ТОП 10:

АВГУСТОВСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС1991 И КРАХ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.



АВГУСТОВСКИЕ СОБЫТИЯ 1991 Г., ЛИКВИДАЦИЯ СССР ВЫДВИНУЛИ ЗАДАЧУ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО СТАЛИ СОЗДАВАТЬСЯ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СТРУКТУРЫ. ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИИ БЫЛИ СОЗДАНЫ – СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕЗИДЕНТСКИЙ СОВЕТ, ВВЕДЕНА ДОЛЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ. НА МЕСТАХ ВВОДИЛСЯ ИНСТИТУТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРЕЗИДЕНТА, КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛИ ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ В ОБХОД МЕСТНЫХ СОВЕТОВ. НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРЕЗИДЕНТОМ ФОРМИРОВАЛОСЬ И ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ, ВСЕ НАЗНАЧЕНИЯ ПРОВОДИЛИСЬ ПО ПРЯМОМУ УКАЗАНИЮ Б.Н. ЕЛЬЦИНА, УПРАВЛЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ НА ОСНОВАНИИ УКАЗОВ. ПРОВЕДЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИШЛИ В ПРОТИВОРЕЧИЕ С ПОЛОЖЕНИЯМИ КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1977 ГО­ДА. ОНА НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЛА ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА И ПРЕЗИДЕНТСКИХ СТРУКТУР ВЛАСТИ. В НЕЙ ОТВЕРГАЛАСЬ САМА ИДЕЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, ГОВОРИЛОСЬ, ЧТО ВСЯ ВЛАСТЬ ЦЕНТРЕ И НА МЕСТАХ ПРИНАДЛЕЖИТ СОВЕТАМ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ. ВЫСШИМ ОРГАНОМ ВЛАСТИ БЫЛ СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ, А В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ СЪЕЗДАМИ – ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР. ПРАВИТЕЛЬСТВО БЫЛО ПОДОТЧЕТНО ВЕРХОВНОМУ СОВЕТУ. С НАЧАЛОМ РЕФОРМ И ИХ ВЫСОКОЙ ЦЕНОЙ, В СТРАНЕ ФОРМИРУЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ ПОЛИТИКЕ ПРЕЗИДЕНТА. ЦЕНТРОМ ОППОЗИЦИИ СТАНОВИТСЯ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОТИВОРЕЧИЕ СОВЕТОВ И ПРЕЗИДЕНТА ЗАШЛО В ТУПИК. ИЗМЕНИТЬ ЖЕ КОНСТИТУЦИЮ МОГ ТОЛЬКО СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ИЛИ ВСЕНАРОДНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ. В МАРТЕ 1993 ГОДА Б. ЕЛЬЦИН В ОБРАЩЕНИИ К ГРАЖДАНАМ РОССИИ ОБЪЯВИЛ О ВВЕДЕНИИ В СТРАНЕ ПРЕЗИДЕНТСКОГО ПРАВЛЕНИЯ ВПЛОТЬ ДО ПРИНЯТИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ. ОДНАКО ЭТО ЗАЯВЛЕНИЕ ВЫЗВАЛО СПЛОЧЕНИЕ ВСЕХ ОППОЗИЦИОННЫХ СИЛ. В АПРЕЛЕ 1993 ГОДА БЫЛ ПРОВЕДЕН ВСЕРОССИЙСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ, НА КОТОРЫЙ БЫЛИ ВЫНЕСЕНЫ ВОПРОСЫ О ДОВЕРИИ ПРЕЗИДЕНТУ И ПОДДЕРЖАНИИ ЕГО КУРСА. БОЛЬШИНСТВО УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА ВЫСКАЗАЛИСЬ ЗА ДОВЕРИЕ ПРЕЗИДЕНТУ. НА ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЙ РЕФЕРЕНДУМА ПРЕЗИДЕНТ ПРИСТУПИЛ К РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ. 21 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА Б.Н. ЕЛЬЦИН ОБЪЯВИЛ О НАЧАЛЕ «ПОЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ». УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА ЗА №1400 ОБЪЯВЛЯЛ О РОСПУСКЕ СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И ВЕРХОВНОГО СОВЕТА, О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕЙ СИСТЕМЫ СОВЕТОВ СНИЗУ ДОВЕРХУ, ПРОВОЗГЛАШАЛОСЬ ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ В НОВЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ – ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ. ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ДАННЫЙ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА ПРИЗНАЛ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ КОНСТИТУЦИИ И, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ О СМЕЩЕНИИ ПРЕЗИДЕНТА, КАК НАРУШИВШЕГО КОНСТИТУЦИЮ. ПРЕЗИДЕНТОМ БЫЛ ИЗБРАН А.В. РУЦКОЙ. АНТИКОНСТИТУЦИОННЫМИ ПРИЗНАЛ ДЕЙСТВИЯ Б.