Росия в международной политике. Отечественная война 1812 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Росия в международной политике. Отечественная война 1812



В 1808 – 1812 ГГ. РОССИЯ ФОРМАЛЬНО НАХОДИЛАСЬ В СОСТОЯНИИ ВОЙНЫ С АНГЛИЕЙ, НО ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ФАКТИЧЕСКИ НЕ ВЕЛИСЬ. ТИЛЬЗИТСКИЙ МИР ОКАЗАЛСЯ ЛИШЬ ВРЕМЕННОЙ ПЕРЕДЫШКОЙ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНОЙ 1812 Г. ВОЙНА ЗАКОНЧИЛАСЬ БЛИСТАТЕЛЬНОЙ ПОБЕДОЙ РОССИИ, БЛАГОДАРЯ КОТОРОЙ ЕВРОПА БЫЛА ОСВОБОЖДЕНА ОТ НАПОЛЕОНА И БЫЛ УСТАНОВЛЕН НОВЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОРЯДОК, ВЫРАБОТАННЫЙ НА ВЕНСКОМ КОНГРЕССЕ. ВОЙНА ФРАНЦИИ И РОССИИ БЫЛА НЕИЗБЕЖНА, И 12 ИЮНЯ 1812 ГОДА СОБРАВ 600 ТЫСЯЧНУЮ АРМИЮ, НАПОЛЕОН ФОРСИРОВАЛ НЕМАН И ВТОРГСЯ В ПРЕДЕЛЫ РОССИИ. У РУССКОЙ АРМИИ БЫЛ ПЛАН ПРОТИВОСТОЯНИЯ НАПОЛЕОНУ. ПЛАН БЫЛ РАЗРАБОТАН ПРУССКИМ ВОЕННЫМ ТЕОРЕТИКОМ ФУЛЕМ, И ОДОБРЕН ИМПЕРАТОРОМ АЛЕКСАНДРОМ I. ФУЛЬ РАЗДЕЛИЛ РУССКИЕ АРМИИ НА ТРИ ГРУППЫ: 1-ОЙ КОМАНДОВАЛ БАРКЛАЙ – ДЕ – ТОЛЛИ; 2-ОЙБАГРАТИОН; 3-ЕЙ ТОРМАСОВ. ФУЛЬ ПРЕДПОЛАГАЛ, ЧТО АРМИИ БУДУТ ПЛАНОМЕРНО ОТСТУПАТЬ, НА УКРЕПЛЕННЫЕ ПОЗИЦИИ, СОЕДИНЯТЬСЯ, И СДЕРЖАТ НАТИСК НАПОЛЕОНА. НА ПРАКТИКЕ ЖЕ ВЫШЛА КАТАСТРОФА. РУССКИЕ ВОЙСКА ОТСТУПАЛИ, И ВСКОРЕ ФРАНЦУЗЫ ОКАЗАЛИСЬ НЕДАЛЕКО ОТ МОСКВЫ. ПЛАН ФУЛЯ ПОЛНОСТЬЮ ПРОВАЛИЛСЯ, НЕСМОТРЯ НА ОТЧАЯННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА. ТАК, 20 АВГУСТА ПОСТ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ЗАНЯЛ МИХАИЛ КУТУЗОВ. ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ С ФРАНЦИИ КУТУЗОВ ПРОИЗНЕСЕТ ИНТЕРЕСНУЮ ФРАЗУ: «ЧТОБЫ СПАСТИ РОССИЮ, НАДО СЖЕЧЬ МОСКВУ». РУССКИЕ ВОЙСКА ДАДУТ ГЕНЕРАЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ ФРАНЦУЗАМ У ДЕРЕВНИ БОРОДИНО. БЫЛА ВЕЛИКАЯ СЕЧА, ПОЛУЧИВШАЯ НАЗВАНИЕ БОРОДИНСКОЙ БИТВЫ. ПОБЕДИТЕЛЕМ ИЗ НЕЁ НЕ ВЫШЕЛ НИ КТО. ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ, НА ВОЕННОМ СОВЕТЕ В ФИЛЯХ, КУТУЗОВ ПРИМЕТ РЕШЕНИЕ ОТСТУПИТЬ. 2 СЕНТЯБРЯ В МОСКВУ ВОШЛИ ФРАНЦУЗЫ. НАПОЛЕОН РАССЧИТЫВАЛ, ЧТО МОСКВИЧИ ПРИНЕСУТ ЕМУ КЛЮЧ ОТ ГОРОДА. КАК БЫ НЕ ТАК…ОПУСТЕВШАЯ МОСКВА ВСТРЕТИЛА НАПОЛЕОНА СОВСЕМ НЕ ТОРЖЕСТВЕННО. ГОРОД ПОГОРЕЛ, СГОРЕЛИ АМБАРЫ С ПРОВИАНТОМ И АМУНИЦИЕЙ. ЗАНЯТИЕ МОСКВЫ СТАЛО РОКОВЫМ ДЛЯ НАПОЛЕОНА. ОН ТОЛКОМ И НЕ ЗНАЛ, ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ. ФРАНЦУЗСКУЮ АРМИЮ КАЖДЫЙ ДЕНЬ, КАЖДУЮ НОЧЬ, ДОНИМАЛИ ПАРТИЗАНЫ. ВОЙНА 1812 ГОДА ПОИСТИНЕ БЫЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ. В АРМИИ НАПОЛЕОНА НАЧАЛИСЬ РАЗБРОД И ШАТАНИЯ, НАРУШИЛАСЬ ДИСЦИПЛИНА, СОЛДАТЫ ПЬЯНСТВОВАЛИ. НАПОЛЕОН ПРОБЫЛ В МОСКВЕ ДО 7 ОКТЯБРЯ 1812 ГОДА. ФРАНЦУЗСКАЯ АРМИЯ РЕШИЛА ОТСТУПАТЬ НА ЮГ, В ХЛЕБНЫЕ, НЕ РАЗОРЕННЫЕ ВОЙНОЙ ОБЛАСТИ. РУССКАЯ АРМИЯ ДАЛА БОЙ ФРАНЦУЗАМ У МАЛОЯРОСЛАВЦА. ГОРОД ПОГРЯЗ В ОЖЕСТОЧЕННЫХ БОЯХ, НО ФРАНЦУЗЫ ДРОГНУЛИ. НАПОЛЕОН БЫЛ ВЫНУЖДЕН ОТСТУПАТЬ ПО СТАРОЙ СМОЛЕНСКОЙ ДОРОГЕ, ТОЙ САМОЙ, ПО КОТОРОЙ ОН ПРИШЕЛ. БОИ ПОД ВЯЗЬМОЙ, КРАСНЫМ И У ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ БЕРЕЗИНУ, ПОЛОЖИЛИ КОНЕЦ НАПОЛЕОНОВСКОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ.

