Восточные славяне в древности: происхождение, расселение, основные занятия, верования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточные славяне в древности: происхождение, расселение, основные занятия, верования.



ПРОБЛЕМА СЛАВЯНСКОГО ЭТНОГЕНЕЗА. ВОПРОС О ВРЕМЕНИ ПОЯВЛЕНИЯ СЛАВЯН В ЕВ­РОПЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДИСКУССИОННЫМ. УЧЁНЫЕ-ЛИНГВИСТЫ СЧИТАЮТ, ЧТО 2–1,5 ТЫС. ЛЕТ ДО Н.Э. ПРАСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК ВЫДЕЛИЛСЯ ИЗ ИНДОЕВРОПЕЙСКОГО. В ИНДО­ЕВРОПЕЙСКУЮ ГРУППУ НАРОДОВ ВХОДЯТ ТАКЖЕ АНГЛИЧАНЕ, ГЕРМАНЦЫ, СКИФЫ, БАЛТЫ, ФРАНЦУЗЫ, ГРЕКИ, ИРАНЦЫ, АРМЯНЕ И ДР. ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ОБЩНОСТИ НАХОДИТСЯ В МАЛОЙ АЗИИ (СОВРЕМЕННАЯ ТУРЦИЯ). ОТТУДА ПРЕДКИ СОВРЕМЕННЫХ ЕВРОПЕЙЦЕВ, В ТОМ ЧИСЛЕ И СЛАВЯН, ПЕРЕСЕЛИЛИСЬ В ЕВРОПУ В III-II ТЫС. ДО Н. Э.

РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ:

1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ – КОРЕННОЕ (АВТОХТОННОЕ) НАСЕЛЕНИЕ ВОС­ТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. ОНИ ПРОИСХОДЯТ ОТ СОЗДА­ТЕЛЕЙ ЗАРУБИНÉЦКОЙ И ЧЕРНЯХОВСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР. ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА БЫЛА РАЗРУШЕНА В ХОДЕ ВЕЛИ­КОГО ПЕРЕСЕ­ЛЕНИЯ НАРОДОВ III–VII ВВ., КОГДА ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НА ЗАПАД МИГРИРОВАЛИ КОЧЕВЫЕ ПЛЕМЕНА ГОТОВ, ГУННОВ.

2. ПРАРОДИНА СЛАВЯН – МЕЖДУРЕЧЬЕ Р. ВИСЛЫ И ОДРЫ. ВО II ТЫС. ДО Н.Э. ПРАСЛАВЯНЕ ЗАСЕЛИЛИ БЕРЕГА Р. ВИСЛЫ. ЗАТЕМ ОНИ ДВИНУЛИСЬ НА ДНЕСТР, ДНЕПР, ОКУ, ВЕРХНЮЮ ВОЛГУ. ЭТА ТОЧКА ЗРЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРНА.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЕТВИ СЛАВЯНСТВА – ВОСТОЧНАЯ, ЗАПАДНАЯ И ЮЖНАЯ – ВОЗНИКЛИ В VI–VII ВВ. ГОТСКИЙ УЧЁНЫЙ VIВ. ИОРДАН ПОДРАЗДЕЛЯЛ СЛАВЯН НА ТРИ ГРУППЫ – ВЕНЕДОВ, АНТОВ И СКЛАВИНОВ. ИОРДАН ПИСАЛ, ЧТО ВЕНЕДЫ – «МНОГОЧИСЛЕННОЕ ПЛЕМЯ», ПРОЖИВАВ­ШЕЕ «ОТ ИСТОКОВ ВИСТУЛЫ (АНТИЧНОЕ НАЗВАНИЕ Р. ВИСЛЫ)... ОНИ НАЗЫВА­ЮТСЯ СКЛАВИНАМИ И АНТАМИ».

АРХЕОЛОГИ ВЫДЕЛИЛИ 3 АРЕАЛА РАССЕЛЕНИЯ ПРОТОСЛАВЯН (ПРАСЛАВЯН):

-ПОЛЬША И Р. ПРИ­ПЯТЬ – СКЛАВИНЫ;

-Р. ДНЕСТР И Р. ДНЕПР – АНТЫ;

-ПОМОРЬЕ И НИЗОВЬЯ Р. ВИСЛЫ – ВЕНЕДЫ.

К IX В. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ ЗАНИМАЛИ ТЕРРИТОРИЮ ОТ ОНЕЖСКОГО И ЛА­ДОЖСКОГО ОЗЁР НА СЕВЕРЕ ДО УСТЬЕВ РЕК ПРУТ, ДНЕСТР НА ЮГЕ, ОТ КАРПАТ НА ЗАПАДЕ ДО Р. ОКА И ВОЛГА НА ВОСТОКЕ. ЗДЕСЬ БЫЛИ РАССЕ­ЛЕНЫ ПОЛТОРА ДЕСЯТКА ПЛЕМЕННЫХ СОЮЗОВ. ЛЕТОПИСЕЦ НЕ­СТОР НАЗЫВАЕТ ИХ ПЛЕМЕННЫМИ КНЯЖЕНИЯМИ. ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ ОБРАЗОВЫ­ВАЛИСЬ ПУТЁМ ОБЪЕДИНЕНИЯ МЕЛКИХ ПЛЕМЁН ВОКРУГ СИЛЬ­НОГО ПЛЕ­МЕНИ. ПЛЕМЕНА СОСТОЯЛИ ИЗ РОДОВ.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ПЛЕМЕННЫХ СОЮЗОВ:

-ПОЛЯНЕ – СРЕДНЕЕ ТЕЧЕНИЕ Р. ДНЕПР (ЦЕНТР – КИЕВ);

- ДРЕВ­ЛЯНЕ (ОТ СЛОВА «ДЕРЕВО») И ДРЕГОВИЧИ (ОТ СЛОВА «ДРЯГВА» – БОЛОТО) ПО Р. ПРИПЯТЬ (ЦЕНТР – Г. ИСКОРОСТЕНЬ);

- РАДИМИЧИ – ВЕРХОВЬЯ Р. ДНЕПР И Р. ДЕСНА;

- СЕВЕРЯНЕ – ПО Р. ДЕСНА, СУЛА, СЕЙМ (ЦЕНТР – Г. ЧЕРНИГОВ И Г. НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ);

- ВОЛЫНЯНЕ, ДУЛЕБЫ, БУЖАНЕ – Р. ЗАПАДНЫЙ БУГ;

- КРИВИЧИ – ВЕРХОВЬЯ Р. ЗАПАДНАЯ ДВИНА, ДНЕПРА (ЦЕНТР – Г. СМОЛЕНСК);

- ПОЛОЧАНЕ – В СРЕДНЕМ ТЕЧЕНИИ Р. ЗАПАДНАЯ ДВИНА И ПО ЕЁ ПРИТОКУ – Р. ПОЛОТА (ЦЕНТР – Г. ПОЛОЦК);

- ИЛЬ­МЕНСКИЕ СЛОВЕНЕ – НА ОЗ. ИЛЬМЕНЬ И Р. ВОЛХОВ (ЦЕНТР – НОВГОРОД);

- ВЯТИЧИ – ПО Р. ОКА, МОСКВА;

- УЛИЧИ – В МЕЖ­ДУРЕЧЬЕ Р. ЮЖ­НЫЙ БУГ И Р. ДНЕСТР, НА ЧЁРНОМ МОРЕ;

- ТИВЕРЦЫ – МЕЖДУ Р. ДНЕСТР И Р. ПРУТ, УСТЬЕ ДУНАЯ;

- БЕЛЫЕ ХОРВАТЫ – В КАРПА­ТСКИХ ГОРАХ.

ВНАЧАЛЕ ИСТОРИКИ НЕ ДОВЕРЯЛИ СХЕМЕ РАССЕЛЕНИЯ ПЛЕМЁН НЕСТОРА, НО АРХЕОЛОГИ ПОДТВЕРДИЛИ ЕЁ ПО ЖЕНСКИМ УКРАШЕНИЯМ – ВИСОЧНЫМ КОЛЬЦАМ. ИХ РАЗНОВИДНО­СТИ СОВПАДАЮТ С АРЕАЛОМ РАССЕЛЕНИЯ ПЛЕМЁН.

СУЩЕСТВУЕТ РЯД ТОЧЕК ЗРЕНИЯ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «РУСЬ»:

1. РУСЬ – ПЛЕМЕНА, НАСЕЛЯВШИЕ БЕРЕГА Р. РОСЬ И РОССАВЫ У КИЕВА.

2. РУСЬ – НА ДРЕВНЕСКАНДИНАВСКОМ ЯЗЫКЕ – ГРЕБЦЫ, ДРУЖИНА РЮРИКА.

3. РУСЬ – ОТ ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОГО ГО­РОДА РÝСА (СТАРАЯ РУССА).

4. РУСЬ – ОТ ГОТСКОГО СЛОВА РОСОМАН – РУСЫЙ, СВЕТЛЫЙ ЧЕЛОВЕК.

СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН:

-НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ СОСЕДЯМИ СЛАВЯН ЯВЛЯЛИСЬ СКАНДИНАВЫ – ВАРЯГИ (ВИКИНГИ, ИЛИ НОРМАННЫ – «СЕВЕРНЫЕ ЛЮДИ») – ПРЕДКИ СОВРЕМЕННЫХ ШВЕДОВ, ДАТЧАН И НОРВЕЖЦЕВ. ОТВАЖНЫЕ МОРЕХОДЫ И ВОИНЫ, ОНИ БОРОЗДИЛИ НА ЛАДЬЯХ- ДРАККАРАХ («ДРАКОНЬИХ» КОРАБЛЯХ) МОРЯ ЕВРОПЫ, НАВОДЯ УЖАС НА ЕЁ ЖИТЕЛЕЙ. СКУДОСТЬ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЗАСТАВЛЯЛ МУЖЧИН ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ГРАБИТЕЛЬСКИЕ ПОХОДЫ. СЛОВО «ВИКИНГ» (ОТ VIK – «БУХТА») ОЗНАЧАЛО УЧАСТНИКА ТАКИХ ПОХОДОВ, ОПРЕДЕЛЯЯ НЕ НАЦИОНАЛЬНУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, А ПРОФЕССИЮ.