Н. ЕЛЬЦИНА И КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС ПРИВЕЛ К ВООРУЖЕННОМУ СТОЛКНОВЕНИЮ (3-4 ОКТЯБРЯ 1993 Г.) СТОРОННИКОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА И ПРЕЗИДЕНТА. ОН ЗАВЕРШИЛСЯ РАССТРЕЛОМ ПАРЛАМЕНТА И ЕГО РОСПУСКОМ. ОДЕРЖАВ ВОЕННУЮ ПОБЕДУ ПРЕЗИДЕНТ ИЗДАЛ УКАЗ О ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В НОВЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН – ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, СОСТОЯЩИЙ ИХ ДВУХ ПАЛАТ – СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ. СОГЛАСНО УКАЗУ ПОЛОВИНА ДЕПУТАТОВ ИЗБИРАЛАСЬ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОКРУГАМ, ПОЛОВИНА – ПО СПИСКАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ. ОДНОВРЕМЕННО ПРОВОДИЛСЯ РЕФЕРЕНДУМ ПО НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ.12 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА СОСТОЯЛИСЬ ВЫБОРЫ В ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ И РЕФЕРЕНДУМ ПО ПРИНЯТИЮ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ. ЗА НОВУЮ КОНСТИТУЦИЮ ПРОГОЛОСОВАЛО 58,4% УЧАСТВОВАВШИХ В ГОЛОСОВАНИИ (ОКОЛО 30% СПИСОЧНОГО СОСТАВА).ВСЛЕД ЗА ВЫБОРАМИ В ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ ВЫБОРЫ В МЕСТНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ И ДУМЫ, СОЗДАННЫХ ВМЕСТО РАСПУЩЕННЫХ СОВЕТОВ.СОГЛАСНО КОНСТИТУЦИИ РОССИЯ ЯВЛЯЛАСЬ ФЕДЕРАТИВНОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ С ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ. ПРЕЗИДЕНТ ЯВЛЯЛСЯ ГАРАНТОМ КОНСТИТУЦИИ, ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА, ВЕРХОВНЫМ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИМ. ОН НАЗНАЧАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО СТРАНЫ, КОТОРОЕ ИМЕЛО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТОЛЬКО ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТОМ, ПРЕЗИДЕНТ ОБЛАДАЛ ПРАВОМ ОТЛАГАТЕЛЬНОГО ВЕТО, ИЗДАВАТЬ УКАЗЫ, ИМЕЮЩИЕ СИЛУ ЗАКОНА. ПРЕЗИДЕНТ ИМЕЛ ПРАВО РОСПУСКА ДУМЫ, В СЛУЧАЕ ТРОЕКРАТНОГО ОТКЛОНЕНИЯ ЕЮ КАНДИДАТУРЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ПРЕЗИДЕНТОМ. ПОСЛЕ АВГУСТОВСКИХ СОБЫТИЙ 1991 Г. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ НАЧАЛО ФОРСИРОВАННЫЙ ПЕРЕХОД К РЫНКУ. ВАЖНЕЙШЕЙ ЗАДАЧЕЙ РЕФОРМ НАЗЫВАЛАСЬ ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. ПЕРВЫМ ШАГОМ РЕФОРМ СТАЛА ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН С ЯНВАРЯ 1992 ГОДА НА БОЛЬШИНСТВО ТОВАРОВ И ПРОДУКТОВ. ЦЕНЫ ВОЗРОСЛИ ЗА 6 МЕСЯЦЕВ В 10–12 РАЗ. ПРАВИТЕЛЬСТВО ВИДЕЛО ВЫХОД В ПРОВЕДЕНИИ «МОНЕТАРИСТСКОЙ» ПОЛИТИКИ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ ДОЛЖНО БЫТЬ МИНИМАЛЬНЫМ. В ЭТИХ УСЛОВИЯХ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ ВЫНУЖДЕН БЫЛ ПРЕДОСТАВИТЬ ПРЕДПРИЯТИЯМ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ. ЭТО РЕШЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИ ПОХОРОНИЛО ПЛАН «ШОКОТЕРАПИИ». НАЧАЛСЯ РОСТ ИНФЛЯЦИИ. СЛЕДУЮЩИМ ЭТАПОМ РЕФОРМ СТАЛА ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. КОНЦЕПЦИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ БЫЛА РАЗРАБОТАНА ГОСКОМИМУЩЕСТВОМ РОССИИ ВО ГЛАВЕ С А. ЧУБАЙСОМ. СОГЛАСНО ЕЙ БЫЛО ПРОВЕДЕНО АКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕН­НЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, 51% АКЦИЙ РАСПРЕДЕЛЯЛИСЬ МЕЖДУ РАБОТНИКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ, А ОСТАЛЬНЫЕ ПОСТУПАЛИ В ОТКРЫТУЮ ПРОДАЖУ: КАЖДОМУ РОССИЯНИНУ ВЫДАВАЛСЯ ПРИВАТИЗАЦИОННЫЙ ЧЕК (ВАУЧЕР), СТОИМОСТЬЮ В 10 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ (СУММА БЫЛА ОПРЕДЕЛЕНА ИСХОДЯ ИЗ ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА 1 ЯНВАРЯ 1992 Г. В 1 ТРЛН. 400 МЛРД. РУБ.) В СОЦИАЛЬНОМ ПЛАНЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕСЛЕДОВАЛАСЬ ЦЕЛЬ: «СОЗДАНИЕ КЛАССА СОБСТВЕННИКОВ». ОДНОВРЕМЕННО С ПРИВАТИЗАЦИЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ШЛА МАЛАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ, ТО ЕСТЬ ПРОДАЖА ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ, СФЕРЫ УСЛУГ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И Т.Д. В 1991 Г. НАЧАЛАСЬ АГРАРНАЯ РЕФОРМА И В ЕЕ РАМКАХ – ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА, ПОД КОТОРОЙ ПОНИМАЛОСЬ УСТРАНЕНИЕ МОНОПОЛИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ В ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА И ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ. В СТРАНЕ НАЧИНАЮТ СОЗДАВАТЬСЯ ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА.