 

 

НА ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗАЛИ ДВА СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СТРАНЫ - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г. И ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ. ОНИ СЫГРАЛИ ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, ПОВЛИЯЛИ НА ПОЛИТИКУ ПРАВИТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. ЭТИ СОБЫТИЯ НЕ ПРОШЛИ БЕССЛЕДНО ДЛЯ МНОГИХ ОБЛАСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ВЫСТУПЛЕНИЕ ДВОРЯНСКИХ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ В ДЕКАБРЕ 1825 Г. БЫЛО, НЕСОМНЕННО, ВАЖНОЙ ВЕХОЙ В ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ. А.И.ГЕРЦЕН ПИСАЛ, ЧТО ДЕКАБРИСТЫ ПРОБУДИЛИ ДУШУ У НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. СТРЕМЛЕНИЕ ОСМЫСЛИТЬ И ПОНЯТЬ ИДЕИ ДВОРЯНСКИХ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ, ПРИНЯТЬ ИЛИ ОТВЕРГНУТЬ ИХ СПОСОБСТВОВАЛО АКТИВИЗАЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СЛОЕВ РУССКОГО ОБЩЕСТВА, ПОЯВЛЕНИЮ НОВЫХ ОРИЕНТИРОВ В ОФИЦИАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ.ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ XVIII - НАЧАЛА XIX ВВ. ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ РОССИИ К ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ БЫЛА ФАКТОМ ОЧЕВИДНЫМ. ТЕПЕРЬ, ПОСЛЕ СОБЫТИЙ 14 ДЕКАБРЯ 1825 Г., ОСОЗНАНИЕ ЭТОЙ ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СВЯЗИ СТАЛО ВОСПРИНИМАТЬСЯ РЕЗКО КРИТИЧЕСКИ СО СТОРОНЫ ОФИЦИАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ. В ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТАХ (МАНИФЕСТ 13 ИЮЛЯ 1826 Г., ДОНЕСЕНИЕ СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ) ДЕКАБРИЗМ ОБЪЯВЛЯЛСЯ ЗАРАЗОЙ, ПРИВНЕСЕННОЙ ИЗВНЕ, А ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ РОССИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ВОЗВОДИЛОСЬ В ПРИНЦИП ОФИЦИАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ. МЫСЛЬ О ПРЕВОСХОДСТВЕ САМОДЕРЖАВНОЙ, ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ НАД ГНИЮЩИМ ЗАПАДОМ СТАЛА ОДНОЙ ИЗ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕОРИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ. П. Я. ЧААДАЕВ (1794-1856) ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ПОДВЕРГ ОФИЦИАЛЬНУЮ ИДЕОЛОГИЮ УНИЧТОЖАЮЩЕЙ КРИТИКЕ. ЕГО ФИЛОСОФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО, ОПУБЛИКОВАННОЕ В 1836 Г. В ЖУРНАЛЕ ТЕЛЕСКОП, БЫЛО, ПО СЛОВАМ ГЕРЦЕНА, ПОДОБНО ВЫСТРЕЛУ, РАЗДАВШЕМУСЯ В ТЕМНУЮ НОЧЬ, ОНО ПОТРЯСЛО ВСЮ МЫСЛЯЩУЮ РОССИЮ. ЧААДАЕВ ПЫТАЛСЯ ПО СВОЕМУ РЕШИТЬ ПРОКЛЯТЫЕ ВОПРОСЫ ЭПОХИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ДЕКАБРИСТАМИ, СМОГ ПРОБУДИТЬ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О СУДЬБАХ РОССИИ. НО В ОТЛИЧИЕ ОТ ОФИЦИАЛЬНЫХ ПОЛИТИКОВ И ИДЕОЛОГОВ (А. Х. БЕНКЕНДОРФ, С. С. УВАРОВ) ЧААДАЕВ НИГИЛИСТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАЛ ИСТОРИЮ РОССИИ, ПЕССИМИСТИЧЕСКИ СМОТРЕЛ НА ЕЕ НАСТОЯЩЕЕ, А БУДУЩЕЕ ВИДЕЛ ТОЛЬКО В ПРИОБЩЕНИИ К ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ. ИМЕННО ТЕЗИС - ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ КАТОЛИЦИЗМ ВОЗМОЖЕН ПУТЬ К СОЦИАЛЬНОМУ И КУЛЬТУРНОМУ ВОЗРОЖДЕНИЮ - БЫЛ ОТВЕРГНУТ ФАКТИЧЕСКИ ВСЕМ МЫСЛЯЩИМ РУССКИМ ОБЩЕСТВОМ.ОДНАКО ПИСЬМО ЧААДАЕВА СТАЛО КАТАЛИЗАТОРОМ УМСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ, ЗАСТАВЛЯЛО ЗАДУМЫВАТЬСЯ НАД ВОПРОСАМИ, КОТОРЫЕ ОН ПОСТАВИЛ. ЧААДАЕВ СОЗДАЛ ФИЛОСОФСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ РУССКОЙ ИСТОРИИ, И ЕГО ИДЕИ ВОСПРИНЯЛИ И ПЫТАЛИСЬ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ МНОГИЕ ИЗ ПОСЛЕДУЮЩИХ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ.МЫСЛЬ О НЕОБХОДИМОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПРОЧНО ВХОДИТ В ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ; ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В 30-40-Е ГОДЫ ТЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ - ЗАПАДНИЧЕСТВО, СЛАВЯНОФИЛЬСТВО, УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, - РАЗЛИЧАЯСЬ ПО СТЕПЕНИ РАДИКАЛИЗМА, ФИЛОСОФСКОЙ ОСНОВЕ, ИСХОДИЛИ ИЗ НЕИЗБЕЖНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВА ВПЕРЕД.

40-Е ГОДЫ XIX В. ЯВИЛИСЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ ДЕСЯТИЛЕТИЕМ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ. ИЗ ТАЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБСУЖДЕНИЕ ЖИВОТРЕПЕЩУЩИХ ВОПРОСОВ ПЕРЕНОСИЛОСЬ В БОЛЕЕ ШИРОКУЮ СРЕДУ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, УНИВЕРСИТЕТСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА, НА СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛОВ. ОДНИМ ИЗ УСЛОВИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, КАК ПИСАЛ СОВРЕМЕННИК, СТАНОВИЛИСЬ ПУБЛИЧНЫЕ ЛЕКЦИИ В УНИВЕРСИТЕТАХ; СВОЕОБРАЗНЫМИ ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫМИ ЦЕНТРАМИ БЫЛИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ В СТОЛИЧНЫХ И НЕКОТОРЫХ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ГОРОДАХ. В ОДНОМ ИЗ ТАКИХ ШИРОКО ИЗВЕСТНЫХ САЛОНОВ - В ДОМЕ А. П. ЕЛАГИНОЙ В МОСКВЕ ПРОИСХОДИЛИ ЗНАМЕНИТЫЕ СПОРЫ СЛАВЯНОФИЛОВ И ЗАПАДНИКОВ О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ РОССИИ.