-ВДОЛЬ БАЛТИКИ НАХОДИЛИСЬ БАЛТИЙ­СКИЕ ПЛЕМЕНА (ЛИВЫ, ЭСТЫ, ЖМУДЬ, АУКШАЙТЫ, ЯТВЯГИ);

-НА СЕВЕРЕ И СЕВЕРО-ВОСТОКЕ: ФИ́ННО-У́ГРЫ (ВЕСЬ, ЧУДЬ, СУМЬ, ЕМЬ, КОРЕЛА, МЕРЯ, МУРОМÁ, МЕЩЕРА);

-НА ЮГЕ: ПОЛУКОЧЕВЫЕ НАРОДЫ (ПЕЧЕНЕГИ, ХАЗАРЫ) И СКИФЫ.

В IV В. НА ТЕРРИТОРИЮ СЛАВЯН ВТОРГЛИСЬ ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА ГОТОВ ВО ГЛАВЕ С ВОЖДЁМ ГЕРМАНАРИХОМ. ОНИ ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ, НО ПРЕЕМНИК ГЕРМАНАРИХА АМАЛ ВИНИТАР ОБМАНОМ ЗАМАНИЛ К СЕБЕ 70 СЛАВЯНСКИХ СТАРЕЙ­ШИН ВО ГЛАВЕ С БУСОМ (БОЖЕМ) И РАСПЯЛ ИХ. В СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ ОСТАЛИСЬ ГОТСКИЕ СЛОВА «ХЛЕБ», «ПЛУГ», «МЕЧ», «ШЛЕМ».

В IV–VВВ. В ХОДЕ ВЕЛИ­КОГО ПЕ­РЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ ИЗ АЗИИ В ЕВРОПУ ЧЕРЕЗ СЛАВЯНСКИЕ ЗЕМЛИ ПРОШЛИ ТЮРКСКИЕ ПЛЕМЕНА ГУННОВ.

В VIВ. СЛАВЯНЕ ВОЕВАЛИ С ТЮРКСКИМ КОЧЕВЫМ АВАРСКИМ КАГАНАТОМ. АВАРЫ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕГОВОРОВ ВЕРОЛОМНО УБИЛИ СЛАВЯНСКОГО ПОСЛА МЕЗАМИРА. АВАРЫ ПОД­ЧИНИЛИ ПРИКАРПАТСКИХ СЛАВЯН ДУЛЕБОВ. ПВЛ СООБЩАЕТ О ЖЕСТО­КОСТИ АВАРОВ. «ОБРЫ», КАК НАЗЫВАЕТ ИХ ЛЕТОПИСЕЦ, ВПРЯГАЛИ В ТЕ­ЛЕГИ СЛАВЯНСКИХ ЖЕНЩИН И ЗАСТАВЛЯЛИ СЕБЯ ВОЗИТЬ, БЫЛИ ОНИ «ТЕЛОМ ВЕ­ЛИКИ И УМОМ ГОРДЫ», НО «ИСЧЕЗЛИ БЕССЛЕДНО». АВАРСКИЙ КАГАНАТ ВVIIВ. БЫЛ УНИЧТОЖЕН ВИЗАНТИЕЙ.

В VIВ. В ПРИЧЕРНОМОРЬЕ ВОЗНИКЛО ТЮРКСКОЕ БОЛГАРСКОЕ ЦАРСТВО. ЧАСТЬ БОЛГАРВО ГЛАВЕ С ХАНОМ АСПАРУХОМ ОТКОЧЕ­ВАЛИ НА ДУНАЙ, ГДЕ ОСЛАВЯНИЛИСЬ. ДРУГИЕ ОСЕЛИ НА СРЕДНЕЙ ВОЛГЕ И КАМЕ, СОЗДАВ ВОЛЖСКУЮ БОЛГАРИЮ (БУЛГАРИЮ) С ЦЕНТРОМ В Г. БÝЛГАР.

К VIIВ. НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ, В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ И ПРИ­ЧЕР­НОМОРЬЕ ВОЗНИК ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ. ХАЗАРЫ ЗАИМСТ­ВОВАЛИ У ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КРЫМА ИУ­ДАИЗМ И УСТАНО­ВИЛИ ГОСПОДСТВО НАД ВОСТОЧНЫМИ СЛАВЯНАМИ, КОТО­РЫЕ ПЛАТИЛИ ИМ ДАНЬ ДОIX–XВВ.

С VIВ. СЛАВЯНЕ СОВЕРШАЮТ ПОХОДЫ НА ВИЗАНТИЮ – НАСЛЕДНИЦУ ДРЕВНЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ, ЖИТЕЛИ КОТОРОЙ НАЗЫВАЛИ СЕБЯ «РОМЕЯМИ». ИЗ ВИ­ЗАН­ТИЙСКИХ ИС­ТОЧНИКОВ ИЗВЕСТНО О СЛАВЯНАХ И АНТАХ, КОТОРЫЕ, ПО СЛОВАМ МАВРИКИЯ СТРАТЕГА, АВТОРА СОЧИНЕНИЯVIВ. «СТРАТЕГИКОН», «СХОДНЫ ПО СВОЕМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПО СВОИМ НРАВАМ, ПО СВОЕЙ ЛЮБВИ К СВОБОДЕ»; «ИХ НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕЛЬЗЯ СКЛОНИТЬ К РАБСТВУ ИЛИ ПОДЧИНЕ­НИЮ». РОСЫ – «СКИФСКИЙ НАРОД, ЖЕСТОКИЙ И ВАРВАРСКИЙ», «ДИКИЙ И ГРУБЫЙ». ВИЗАНТИЙСКИЙ АВТОР VI В. ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ ПИСАЛ, ЧТО «СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА НЕ УПРАВЛЯЮТСЯ ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ, НО ЖИВУТ В НАРОДОПРАВСТВЕ (ДЕМОКРА­ТИИ), И ПОЭТОМУ У НИХ СЧАСТЬЕ И НЕСЧА­СТЬЕ В ЖИЗНИ СЧИТАЕТСЯ ДЕЛОМ ОБ­ЩИМ, ЖИЗНЬ И УЗАКОНЕНИЯ БЫЛИ ОДИНАКОВЫ». ЖЕНЩИНЫ НАРАВНЕ С МУЖЧИНАМИ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В ВОЕННЫХ ПОХОДАХ И БИТВАХ. ИЗВЕСТНО, ЧТО В 830-Х ГОДАХ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ПРИ ДВОРЕ ИМПЕРАТОРА ФЕОФИЛА ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ ПОСОЛЬСТВО РУСОВ.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ИЗ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА, СЛЕДУЯ ЗАВЕТАМ ПРОРОКА МУХАММЕДА «ИЩИТЕ НАУКУ ХОТЯ БЫ В КИТАЕ», СОВЕРШАЛИ ДАЛЬНИЕ НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ. В ОПИСАНИЯХ АРАБОВ VIII–IX ВВ. УПО­МИНАЮТСЯ ТРИ ПРОТОГОСУДАРСТВА– ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЛЕ­МЕННЫХ СОЮЗОВ РУСОВ – КУЯБА,ИЛИ КУЯВИЯ (СО СТОЛИЦЕЙ В КИЕВЕ), СЛАБА, ИЛИ СЛАВИЯ (С ЦЕНТРОМ В НОВГО­РОДЕ) И АРТАБ (АРСАБ), ИЛИ АРТА­НИЯ. МЕСТОПО­ЛО­ЖЕНИЕ АРТАНИИ НЕИЗВЕСТНО, ВОЗМОЖНО, РЯЗАНЬ, РОСТОВ ВЕЛИКИЙ ИЛИ БЕЛООЗЕРО.

ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН – ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СКОТОВОДСТВО, ОХОТА, РЫ­БОЛОВСТВО И ДР.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ОСНОВНОЕ ЗА­НЯТИЕ. АРХЕОЛОГИ НАХОДЯТ ЗЁРНА РЖИ, ПШЕНИЦЫ, ЛЬНА, ОРУДИЯ ЗЕМЛЕ­ДЕЛИЯ – МОТЫГИ, СЕРПЫ, КОСЫ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ НАКОНЕЧНИКИ СОХ. РОЖЬ У СЛАВЯН НАЗЫВАЛАСЬ «ЖИТО» («ЖИЗНЬ»). В ЮЖНОЙ ЛЕСО­СТЕПНОЙ ПОЛОСЕ ГОСПОДСТВОВАЛА ЗÁЛЕЖНАЯ СИС­ТЕМА ЗЕМЛЕДЕ­ЛИЯ, ИЛИ ПЕРЕЛОГ – ПОСЛЕ СНЯТИЯ НЕСКОЛЬ­КИХ УРОЖАЕВ ЗЕМЛЮ НЕ ЗАСЕВАЛИ ДЛЯ ВОС­СТАНОВЛЕНИЯ ПЛОДО­РОДИЯ. В СЕ­ВЕРНЫХ ЛЕСНЫХ РАЙ­ОНАХ СУЩЕСТВО­ВАЛА ПОДСЕЧНАЯ (ПОДСЕЧНО-ОГНЕВАЯ) СИСТЕМА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, ИЛИ ПОДСЕКА: ДЕРЕВЬЯ РУ­БИЛИ И СЖИГАЛИ, РАСЧИЩАЯ УЧАСТОК ЗЕМЛИ («ЛЯДИНУ»).

СКОТОВОДСТВО. СЛАВЯНЕ ВЫРАЩИВАЛИ КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ, СВИНЕЙ И ЛОШАДЕЙ. СКОТ ВЫСОКО ЦЕНИЛСЯ. В ДРЕВНЕРУС­СКОМ ЯЗЫКЕ СЛОВО «СКОТ» ОЗНА­ЧАЛО ТАКЖЕ ДЕНЬГИ.

БÓРТНИЧЕ­СТВОБОРТЬ» – УЛЕЙ-КОЛОДА) – СБОР МЁДА ДИКИХ ПЧЁЛ.

ТОРГОВЛЯ. МЕХА, МЁД, ВОСК, МОРЖОВУЮ КОСТЬ, А ТАКЖЕ РАБОВ СЛАВЯНЕ ОБМЕНИ­ВАЛИ НА ТКАНИ, ДРАГОЦЕННОСТИ, ВИНА, ОРУЖИЕ. ОС­НОВНЫМ ЯВЛЯЛСЯ ВОДНО-СУХО­ПУТНЫЙ ПУТЬ «ИЗВАРЯГ В ГРЕКИ». ЕГО МАРШРУТ: БАЛТИЙСКОЕ (ВАРЯЖСКОЕ) МОРЕ, Р. НЕВА, ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО, Р. ЗАПАДНАЯ ДВИНА, ВÓЛХОВ, ИЛЬМЕНЬ-ОЗЕРО, Р. ЛОВАТЬ, ДАЛЕЕ СУДА ВÓЛОКОМ ПЕРЕМЕЩАЛИСЬ В Р. ДНЕПР (БОРИСФЕН) И ПО ЧЁРНОМУ МОРЮ ДОСТИГАЛИ ВИЗАНТИИ. ПО Р. ВОЛГЕ (ИТИЛЬ) ПРОЛЕГАЛ ВОЛЖСКИЙ ТОРГО­ВЫЙ ПУТЬ В СТРАНЫ ВОСТОКА – ХАЗАРИЮ, ВОЛЖСКУЮ БУЛГАРИЮ, ПЕРСИЮ, ХОРЕЗМ.

ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ. РЕЛИГИЯ СЛАВЯН – ЯЗЫЧЕСТВО (ОТ СТАРОСЛАВЯН. «ЯЗЫЦИ» – НАРОДЫ-ИНОЗЕМЦЫ, НЕ ПРИНЯВШИЕ ХРИСТИАНСТВА) РЕЛИГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ПОКЛОНЕНИИ МНОГИМ БОГАМ, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИМ СИЛЫ И ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО. ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ:

-ФЕТИШИЗМПОКЛОНЕНИЕ ПРЕДМЕТАМ И ЯВЛЕНИЯМ (КАМНЯМ, ДЕРЕВЬЯМ);

-АНИМИЗМ – ВЕРА В ДУХОВ, КУЛЬТ ПРЕДКОВ. СЛАВЯНЕ ВЕРИЛИ, ЧТО ДУХИ – ДУШИ ПРЕДКОВ, РОДИ­ЧЕЙ, ЖИВУТ РЯДОМ. ДУХ (ДЕМОН) ОКАЗЫВАЕТ ПОЛОЖИ­ТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ. СУЩЕСТВОВАЛА ВЕРА В РОЖАНИЦ – БОГИНЬ ПЛОДОРОДИЯ. В ВОДЕ ЖИЛИ ВОДЯНЫЕ И БЕРЕ­ГИНИ, В ЛЕСУ – ЛЕШИЙ (ЛЕСОВИК), В ПОЛЯХ – ПОЛЕВИКИ, В ЖИЛИЩЕ – ДОМОВОЙ, В БАНЕ – БАННИК;

-ТОТЕМИЗМВЕРА В ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕ­СКОГО РОДА ОТ ЖИВОТНЫХ. СЛАВЯНЕ ПОКЛОНЯЛИСЬ КАБАНАМ-ВЕПРЯМ, МЕДВЕДЯМ, ЛОСЯМ И Т.Д. РАЗНОВИДНОСТЬЮ КУЛЬТА ПРЕДКОВ В ОБЛИКЕ ЖИВОТНЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ОБОРОТНИ­ЧЕСТВО. ТАК, В БЫЛИНАХ БОГА­ТЫРЬ ВОЛЬГА ОБОРАЧИВАЕТСЯ СОКОЛОМ, ДЕВУШКА-НЕВЕСТА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЛЕБЕДЯ, УТКУ, ЛЯГУШКУ;

-ПОЛИТЕИЗМВЕРА ВО МНОГИХ БОГОВ.

ОСНОВНЫЕ СЛАВЯНСКИЕ БОГИ:

- ПЕРУН – БОГ МОЛНИИ И ГРОМА, ПОКРОВИТЕЛЬ КНЯЗЯ И ДРУЖИНЫ;

- СВАРÓГ – БОГ НЕБА И НЕБЕСНОГО ОГНЯ, ПОКРОВИТЕЛЬ РЕМЕСЛЕННИКОВ;

-СВАРОЖИЧИ – СЫНОВЬЯ СВАРОГА;

- РОД – БОЖЕСТВО ВСЕЛЕННОЙ И ПЛОДОРОДИЯ;

- ЯРИЛО – БОГ ВЕСЕННЕГО ПЛОДОРОДИЯ, У РЯДА ПЛЕМЁН – БОГ СОЛНЦА;

- ХОРС, ИЛИ ДАЖДЬ-БОГ – БОГ СОЛНЦА И СВЕТА, СОЛНЕЧНЫЙ КОНЬ;

- КУПАЛА БОГ ЛЕТА;

- СТРИ́БОГ – БОЖЕСТВО ВЕТРА И БУРЬ;

- ВЕЛÉС – БОГ СКОТА, ПОКРОВИТЕЛЬ ПАСТУХОВ И БОГАТСТВА;

- МÓКОШЬ (МА­КОШЬ)– СУПРУГА ПЕРУНА, БОГИНЯ ПЛОДОРОДИЯ, ПОКРОВИ­ТЕЛЬНИЦА ЖЕН­СКОГО РУКОДЕЛИЯ И ДЕВИЧЬЕЙ СУДЬБЫ;

- СЕМАРГЛ – ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗОО­МОРФНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ БОГ, КРЫЛАТЫЙ ПЁС, ВОПЛОЩЕ­НИЕ СВЯЩЕННОГО ЧИСЛА СЕМЬ (ИРАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ).

ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ БЫЛИ СВЯЗАНЫ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ЦИКЛОМ.

АРХЕОЛОГАМИ НАЙДЕНЫ ЯЗЫЧЕСКИЕ ИДОЛЫ, СВЯТИЛИЩА – КÁПИЩА И МЕСТА ЗАХОРОНЕНИЙ – ТРÉБИЩА. ОБРЯДЫ СОВЕРШАЛИ ЖРЕЦЫ – ВОЛХВЫ́. СПО­СОБЫ ЗАХОРОНЕ­НИЯ – ПОМЕЩЕНИЕ ТРУПА В ПОЧВУ (ИНГУМАЦИЯ) И ТРУПОСОЖЖЕНИЕ (КРЕМАЦИЯ). В ПО­ГРЕБАЛЬНЫЙ КОСТЁР КЛАЛИ ОРУЖИЕ, СОСУДЫ С ПИЩЕЙ. СУЩЕСТВОВАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ. МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ОСТАНКИ ЛЮДЕЙ, КАК ВЗРОСЛЫХ, ТАК И ДЕТЕЙ, ПРИНЕСЁННЫХ В ЖЕРТВУ, НАЙДЕНЫ В ЯЗЫЧЕСКИХ СВЯТИЛИЩАХ В ПРИКАРПАТЬЕ. ВИЗАНТИЙСКИЙ АВТОРIXВ. ЛЕВ ДИАКОН ОПИСАЛ ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ РОСОВ (НАЗЫВАЯ ИХ СКИФАМИ) ВО ВРЕМЯ ОСАДЫ Г. ДОРОСТОЛА КНЯЗЕМ СВЯТОСЛАВОМ. «КОГДА НАСТУПИЛА НОЧЬ... СКИФЫ ВЫШЛИ НА РАВНИНУ И НАЧАЛИ ПОДБИРАТЬ СВОИХ МЕРТВЕЦОВ. ОНИ НАГРОМОЗДИЛИ ИХ ПЕРЕД СТЕНОЙ, РАЗЛОЖИЛИ МНОГО КОСТРОВ И СОЖГЛИ, ЗАКОЛОВ ПРИ ЭТОМ ПО ОБЫЧАЮ ПРЕДКОВ МНОЖЕСТВО ПЛЕННЫХ, МУЖЧИН И ЖЕНЩИН. СОВЕРШИВ ЭТУ КРОВАВУЮ ЖЕРТВУ, ОНИ ЗАДУШИЛИ НЕСКОЛЬКО ГРУДНЫХ МЛАДЕНЦЕВ И ПЕТУХОВ, ТОПЯ ИХ В ВОДАХ ИСТРА (ДУНАЯ)».