 

ПРЕДПОСЫЛКИ РАСПАДА СССР:ВОТФАКТОРЫ, НОСЯЩИЕ ОБЩЕПРИЗНАННЫЙ ХАРАКТЕР:1) ГЛУБОКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС, ОХВАТИВШИЙ ВСЮ СТРАНУ. КРИЗИС ПРИВЕЛ К РАЗРЫВУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ПОРОДИЛ У РЕСПУБЛИК СТРЕМЛЕНИЕ "СПАСАТЬСЯ В ОДИНОЧКУ".2) РАЗРУШЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ - РЕЗКОЕ ОCЛАБЛЕНИЕ ЦЕНТРА3) РАСПАД КПСС4). ОБОСТРЕНИЕ МЕЖНАИЦОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ ПОДОРВАЛИ ГОС. ЕДИНСТВО, СТАВ ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН РАЗРУШЕНИЯ СОЮЗНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.ФАКТОРЫ, НАЛИЧИЕ И РОЛЬ КОТОРЫЙ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДМЕТОМ ДИСКУССИЙ:1) ПОДРЫВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦСЛУЖБ И "ПЯТОЙ КОЛОННЫ" ВНУТРИ СТРАНЫ.2) РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕПАРАТИЗМ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ АМБТИЦИОЗНОСТЬ МЕСТНЫХ ЛИДЕРОВ3) ОБЩЕИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - "ВСЕ ИМПЕРИИ ОДНАЖДЫ ЖДЕТ РАСПАД" - НО БЫЛ ЛИ СССР ИМПЕРИЕЙ В ПРИВЫЧНОМ СМЫСЛЕ СЛОВА - ЭТО ЕЩЕ ВОПРОС.ДИНАМИКА ОСЛАБЛЕНИЯ ЦЕНТРА: СОВЕТА ОТТЕСНИЛИ ПАРТИЮ НА ОБЧИНУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ПРЕЗИДЕНТ НЕ ДОПУСТИЛ МОНОПОЛИИ СОВЕТОВ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСПУБЛИКИ ПЕРЕСТАЛИ НУЖДАТЬСЯ В СОЮЗНОМ ПРЕЗИДЕНТЕ, СОЮЗ РУХНУЛ

