ТОП 10:

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ.



ИСТОРИОГРАФИЯ -ЭТО СПЕЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА, ИЗУЧАЮЩАЯ ИСТОРИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ КАК СЛОЖНЫЙ, МНОГОГРАННЫЙ И ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ЗАКО­НОМЕРНОСТИ.

ПРЕДМЕТОМ ИСТОРИОГРАФИИЯВЛЯЕТСЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.

ИСТОРИОГРАФИЯ РЕШАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

1) ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ СМЕНЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ И ИХ АНАЛИЗ. ПОД ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ ПОНИМАЕТСЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ ОДНОГО ИСТОРИКА ИЛИ ГРУП­ПЫ УЧЕНЫХ КАК НА ВЕСЬ ХОД ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЦЕЛОМ, ТАК И НА ЕГО РАЗЛИЧНЫЕ ПРО­БЛЕМЫ И СТОРОНЫ;

2) АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ИСТОРИЧЕ­СКОЙ НАУКЕ И ВЫЯСНЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ИХ СМЕНЫ И БОРЬБЫ;

3) ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА НАКОПЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ:

4) ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.

ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В НАШЕЙ СТРАНЕ НАЧИНАЕТСЯ В ПЕРИОД СУЩЕСТВОВАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ВПЛОТЬ ДО КОНЦА XVIВ. ОСНОВНЫМ ТИПОМ ИСТОРИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ ЯВЛЯЛИСЬЛЕТОПИСИ.

ОСНОВОЙ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ЛЕТОПИСНЫХ СВОДОВ СЛУЖИЛА «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (IЧЕТВЕРТЬXIIВ.). НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫМИ СПИСКАМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЛАВРЕНТЬЕВСКИЙ, ИПАТЬЕВСКИЙ И ПЕРВАЯ НОВГОРОДСКАЯ ЛЕТОПИСЬ. НАЧИНАЯ СXVIIIВ., АВТОРСТВО «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ПРИПИСЫВАЕТСЯ МОНАХУ НЕСТОРУ, НО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЭТА ТОЧКА ЗРЕНИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИН­СТВЕННОЙ И ПОДВЕРГАЕТСЯ СОМНЕНИЮ.

В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ ЛЕТОПИСАНИЕ ВЕЛОСЬ В БОЛЬШИНСТВЕ КРУПНЫХ КНЯЖЕСТВ И ЦЕНТРОВ.

С СОЗДАНИЕМ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА НА РУБЕЖЕ XV-XVIВВ. ЛЕТОПИСАНИЕ ПРИОБРЕТАЕТ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ИДЕТ ПО ПУТИ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАНДИОЗНЫХ МАСШТАБОВ И ПЫШНЫХ ФОРМ (ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ. НИКО­НОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, ЛИЦЕВОЙ СВОД ИВАНА ГРОЗНОГО).

В XVIIВ. УТВЕРЖДАЮТСЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ, ХРОНОГРАФЫ И СТЕПЕННЫЕ КНИГИ. В 1672 Г. БЫЛА ИЗДАНА ПЕРВАЯ УЧЕБНАЯ КНИГА ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ«СИНОПСИС» И. ГИЗЕЛЯ. СЛОВО «СИНОПСИС» ОЗНАЧАЕТ «ОБЩИЙ ВЗГЛЯД». В 1692 Г. ЗАВЕРШИЛ СВОЙ ТРУД«СКИФСКАЯ ИСТОРИЯ» И. ЛЫЗЛОВ.

