Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура традиционных обществ востока

Поиск

Восточное традиционное общество как культурный тип.

Культура «доосевых» цивилизаций (Древний Египет, Древняя Месопотамия).

Культура Индии. Культурно-историческая динамика. Система ценностей.

Культура Китая. Культурно-историческая динамика. Система ценностей.

 

5.1. Восточное традиционное общество как культурный тип

В IV тыс. до н.э. в ходе неолитической революции возникли первые постпервобытные земледельческие общества, принадлежащие к восточному типу культуры. Среди них – государственные образования в долине между реками Тигр и Евфрат, в долине Нила. Несколько позднее – в III – II тыс. до н.э. возникли цивилизации в долине рек Инд и Хуанхэ, на восточном побережье Средиземного моря. Часто эти общества называют древневосточными в соответствии с европейской научной традицией деления истории на древнюю (до падения Рима в 476 г.), средневековую (до открытия Колумбом Америки и ренессансного культурного переворота) и новую. Эта схема была перенесена на периодизацию Востока. В связи с этим возникли такие понятия, как Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия.

Если Древний Египет и Древняя Месопотамия вполне соответствуют упомянутому делению, то Древняя Индия и Древний Китай с трудом вычленяются в отдельный культурно-исторический феномен, так как, по общему мнению, ярко выраженной границы между древним и средневековым Китаем (Индией) ни в социально-экономическом, ни в культурном плане не существует. Поэтому термин «Древний Восток» является весьма условным. Его возникновение было обусловлено необходимостью как-то обозначить мир, вышедший за пределы первобытности, так же, как и греко-римский мир, но отличающийся от него.

Трудно говорить о Древнем Востоке как культурной целостности еще и потому, что часть названных культур принадлежит к «доосевой


эпохе» (Древний Египет, Древняя Месопотамия), в то время как другая часть (Индия, Китай) вошла в «осевую эпоху».

С культурологической точки зрения более целесообразно говорить не о культуре Древнего Востока, так как Древнего Востока как культурной целостности не существует, а о культуре традиционных обществ Востока. Хронологические рамки существования этих культур довольно обширны: с IV тыс. до н.э. (со времени возникновения первых постпервобытных земледельческих обществ) до середины ХIХ в. (когда начинается трансформация восточного традиционного общества в аналогичном Европе направлении). Социально-экономическое своеобразие традиционных обществ Востока нашло свое выражение в понятии «азиатский способ производства», выдвинутом К. Марксом и его последователями.

В целом для традиционных обществ Востока (так же, как и для западного традиционного общества) характерны следующие черты:

преобладание аграрных занятий и интересов, сельского хозяйства и ремесла, основанных на ручном труде и непосредственной передаче производственных навыков из поколения в поколение;

следование обычаю, возведенное в высший нравственный закон;

устойчивая и малоподвижная система ценностей, основанная на религиозно-мифологическом восприятии мира;

стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению;

общинность, поглощающая личность.[20]

Однако у восточных традиционных обществ есть черты, отличающие их от западного традиционного общества. Во-первых, если на Западе традиционное общество доминирует лишь в средневековую эпоху, то на Востоке оно господствовало несравнимо больший период времени и начало разлагаться лишь под влиянием западной культуры, в ходе вестернизации мировой культуры. Во-вторых, для восточных земледельческих обществ характерен примат государства и общества над личностью, в западном традиционном обществе личность более значима и в гораздо более слабой форме подчинена обществу. В-третьих, хотя в основе системы ценностей как западного, так и восточного традиционных обществ лежит религия, надо иметь в виду, что сами эти религии отражают различные ментальности, различное отношение человека к миру (природе, обществу, государству) и к самому себе. Особенно отчетливо это различие проступает в «осевое время», когда начинается разрушение мифологического мироощущения. В традиционном обществе Запада это разрушение носит более последовательный и радикальный характер. Показателем этого служит европейская средневековая философия и теология, у истоков которых лежит принципиальное признание католичеством возможности рационального познания Бога. Кроме того, под влиянием христианства (как католичества, так и православия) закрепилось (в условиях диспропорции «избыток земли – недостаток труда») представление о самоценности человеческой личности.