ЗАПАДНИЧЕСТВО И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО БЫЛИ ТЕЧЕНИЯМИ РАННЕГО РУССКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА И ЗНАМЕНОВАЛИ СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИБЕРАЛЬНО-БУРЖУАЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ В РОССИИ. К ЗАПАДНИЧЕСТВУ (ПРИЗНАЕТСЯ ИЗВЕСТНАЯ УСЛОВНОСТЬ ЭТОГО ПОНЯТИЯ) ПРИНАДЛЕЖАЛИ ИСТОРИКИ И ПРАВОВЕДЫ Т. Н. ГРАНОВСКИЙ И С. М. СОЛОВЬЕВ, Б. Н. ЧИЧЕРИН И К. Д. КАВЕЛИН, ПУБЛИЦИСТЫ В. П. БОТКИН, П. В. АННЕНКОВ И ДР. ВМЕСТЕ С ЗАПАДНИКАМИ В ИДЕЙНЫХ СПОРАХ СО СЛАВЯНОФИЛАМИ ВЫСТУПАЛИ В. Г. БЕЛИНСКИЙ И А. И. ГЕРЦЕН, ВЫРАБОТАВШИЕ В ЭТИХ ДИСКУССИЯХ СВОЮ РЕВОЛЮЦИОННУЮ КОНЦЕПЦИЮ. ЗАПАДНИКИ БЫЛИ СТОРОННИКАМИ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ, БУРЖУАЗНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ, КОТОРЫЕ МОГЛИ ОСУЩЕСТВИТЬСЯ, ПО ИХ МНЕНИЮ, ПУТЕМ РЕФОРМ.СЛАВЯНОФИЛЫ (А. С. ХОМЯКОВ, К.С. И И.С. АКСАКОВЫ, П.В. И И.В. КИРЕЕВСКИЕ, Ю.Ф. САМАРИН И ДР.) ВЫСТУПАЛИ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАПАДНИКОВ, ЗА ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНОЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ, НЕЖЕЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ. В ОСНОВЕ ЕГО ЛЕЖАЛИ САМОБЫТНЫЕ НРАВСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ НАЧАЛА ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ, К ВОЗРОЖДЕНИЮ КОТОРЫХ ПРИЗЫВАЛИ СЛАВЯНОФИЛЫ. ОНИ БЫЛИ УБЕЖДЕННЫМИ ПРОТИВНИКАМИ РЕВОЛЮЦИИ, НО, КАК И ЗАПАДНИКИ, ОТСТАИВАЛИ МИРНЫЙ ПУТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ РЕФОРМЫ 1861 Г. ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ СОСТАВИЛИ ЕДИНЫЙ ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ.СУЩЕСТВЕННО ВАЖНЫМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БЫЛИ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ КУЛЬТУРЫ, НЕКРИТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ К ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЯМ. (А. С. ХОМЯКОВ О ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ. 1847 Г.).К 30-М ГОДАМ ОТНОСИТСЯ РАЗВИТИЕ ИДЕЙ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА. В РОССИИ ОН РАСПРОСТРАНЯЛСЯ В ФОРМЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ИЛИ ОБЩИННОГО СОЦИАЛИЗМА (А. И. ГЕРЦЕН), ЕГО ОСОБЕННОСТЬЮ БЫЛО ПРИЗНАНИЕ ПРИОРИТЕТА РЕВОЛЮЦИОННЫХ МЕТОДОВ БОРЬБЫ. ИМЕННО ЗДЕСЬ ШЕЛ ПОИСК ПУТЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОГРАНИЧЕННОСТИ ДВОРЯНСКОЙ РЕВОЛЮЦИОННОСТИ (БОРЬБА ДЛЯ НАРОДА, НО БЕЗ НАРОДА) И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ. В 40-50-Е ГОДЫ XIX В. ФОРМИРУЕТСЯ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕМОКРАТИЗМ. ОСТАВАЯСЬ В РАМКАХ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА, ОН ЯВЛЯЛСЯ ИДЕОЛОГИЕЙ, ВЫРАЖАВШЕЙ ИНТЕРЕСЫ КРЕСТЬЯНСТВА.