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ. РОДОВАЯ И СОСЕДСКАЯ (ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ) ОБЩИНЫ. В VI–IX ВВ. У ВОСТОЧНЫХ СЛА­ВЯН ШЁЛ ПРОЦЕСС РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ГО­СУДАР­СТВА, РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ ТРЕБОВАЛ БОЛЬШИХ ЗАТРАТ ФИЗИЧЕ­СКОГО ТРУДА. ОСНОВНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЕДИНИЦЕЙ БЫЛА РОДОВАЯ ОБЩИНА (ВЕРВЬ) –КОЛЛЕКТИВ ЛЮДЕЙ, СВЯЗАННЫХ КРОВНЫМ РОД­СТВОМ И ЕДИНСТВОМ ХОЗЯЙ­СТВА. В РОДОВОЙ ОБЩИНЕ ВСЕ ЕЁ ЧЛЕНЫ РОДСТВЕННИКИ – ЧЛЕНЫ ОДНОГО РОДА. ОНИ СОВМЕ­СТНО ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО, ОБРАБАТЫВАЛИ ЗЕМЛЮ ОБЩИМИ ОРУ­ДИЯМИ ТРУДА, УРОЖАЙ ПОТРЕБЛЯЛИ ТАКЖЕ СОВМЕСТНО.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ (РАЗВИТИЕ ЗЕМ­ЛЕДЕЛИЯ, СКОТО­ВОДСТВА, ЖЕЛЕЗНЫХ ОРУДИЙ ТРУДА) СОЗДАВАЛО ИЗЛИШКИ УРО­ЖАЯ. РОДОВАЯ ОБЩИНА РАСПАЛАСЬ НА СЕМЬИ, НА СМЕНУ ЕЙ ПРИШЛА СОСЕДСКАЯ (ТЕРРИТОРИ­АЛЬНАЯ) ОБ­ЩИНАПОСЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ, СОСТОЯВШЕЕ ИЗ СЕМЕЙ, ЖИВУЩИХ ПО СОСЕДСТВУ НА ОПРЕДЕЛЁННОЙ ТЕРРИТОРИИ, НЕ СВЯЗАННЫХ РОДСТВЕННЫМИ УЗАМИ, КОЛЛЕКТИВНО ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ЗЕМЛЮ. В СОСЕД­СКОЙ ОБЩИНЕ ОСНОВОЙ СТАЛО НЕ КРОВНОЕ РОДСТВО, А БЛИЗОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ. ОСНОВ­НОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЕДИНИЦЕЙ ЯВЛЯЛАСЬ СЕМЬЯ. СОХРА­НЯЛАСЬ ОБЩИННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЛЕСА, СЕНОКОС­Ы, ПА­СТБИЩА, ВОДОЁМЫ. ПАШНЯ ДЕЛИЛАСЬ МЕЖДУ СЕМЬЯМИ НА НАДЕЛЫ. СОБСТ­ВЕННО­СТЬЮ СЕМЬИ ЯВЛЯЛСЯ СОБРАННЫЙ ЕЮ УРО­ЖАЙ, ОРУДИЯ ТРУДА, ЖИЛИЩЕ, СКОТ. ВОЗНИКЛО ИМУЩЕСТ­ВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО.

ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ (ВÓЖДЕСТВО)ФОРМА ПЛЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЭПОХУ РАЗЛОЖЕ­НИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ В VI–VIII ВВ.; ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО ВЫДЕЛЯЕТСЯ ВОЕННАЯ ЗНАТЬ (КНЯЗЬ И ДРУЖИНА), СОСРЕДОТАЧИВАЮЩАЯ В СВОИХ РУКАХ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПОЛИТИЧЕСКУЮ ВЛАСТЬ. ВЫСШИМ ОРГАНОМ УПРАВЛЕ­НИЯ ПРОДОЛЖАЛО ОСТАВАТЬСЯ ВЕЧЕ – ВЕРХОВНЫЙ ОРГАН ПЛЕМЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СУДА. НО В УСЛОВИЯХ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ВОЙН ВОЗРАСТАЛА РОЛЬ ВОЕНА­ЧАЛЬНИКА – КНЯЗЯ. КНЯЗЬ ВНАЧАЛЕ ВЫ­БИРАЛСЯ НА ВЕЧЕ. ЗАТЕМ РОЛЬ ВЕЧЕ ПАДАЕТ, И ВЛАСТЬ КНЯЗЯ СТАНОВИТСЯ НА­СЛЕДСТВЕННОЙ. КНЯЗЬ ОПИРАЛСЯ НА ДРУЖИНУ,КОТОРАЯ МОГЛА ПРИНУДИТЬ НАРОД К ПОВИНОВЕНИЮ.


ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ: ОЛЕГ, ИГОРЬ,ОЛЬГА, СВЯТОСЛАВ.

У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА БЫЛ ДЛИТЕЛЬНЫМ – С VI ПО IX ВЕК.

ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА:

1) ПЕРЕХОД ОТ РОДОВОЙ К СО­СЕД­СКОЙ ОБЩИНЕ;

2) РАЗВИТИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ИМУЩЕ­СТВЕННОГО НЕРАВЕНСТВА;

3) УСИЛЕНИЕ ВЛАСТИ КНЯЗЯ, РОСТ ВОЕННОЙ ДРУЖИННОЙ ЗНАТИ. ВОЕННАЯ ДОБЫЧА КОНЦЕН­ТРИРУЕТСЯ В РУКАХ КНЯЗЕЙ И ЗНАТИ;

4) РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ С ИСПОЛЬЗО­ВАНИЕМ ЖЕЛЕЗНЫХ ОРУ­ДИЙ ТРУДА;

5) РОСТ ГОРОДОВ, ОТДЕЛЕНИЕ РЕМЕСЛА ОТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ.

В РЕЗУЛЬТАТЕ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К IXВ. ВОЗНИКАЕТ ГОСУДАР­СТВО –ОСОБАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ОБЩЕСТВА, РАСПО­ЛАГАЮЩАЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ АППАРАТОМ ПРИНУЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ; СПОСОБ РЕГУЛИРО­ВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ СЛОЯМИ, КЛАССАМИ И Т.Д. ГОСУДАРСТВО ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ЛЮДИ ОЩУЩАЮТ В НЁМ НАСТОЯ­ТЕЛЬНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ. САМ ТЕРМИН «ГОСУДАРСТВО» (КАК И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЁМ) ПОЯВ­ЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО В XVI В. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО СУЩЕСТВО­ВАЛО НЕ В СОВРЕМЕННОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА: НЕ БЫЛО ЕДИНОГО ПРАВОВОГО, ЭКОНОМИЧЕС­КОГО И КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА. ЗАТО БЫЛА ОСНОВА ГОСУ­ДАРСТВА – ГРУППА ЛЮ­ДЕЙ, ПРЕТЕНДОВАВШИХ НА МОНОПОЛЬНОЕ ПРАВО ИЗДА­ВАТЬ ЗАКОНЫ, И МОНОПОЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ, ЕСЛИ ЭТИ ЗАКОНЫ НАРУ­ШАЮТСЯ (КНЯЗЬ, ДРУЖИННАЯ ЗНАТЬ И ВЕЧЕ).

ПРИЗНАКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА:

1) НАЛИЧИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ;

2) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ;

3) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ НА ОПРЕДЕЛЁННОЙ ТЕРРИТОРИИ И РАСПРОСТРАНЯЛАСЬ НА ВСЁ НАСЕЛЕНИЕ ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ;

4) ЕДИНАЯ СИС­ТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, СБОРОВ НАЛОГОВ И ЗАКО­НОВ.

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКОНОМЕРНЫМ ИТОГОМ РАЗ­ЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ И ЗАРОЖДЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА–ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИ­ЧЕСКОГО СТРОЯ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕ­ЖИТ ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗАВИ­СИМЫХ КРЕ­СТЬЯН ФЕОДАЛАМИ.

ПРИЗНАКИ ФЕОДАЛЬНОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА:

1) НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО– ПРИ НЁМ ПРОДУКТЫ ТРУДА ПРОИЗВОДЯТСЯ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ САМИМИ ПРОИЗВОДИ­ТЕЛЯМИ, А НЕ ДЛЯ ПРО­ДАЖИ;

2) ЗАВИСИ­МОСТЬ КРЕСТЬЯНИНА ОТ ФЕОДАЛА;

3) ПРИМИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОРУДИЙ ТРУДА;

4) СОЧЕТАНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И КРЕСТЬЯНСКОГО ЗЕМЛЕ­ПОЛЬ­ЗОВАНИЯ – ЗЕМЛЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ФЕОДАЛАМ, КРЕСТЬЯНЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЮ ОТДАЮТ ЧАСТЬ ПРОИЗВОДИМОГО УРОЖАЯ ФЕОДАЛУ В ВИДЕ РЕНТЫ –ДОХОДА, НЕ ТРЕБУЮЩЕГО ОТ ЕГО ПОЛУЧА­ТЕЛЯ ЗАТРАТ СОБСТВЕННОГО ТРУДА.

ВИДЫ РЕНТЫ: -ОТ­РАБОТОЧ­НАЯ, Т. Е.БАР­ЩИНА;

-ОБРОКПРО­ДУКТОВЫЙ (НАТУРАЛЬНЫЙ);ОБРОКДЕНЕЖНЫЙ.

ДАНЬ-НА­ЛОГ НАЗЫ­ВАЛСЯ ПОЛ Ю ДЬЕ(ОТ СЛОВ «ХОДИТЬ ПО ЛЮДЯМ», Т. Е. ЗАВИСИ­МОМУ НАСЕЛЕНИЮ). ПО­ЛЮДЬЕ СОБИРАЛОСЬ ПУТЁМОБЪЕЗДАКНЯЗЕМ И ДРУЖИНОЙ ПОДВЛАСТНЫХ ЗЕМЕЛЬ С НОЯБРЯ ПО АПРЕЛЬ. ПОЛЮДЬЕ ТАКЖЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛО ВЛАСТНЫЕ ФУНКЦИИ КНЯЗЯ: ОН ОБЩАЛСЯ С НАСЕЛЕНИЕМ, «НАПОМИНАЛ» О СВОЁМ РУКОВО­ДСТВЕ, ВЕРШИЛ СУД.

ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ:

1) ВÓТЧИНА(ОТ СЛОВА «ÓТЧИНА») – НАСЛЕДСТВЕННАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ВÓТЧИННИКА, ЕЁ МОЖНО БЫЛО ПРОДАТЬ, КУПИТЬ, ЗАВЕЩАТЬ. ВЛАДЕЛЬЦАМИ ВОТЧИН БЫЛИ КНЯЗЬЯ, БОЯРЕ, ЦЕРКОВЬ;

2) ПОМЕСТЬЕ– УСЛОВНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ, ДАВАЛОСЬ КНЯЗЕМ МЕЛКОМУ ФЕОДАЛУ ЗА СЛУЖБУ, СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ НЕ ОБЛАДАЛИ ПРАВАМИ ВОТЧИННИКОВ.

РАНЕЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ ПРЕОБЛАДАЛО МНЕНИЕ, ЧТО ДРЕВНЯЯ РУСЬ ЯВЛЯЛАСЬ РАННЕФЕОДАЛЬНЫМГОСУДАРСТВОМ. НЫНЕ ИСТОРИКИ СЧИТАЮТ, ЧТО ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ РУСИ БЫЛМНОГО­УКЛАД­НЫМ, СОЧЕТАЮЩИМ ПРИЗНАКИ ПАТРИАРХАЛЬНОГО, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО И РАН­НЕФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВ.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ:

-КНЯЗЬ(«КНЕЗ» – ДРЕВ­НЕГЕРМАНСКИЙ ТЕРМИН – ГЛАВА РОДА, СТАРЕЙ­ШИНА) – ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, ВОЕН­НЫЙ ПРЕДВОДИТЕЛЬ, ВЕРХОВНЫЙ СУДЬЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬ. КНЯЗЬ ОБЪЕЗ­ЖАЛ ПОДВЛАСТ­НЫЕ ТЕР­РИ­ТОРИИ, ВЕР­ШИЛ СУД, НАЛАГАЛ ШТРАФЫ. СУД ВЕР­ШИЛСЯ ПОЗАКОНУ РУССКОМУ– УСТНОМУ СВОДУ ЗАКОНОВ, УПОМИНАЕМОМУ В ДОГОВОРАХ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ. КНЯЖЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ ВЫПОЛНЯЛО ФУНКЦИИУПРАВЛЕНИЯИПРИНУЖДЕНИЯ:

-БОЯРСКАЯ ДУМА– СОВЕТ ПРИ КНЯЗЕ;

-ВОЕВОДА – НАЧАЛЬНИК ДРУЖИНЫ.ДРУЖИНА– (ОТ СЛОВА «ДРУГ») – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОЙСКО, ВООРУЖЁННАЯ СИЛА, ПРЕДАННАЯ ЛИЧНО КНЯЗЮ. ДРУЖИНА НАСЧИТЫВАЛА 500-800 ВОИНОВ, ДЕЛИ­ЛАСЬ НАСТАР­ШУЮ, УЧАСТВОВАВШУЮ В УПРАВЛЕНИИ КНЯЖЕСТВОМ («КНЯЖИЕ МУЖИ», ДРУЖИННАЯ ЗНАТЬ, БОЯРЕ) И «МОЛОДШУЮ» («ОТРОКИ», «ГРИ́ДИ»);

-ТЫ́СЯЦ­КИЙ– ГЛАВА ВО­ЕННОГО ОПОЛЧЕ­НИЯ («ТЫСЯЧИ»).ОПОЛЧЕНИЕ– БОЕСПОСОБНАЯ ЧАСТЬ ГРАЖДАНСКОГО МУЖСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩАЯ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ В СЛУЧАЕ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ;

-ТИÝНЫ (ТИВÝНЫ), ОГНИЩАНЕ («ОГНИЩЕ»–ДОМ, ОЧАГ),ДВОРСКИЕ, КЛЮЧНИКИ – УПРАВИТЕЛИ КНЯЖЕСКИМ ИЛИ БОЯРСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ (ДВОРОМ);

-МЕЧНИКИ – СУДЕБНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ;

-ДАН­НИКИ– СБОР­ЩИКИ ДАНИ;

-ВИРНИКИ– СУ­ДЕБНЫЕ ЧИНОВНИКИ, СБОРЩИКИ ШТРА­ФОВ (ШТРАФ –ВИ́РА);

-МЫТНИКИ– СБОРЩИКИ ТОРГОВЫХ ПОШЛИН.

УПРАВЛЕНИЕ НА МЕСТАХ ОСУЩЕСТВЛЯЛИ КНЯЖЕСКИЕ НАМЕСТНИКИВ ГОРОДАХ ИВОЛОСТÉЛИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (В ВОЛОСТЯХ).

ЗАВИСИМЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ:

-СМÉРДЫ – КРЕСТЬЯНЕ-ОБЩИННИКИ. ДЕЛИЛИСЬ НА СВОБОДНЫХ И ЛИЧНО ЗАВИСИМЫХ. ЗАВИСИМЫЕ СМЕРДЫ НАЗВАЛИСЬ ПО-РАЗНОМУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИЧИНЫ ПОПАДАНИЯ В КАБАЛУ:ЗÁКУПЫ, РЯДОВИЧИ, ОТПУЩЕННИКИ, ХОЛОПЫ.

-ЗÁКУПЫ– СМЕРДЫ, ОТРАБАТЫВАЮЩИЕ ФЕОДАЛУ ВЗЯТЫЙ У НЕГО ДОЛГ (КÝПУ);

-РЯ­ДÓВИЧИ– ЗАВИСИМЫЕ ЛЮДИ, ЗАКЛЮЧИВШИЙ ДОГОВОР (РЯД) С ФЕОДАЛОМ И ВЫПОЛ­НЯВШИЕ РАЗЛИЧНЫЕ СЛУЖБЫ В ЕГО ХОЗЯЙСТВЕ;

-НАЙМИТЫ – ЗАВИСИМЫЕ ЛЮДИ, НАНЯВШИЕСЯ НА РАБОТУ ЗА ПЛАТУ;

-ПОЛОНЯННИКИ– ПЛЕННИКИ, ОТРАБАТЫВАЮЩИЕ СВОЙ ВЫКУП НА СВОБОДУ;

-ОТПУЩЕННИКИ–ОТПУЩЕННЫЕ НА ВОЛЮ РАБЫ-ВОЕННОПЛЕННЫЕ;

-ИЗГОИ– ЛЮДИ, УТРАТИВШИЕ СВЯЗЬ С ОБЩИНОЙ (ВОЗМОЖНО, ИЗГНАННЫЕ);

-ПРОЩЕННИКИ – ПРЕСТУПНИКИ (ВОРЫ, ДОЛЖНИКИ), КОТОРЫХ ЦЕРКОВЬ ВЫКУПАЛА ИЗ ТЮРЕМ И ДОЛГОВЫХ ЯМ, ЗАПЛАТИВ ЗА НИХ ШТРАФ. ОНИ РАБОТАЛИ НА ЦЕРКОВНЫХ ЗЕМЛЯХ;

-РАБЫ,ЧÉЛЯДЬ(ЕДИН. ЧИСЛО –ЧЕЛЯ­ДИН), ИЛИХОЛОПЫ. НА РУСИ СУЩЕСТВОВАЛОПАТРИАРХАЛЬНОЕ (ДОМАШНЕЕ) РАБСТВО. ИСТОЧНИКИ РАБОВ – ПЛЕН ИЛИ ДОЛГИ. РАБОВЛАДЕНИЕ НЕ ПОЛУЧИЛО У СЛАВЯН ШИРОКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ, ТАК КАК КЛИМАТ НЕ ПОЗВОЛЯЛ СО­БИРАТЬ БОЛЬ­ШИЕ УРОЖАИ И ПРОКОР­МИТЬ РАБОВ БЫЛО ТРУДНО. НЕ БЫЛО НЕОБ­ХОДИМОСТИ СТРОИТЬ ОРОСИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ДРУГИЕ ГИГАНТСКИЕ СООРУЖЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ЮЖНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ХОЛОПЫ БЫЛИ БЕСПРАВНЫ. ХОЛОПА, УДАРИВШЕГО СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБИ­ЖЕННЫЙ ИМЕЛ ПРАВО УБИТЬ. ЗА УБИЙСТВО ХОЛОПА ГОСПОДИН НЕ ОТВЕЧАЛ ПЕРЕД СУДОМ, А ПОДВЕР­ГАЛСЯ ЛИШЬ ЦЕРКОВНОМУ ПОКАЯНИЮ. СУЩЕСТВОВАЛИ ДВА ВИДА ХОЛОПСТВА:ОБЕЛЬНОЕ (ПОЛНОЕ) ИНЕПОЛНОЕ.

ПРЕВРАЩЕНИЕ БЫВШИХ СВОБОДНЫХ ОБЩИННИКОВ В ЗАВИСИМОЕ КРЕСТЬЯНСТВО ПРОИСХОДИЛО В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАХВАТА ОБ­ЩИННЫХ ЗЕМЕЛЬ ФЕОДАЛАМИ, ПРИЧЁМ НЕ ВСЕГДА ЭТОТ ПРОЦЕСС НОСИЛ НАСИЛЬСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР, КРЕСТЬЯНЕ МОГЛИ ДОБРОВОЛЬНО ПЕРЕХОДИТЬ ПОД ВЛАСТЬ ФЕОДАЛА, КОТОРЫЙ ВЗАМЕН ДОЛЖЕН БЫЛ ИХ ЗАЩИЩАТЬ ОТ НАПАДЕНИЙ.