В традиционных обществах Востока в «осевое время» мифологическое мироощущение не было до конца преодолено. В картине мира этих обществ мифологические элементы занимали весьма значительное место. Мифологическая картина мироздания не выделяет человека из окружающего мира, а, напротив, одушевляет последний, делая его ближе к человеку. В этих условиях не могло в полной мере сформироваться представление о самоценности человеческой личности. Сыграл здесь свою роль и хозяйственный уклад, сложившийся на базе диспропорции «недостаток земли – избыток труда».

 

Культура «доосевых» цивилизаций

(Древний Египет, Древняя Месопотамия)

 

Обратимся к культуре «доосевых» цивилизаций Востока: Древнего Египта и Древней Месопотамии.

Считается, что в VI тыс. до н.э. в Передней Азии, в долине между реками Тигром и Евфратом, возникла самая древняя цивилизация – Месопотамия (Двуречье, Междуречье). Расцвет этой цивилизации представлен четырьмя культурно-историческими эпохами, которые можно рассматривать в качестве отдельных месопотамских цивилизаций, имеющих единую культурную основу:

Шумеро-аккадский период (ХVIII – ХХ вв. до н.э.). Он связан с деятельностью двух государственных образований: Шумера и Аккада.

Шумер представлял собой совокупность городов-государств. Среди них – Ур, Урук, Ниппур, Эриду, Лагаш, Киш и другие. Эти города были созданы шумерами, которые пришли в низовья Евфрата и мирно ассимилировали местные племена. Происхождение шумеров до сих пор является загадкой.

Шумеры владели высокой культурой земледелия, создали сложную ирригационную систему, принесли с собой письменность (самое древнее литературное произведение мира – эпос о Гильгамеше – полулегендарном царе г.Урука). В ХIII в. до н.э. Шумер и другие земли между Тигром и Евфратом были захвачены семитским племенем аккадцев во главе с Шаррукином (Саргоном). Аккадцы усвоили шумерскую культуру, ликвидировали самостоятельность шумерских городов-государств и создали централизованную империю со столицей Аккадом.

Именно шумеры и аккадцы заложили основы культуры Месопотамии.

Вавилонский (ХIХ – ХII вв. до н.э.). Этот период связан с деятельностью Вавилонского царства, созданного семитскими племенами амореев (аморитов), которые вторглись на территорию Двуречья и захватили здесь обширные территории. Город Вавилон («Врата Бога») был расположен на берегу реки Евфрат и занимал выгодное географическое положение. Древний Вавилон не только сохранил достижения шумерской цивилизации, но и создал условия для дальнейшего развития культуры на базе этой цивилизации. Благодаря выгодному географическому положению, широкому распространению грамотности в вавилонском обществе, его достижения вышли далеко за территориальные границы Вавилонского царства. Вавилонские жрецы обладали обширными знаниями по астрономии, математике и другим областям знания, считались хранителями особой тайной мудрости, на которой основывалась магия. Широко было распространено представление о пышном убранстве и богатстве вавилонских храмов.

Расцвет Вавилонского царства связан с правлением Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). От его времени сохранился знаменитый памятник древневосточной правовой мысли «Кодекс Хаммурапи».

Ассирийский (ХII – VII вв. до н.э.). Он связан с возвышением Ассирийской державы. Свое название она получила от города Ашшур (греч. Ассир), находившегося в среднем течении Тигра. В завоевательных походах (с использованием железного оружия) ассирийские правители подчинили себе огромную территорию, от Синайского полуострова до Армении. Подчинив себе Вавилон, ассирийцы позаимствовали и развили его культуру, усилив в ней светские элементы. Своего могущества ассирийская держава достигает во время правления царя Саргона II (722 – 705 гг. до н.э.), столицей в этот период времени становится г. Дур-Шаррукин (ныне Хорсабад). Позднее она переносится в г. Ниневию. В истории мировой культуры Ниневия стала символом величия и низкого падения, ужасных злодеяний и справедливого возмездия.

В VII в. до н.э. Ассирийская держава распалась в результате восстания, поднятого ее наместником в Вавилоне в союзе с Мидией. Территория Ассирии была поделена между двумя победителями.

Период Нововавилонского царства (VII – VI вв. до н.э.). Это период нового расцвета Вавилона. Он связан с царствованием Навуходоносора II (605 – 562 гг.). В VI в. Нововавилонское царство было завоевано Персией, но не утратило своей культурной самостоятельности вплоть до завоевания его Александром Македонским, когда началась активная эллинизация Месопотамии.