ЗАПАДНИКИ СТОЯЛИ НА ПОЗИЦИЯХ КУЛЬТУРНОГО УНИВЕРСАЛИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА. ОНИ ВЫСОКО ЦЕНИЛИ ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ, ВЫСТУПАЛИ ЗА РАЗВИТИЕ РОССИИ ПО ЗАПАДНОМУ ПУТИ, СЧИТАЯ ЕГО ОБЩИМ И НЕИЗБЕЖНЫМ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ. ЗАПАДНИКИ БЫЛИ СТОРОННИКАМИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ, НАУКИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ, БУРЖУАЗНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ, КОТОРЫЕ МОГЛИ ПРЕТВОРЯТЬСЯ В ЖИЗНЬ, ПО ИХ МНЕНИЮ, ТОЛЬКО ПУТЕМ РЕФОРМ.СЛАВЯНОФИЛЫ, НАПРОТИВ, СТОЯЛИ НА ПОЗИЦИЯХ КУЛЬТУРНОГО РЕЛЯТИВИЗМА И ПРАВОСЛАВИЯ. ОНИ ОТРИЦАТЕЛЬНО ОЦЕНИВАЛИ ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, НАРУШИВШИЕ, ПО ИХ МНЕНИЮ, ЕСТЕСТВЕННУЮ ЭВОЛЮЦИЮ РОССИИ. ОНИ ВЫСТУПАЛИ ЗА ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНОЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ, НЕЖЕЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ. СЛАВЯНОФИЛЫ НАСТАИВАЛИ НА САМОБЫТНОМ РАЗВИТИИ РОССИИ, ДЕЛАЯ АКЦЕНТ НА ЕЕ РЕЛИГИОЗНО-ИСТОРИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНОМ СВОЕОБРАЗИИ, ОПИРАЯСЬ НА ФОРМЫ, СПОСОБЫ И ТРАДИЦИИ, ИСТОЧНИКАМИ КОТОРЫХ БЫЛИ РУССКАЯ ОБЩИНА, АРТЕЛЬ И ПРАВОСЛАВИЕ.ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ ПОЛУЧИЛИ ШИРОКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС И ПОЛОЖИЛИ НАЧАЛО РАЗВИТИЮ ОРИГИНАЛЬНОГО И САМОБЫТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ, ОСНОВУ, КОТОРОГО СОСТАВИЛ НЕ ЗАПАДНЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ, А ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ. В ПОЗНАНИИ ИСТИНЫ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТДАЕТ ПРЕДПОЧТЕНИЕ РАЗУМУ. СЛАВЯНОФИЛЫ РАЗРАБАТЫВАЛИ КОНЦЕПЦИЮ ЦЕЛОСТНОСТИ ДУХА, СОГЛАСНО КОТОРОЙ В ПОЗНАНИИ УЧАСТВОВАЛИ ВСЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЧУВСТВА, РАЗУМ, ВЕРА, ВОЛЯ И ЛЮБОВЬ.


 

19. ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ. (1816-1825гг).
ХРОНОЛОГИЯ

1816 — 1817 ГГ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ “СОЮЗА СПАСЕНИЯ”.

1818 — 1821 ГГ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ “СОЮЗА БЛАГОДЕНСТВИЯ”.

1821 Г. ОБРАЗОВАНИЕ “ЮЖНОГО ОБЩЕСТВА”.

1821 — 1822 ГГ. ОБРАЗОВАНИЕ “СЕВЕРНОГО ОБЩЕСТВА”.

1825 Г., 14 ДЕКАБРЯ ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ В ПЕТЕРБУРГЕ.

1825 Г., 29 ДЕКАБРЯ ВОССТАНИЕ ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА.

ДЕКАБРИСТЫ — УЧАСТНИКИ РОССИЙСКОГО ДВОРЯНСКОГО ОППОЗИЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ, ЧЛЕНЫ РАЗЛИЧНЫХ ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1810-Х — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1820-Х, ОРГАНИЗОВАВШИЕ АНТИПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ ВОССТАНИЕ 14 ДЕКАБРЯ 1825 И ПОЛУЧИВШИЕ НАЗВАНИЕ ПО МЕСЯЦУ ВОССТАНИЯ.

В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XIX ВЕКА ЧАСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА СЧИТАЕТ САМОДЕРЖАВИЕ И КРЕПОСТНОЕ ПРАВО ГУБИТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. В ИХ СРЕДЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРЫХ ДОЛЖНА ИЗМЕНИТЬ УСТОИ РОССИЙСКОЙ ЖИЗНИ.

ФОРМИРОВАНИЮ ИДЕОЛОГИИ БУДУЩИХ ДЕКАБРИСТОВ СПОСОБСТВОВАЛО:

РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ С ЕЁ БЕСЧЕЛОВЕЧНЫМ КРЕПОСТНИЧЕСТВОМ;

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПОДЪЁМ, ВЫЗВАННЫЙ ПОБЕДОЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА;

ВЛИЯНИЕ РАБОТ ЗАПАДНЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ: ВОЛЬТЕРА, РУССО, МОНТЕСКЬЁ;

НЕЖЕЛАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АЛЕКСАНДРА I ПРОВОДИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ.

ВМЕСТЕ С ТЕМ НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ИДЕИ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ НЕ БЫЛИ ЕДИНЫМИ, НО ВСЕ ОНИ БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА РЕФОРМИРОВАНИЕ, БЫЛИ НАСТРОЕНЫ ПРОТИВ САМОДЕРЖАВНОГО РЕЖИМА И КРЕПОСТНОГО ПРАВА.