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ. ТЯЖЁЛОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ВЫЗЫ­ВАЛО НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ. В СУЗДАЛЕ В 1024 Г., А ТАКЖЕ В РОСТОВЕ И БЕЛООЗЕРЕ В 1071 Г., ВОССТАНИЯ ВОЗГЛАВИЛИ ЯЗЫЧЕСКИЕ ЖРЕЦЫ –ВОЛХВ Ы. ПРИЧИНОЙ ВОССТАНИЙ, ПО ЛЕТОПИСИ, БЫЛ ГОЛОД («И БЫСТЬ ГЛАД В ГРАДЕ СУЖДАЛЕ»). В 1068 Г. КРУПНОЕ ВОССТАНИЕ ВСПЫХНУЛО В КИЕВЕ.

ГОРОДА. ВVII–VIIIВВ. РЕМЕСЛО ОТ­ДЕ­ЛИ­ЛОСЬ ОТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ. РЕМЕСЛЕННИКИ ЖИЛИ В УКРЕПЛЁННЫХ ПОСЕЛЕНИЯХ –ГОРОДИ́ЩАХ, ВЫРАСТАВШИХ В ГОРОДА. ГОРОДА СТРОИЛИ ПРИ СЛИЯНИИ РЕК, НА МЕСТЕ ПЛЕ­МЕННЫХ ЦЕН­ТРОВ, НА ТОРГОВЫХ ПУТЯХ. ЦЕНТР ГОРОДА –КРЕМЛЬ(ДЕТИНЕЦ) БЫЛ ОКРУЖЁН КРЕПО­СТНОЙ СТЕНОЙ И ВАЛОМ. К ЦЕНТРУ ПРИМЫ­КАЛИПОСАДЫ ИСЛÓБОДЫ– ПОСЕЛЕ­НИЯ РЕМЕСЛЕННИКОВ. В ЛЕ­ТОПИСЯХ УПО­МИНАЮТСЯ 224 РУССКИХ ГО­РОДА, АРХЕОЛОГАМИ ЗАФИКСИРОВАНО 425 ГОРОДИЩIX–XIIВВ., ИЗ НИХ 42 КРУПНЫХ. ИНОСТРАНЦЫ НАЗЫВАЛИ РУСЬГАРДАРИКОЙ– СТРАНОЙ ГОРОДОВ.

ФУНК­ЦИИ ГОРОДА: ОБОРОНИТЕЛЬ­НЫЙ, ТОРГОВЫЙ, РЕМЕСЛЕННЫЙ ЦЕН­ТР, А ТАКЖЕ АДМИНИ­СТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР – РЕЗИДЕН­ЦИЯ КНЯЗЯ.

СУЩЕСТВОВАЛИ ДВА ЦЕНТРА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУ­ДАРСТ­ВЕННОСТИ: ЮЖНЫЙ НА ДНЕПРЕ (КИЕВ), И СЕВЕ­РО-ЗАПАДНЫЙ (ЛАДОГА И НОВГОРОД). ЛЕГЕНДАРНЫЕ БРАТЬЯ КИЙ, ЩЕК, ХОРИВ И СЕСТ­РА ИХ –ЛЫБЕДЬ СЧИТА­ЮТСЯ ОСНОВАТЕЛЯМИ КИЕВА (V–VI ВВ.). ПО ПОДСЧЁТАМ ДЕМОГРАФОВ, КXIВ. НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАР­СТВА ПЛОЩАДЬЮ 1,1 МЛН. КВ. КМ. ПРОЖИВАЛО ДО 10 МЛН. ЧЕЛОВЕК (ПО МНЕНИЮ Б. У. УРЛАНИСА – 4,5 МЛН. ЧЕЛОВЕК).

УСЛОВНО НАЧАЛО РУССКОЙ ГОСУДАРСТ­ВЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ 860 Г., КОГДА ПОСЛЕ ПЕРВОГО ПОХОДА РУСОВ НА Г. КОНСТАНТИНОПОЛЬ ВИЗАН­ТИЯ ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАЛА В ДОГОВОРЕ ВОСТОЧНО-СЛАВЯНСКОЕ ГОСУДАРСТВО.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, К IX В. СЛОЖИЛОСЬ ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА СПО­СОБСТВО­ВАЛО ИНТЕГРАЦИИ ПЛЕМЁН, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬ­НОСТИ, ЗАЩИТЕ ОТ ВНЕШНЕЙ УГРОЗЫ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕРУССКИХ КНЯЗЕЙ. НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ.

-ЮЖНОЕ – ОТНОШЕНИЯ С ВИЗАНТИЕЙ;

-ВОСТОЧНОЕ – ОТНОШЕНИЯ С ХАЗАРИЕЙ И КОЧЕВНИКАМИ-ПЕЧЕНЕГАМИ;

-ЗАПАДНОЕ – ОТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ;

-СЕВЕРНОЕ – ОТНОШЕНИЯ С ВАРЯГАМИ СКАНДИНАВИИ.

РЮРИК. ПО­СЛЕ СМЕРТИ В 860 Г. СТАРЕЙШИНЫГОСТОМЫСЛАКНЯЗЕМ НОВГОРОД­СКИМ 17 ЛЕТ ЯВЛЯЛСЯ КÓНУНГРЮРИК(862879ГГ.). ОН ПОСТРОИЛ РЕЗИДЕНЦИЮ – ГОРОД-ЗАМОКЛÁ­ДОГУИ, ВОЗМОЖНО, ОСНОВАЛ Г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД (ПО-СКАНДИНАВСКИ ХОЛЬМГАРД). ВНУК ГОСТОМЫСЛАВАДИМ ХРАБРЫЙ ВОССТАЛ ПРОТИВ РЮРИКА, НО БЫЛ УБИТ В 864 Г. БРАТЬЯ СИНЕУС И ТРУВОР УМЕРЛИ СПУСТЯ ДВА ГОДА ПОСЛЕ ПРИЕЗДА НА РУСЬ.

ОЛЕГ (879–912 ГГ.) ПОСЛЕ СМЕРТИ РЮРИКА 33 ГОДА КНЯЖИЛ ЕГО РОДСТВЕННИК (ИЛИ ВОЕВОДА) ВАРЯГОЛЕГ (ХЕЛЬГ, † 912). ОЛЕГ СОВЕРШИЛ НЕСКОЛЬКО ПОБЕДОНОСНЫХ ВОЕННЫХ ПОХОДОВ. ВОЙНА ДАВАЛА БОГАТСТВО И СЛАВУ КНЯЗЮ И ДРУЖИНЕ, А ТАКЖЕ ТРОФЕИ – ОРУЖИЕ, СКОТ И РАБОВ (ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ РУССКОГО ЭКСПОРТА ТОГО ВРЕМЕНИ). В 882 Г. ОЛЕГ ОБМАНОМ ЗАХВАТИЛ КИЕВ, УБИВ КНЯЗЕЙ АСКОЛЬДА И ДИРА. ОН СКАЗАЛ О КИЕВЕ: «ДА БУДЕТ ЭТО МАТЬ ГОРО­ДАМ РУССКИМ». ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОЛЕГ СОЗДАЛ ЕДИНОЕ ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО, ОБЪЕДИНИВ НОВГОРОДСКО-ВАРЯЖСКУЮ РУСЬ С ПОЛЯНСКИМ КИЕВОМ. ОКРУЖЕНИЕ ОЛЕГА, СУДЯ ПО ИМЕНАМ, СОСТОЯЛО ИЗ ВАРЯГОВ: ИНЕГЕЛЬД, ФАРЛОФ, КАРЛЫ, ВЕРЕМУД, РУДАВ И ДР.

В НАЧАЛЕ Х В. В ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ВХОДИЛИ СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕ­МЕН­НЫЕ СОЮЗЫ: СЛОВЕНЕ, КРИВИЧИ, ПОЛЯНЕ, СЕВЕ­РЯНЕ, РАДИМИЧИ, ДРЕВ­ЛЯНЕ, ВЯ­ТИЧИ, БЕЛЫЕ ХОРВАТЫ, ДУЛЕБЫ, ТИВЕРЦЫ, А ТАКЖЕ ФИ́ННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНАМЕРЯ, ВЕСЬИЧУДЬ. ОЛЕГ СОВЕРШИЛ ЕДИНСТВЕННЫЙ В РУССКОЙ ИСТОРИИ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПОБЕДОНОСНЫЙ ПОХОД НА ВИЗАН­ТИЮ В 907 Г. ГРЕКИ ЗАМК­НУЛИ ЦЕПЬЮ БУХТУ ЗОЛОТОЙ РОГ – ГАВАНЬ КОНСТАН­ТИНОПОЛЯ (ЦАРЬГРАДА). СОГЛАСНО ЛЕТОПИСИ, РУСИЧИ ПОСТАВИЛИ ЛАДЬИ НА КОЛЁСА, ПОДНЯЛИ ПАРУСА И ПОДКАТИЛИ КОРАБЛИ К КРЕПОСТНЫМ СТЕНАМ. ИМПЕРАТОР ВИЗАНТИИЛЕВ VIУПЛАТИЛ ДАНЬ И ЗАКЛЮЧИЛ С ОЛЕГОМ ТОРГОВЫЙ ДОГОВОР (ПЕРВЫЙ ПАМЯТНИК РУССКОЙ ПИСЬМЕН­НОСТИ). ТЕКСТ ДОГОВОРА СОХРА­НИЛСЯ В ПВЛ. РУССКИЕ КУПЦЫ ПОЛУЧИЛИ ПРАВО ТОРГОВАТЬ БЕСПОШЛИННО В КОНСТАНТИНОПОЛЕ. ИМПЕРИЯ ОБЯЗА­ЛАСЬ СОДЕР­ЖАТЬ ИХ ЗА СЧЁТ КАЗНЫ. В 911 Г. УСЛОВИЯ ДОГОВОРА БЫЛИ ДО­ПОЛНЕНЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ СТОРОН ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ ПРИ КОРАБЛЕКРУШЕ­НИЯХ, ВЫДАВАТЬ БЕГЛЫХ. ДОПУСКАЛАСЬ ВОЗ­МОЖНОСТЬ НАЙМА РУССКИХ ВОИНОВ НА СЛУЖБУ В ВИЗАНТИЮ. В ЗНАК ЗАКЛЮЧЕНИЯ МИРА ОЛЕГ ПОВЕСИЛ СВОЙ ЩИТ НА ВОРОТАХ КОНСТАНТИНОПОЛЯ.

