧИСТАЯ ОДЕЖДА, ВЫСОКОЕ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА. СВЯТОСЛАВ БЫЛ РЕДКИМ ГОСТЕМ В КИЕВЕ. КИЕВЛЯНЕ ЕГО УПРЕКАЛИ: «ТЫ, КНЯЖЕ, ЧУЖИЕ ЗЕМЛИ ИЩЕШЬ, А СВОЕЙ ПРЕНЕБРЕГАЕШЬ».

В 964–966 ГГ. СВЯТОСЛАВ СОВЕРШИЛ «ВОЛЖСКИЙ ПОХОД», ПРИСОЕДИНИЛ ЗЕМЛИ ВЯ­ТИЧЕЙ (966 Г.) И РАЗГРОМИЛ ВОЛЖСКУЮ БУЛГАРИЮ. ЗАТЕМ ОН ФАКТИЧЕСКИ УНИЧТОЖИЛ ХА­ЗАРСКИЙ КАГАНАТ, ВЗЯВ Г. ИТИЛЬВ ДЕЛЬТЕ ВОЛГИ, Г.ТМУТОРОКÁНЬ(ТМУТАРАКАНЬ, БЫВШАЯ ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ ТАМАТАРХА) В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ И КРЕПОСТЬСАРКЕЛ (БЕЛАЯ ВÉЖА) НА Р. ДОН.

ВИЗАНТИЙСКИЙ УЗУРПАТОР, ИМПЕРАТОР НИКИ­ФОР II ФÓКА(912–969) ПОДАРИЛ СВЯТОСЛАВУ 455 КИЛОГРАММОВ ЗОЛОТА И ПРЕД­ЛОЖИЛ ЕМУ ПОКОРИТЬ МЯТЕЖНУЮ ДУНАЙСКУЮ БОЛГАРИЮ. В 967 Г. 60-ТЫСЯЧНОЕ ВОЙСКО СВЯТОС­ЛАВА НАНЕСЛО ПОРАЖЕНИЕ БОЛГАРСКОМУ ЦАРЮПЕТРУИ ЗА­ХВАТИЛО СЕВЕРНУЮ БОЛГАРИЮ. ПОТРЯСЁННЫЙ ПОРАЖЕНИЕМ ПЁТР ВСКОРЕ УМЕР ОТ ЭПИЛЕПТИЧЕСКОГО ПРИПАДКА. СВЯТОСЛАВ ПЕРЕНЁС В Г.ПЕРЕЯСЛАВЕЦНА ДУНАЕ СВОЮ РЕЗИДЕНЦИЮ И ЗАЯВИЛ: «НЕ ЛЮБО МНЕ СИ­ДЕТЬ В КИЕВЕ, ХОЧУ ЖИТЬ В ПЕРЕЯСЛАВЦЕ НА ДУНАЕ – ТАМ СЕРЕДИНА ЗЕМЛИ МО­ЕЙ, ТУДА СТЕКАЮТСЯ ВСЕ БЛАГА: ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ ЗЕМЛИ – ЗОЛОТО, ПАВОЛОКИ (ДРА­ГОЦЕННЫЕ ТКАНИ), ВИНА, РАЗЛИЧНЫЕ ПЛОДЫ, ИЗ ЧЕХИИ И ИЗ ВЕНГРИИ – СЕРЕБРО И КОНИ, ИЗ РУСИ ЖЕ – МЕХ И ВОСК, МЁД И РАБЫ». БОЛГАРЫ ВОССТАЛИ ПРОТИВ СВЯТОСЛАВА И ЗАКЛЮЧИЛИ С НИКИ­ФОРОМ II ФÓКОЙ СОЮЗ. СВЯТОСЛАВ ПОТОПИЛ В КРОВИ СОПРОТИВЛЕНИЕ БОЛГАР, ПОСАДИВ НА КОЛ МНОГИХ ЖИТЕЛЕЙ Г. ФИЛИППОПОЛЯ (ПЛОВДИВА). СУПРУГА НИКИФОРА ФОКИ КОВАРНАЯ КРАСАВИЦАФЕОФАНОСОВЕРШИЛА ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ И УБИЛА МУЖА, ПРИВЕДЯ В ЕГО ОПОЧИВАЛЬНЮ СВОЕГО ЛЮБОВНИКАИОАННА ЦИМИСХИ́Я. (НА НАДГРОБИИ НИКИФОРА ФОКИ ВЫСЕЧЕНЫ СЛОВА: «ТЫ ПОКОРИЛ ВСЁ, КРОМЕ ЖЕНЩИНЫ»). НОВЫЙ ИМПЕ­РАТОР ИОАННIЦИ­МИСХИЙ НАНЁС ПОРАЖЕНИЕ РУСИЧАМ. ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ ПОД Г. АР­КАДИÓПОЛЕМ В 970 Г. СВЯТОСЛАВ БЫЛ ОСАЖДЁН В КРЕПОСТИДОРОСТОЛ (СИЛИСТРА).ПЕРЕД БИТВОЙ ОН ОБРАТИЛСЯ К ДРУЖИНЕ: «НЕ ПО­СРА­МИМ ЗЕМЛИ РУССКОЙ, НО ЛЯЖЕМ КОСТЬМИ, ИБО МЁРТВЫЕ СРАМУ НЕ ИМУТ! ЕСЛИ ЖЕ ПОБЕЖИМ, БУДЕТ НАМ СРАМ». В 971Г. ОН ЗАКЛЮЧИЛ МИР И ПОКИНУЛ БОЛГАРИЮ. В 972Г., УЗНАВ ОТ ВИЗАНТИЙЦЕВ (ИЛИ ОТ БОЛГАР) О ВОЗВРАЩЕНИИ КНЯЗЯ «С МАЛОЙ ДРУЖИНОЙ», ПЕЧЕНЕГИ УСТ­РОИЛИ ЗАСАДУ НА ДНЕПРОВСКИХ ПОРОГАХ И УБИЛИ СВЯТОСЛАВА. ПЕЧЕНЕЖСКИЙ ХАНКУРЯИЗГОТОВИЛ ИЗ ЕГО ЧЕРЕПА ЧАШУ, ОКОВАННУЮ ЗОЛОТОМ. СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ВОИН­СКАЯ ДОБ­ЛЕСТЬ ВЛА­ДЕЛЬЦА ЧЕРЕПА ПЕРЕЙДЁТ К ТОМУ, КТО ПЬЁТ ИЗ ТАКОЙ ЧАШИ.