 

НА ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗАЛИ ДВА СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СТРАНЫ - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г. И ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ. ОНИ СЫГРАЛИ ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, ПОВЛИЯЛИ НА ПОЛИТИКУ ПРАВИТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. ЭТИ СОБЫТИЯ НЕ ПРОШЛИ БЕССЛЕДНО ДЛЯ МНОГИХ ОБЛАСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ВЫСТУПЛЕНИЕ ДВОРЯНСКИХ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ В ДЕКАБРЕ 1825 Г. БЫЛО, НЕСОМНЕННО, ВАЖНОЙ ВЕХОЙ В ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ. А.И.ГЕРЦЕН ПИСАЛ, ЧТО ДЕКАБРИСТЫ ПРОБУДИЛИ ДУШУ У НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. СТРЕМЛЕНИЕ ОСМЫСЛИТЬ И ПОНЯТЬ ИДЕИ ДВОРЯНСКИХ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ, ПРИНЯТЬ ИЛИ ОТВЕРГНУТЬ ИХ СПОСОБСТВОВАЛО АКТИВИЗАЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СЛОЕВ РУССКОГО ОБЩЕСТВА, ПОЯВЛЕНИЮ НОВЫХ ОРИЕНТИРОВ В ОФИЦИАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ.ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ XVIII - НАЧАЛА XIX ВВ. ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ РОССИИ К ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ БЫЛА ФАКТОМ ОЧЕВИДНЫМ. ТЕПЕРЬ, ПОСЛЕ СОБЫТИЙ 14 ДЕКАБРЯ 1825 Г., ОСОЗНАНИЕ ЭТОЙ ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СВЯЗИ СТАЛО ВОСПРИНИМАТЬСЯ РЕЗКО КРИТИЧЕСКИ СО СТОРОНЫ ОФИЦИАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ. В ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТАХ (МАНИФЕСТ 13 ИЮЛЯ 1826 Г., ДОНЕСЕНИЕ СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ) ДЕКАБРИЗМ ОБЪЯВЛЯЛСЯ ЗАРАЗОЙ, ПРИВНЕСЕННОЙ ИЗВНЕ, А ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ РОССИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ВОЗВОДИЛОСЬ В ПРИНЦИП ОФИЦИАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ. МЫСЛЬ О ПРЕВОСХОДСТВЕ САМОДЕРЖАВНОЙ, ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ НАД ГНИЮЩИМ ЗАПАДОМ СТАЛА ОДНОЙ ИЗ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕОРИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ. П. Я. ЧААДАЕВ (1794-1856) ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ПОДВЕРГ ОФИЦИАЛЬНУЮ ИДЕОЛОГИЮ УНИЧТОЖАЮЩЕЙ КРИТИКЕ. ЕГО ФИЛОСОФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО, ОПУБЛИКОВАННОЕ В 1836 Г. В ЖУРНАЛЕ ТЕЛЕСКОП, БЫЛО, ПО СЛОВАМ ГЕРЦЕНА, ПОДОБНО ВЫСТРЕЛУ, РАЗДАВШЕМУСЯ В ТЕМНУЮ НОЧЬ, ОНО ПОТРЯСЛО ВСЮ МЫСЛЯЩУЮ РОССИЮ. ЧААДАЕВ ПЫТАЛСЯ ПО СВОЕМУ РЕШИТЬ ПРОКЛЯТЫЕ ВОПРОСЫ ЭПОХИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ДЕКАБРИСТАМИ, СМОГ ПРОБУДИТЬ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О СУДЬБАХ РОССИИ. НО В ОТЛИЧИЕ ОТ ОФИЦИАЛЬНЫХ ПОЛИТИКОВ И ИДЕОЛОГОВ (А. Х. БЕНКЕНДОРФ, С. С. УВАРОВ) ЧААДАЕВ НИГИЛИСТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАЛ ИСТОРИЮ РОССИИ, ПЕССИМИСТИЧЕСКИ СМОТРЕЛ НА ЕЕ НАСТОЯЩЕЕ, А БУДУЩЕЕ ВИДЕЛ ТОЛЬКО В ПРИОБЩЕНИИ К ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ. ИМЕННО ТЕЗИС - ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ КАТОЛИЦИЗМ ВОЗМОЖЕН ПУТЬ К СОЦИАЛЬНОМУ И КУЛЬТУРНОМУ ВОЗРОЖДЕНИЮ - БЫЛ ОТВЕРГНУТ ФАКТИЧЕСКИ ВСЕМ МЫСЛЯЩИМ РУССКИМ ОБЩЕСТВОМ.ОДНАКО ПИСЬМО ЧААДАЕВА СТАЛО КАТАЛИЗАТОРОМ УМСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ, ЗАСТАВЛЯЛО ЗАДУМЫВАТЬСЯ НАД ВОПРОСАМИ, КОТОРЫЕ ОН ПОСТАВИЛ. ЧААДАЕВ СОЗДАЛ ФИЛОСОФСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ РУССКОЙ ИСТОРИИ, И ЕГО ИДЕИ ВОСПРИНЯЛИ И ПЫТАЛИСЬ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ МНОГИЕ ИЗ ПОСЛЕДУЮЩИХ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ.МЫСЛЬ О НЕОБХОДИМОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПРОЧНО ВХОДИТ В ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ; ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В 30-40-Е ГОДЫ ТЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ - ЗАПАДНИЧЕСТВО, СЛАВЯНОФИЛЬСТВО, УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, - РАЗЛИЧАЯСЬ ПО СТЕПЕНИ РАДИКАЛИЗМА, ФИЛОСОФСКОЙ ОСНОВЕ, ИСХОДИЛИ ИЗ НЕИЗБЕЖНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВА ВПЕРЕД.