ОТЦОМ РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ СЧИТАЕТСЯ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686 -1750). ОН НЕ БЫЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ИСТОРИКОМ, ПРОИСХОДИЛ ИЗ ЗАХУДАЛОГО РОДА СМОЛЕНСКИХ ДВОРЯН, НО, БЛАГОДАРЯ СВОИМ СПОСОБНОСТЯМ, СДЕЛАЛ ГОСУДАРСТВЕННУЮ КАРЬЕРУ ЕЩЕ ПРИ ПЕТРЕI. ТАТИЩЕВ УЧАСТВОВАЛ В СЕВЕРНОЙ ВОЙНЕ, ВЫПОЛНЯЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПОРУЧЕНИЯ, РУКОВОДИЛ ГОРНОЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ УРАЛА (1720 - 1721, 1734 - 1737), БЫЛ АСТ­РАХАНСКИМ ГУБЕРНАТОРОМ. НО ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ПАРАЛЛЕЛЬНО С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАТИЩЕВ СОБИРАЛ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ, ОПИСЫВАЛ ИХ И СИСТЕМАТИЗИРО­ВАЛ.С НАЧАЛА 1720-Х ГОДОВ ТАТИЩЕВ НАЧАЛ РАБОТУ НАД «ИСТОРИЕЙ РОССИЙСКОЙ», КОТОРУЮ ПРОДОЛЖАЛ ДО СВОЕЙ КОНЧИНЫ В 1750 Г.«ИСТОРИЯ РОССИЙСКАЯ С САМЫХ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН» В 5 КНИГАХ БЫЛА ИЗДАНА В 1768 - 1848 ГГ. В ЭТОМ СОЧИНЕНИИ АВТОР ДАЛ ОБЩУЮ ПЕРИО­ДИЗАЦИЮ ИСТОРИИ РОССИИ, ВЫДЕЛИЛ ТРИ ПЕРИОДА: 1) 862 - 1238; 2) 1238 - 1462; 3) 1462 -1577. РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ ТАТИЩЕВ СВЯЗЫВАЛ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВИТЕЛЕЙ (КНЯЗЕЙ, ЦАРЕЙ). ОН СТРЕМИЛСЯ УСТАНОВИТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННУЮ СВЯЗЬ СОБЫТИЙ. ПРИ ИЗЛОЖЕНИИ ИСТОРИИ ОН ИСПОЛЬЗОВАЛ ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД, ОПИРАЛСЯ НА ИСТОЧНИКИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЛЕТОПИСИ. ТАТИЩЕВ БЫЛ НЕ ТОЛЬКО РОДОНАЧАЛЬНИКОМ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ, НО ЗАЛОЖИЛ ОСНО­ВЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ, ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ, РУССКОЙ МЕТРОЛОГИИ И ДРУГИХ ДИСЦИПЛИН.

В /725 Г. ОТКРЫЛАСЬ ОСНОВАННАЯ ПЕТРОМ I АКАДЕМИЯ НАУК. ПЕРВОНАЧАЛЬНО В НЕЙ РА­БОТАЛИ ПРИГЛАШЕННЫЕ НЕМЕЦКИЕ УЧЕНЫЕ. ОСОБЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ ВНЕСЛИ Г.З. БАЙЕР (1694 - 1738), Г.Ф. МИЛЛЕР (1705 - 1783) И А.Л. ШЛЕЦЕР (1735 -1809). ОНИ СТАЛИ СОЗДАТЕЛЯМИ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА РУСИ.

С РЕЗКОЙ КРИТИКОЙ ЭТОЙ ТЕОРИИ ВЫСТУПИЛ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 -1765), ПЕРВЫЙ РУССКИЙ АКАДЕМИК, ОДИН ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, УЧЕНЫЙ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТ.

М.В. ЛОМОНОСОВ СЧИТАЛ, ЧТО ЗАНЯТИЕ ИСТОРИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ДЕЛОМ, А ИСТОРИЯ НАРОДА ТЕСНО СЛИВАЕТСЯ С ИСТОРИЕЙ ПРАВИТЕЛЕЙ, ПРИЧИНОЙ МОГУЩЕСТВА НАРОДОВ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАСЛУГИ ПРОСВЕЩЕННЫХ МОНАРХОВ.