ПРИЧИНЫ РАЗДРОБЛЕННОСТИ.

1. МЕЖДУКНЯЖЕСКИЕ УСО­БИЦЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭГОИЗМ КНЯЗЕЙ – КАЖДЫЙ ДУМАЛ ЛИШЬ О СОБСТВЕННОЙ ВЫГОДЕ.

2. ГОСПОДСТВО НАТУРАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА. РУСЬ ПРЕДСТАВ­ЛЯЛА СО­БОЙ РЫХЛОЕ ПОЛУПАТРИАРХАЛЬНОЕ, РАННЕФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО СО СЛАБЫМИ ВНУТРЕН­НИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ПОЛИТИЧЕ­СКИМИ СВЯЗЯМИ.

3. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ, УСИЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОЩИ И СЕПАРАТИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЕЙ И МЕСТНЫХ БОЯР.

4. УВЕЛИЧЕНИЕ И УСИЛЕНИЕ ГОРОДОВ – НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ. К СЕР. XIIIВВ. СУЩЕСТВОВАЛО 437 ГОРОДОВ. НА СИЛЬНЫЕ ГОРОДА (СУЗДАЛЬ, СМОЛЕНСК, РЯЗАНЬ И ДР.) ОПИРА­ЛИСЬ УДЕЛЬНЫЕ КНЯЗЬЯ И МЕСТНЫЕ БОЯРЕ.

5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК КИЕВА ИЗ-ЗА СМЕЩЕНИЯ ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ И НАБЕГОВ ПОЛОВЦЕВ.