Б. РАСПАД КПСС, ЦЕМЕНТИРУЮЩЕЙ СИЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ВСЕЙ СОЮЗНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ШЕЛ НЕ ТОЛЬКО ПО ИДЕЙНОЙ, НО И ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНИИ.А) КОНЕЦ 89-90 ГГ. - ВЫХОД ИЗ КПСС ПРИБАЛТИЙСКИХ КОМПАРТИЙБ) 90 Г. - СОЗДАНИЕ КП РСФСР (В СОСТАВЕ КПСС)В) 90-91 ГГ. - МНОГОПАРТИЙНОСТЬ. В ЯНВАРЕ 1991 В ХАРЬКОВЕ ПРОХОДИТ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС (47 ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ ИЗ 12 РЕСПУБЛИК), КОТОРЫЙ ПРЕДЛОЖИЛ ВЫРАЗИТЬ НЕДОВЕРИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВУ И ПРЕЗИДЕНТУ, БАЙКОТИРОВАТЬ РЕФЕРЕНДУМ 17 МАРТА И РАСПУСТИТЬ СССР.В. ОСЛАБЛЕНИЕ ВЛАСТИ СОВЕТОВ- СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП ОСЛБАЛЕНИЯ ЦЕНТРА (МАТЕРИАЛ В БИЛЕТЕ 18)Г. НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ, " РАЗБЕГАНИЕ" РЕСПУБЛИК, ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВА) 1988 Г. - ОППОЗИЦИЯ В ПРИБАЛТИКЕ БЕРЕТ КУРС НА ВЫХОД ИЗ СССР. "САЮДИС" В ЛИТВЕ, ФРОНТЫ В ЛАТВИИ И ЭСТОНИИ (ПОЗДНЕЕ ОНИ ПОБЕДЯТ НА ВЫБОРАХ),Б) 1988 - НАЧАЛО АРМЯНО-АЗЕБАЙДЖАНСКОГО КОНФЛИКТА ПО ПОВОДУ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НАГОРНОГО КАРАБАХА. БОЛЬШИЕ ЖЕРТВЫ, СВЫШЕ 800 ТЫС. БЕЖЕНЦЕВ. БЕСПОМОЩНОСТЬ СОЮЗНЫХ СТРУКТУР.В) 1990 - РЕСПУБЛИКИ ПРИНИМАЮТ ДЕКЛАРАЦИЮ О СУВЕРЕНИТЕТЕ ( В ТОМ ЧИСЛЕ И РОССИЯ), ЗАЯВЛЯЮТ О ПРЕИМУЩЕСТВЕ СВОИХ ЗАКОНОВ ПЕРЕД СОЮЗНЫМИ. ПЕРВОЙ БЫЛА ЛИТВА - 11 МАРТА 1990 ОБЪЯВИВШАЯ О СУВЕРЕНИТЕТЕ В НАРУШЕНИИ ЗАКОНА СССР О ПОРЯДКЕ ВЫХОДА РЕСПУБЛИК ИЗ СССР.ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ ПУТЕМ УДЕРЖАТЬ ВЛАСТЬ СОЮЗНЫЙ ЦЕНТР УЖЕ НЕ МОЖЕТ И ПРИБЕГАЕТ К ВОЕННОЙ СИЛЕ -Г) ТБИЛИСИ - СЕНТ. 1989, БАКУ - ЯНВ. 1990, ВИЛЬНЮС И РИГА - ЯНВ. 1991, МОСКВА - АВГУСТ 1991. КРОМЕ ТОГО - МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ (89-90 ГГ) : ФЕРГАНА, АНДИЖАН, ДУШАНБЕ, ОШ.