В 1749 Г. ЛОМОНОСОВ ВЫСТУПИЛ С ЗАМЕЧАНИЯМИ НА ДИССЕРТАЦИЮ МИЛЛЕРА «ПРОИСХО­ЖДЕНИЕ ИМЕНИ И НАРОДА РОССИЙСКОГО». ОСНОВНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ЛОМОНО­СОВА ЯВЛЯЕТСЯ «ДРЕВНЯЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ ОТ НАЧАЛА РОССИЙСКОГО НАРОДА ДО КОНЧИНЫ ВЕ­ЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА ПЕРВОГО ИЛИ ДО 1054 ГОДА», НАД КОТОРОЙ УЧЕНЫЙ РАБОТАЛ С 1751 ПО 1758ГГ.

УЧЕНЫЙ СЧИТАЛ, ЧТО ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ПРОГРЕС­СИВНОМ ДВИЖЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ОН ОЦЕНИВАЛ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ С ПОЗИЦИЙ ПРОСВЕ­ЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА, ШИРОКО ПРИВЛЕКАЛ ИСТОЧНИКИ, ПЕРВЫМ ПОСТАВИЛ ВОПРОС ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ДО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА.

ВО IIПОЛОВИНЕXVIIIВ. КРУПНЕЙШИМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДВОРЯНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ БЫЛИ М.М. ЩЕРБАТОВ И И.Н. БОЛТИН.

КРУПНЫМ СОБЫТИЕМ В РАЗВИТИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В / ЧЕТВЕРТИ XIX В. СТАЛО ИЗ­ДАНИЕ«ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» Н.М. КАРАМЗИНА.

II.М. КАРАМЗИН (1766 - 1826) ПРИНАДЛЕЖАЛ К ПРОВИНЦИАЛЬНОМУ СИМБИРСКОМУ ДВО­РЯНСТВУ, ПОЛУЧИЛ ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СЛУЖИЛ В ГВАРДИИ, НО РАНО ВЫШЕЛ В ОТСТАВКУ И ПОСВЯТИЛ СЕБЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ ТВОРЧЕСТВУ. В 1803 Г. АЛЕКСАНДР I НАЗНАЧИЛ КАРАМЗИНА ИС­ТОРИОГРАФОМ, ПОРУЧИВ ЕМУ НАПИСАТЬ ИСТОРИЮ РОССИИ ДЛЯ ШИРОКОГО ЧИТАТЕЛЯ. СОЗДАВАЯ «ИСТОРИЮ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», Н.М. КАРАМЗИН РУКОВОДСТВОВАЛСЯ ЖЕЛАНИЕМ ХУДО­ЖЕСТВЕННОГО ВОПЛОЩЕНИЯ ИСТОРИИ, ИМ РУКОВОДИЛА ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ, СТРЕМЛЕНИЕ ОБЪЕК­ТИВНО ОТРАЗИТЬ ПРОИСХОДИВШИЕ СОБЫТИЯ. ДЛЯ КАРАМЗИНА ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА БЫЛА ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВО. ЕДИНОВЛАСТИЕ, ПО МЫСЛИ ИСТОРИКА, ЯВЛЯЕТСЯ СТЕРЖНЕМ НА КОТОРЫЙ НАНИЗЫВАЕТСЯ ВСЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ. РАЗРУШЕНИЕ ЕДИНОВЛАСТИЯ ПРИ­ВОДИТ К ГИБЕЛИ, ВОЗРОЖДЕНИЕ - К СПАСЕНИЮ ГОСУДАРСТВА. МОНАРХ ДОЛЖЕН БЫТЬ ГУМАННЫМ И ПРОСВЕЩЕННЫМ. КАРАМЗИН ОБЪЕКТИВНО РАСКРЫЛ КОВАРСТВО Ю. ДОЛГОРУКОВА, ЖЕСТОКОСТЬ ИВАНА III И ИВАНА IV, ЗЛОДЕЙСТВА ГОДУНОВА И ШУЙСКОГО, ПРОТИВОРЕЧИВО ОЦЕНИЛ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТЬ ПЕТРА I.НО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, КАРАМЗИН РЕШАЛ ПОЛИТИКО-НАЗИДАТЕЛЬНУЮ ЗАДАЧУ, ЕГО СОЧИ­НЕНИЕ ДОЛЖНО БЫЛО СЛУЖИТЬ УТВЕРЖДЕНИЮ СИЛЬНОЙ МОНАРХИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И ВОСПИТАНИЮ НАРОДА В УВАЖЕНИИ К НЕЙ.ПЕРВЫЕ ВОСЕМЬ ТОМОВ «ИСТОРИИ.. » ВЫШЛИ В СВЕТ В 1818 Г. И СТАЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ЧТЕНИЕМ В ГИМНАЗИЯХ И УНИВЕРСИТЕТАХ. К 1916Г. КНИГА ВЫДЕРЖАЛА 41 ИЗДАНИЕ. В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ ЕГО ТРУДЫ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИЗДАВАЛИСЬ КАК КОНСЕРВАТИВНО-МОНАРХИЧЕСКИЕ. В КОНЦЕ XX В. «ИСТОРИЯ... » КАРАМЗИНА БЫЛА ВОЗВРАЩЕНА ЧИТАТЕЛЯМ.