6. ОСЛАБЛЕНИЕ ВНЕШНИХ УГРОЗ ПОСЛЕ ПО­БЕД МОНОМАХА НАД ПОЛОВЦАМИ.

ЗНАЧЕНИЕ РАЗДРОБЛЕННОСТИ.

ПО­ЛОЖИТЕЛЬ­НЫЕ СТОРОНЫ РАЗДРОБЛЕННОСТИ:

-РОСТ ГОРО­ДОВ (КАЖДЫЙ КНЯЗЬ БЛАГОУСТРАИВАЛ СВОЮ СТОЛИЦУ);

-РАЗВИТИЕ РЕМЁСЕЛ, СТРОИТЕЛЬНОГО ДЕЛА, ТОР­ГОВЛИ;

-РАЗВИТИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ РАЗДРОБЛЕННОСТИ:

-РАЗОРЕНИЕ РУСИ В ХОДЕ КНЯЖЕСКИХ УСОБИЦ;

-СНИЖЕНИЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ РУСИ. ЭТО ТРАГИЧЕСКИ СКАЗАЛОСЬ В ПЕРИОД НАШЕСТВИЯ ЧИНГИСХАНА И БАТЫЯ.

В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ РАСПАД РУСИ ПОНИМАЛСЯ КАК НЕСЧАСТЬЕ.

В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ ОСОБЕННО ВЫ­ДЕЛИ­ЛИСЬ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬ­СКОЕ КНЯЖЕСТВО, НОВГОРОДСКАЯ РЕС­ПУБЛИКА И ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЗЕМЛЯ.

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО (ЗАЛЕССКИЙ КРАЙ). КНЯЖЕСТВО РАСПОЛАГАЛОСЬ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ РУСИ, В ТАК НАЗЫВАЕМОМ «РУС­СКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ», ОБРАЗОВАННОМ Р. ВОЛГОЙ И ОКОЙ.

ПРИЧИНЫ УСИЛЕНИЯ КНЯЖЕСТВА. 1. ПЛОДО­РОД­НЫЕ ЧЕРНОЗЕМОВИДНЫЕ ЗЕМЛИ СУЗДАЛЬСКОГО ОПОЛЬЯ (ОПÓЛЬЕ – МЕСТНОСТЬ, ГДЕ ОКАНЧИВАЛИСЬ ЛЕСА И НАЧИНА­ЛИСЬ ПОЛЯ, «ОПУШКА ВЕЛИКОГО ЛЕСА»), ОБИЛИЕ РЕК И ОЗЁР СОЗДАЛИ ОТЛИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКО­ТОВОДСТВА.

2. МЕСТОРОЖДЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД СПОСОБСТ­ВОВАЛИ РАЗВИТИЮ РЕ­МЕСЛА.

3. ВАЖНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПУТИ (ВОЛГА, ОКА, КЛЯЗЬМА, МОСКВА И ДР.).

4. НАРЯДУ СО СТАРЫМИ ГОРОДАМИ (РОСТОВ, СУЗДАЛЬ) ПРОИСХОДИТ РОСТ НОВЫХ ГОРОДОВ: ВЛАДИМИР-НА-КЛЯЗЬМЕ, МОСКВА, КОСТРОМА, ПЕРЕЯСЛАВЛЬ-ЗА­ЛЕС­СКИЙ, ТВЕРЬ, НИЖНИЙ НОВГОРОД И ДР.

5. ЗАЩИЩЁННОСТЬ ГУСТЫМИ ЛЕСАМИ ОТ ВРАЖЕС­КИХ НАБЕГОВ. ЭТО ПРИВЛЕКАЛО СЮДА ЖИ­ТЕЛЕЙ ИЗ ЮЖНЫХ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. В ЛЕТО­ПИСИ ЗАФИКСИРОВАН КОМИЧЕСКИЙ ЭПИЗОД, КОГДА В XIIIВ. ПОД МОСКВОЙ ВОЙСКА ДВУХ ВРАЖДЕБНЫХ КНЯЗЕЙ НЕ НАШЛИ ДРУГ ДРУГА, «МИНУСТАСЯ (РАЗМИНУВШИСЬ) В ЛЕСЕХ», И БИТВА НЕ СОСТОЯЛАСЬ. КРАЙ ЭТОТ ЧАСТО НАЗЫВАЛСЯ «ЗАЛЕССКИМ».