Д. НОВООГОРЕВСКИЙ ПРОЦЕСС(ПО НАЗВАНИЮ РЕЗИДЕНЦИИ ГОРБАЧЕВА)1) 90-91 ГГ. - ОБСУЖДЕНИЕ НОВОГО СОЮЗНОГО ДОГОВОРА (ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ: ШИРОКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ РЕСПУБЛИК ПРИ СОХРАНЕНИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА)ДИСКУССИИ ПО ПРОБЛЕМАМ: СИЛЬНЫЙ ЦЕНТР - СИЛЬНЫЕ РЕСПУБЛИКИ, ИЛИ НАОБОРОТ.2) 17 МАРТА 1991 ВСЕСОЮЗНЫЕ РЕФЕРЕНДУМ: 76,4 % ГОЛОСОВАВШИХ ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ ЗА СОХРАНЕНИЕ СССР.3) НОВЫЙ ПРОЕКТ ОБНОВЛЕННОГО СССР - ССГ (СОДРУЖЕСТВО СУВЕРЕННЫХ ГОСУДАРСТВ - КОНФЕДЕРАЦИЯ С СОХРАНЕНИЕМ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ)Е. СОБЫТИЯ 19-21 АВГУСТА 1991 ГОДА("СЛОВО К НАРОДУ")1) АВГУСТ 91 ГОРБАЧЕВ В ФАРОСЕ, НА 20 АВГУСТА НАМЕЧЕНО ПОДПИСАНИЕ НОВОГО СОЮЗНОГО ДОГОВОРА2) 18 АВГУСТА РЯД ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРЕДЛАГАЮТ ГОРБАЧЕВУ ВВЕСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧП НА ТЕРРИТОРИИ ВСЕЙ СТРАНЫ. ПРЕЗДИЕНТ ОТКАЗЫВАЕТСЯ. 3) 19 АВГУСТА - ГКЧП БЕРЕТ В СВОИ РУКИ ВСЮ ПОЛНОТУ ВЛАСТИ (ЯНАЕВ, ПАВЛОВ, ПУГО, ЯЗОВ, СТАРОДУБЦЕВ И ДР) В ОБРАЩЕНИИ К СТРАНЕ ГОВОРИЛИ О СОХРАНЕНИИ СОЮЗА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ НАРОДА.В МОСКВУ ВВОДЯТСЯ ВОЙСКА4) 19-20 АВГУСТА. ГКЧП БЕЗДЕЙСТВУЕТ. ЕЛЬЦЫН ОРГАНИЗУЕТ СОПРОСТИВЛЕНИЕ.5) АРЕСТ ГКЧП, ГОРБАЧЕВ В МОСКВЕ.ПРИЧИНЫ НЕРЕШИТЕЛЬНОСТИ ГКЧП, ХАРАКТЕР "ОБОРОНЫ" БЕЛОГО ДОМА, РОЛЬ ГОРБАЧЕВА В СОБЫТИЯХ ОСТАЮТСЯ ПРЕДМЕТОМ ДИСКУССИЙ.Ж. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАСПАДА СССР.(СЕНТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 1991)1) 5 СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ (5 СЕНТ 91) ОБЪЯВЛЯЕТ О ПЕРЕХОДНОМ ПЕРИОДЕ И СДАЕТ СВОИ ПОЛНОМОЧИЯ ГОССОВЕТУ СССР (ВЫСШИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА РЕСПУБЛИК) И ВЕРХОВНОМУ СОВЕТУ.2) 9 СЕНТ. - ГОССОВЕТ ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ ПРИБАЛТИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ.