40-Е ГОДЫ XIX В. ЯВИЛИСЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ ДЕСЯТИЛЕТИЕМ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ. ИЗ ТАЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБСУЖДЕНИЕ ЖИВОТРЕПЕЩУЩИХ ВОПРОСОВ ПЕРЕНОСИЛОСЬ В БОЛЕЕ ШИРОКУЮ СРЕДУ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, УНИВЕРСИТЕТСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА, НА СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛОВ. ОДНИМ ИЗ УСЛОВИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, КАК ПИСАЛ СОВРЕМЕННИК, СТАНОВИЛИСЬ ПУБЛИЧНЫЕ ЛЕКЦИИ В УНИВЕРСИТЕТАХ; СВОЕОБРАЗНЫМИ ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫМИ ЦЕНТРАМИ БЫЛИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ В СТОЛИЧНЫХ И НЕКОТОРЫХ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ГОРОДАХ. В ОДНОМ ИЗ ТАКИХ ШИРОКО ИЗВЕСТНЫХ САЛОНОВ - В ДОМЕ А. П. ЕЛАГИНОЙ В МОСКВЕ ПРОИСХОДИЛИ ЗНАМЕНИТЫЕ СПОРЫ СЛАВЯНОФИЛОВ И ЗАПАДНИКОВ О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ РОССИИ.

ЗАПАДНИЧЕСТВО И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО БЫЛИ ТЕЧЕНИЯМИ РАННЕГО РУССКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА И ЗНАМЕНОВАЛИ СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИБЕРАЛЬНО-БУРЖУАЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ В РОССИИ. К ЗАПАДНИЧЕСТВУ (ПРИЗНАЕТСЯ ИЗВЕСТНАЯ УСЛОВНОСТЬ ЭТОГО ПОНЯТИЯ) ПРИНАДЛЕЖАЛИ ИСТОРИКИ И ПРАВОВЕДЫ Т. Н. ГРАНОВСКИЙ И С. М. СОЛОВЬЕВ, Б. Н. ЧИЧЕРИН И К. Д. КАВЕЛИН, ПУБЛИЦИСТЫ В. П. БОТКИН, П. В. АННЕНКОВ И ДР. ВМЕСТЕ С ЗАПАДНИКАМИ В ИДЕЙНЫХ СПОРАХ СО СЛАВЯНОФИЛАМИ ВЫСТУПАЛИ В. Г. БЕЛИНСКИЙ И А. И. ГЕРЦЕН, ВЫРАБОТАВШИЕ В ЭТИХ ДИСКУССИЯХ СВОЮ РЕВОЛЮЦИОННУЮ КОНЦЕПЦИЮ. ЗАПАДНИКИ БЫЛИ СТОРОННИКАМИ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ, БУРЖУАЗНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ, КОТОРЫЕ МОГЛИ ОСУЩЕСТВИТЬСЯ, ПО ИХ МНЕНИЮ, ПУТЕМ РЕФОРМ.СЛАВЯНОФИЛЫ (А. С. ХОМЯКОВ, К.С. И И.С. АКСАКОВЫ, П.В. И И.В. КИРЕЕВСКИЕ, Ю.Ф. САМАРИН И ДР.) ВЫСТУПАЛИ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАПАДНИКОВ, ЗА ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНОЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ, НЕЖЕЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ. В ОСНОВЕ ЕГО ЛЕЖАЛИ САМОБЫТНЫЕ НРАВСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ НАЧАЛА ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ, К ВОЗРОЖДЕНИЮ КОТОРЫХ ПРИЗЫВАЛИ СЛАВЯНОФИЛЫ. ОНИ БЫЛИ УБЕЖДЕННЫМИ ПРОТИВНИКАМИ РЕВОЛЮЦИИ, НО, КАК И ЗАПАДНИКИ, ОТСТАИВАЛИ МИРНЫЙ ПУТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ РЕФОРМЫ 1861 Г. ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ СОСТАВИЛИ ЕДИНЫЙ ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ.СУЩЕСТВЕННО ВАЖНЫМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БЫЛИ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ КУЛЬТУРЫ, НЕКРИТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ К ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЯМ. (А. С. ХОМЯКОВ О ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ. 1847 Г.).К 30-М ГОДАМ ОТНОСИТСЯ РАЗВИТИЕ ИДЕЙ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА. В РОССИИ ОН РАСПРОСТРАНЯЛСЯ В ФОРМЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ИЛИ ОБЩИННОГО СОЦИАЛИЗМА (А. И. ГЕРЦЕН), ЕГО ОСОБЕННОСТЬЮ БЫЛО ПРИЗНАНИЕ ПРИОРИТЕТА РЕВОЛЮЦИОННЫХ МЕТОДОВ БОРЬБЫ. ИМЕННО ЗДЕСЬ ШЕЛ ПОИСК ПУТЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОГРАНИЧЕННОСТИ ДВОРЯНСКОЙ РЕВОЛЮЦИОННОСТИ (БОРЬБА ДЛЯ НАРОДА, НО БЕЗ НАРОДА) И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ. В 40-50-Е ГОДЫ XIX В. ФОРМИРУЕТСЯ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕМОКРАТИЗМ. ОСТАВАЯСЬ В РАМКАХ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА, ОН ЯВЛЯЛСЯ ИДЕОЛОГИЕЙ, ВЫРАЖАВШЕЙ ИНТЕРЕСЫ КРЕСТЬЯНСТВА.