ВЫДАЮЩИМСЯ ИСТОРИКОМ // ПОЛ. XIX В.БЫЛСЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СОЛОВЬЕВ (1820 -1879), СОЗДАТЕЛЬ 29-ТОМНОЙ «ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН», ПРОФЕССОР, РЕКТОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НАЧИНАЯ С 1851 Г. ОН ЕЖЕГОДНО ПУБЛИКОВАЛ ПО ТОМУ ВПЛОТЬ ДО СВОЕЙ КОНЧИНЫ. ЕГО ТРУД ОХВАТЫВАЕТ ИСТОРИЮ РОССИЙСКУЮ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦАXVIIIВ. СОЛОВЬЕВ ПОСТАВИЛ И РЕШИЛ ЗАДАЧУ СОЗДАНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО НАУЧНОГО ТРУДА ПО РУССКОЙ ИС­ТОРИИ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННОГО ЕМУ СОСТОЯНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПОЗВОЛИЛ УЧЕНОМУ ПОДНЯТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ. ВПЕРВЫЕ СОЛОВЬЕВ КОМПЛЕКС­НО РАССМОТРЕЛ РОЛЬ ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ, ДЕМОГРАФИЧЕСКО-ЭТНИЧЕСКИХ И ВНЕШНЕПО­ЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО НЕСОМНЕННОЙ ЗА­СЛУГОЙ. С.М. СОЛОВЬЕВ ДАЛ ЧЕТКУЮ ПЕРИОДИЗАЦИЮ ИСТОРИИ, ВЫДЕЛИВ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПЕ­РИОДА:

1. ОТ РЮРИКА ДО А. БОГОЛЮБСКОГО - ПЕРИОД ГОСПОДСТВА РОДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕ­СКОЙ ЖИЗНИ;

2. ОТ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО ДО НАЧАЛА XVIIВ. - ПЕРИОД БОРЬБЫ РОДОВЫХ И ГОСУДАРСТВЕН­НЫХ НАЧАЛ, ЗАВЕРШИВШИЙСЯ ПОБЕДОЙ ПОСЛЕДНИХ;

3. С НАЧАЛА XVIIВ. ДО СЕРЕДИНЫXVIIIВ. - ПЕРИОД ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В СИСТЕМУ ЕВРОПЕЙ­СКИХ ГОСУДАРСТВ;

4. С СЕРЕДИНЫ XVIIIВ. ДО РЕФОРМ 60-Х ГГ.XIXВ. - НОВЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ.

ТРУД С.М. СОЛОВЬЕВА НЕ УТРАТИЛ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ И ПО СЕЙ ДЕНЬ.