3) ПОПЫТКИ ВОЗОБНОСИТЬ НООГОРЕВСКИЙ ПРОЦЕСС - 8 РЕСПУБЛИК РЕШИЛИСЬ ПОДПИСАТЬ НОВЫЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР РЕСПУБЛИК. ПРОЦЕСС ЗАТЯГИВАЕТСЯ4) 8 ДЕКАБРЯ - БЕЛОВЕЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ (ЕЛЬЦЫН, КРАВЧУК, ШУШКЕВИЧ) : СССР ПРЕКРАЩАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ, РОССИЯ, УКРАИНА И БЕЛОРУССИЯ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В СНГ. 5) 21 ДЕКАБРЯ АЛМА-АТИНСКАЯ ВСТРЕЧА ЛИДЕРОРВ 9 РЕСПУБЛИК - ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРЕКРАЩЕНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР И О ПРИНЦИПАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СНГ.

ДО КОНЦА 1991 К СНГ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ МОЛДОВА И АЗЕРБАЙДЖАН, ВСЕГО В СНГ 11 ГОСУДАРСТВ (15 МИНУТ 3 ПРИБАЛТИЙСКИЕ РЕСПУБЛИКИ)6) ГОРБАЧЕВ СЛОЖИЛ СВОИ ПОЛНОМОЧИЯ.7) 26 ДЕКАБРЯ СОВЕТ РЕСПУБЛИК И ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ (ОДНОЙ ИЗ ПАЛАТ) ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАЛ РОСПУСК СССР И САМОЛИКВИДИРОВАЛСЯ.

ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ ВСЕ БОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ СТАЛИ ПРИОБРЕТАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. ПРИЧЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И СТОЛКНОВЕНИЯ ЗАЧАСТУЮ ИСКУССТВЕННО РАЗДУВАЛИСЬ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ДЕЯТЕЛЯМИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ЛАГЕРЕЙ, КОТОРЫЕ ПЫТАЛИСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАПРЯЖЕННОСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ПРОБЛЕМ.

С НАЧАЛОМ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ, НАКОПИВШЕЕСЯ ЗА ДОЛГИЕ ГОДЫ НАПРЯЖЕНИЕ РАЗРЯДИЛОСЬ В СТРЕМИТЕЛЬНО НАРАСТАВШИХ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ СИЛАХ. ТАК, ГОДОВЩИНА ПОДПИСАНИЯ СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОГО ПАКТА 1939 Г. (ВПЕРВЫЕ ЗА МНОГИЕ ГОДЫ ОКАЗАВШЕГОСЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ПЕЧАТИ) СТАЛА ПОВОДОМ ДЛЯ МАССОВЫХ МАНИФЕСТАЦИЙ 23 АВГУСТА 1987 Г. В СТОЛИЦАХ ТРЕХ ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИК. ЭТИ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПОЛОЖИЛИ НАЧАЛО ПРОЦЕССУ, ЗАВЕРШИВШЕМУСЯ ПОЗДНЕЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЕМ НЕЗАВИСИМОСТИ ЭТИХ РЕСПУБЛИК.

СВЯЗАННАЯ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ НАПРЯЖЕННОСТЬ ВОЗНИКЛА ПОЧТИ ВО ВСЕХ РЕСПУБЛИКАХ. ОНА ЗАТРОНУЛА САМЫЕ РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТ ТРЕБОВАНИЙ ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТУСА НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА (СФОРМУЛИРОВАННЫХ СНАЧАЛА В ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИКАХ, ЗАТЕМ НА УКРАИНЕ, В ГРУЗИИ, МОЛДАВИИ, АРМЕНИИ, А, В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ, ПО МЕРЕ РАСШИРЕНИЯ И УГЛУБЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ, ВЫДВИНУТЫХ И В ДРУГИХ РЕСПУБЛИКАХ: РСФСР, БЕЛОРУССИИ, АЗЕРБАЙДЖАНЕ И МУСУЛЬМАНСКИХ РЕСПУБЛИКАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ) ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ РОДИНУ ДЕПОРТИРОВАННЫХ НАРОДОВ.