ОЛЕГ, ПРОЗВАННЫЙ «ВЕ­ЩИМ», ПО ЛЕГЕНДЕ, ПОГИБ ОТ УКУСА ЗМЕИ, ВЫПОЛЗШЕЙ ИЗ ЧЕРЕПА ЕГО УМЕРШЕГО КОНЯ.

ИГОРЬ (912–945 ГГ.). ИГОРЬ († 945), ПО МНЕНИЮ ИСТОРИКОВ, ЯВЛЯЛСЯ СЫНОМ РЮРИКА. В ЛЕТОПИСЯХ ЕГО НАЗЫВАЮТСТАРЫМ(ТО ЕСТЬ СТАРЕЙШИМ, ПЕРВЫМ ИЗ КНЯЗЕЙ С ТАКИМ ИМЕНЕМ). В 941 И 944 ГГ. ОН СОВЕРШИЛ ДВА ПО­ХОДА НА ВИЗАНТИЮ. ВОЙНЫ ТОГО ВРЕМЕНИ ОТЛИЧАЛИСЬ ЖЕСТОКОСТЬЮ. ПО СЛОВАМ ВИЗАНТИЙСКОГО ЛЕТОПИСЦА, В 941 Г. «МНОГО ЗЛОДЕЯНИЙ СОВЕРШИЛИ РОСЫ: ПРЕДАЛИ ОГНЮ ПОБЕРЕЖЬЕ, А ИЗ ПЛЕННЫХ ОДНИХ РАСПИНАЛИ НА КРЕСТЕ, ДРУГИХ ВКОЛАЧИВАЛИ В ЗЕМЛЮ, ТРЕТЬИХ СТАВИЛИ МИШЕНЯМИ И РАССТРЕЛИВАЛИ ИЗ ЛУКОВ. ПЛЕННЫМ ЖЕ ИЗ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО СОСЛОВИЯ ОНИ СВЯЗАЛИ ЗА СПИНОЙ РУКИ И ВГОНЯЛИ ИМ В ГОЛОВЫ ЖЕЛЕЗНЫЕ ГВОЗДИ. НЕМАЛО ОНИ СОЖГЛИ И СВЯТЫХ ХРАМОВ». В ПЕРВОМ ПОХОДЕ РУССКИЙ ФЛОТ БЫЛ СОЖЖЁН ВИЗАН­ТИЙЦАМИ С ПОМОЩЬЮ «ГРЕЧЕСКОГО ОГНЯ» (ГОРЮЧЕЙ СМЕСИ ИЗ СМОЛЫ, НЕФТИ И СЕРЫ). ПОСЛЕ ВТОРОГО ПОХОДА ПО НОВОМУ ДОГОВОРУ ВИЗАНТИЙЦЫ ЗАПЛАТИЛИ КОНТРИБУЦИЮ, НО БЕСПОШЛИННАЯ ТОРГОВЛЯ БЫЛА ОТМЕНЕНА.

ДРЕВЛЯНЕ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ УЧАСТИЯ В ПОХОДЕ. ИГОРЬ РЕШИЛ НАКАЗАТЬ ИХ СБОРОМ БОЛЬШОЙ ДАНИ. (РАЗМЕР ДАНИ ЕЩЁ НЕ БЫЛ ФИКСИРОВАННЫМ). КНЯЗЮ ПОКАЗАЛАСЬ НЕДОСТАТОЧНОЙ СОБРАННАЯ ДАНЬ, И ОН, ПРОЯВИВ ЖАДНОСТЬ, ВЕРНУЛСЯ ДЛЯ ЕЁ ПО­ВТОРНОГО СБОРА. ВОЗМУЩЁННЫЕ ДРЕВ­ЛЯНЕ НА ВЕЧЕ РЕШИЛИ: «КОГДА ПОВА­ДИТСЯ ВОЛК К ОВЦАМ, ТО ПЕРЕТАСКАЕТ ВСЁ СТАДО, ЕСЛИ НЕ УБИТЬ ЕГО». В 945 Г. ДРЕВЛЯНЕ ВО ГЛАВЕ С ПРАВИТЕЛЕММÁЛОМ(† 946) УБИЛИ ИГОРЯ ИЗУВЕР­СКИМ РИТУАЛЬНЫМ СПО­СОБОМ: ПРИВЯЗАЛИ КНЯЗЯ К ВЕРХУШКАМ СОГНУТЫХ К ЗЕМЛЕ ДЕРЕВЬ­ЕВ. СТВОЛЫ, РАСПРЯМИВШИСЬ, РАЗОРВАЛИ ИГОРЯ НАДВОЕ.

ОЛЬГА (945–957 ГГ.). В ПЕРИОД МАЛОЛЕТ­СТВАСВЯ­ТОСЛАВА– СЫНА ИГОРЯ И ОЛЬГИ – РУСЬЮ ПРАВИЛА ВДОВА ИГОРЯ КНЯГИНЯОЛЬГА(† 969). ПО ЛЕГЕНДЕ ОНА БЫЛА РОДОМ ИЗ ПСКОВА. ОЛЬГА, БУДУЧИ ВДОВОЙ ПОГИБШЕГО КНЯЗЯ, ВЫСТУПИЛА ГЛАВНОЙ НОСИТЕЛЬНИЦЕЙ ВЛАСТИ И ГАРАНТОМ СОХРАНЕНИЯ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА. В 946 Г. КНЯГИНЯ ЖЕСТОКО ОТОМ­СТИЛА ДРЕВ­ЛЯНАМ. ОНА УНИЧТОЖИЛА ДВЕ ДЕЛЕГАЦИИ ДРЕВЛЯН­СКИХ ПОСЛОВ (ОДНУ ЗАКОПАЛА В ЗЕМЛЮ, ВТОРУЮ СОЖГЛА В БАНЕ). ЗАТЕМ ОЛЬГА С ВОЕВОДАМИ-ВАРЯГАМИСВЕНЕЛЬДОМИАСМУДОМСОВЕРШИЛА КАРА­ТЕЛЬНЫЙ ПОХОД В ДРЕВЛЯНСКУЮ ЗЕМЛЮ. ЛЕТОПИСЬ РАССКА­ЗЫВАЕТ, ЧТО БОЙ РИТУАЛЬНО НАЧАЛ ТРЁХЛЕТНИЙ СЫН ОЛЬГИ СВЯТОСЛАВ, МЕТНУВ КОПЬЁ В СТОРОНУ ВРАГА. ДРЕВЛЯНЕ БЫЛИ РАЗБИТЫ И УКРЫЛИСЬ В Г.ИС­КÓРОСТЕНЬ. ОЛЬГА СОЖГЛА ИС­КÓРОСТЕНЬ ПРИ ПОМОЩИ ПТИЦ, ПОПРОСИВ «ОТ ДВОРА ПО ТРИ ГОЛУБЯ И ПО ТРИ ВОРОБЬЯ». «ОЛЬГА ПОВЕЛЕЛА К КАЖДОМУ ГОЛУБЮ И ВОРОБЬЮ ПРИВЯЗЫВАТЬ ТРУТ». ОЛЬГА УС­ТАНОВИЛА «УРОКИ» (ФИКСИРОВАННЫЙ РАЗ­МЕР ДАНИ) И «ПОГОСТЫ» (МЕСТА СБОРА ДАНИ). ПОГОСТ – ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ И МЕСТО ТОРГА, «ГОСТЬ» – КУПЕЦ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДАНЬ-ПОЛЮДЬЕ СТАЛА ФИКСИРОВАН­НЫМ НАЛОГОМ. ОНА СОБИРАЛАСЬ ТЕПЕРЬ НЕ ПУТЁМОБЪЕЗДА,А ПУТЁМПОВОЗА –САМОСТОЯТЕЛЬ­НОГО ПРИВОЗА ДАННИ­КАМИ НА ПОГОСТЫ.