УЧЕНИКОМ С.М. СОЛОВЬЕВА БЫЛ ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ КЛЮЧЕВСКИЙ (1841 - 1911). БУ­ДУЩИЙ ИСТОРИК РОДИЛСЯ В СЕМЬЕ ПОТОМСТВЕННОГО СВЯЩЕННИКА В ПЕНЗЕНСКОЙ И ГОТОВИЛСЯ ПРОДОЛЖИТЬ СЕМЕЙНУЮ ТРАДИЦИЮ, НО ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ ЗАСТАВИЛ ЕГО УЙТИ ИЗ СЕМИНАРИИ, НЕ ЗАВЕРШИВ КУРСА, И ПОСТУПИТЬ В МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (1861 - 1865 ГГ.). В 1871 Г. ОН С БЛЕСКОМ ЗАЩИТИЛ МАГИСТЕРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ «ДРЕВНЕРУССКИЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ КАК ИСТОРИ­ЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК». ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ БЫЛА ПОСВЯЩЕНА БОЯРСКОЙ ДУМЕ. НАУЧНУЮ РА­БОТУ ОН СОЧЕТАЛ С ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. ЕГО ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ЛЕГЛИ В ОСНОВУ«КУРСА РУССКОЙ ИСТОРИИ» В 5-ТИ ЧАСТЯХ.

В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ БЫЛ ЯРКИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХО ЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ, ФОРМИРОВАВШЕЙСЯ В РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIXВ. ИСТОРИЮ ОН РАССМАТРИВАЛ КАК ПОСТУПАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, А РАЗВИТИЕ СВЯЗЫВАЛ С НАКОПЛЕНИЕМ ОПЫТА, ЗНАНИЙ, ЖИТЕЙСКИХ УДОБСТВ. ЗАДАЧУ ИСТОРИКА КЛЮЧЕВСКИЙ ВИДЕЛ В ПОЗНАНИИ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ ЯВЛЕНИЙ.

ИСТОРИК УДЕЛЯЛ ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ОСОБЕННОСТЯМ РУССКОЙ ИСТОРИИ, ФОРМИРО­ВАНИЮ КРЕПОСТНОГО ПРАВА, КЛАССОВ. НАРОДУ КАК ПОНЯТИЮ ЭТНИЧЕСКОМУ И ЭТИЧЕСКОМУ ОН ОТ­ВОДИЛ РОЛЬ ОСНОВНОЙ СИЛЫ В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА.

НАУЧНУЮ ЗАДАЧУ ИСТОРИКА ОН ВИДЕЛ В УЯСНЕНИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕ­ЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ, В ИЗУЧЕНИЕ ГЕНЕЗИСА И МЕХАНИЗМА ЛЮДСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ.

КЛЮЧЕВСКИЙ РАЗВИЛ МЫСЛЬ С.М. СОЛОВЬЕВА О КОЛОНИЗАЦИИ КАК ВАЖНОМ ФАКТОРЕ ИС­ТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВЫДЕЛИВ ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АС­ПЕКТЫ. ОН ПОДОШЕЛ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ С ПОЗИЦИЙ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ТРЕХ ГЛАВНЫХ ФАКТОРОВ - ЛИЧНОСТИ, ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.

КЛЮЧЕВСКИЙ СОЧЕТАЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ, КОНКРЕТНЫЙ АНА­ЛИЗ С ИССЛЕДОВАНИЕМ ЯВЛЕНИЯ КАК ФЕНОМЕНА МИРОВОЙ ИСТОРИИ.

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ ОСТАВИЛ ГЛУБОКИЙ СЛЕД В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ И КУЛЬТУ­РЫ. ЕГО УЧЕНИКАМИ БЫЛИ П.Н. МИЛЮКОВ, М.Н. ПОКРОВСКИЙ, М.К. ЛЮБАВСКИЙ И ДР. ОН ОКА­ЗАЛ ГЛУБОКОЕ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННИКОВ И ПОТОМКОВ.

В ОКТЯБРЕ 1917 Г. К ВЛАСТИ ПРИШЛИ БОЛЬШЕВИКИ. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В СТРАНЕ РЕЗКО ИЗМЕНИЛИСЬ. ЕДИНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК СТАЛ МАРКСИЗМ, ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ОПРЕДЕЛЯЛАСЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ, ПРИ­ОРИТЕТНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ СТАЛИ ИСТОРИЯ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ, ИСТОРИЯ РАБОЧЕГО КЛАССА, КРЕСТЬЯНСТВА, КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ И Т.П.