ВСТАВШИЕ В ЦЕНТР ВНИМАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЕЛИ К ОБОСТРЕНИЮ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ РУССКИМИ «КОЛОНИЗАТОРАМИ» И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ «КОРЕННЫХ» НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ (ПРЕЖДЕ ВСЕГО В КАЗАХСТАНЕ И В ПРИБАЛТИКЕ) ИЛИ МЕЖДУ СОСЕДНИМИ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМИ (ГРУЗИНЫ И АБХАЗЫ, ГРУЗИНЫ И ОСЕТИНЫ, УЗБЕКИ И ТАДЖИКИ, АРМЯНЕ И АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ И Т.Д.). НАИБОЛЕЕ ТРАГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРИНЯЛ КОНФЛИКТ МЕЖДУ АРМЯНАМИ И АЗЕРБАЙДЖАНЦАМИ ПО ПОВОДУ НАГОРНОГО КАРАБАХА, В 1923 Г. ПРИСОЕДИНЕННОГО К АЗЕРБАЙДЖАНУ, НЕСМОТРЯ НА АРМЯНСКОЕ БОЛЬШИНСТВО ЕГО НАСЕЛЕНИЯ. В ФЕВРАЛЕ 1988 Г. АРМЯНЕ ЭТОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В СОСТАВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА ОФИЦИАЛЬНО ПОТРЕБОВАЛИ ВОССОЕДИНЕНИЯ С АРМЕНИЕЙ. ИЗ-ЗА ДВУСМЫСЛЕННОЙ ПОЗИЦИИ СОЮЗНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И СОПРОТИВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА АЗЕРБАЙДЖАНА КОНФЛИКТ ОБОСТРИЛСЯ, А ПОГРОМ АРМЯН, УЧИНЕННЫЙ АЗЕРБАЙДЖАНЦАМИ В СУМГАИТЕ, СТАЛ ПРОЛОГОМ К НАСТОЯЩЕЙ ВОЙНЕ МЕЖДУ АРМЕНИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ.

В 1989 Г. И ОСОБЕННО В 1990-1991 ГГ. ПРОИЗОШЛИ КРОВОПРОЛИТНЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ В СРЕДНЕЙ АЗИИ (ФЕРГАНА, ДУШАНБЕ, ОШ И ЦЕЛОМ РЯДЕ ДРУГИХ РАЙОНОВ). ОСОБЕННО ПОСТРАДАЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА, К КОТОРЫМ ОТНОСИЛОСЬ И РУССКОЯЗЫЧНОЕ НАСЕЛЕНИЕ. РАЙОНОМ ИНТЕНСИВНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ БЫЛ КАВКАЗ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ И АБХАЗИЯ. В 1990-1991 ГГ. В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ, ПО СУЩЕСТВУ, ШЛА НАСТОЯЩАЯ ВОЙНА, В КОТОРОЙ НЕ ПРИМЕНЯЛИСЬ ТОЛЬКО ТЯЖЕЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ, АВИАЦИЯ И ТАНКИ. СТОЛКНОВЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ И С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, ПРОИСХОДИЛИ И МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ГОРСКИМИ НАРОДАМИ.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИМЕЛО МЕСТО ТАКЖЕ В МОЛДОВЕ, ГДЕ НАСЕЛЕНИЕ ГАГАУЗСКИХ И ПРИДНЕСТРОВСКИХ РАЙОНОВ ПРОТЕСТОВАЛО ПРОТИВ УЩЕМЛЕНИЯ ИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВ И В ПРИБАЛТИКЕ, ГДЕ ЧАСТЬ РУССКОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ ВЫСТУПАЛА ПРОТИВ РУКОВОДСТВА РЕСПУБЛИК. ЭТИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ПОДДЕРЖИВАЛИСЬ И ПРОВОЦИРОВАЛИСЬ ЧАСТЬЮ ЦЕНТРАЛЬНОГО РУКОВОДСТВА СССР И КПСС.

В ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИКАХ, НА УКРАИНЕ, В ГРУЗИИ ОСТРЫЕ ФОРМЫ ПРИНИМАЕТ БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ, ЗА ВЫХОД ИЗ СССР. В НАЧАЛЕ 1990 Г., ПОСЛЕ ТОГО КАК ЛИТВА ПРОВОЗГЛАСИЛА СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ, А ПЕРЕГОВОРЫ О НАГОРНОМ КАРАБАХЕ ЗАШЛИ В ТУПИК, СТАЛО ОЧЕВИДНЫМ, ЧТО ЦЕНТРАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ НЕ В СОСТОЯНИИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ РАДИКАЛЬНОГО ПЕРЕСМОТРА ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЧТО БЫЛО ЕДИНСТВЕННЫМ СПОСОБОМ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ИЛИ ХОТЯ БЫ ПРИОСТАНОВИТЬ РАСПАД СОВЕТСКОГО СОЮЗА.








Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.008 с.)