В 954–955 ГГ. «АРХОНТИССА» (КНЯГИНЯ) ОЛЬГА ПОСЕТИЛА КОНСТАНТИНОПОЛЬ. ОЛЬГА-ЯЗЫЧНИЦА («АЗ ПОГАНА ЕСМЬ»– ТАК ОНА ОБРАТИЛАСЬ К ИМПЕРАТОРУКОНСТАНТИНУ БАГРЯНОРОДНОМУ) ПРИНЯЛА КРЕЩЕНИЕ В СОФИЙСКОМ СОБОРЕ ПОД ИМЕНЕМ ЕЛЕНА. КРЁСТНЫМ ОТЦОМ КНЯГИНИ СТАЛ ИМПЕРАТОР, КРЕСТИЛ ЕЁ ПАТРИАРХ. СТАВ ПЕРВОЙ ХРИСТИАН­КОЙ СВОЕГО ГОСУ­ДАРСТВА, ОЛЬГА НА РУСИ ХРИСТИАНСТВО НЕ ВВЕЛА. ЕЁ СЫН СВЯТОСЛАВ ОТКАЗАЛСЯ ОТ КРЕЩЕНИЯ, ЗАЯВИВ: «КАК ЖЕ Я СМОГУ ИНУЮ ВЕРУ ПРИНЯТЬ? А ДРУЖИНА МОЯ СЕМУ СМЕЯТЬСЯ НАЧНЁТ!». ВОЗМОЖНО, ОЛЬГА НАМЕРЕВАЛАСЬ СОЗДАТЬ ЦЕРКОВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ НА РУСИ ПОД ПАТРОНАЖЕМ ПАПЫ РИМСКОГО. В 959 Г. КНЯГИНЯ ПОСЛАЛА ГЕРМАНСКОМУ КОРОЛЮ ОТТОНУ I ПРОСЬБУ ПРИСЛАТЬ НА РУСЬ ЕПИСКОПА ДЛЯ ПРОПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА. В 961 Г. В КИЕВ ПРИБЫЛ МОНАХ ИЗ Г. ТРИРАДАЛЬБЕРТ(910–981), НО ПО ПРИЧИНЕ ВРАЖДЕБНОГО ОТНОШЕНИЯ К ХРИСТИАНСТВУ СВЯТОСЛАВА И ЕГО ОКРУЖЕНИЯ БЫЛ ВЫНУЖДЕН БЕЖАТЬ, А НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЕГО СПУТНИКОВ БЫЛИ УБИТЫ.

СВЯТОСЛАВ (945–972 ГГ.). СВЯТОСЛАВ (942/943–972) СТАЛ ПОЛНОВЛАСТНЫМ КНЯЗЕМ В 957 Г. В ИСТОРИЮ ОН ВОШЁЛ НЕ СТОЛЬКО КАК ПРАВИТЕЛЬ СВОЕЙ ЗЕМЛИ, СКОЛЬКО КАК ЗАВОЕВАТЕЛЬ ЧУЖОЙ. В ТЕЧЕНИЕ ВОСЬМИ ЛЕТ С 964 Г. ДО СВОЕЙ ГИБЕЛИ В 972 Г. СВЯТОСЛАВ СОВЕРШИЛ МНОЖЕСТВО ВОЕННЫХ ПОХОДОВ. ПО СЛОВАМ ЛЕТОПИСЦА, КНЯЗЬ «ЛЕГКО ХОДИЛ В ПОХОДАХ, КАК ПАРДУС (ГЕПАРД), И МНОГО ВОЕВАЛ. В ПОХОДАХ ЖЕ… НЕ ИМЕЛ ОН ШАТРА, НО СПАЛ С СЕДЛОМ В ГОЛОВАХ... И ПОСЫЛАЛ В ИНЫЕ ЗЕМЛИ СО СЛОВАМИ: «ХОЧУ НА ВАС ИТТИ» («ИДУ НА ВЫ»). ЕГО ВНЕШНОСТЬ ОПИСАЛ ВИЗАНТИЙСКИЙ ИСТОРИК: БРИТАЯ ГОЛОВА С ПРЯДЬЮ ВОЛОС, ЗОЛОТАЯ СЕРЬГА С КРУПНЫМ РУБИНОМ, МРАЧНЫЙ ВЗГЛЯД, СКРОМНАЯ, НО ЧИСТАЯ ОДЕЖДА, ВЫСОКОЕ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА. СВЯТОСЛАВ БЫЛ РЕДКИМ ГОСТЕМ В КИЕВЕ. КИЕВЛЯНЕ ЕГО УПРЕКАЛИ: «ТЫ, КНЯЖЕ, ЧУЖИЕ ЗЕМЛИ ИЩЕШЬ, А СВОЕЙ ПРЕНЕБРЕГАЕШЬ».

В 964–966 ГГ. СВЯТОСЛАВ СОВЕРШИЛ «ВОЛЖСКИЙ ПОХОД», ПРИСОЕДИНИЛ ЗЕМЛИ ВЯ­ТИЧЕЙ (966 Г.) И РАЗГРОМИЛ ВОЛЖСКУЮ БУЛГАРИЮ. ЗАТЕМ ОН ФАКТИЧЕСКИ УНИЧТОЖИЛ ХА­ЗАРСКИЙ КАГАНАТ, ВЗЯВ Г. ИТИЛЬВ ДЕЛЬТЕ ВОЛГИ, Г.ТМУТОРОКÁНЬ(ТМУТАРАКАНЬ, БЫВШАЯ ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ ТАМАТАРХА) В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ И КРЕПОСТЬСАРКЕЛ (БЕЛАЯ ВÉЖА) НА Р. ДОН.

ВИЗАНТИЙСКИЙ УЗУРПАТОР, ИМПЕРАТОР НИКИ­ФОР II ФÓКА(912–969) ПОДАРИЛ СВЯТОСЛАВУ 455 КИЛОГРАММОВ ЗОЛОТА И ПРЕД­ЛОЖИЛ ЕМУ ПОКОРИТЬ МЯТЕЖНУЮ ДУНАЙСКУЮ БОЛГАРИЮ. В 967 Г. 60-ТЫСЯЧНОЕ ВОЙСКО СВЯТОС­ЛАВА НАНЕСЛО ПОРАЖЕНИЕ БОЛГАРСКОМУ ЦАРЮПЕТРУИ ЗА­ХВАТИЛО СЕВЕРНУЮ БОЛГАРИЮ. ПОТРЯСЁННЫЙ ПОРАЖЕНИЕМ ПЁТР ВСКОРЕ УМЕР ОТ ЭПИЛЕПТИЧЕСКОГО ПРИПАДКА. СВЯТОСЛАВ ПЕРЕНЁС В Г.ПЕРЕЯСЛАВЕЦНА ДУНАЕ СВОЮ РЕЗИДЕНЦИЮ И ЗАЯВИЛ: «НЕ ЛЮБО МНЕ СИ­ДЕТЬ В КИЕВЕ, ХОЧУ ЖИТЬ В ПЕРЕЯСЛАВЦЕ НА ДУНАЕ – ТАМ СЕРЕДИНА ЗЕМЛИ МО­ЕЙ, ТУДА СТЕКАЮТСЯ ВСЕ БЛАГА: ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ ЗЕМЛИ – ЗОЛОТО, ПАВОЛОКИ (ДРА­ГОЦЕННЫЕ ТКАНИ), ВИНА, РАЗЛИЧНЫЕ ПЛОДЫ, ИЗ ЧЕХИИ И ИЗ ВЕНГРИИ – СЕРЕБРО И КОНИ, ИЗ РУСИ ЖЕ – МЕХ И ВОСК, МЁД И РАБЫ». БОЛГАРЫ ВОССТАЛИ ПРОТИВ СВЯТОСЛАВА И ЗАКЛЮЧИЛИ С НИКИ­ФОРОМ II ФÓКОЙ СОЮЗ. СВЯТОСЛАВ ПОТОПИЛ В КРОВИ СОПРОТИВЛЕНИЕ БОЛГАР, ПОСАДИВ НА КОЛ МНОГИХ ЖИТЕЛЕЙ Г. ФИЛИППОПОЛЯ (ПЛОВДИВА). СУПРУГА НИКИФОРА ФОКИ КОВАРНАЯ КРАСАВИЦАФЕОФАНОСОВЕРШИЛА ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ И УБИЛА МУЖА, ПРИВЕДЯ В ЕГО ОПОЧИВАЛЬНЮ СВОЕГО ЛЮБОВНИКАИОАННА ЦИМИСХИ́Я. (НА НАДГРОБИИ НИКИФОРА ФОКИ ВЫСЕЧЕНЫ СЛОВА: «ТЫ ПОКОРИЛ ВСЁ, КРОМЕ ЖЕНЩИНЫ»). НОВЫЙ ИМПЕ­РАТОР ИОАННIЦИ­МИСХИЙ НАНЁС ПОРАЖЕНИЕ РУСИЧАМ. ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ ПОД Г. АР­КАДИÓПОЛЕМ В 970 Г. СВЯТОСЛАВ БЫЛ ОСАЖДЁН В КРЕПОСТИДОРОСТОЛ (СИЛИСТРА).ПЕРЕД БИТВОЙ ОН ОБРАТИЛСЯ К ДРУЖИНЕ: «НЕ ПО­СРА­МИМ ЗЕМЛИ РУССКОЙ, НО ЛЯЖЕМ КОСТЬМИ, ИБО МЁРТВЫЕ СРАМУ НЕ ИМУТ! ЕСЛИ ЖЕ ПОБЕЖИМ, БУДЕТ НАМ СРАМ». В 971Г. ОН ЗАКЛЮЧИЛ МИР И ПОКИНУЛ БОЛГАРИЮ. В 972Г., УЗНАВ ОТ ВИЗАНТИЙЦЕВ (ИЛИ ОТ БОЛГАР) О ВОЗВРАЩЕНИИ КНЯЗЯ «С МАЛОЙ ДРУЖИНОЙ», ПЕЧЕНЕГИ УСТ­РОИЛИ ЗАСАДУ НА ДНЕПРОВСКИХ ПОРОГАХ И УБИЛИ СВЯТОСЛАВА. ПЕЧЕНЕЖСКИЙ ХАНКУРЯИЗГОТОВИЛ ИЗ ЕГО ЧЕРЕПА ЧАШУ, ОКОВАННУЮ ЗОЛОТОМ. СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ВОИН­СКАЯ ДОБ­ЛЕСТЬ ВЛА­ДЕЛЬЦА ЧЕРЕПА ПЕРЕЙДЁТ К ТОМУ, КТО ПЬЁТ ИЗ ТАКОЙ ЧАШИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.071 с.)