СТОЛИЦЕЙ КНЯЖЕСТВА БЫЛ СНАЧАЛА РОС­ТОВ, ЗАТЕМ – СУЗДАЛЬ (ПОЭТОМУ КНЯЖЕ­СТВО НАЗЫВАЛОСЬ РОС­ТОВО-СУЗ­ДАЛЬСКИМ).

ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ (1125 1157 ГГ.) РОСТОВО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ ОТДЕЛИЛАСЬ ОТ КИЕВА В 1125 Г. ПРИ ШЕСТОМ СЫНЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА ЮРИИ ДОЛГОРУ­КОМ (1090-Е–1157). ПОСЛЕ ОТРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ НОВГОРОДЦЕВ В 1135 Г. В БИТВЕ ПРИ ЖДАНОЙ ГОРЕ ЮРИЙ С ЦЕЛЬЮ ЗАЩИТЫ СВОИХ ЗЕМЕЛЬ ПОСТРОИЛ КРЕПОСТИ ПО ВЕРХНЕЙ ВОЛГЕ: ТВЕРЬ, КОСТРОМУ, УГЛИЧ, ДУБНУ, МОЛÓГУ, А ТАКЖЕ ПЕРЕЯСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ, ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ И ДР. В 1147 Г. ВПЕРВЫЕ УПО­МИНАЕТСЯ В ЛЕТОПИСИ Г. МОСКВА КАК МЕ­СТО ВСТРЕЧИ ЮРИЯ С ТРОЮРОДНЫМ БРАТОМ СВЯТОСЛАВОМ ОЛЬГОВИЧЕМ: «ПРИИДИ КО МНЕ, БРАТЕ, В МОСКОВ». ПО МНЕНИЮ АРХЕОЛОГОВ, МОСКВА СУЩЕСТВОВАЛА УЖЕ В Х В.

ПРОЗВИЩЕ «ДОЛГАЯ РУКА» КНЯЗЬ ПОЛУЧИЛ ЛИШЬ В XV В. ЗА СТРЕМЛЕНИЕ РАСШИРИТЬ СВОИ ВЛАДЕНИЯ. ЕГО МЕЧТОЙ БЫЛО КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, САМОЕ РАЗВИТОЕ НА РУСИ. В КИЕВСКОМ КНЯЖЕСТВЕ БЫЛО БОЛЕЕ 80 ГОРОДОВ, А В СУЗДАЛЬСКОМ – ТОЛЬКО 14. В 1149 И 1151 ГГ. ЮРИЙ ДВАЖДЫ ЗАХВАТЫВАЛ КИЕВ, НО, НЕ ИМЕЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОПОРЫ, БЫЛ ВЫНУЖДЕН ОСТАВЛЯТЬ ЕГО. В 1155 Г. ОН В ТРЕТИЙ РАЗ ЗАХВАТИЛ КИЕВ. КИЕВЛЯНЕ НЕНАВИДЕЛИ ЮРИЯ, ГОВОРИЛИ, ЧТО С НИМ «НЕ УЖИТИ». ЮРИЙ УМЕР В 1157 Г. ПОСЛЕ ПИРА У «ОСМЯННИКА» (СБОРЩИКА ПОДАТЕЙ) ПЕТРИЛЫ. ВЕРСИЯ ОБ ЕГО ОТРАВЛЕНИИ НЕ ДОКАЗАНА. СМЕРТЬ ЮРИЯ ВЫЗВАЛА ВОССТАНИЕ КИЕВЛЯН ПРОТИВ ЕГО СУЗДАЛЬСКИХ ПРИБЛИЖЁННЫХ. «ИЗБИВА­ХУТЬ СУЖДАЛЦИ ПО ГОРОДАМ И СЁЛАМ», СООБЩИЛ ЛЕТОПИСЕЦ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.075 с.)