ПЕРВЫМ ИСТОРИКОМ-МАРКСИСТОМ СЧИТАЕТСЯ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ ПОКРОВСКИЙ (1868 - 1932). ОБРАЗОВАНИЕ ОН ПОЛУЧИЛ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. С СЕРЕДИНЫ 1890-Х ГОДОВ ЭВОЛЮЦИОНИРОВАЛ В СТОРОНУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА. ПОД ЭКОНОМИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛИЗМОМ ОН ПОНИМАЛ ОБЪЯСНЕНИЕ ВСЕХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН ВЛИЯНИЕМ МАТЕРИАЛЬ­НЫХ УСЛОВИЙ, МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА.КЛАССОВАЯ БОРЬБАВОСПРИНИМАЛАСЬ ИМ КАК ДВИЖУЩЕЕ НАЧАЛО ИСТОРИИ. ПО ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ПОКРОВСКИЙ ИС­ХОДИЛ ИЗ ТОГО, ЧТО ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ БЫЛИ ПРОДИКТО­ВАНЫ ЭКОНОМИКОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАБОТА ИСТОРИКА «РУССКАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН» В 4-Х ТО­МАХ (1909) И «ИСТОРИЯ РОССИИ В XIXВЕКЕ» (1907 - 1911). СВОЮ ЗАДАЧУ ОН ВИДЕЛ В РАССМОТ­РЕНИИ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО И ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ, А ТАКЖЕ КАПИТАЛИЗМА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА. УЖЕ В ЭТИХ РАБОТАХ ПРОСТУПАЛА ТЕОРИЯ «ТОРГОВОГО КАПИТА­ЛА», БОЛЕЕ ЧЕТКО СФОРМИРОВАННАЯ В«РУССКОЙ ИСТОРИИ В САМОМ СЖАТОМ ОЧЕРКЕ» (1920) И ДРУГИХ РАБОТАХ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА. САМОДЕРЖАВИЕ ПОКРОВСКИЙ НАЗЫВАЛ «ТОРГОВЫМ КАПИ­ТАЛОМ В ШАПКЕ МОНОМАХА». ПОД ВЛИЯНИЕМ ЕГО ВЗГЛЯДОВ СФОРМИРОВАЛАСЬ НАУЧНАЯ ШКОЛА, ПОДВЕРГШАЯСЯ РАЗГРОМУ В 30-Е ГГ.XXВ.

НЕСМОТРЯ НА РЕПРЕССИИ И ЖЕСТКИЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАТ СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА ПРОДОЛЖАЛА РАЗВИВАТЬСЯ. СРЕДИ СОВЕТСКИХ ИСТОРИКОВ СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ АКАДЕМИКА Б.А. РЫБАКОВА, АКАДЕМИКА Л.В. ЧЕРЕПНИНА, АКАДЕМИКА М.В. НЕЧКИНУ, АКАДЕМИКА Б.Д. ГРЕ­КОВА, КОТОРЫЕ ВНЕСЛИ СУЩЕСТВЕННЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.

ПОСЛЕ РАСПАДА СССР (1991 Г.) НАЧАЛСЯ НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ: РАСШИРИЛСЯ ДОСТУП К АРХИВАМ, ИСЧЕЗЛИ ЦЕНЗУРА, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАТ, НО ЗНАЧИТЕЛЬНО УМЕНЬШИЛОСЬ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА СТАЛА ЧАСТЬЮ МИРОВОЙ НАУКИ, РАСШИРИЛИСЬ СВЯЗИ С УЧЕНЫМИ ВСЕГО МИ­РА. НО О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭТИХ ПОЗИТИВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ГОВОРИТЬ ПОКА ЕЩЕ РАНО.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.96.39 (0.008 с.)