ЗАПАДНИКИ СТОЯЛИ НА ПОЗИЦИЯХ КУЛЬТУРНОГО УНИВЕРСАЛИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА. ОНИ ВЫСОКО ЦЕНИЛИ ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ, ВЫСТУПАЛИ ЗА РАЗВИТИЕ РОССИИ ПО ЗАПАДНОМУ ПУТИ, СЧИТАЯ ЕГО ОБЩИМ И НЕИЗБЕЖНЫМ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ. ЗАПАДНИКИ БЫЛИ СТОРОННИКАМИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ, НАУКИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ, БУРЖУАЗНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ, КОТОРЫЕ МОГЛИ ПРЕТВОРЯТЬСЯ В ЖИЗНЬ, ПО ИХ МНЕНИЮ, ТОЛЬКО ПУТЕМ РЕФОРМ.СЛАВЯНОФИЛЫ, НАПРОТИВ, СТОЯЛИ НА ПОЗИЦИЯХ КУЛЬТУРНОГО РЕЛЯТИВИЗМА И ПРАВОСЛАВИЯ. ОНИ ОТРИЦАТЕЛЬНО ОЦЕНИВАЛИ ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, НАРУШИВШИЕ, ПО ИХ МНЕНИЮ, ЕСТЕСТВЕННУЮ ЭВОЛЮЦИЮ РОССИИ. ОНИ ВЫСТУПАЛИ ЗА ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНОЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ, НЕЖЕЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ. СЛАВЯНОФИЛЫ НАСТАИВАЛИ НА САМОБЫТНОМ РАЗВИТИИ РОССИИ, ДЕЛАЯ АКЦЕНТ НА ЕЕ РЕЛИГИОЗНО-ИСТОРИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНОМ СВОЕОБРАЗИИ, ОПИРАЯСЬ НА ФОРМЫ, СПОСОБЫ И ТРАДИЦИИ, ИСТОЧНИКАМИ КОТОРЫХ БЫЛИ РУССКАЯ ОБЩИНА, АРТЕЛЬ И ПРАВОСЛАВИЕ.ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ ПОЛУЧИЛИ ШИРОКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС И ПОЛОЖИЛИ НАЧАЛО РАЗВИТИЮ ОРИГИНАЛЬНОГО И САМОБЫТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ, ОСНОВУ, КОТОРОГО СОСТАВИЛ НЕ ЗАПАДНЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ, А ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ. В ПОЗНАНИИ ИСТИНЫ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТДАЕТ ПРЕДПОЧТЕНИЕ РАЗУМУ. СЛАВЯНОФИЛЫ РАЗРАБАТЫВАЛИ КОНЦЕПЦИЮ ЦЕЛОСТНОСТИ ДУХА, СОГЛАСНО КОТОРОЙ В ПОЗНАНИИ УЧАСТВОВАЛИ ВСЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЧУВСТВА, РАЗУМ, ВЕРА, ВОЛЯ И ЛЮБОВЬ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.02 с.)