На протяжении всех этих этапов явно прослеживается культурная преемственность, позволяющая говорить о единой культуре Месопотамии, несмотря на этническое разнообразие народов, принявших участие в ее формировании. Для всех этих этапов характерен единый тип хозяйственной деятельности (ирригационное земледелие и пастбищное скотоводство), оседлый образ жизни; отношения собственности, характерные для азиатского способа производства; мифологическое мироощущение, отождествляющее силу государства с силой природы, а также включающее в себя представление о жестком детерминизме человеческой жизни; единообразная мифология, основанная на культе богов, олицетворяющих силы природы и покровительствующих отдельным территориям (боги Мардук, Ану, Шамаш, Ваал, Син, Эйя, Энлиль, Энки, богини Иштар и Инанна).

Для всех этапов развития Месопотамской цивилизации характерно единство художественных традиций, хотя каждый из этих этапов обладает некоторым своеобразием.

Ведущим видом искусства Месопотамии, несомненно, являлась архитектура. Но сегодня об этом можно судить лишь по археологическим раскопкам и письменным источникам, так как здания сооружались из необожженного кирпича (строительный камень на территории Месопотамии отсутствовал). Основным типом культовой постройки стал зиккурат, который представлял собой ступенчатую прямоугольную в плане башню. Наиболее известны:

Зиккурат в Уре (шумеро-аккадский период), представлявший собой трехступенчатую башню (сохранилась лишь нижняя платформа, размеры которой составляют 65х43х20 м).

Знаменитая Вавилонская башня (Нововавилонский период), представлявшая собой семиступенчатый зиккурат высотой 90 м, на верхней площадке которого находилось святилище бога Мардука. Башня была разрушена персами, которые захватили Вавилон в VI. веке до н.э.

Не менее величественной была и дворцовая архитектура. Города месопотамских цивилизаций имели вид крепостей с мощными стенами и оборонительными башнями. Руины Вавилона до сих пор поражают своими грандиозными размерами. В Нововавилонский период в город вели 8 ворот, самыми великолепными из которых считались ворота богини любви Иштар: они возвышались над городскими стенами в виде четырех стоящих попарно башен с арочными проходами. От ворот Иштар начиналась Священная дорога, предназначенная для праздничных процессий. В это же время в Вавилоне были возведены знаменитые «висячие сады Семирамиды» (ставшие одним из семи чудес света).

Наиболее значительными памятниками ассирийской архитектуры считаются дворцовые комплексы царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшурбанипала (последнего правителя Ассирии) в Ниневии. В развалинах дворца Ашшурбанипала была найдена библиотека из почти 30 тыс. глиняных клинописных табличек, которые стали основным источником сведений о культуре Двуречья.

Сохранились также произведения месопотамской скульптуры. Наиболее известны ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения. На них изображены культовые церемонии, охота (рельеф «Большая львиная охота»), военные события. Своеобразным символом ассирийского искусства считаются скульптурные изображения шеду (богов-охранителей) – крылатых быков с человеческими лицами.

Как видим, культура месопотамской цивилизации стала яркой страницей в истории традиционных обществ Востока, представляющих собой огромный пласт мировой культуры.

Древний Египет. Не менее яркой и, одновременно более цельной, является культура Древнего Египта. В ее развитии обычно выделяют несколько крупных культурно-исторических периодов:

Додинастический (IV тыс. до н.э.). Это время, когда зарождалась египетская цивилизация, этническое происхождение которой до сих пор окончательно не выяснено. Египетская цивилизация возникла в плодородной долине (от 4 до 20 км) по обе стороны Нила, которую окружали сухие и бесплодные пустыни. В додинастический период в этой долине существовали отдельные области-номы, которые затем объединились в царства: Верхний Египет на юге и Нижний Египет на севере, в дельте Нила.

Именно в самый ранний период стал выявляться целый ряд особенностей древнеегипетской культуры, определивший ее целостность. Среди таких особенностей – тесная связь древнеегипетской цивилизации с природными циклами Нила (три 4-месячных периода: июнь – ноябрь (разлив), ноябрь – февраль (время вегетации), март – июль (жатва).

Династический (III – I тыс. до н.э.). Это время, когда египетская цивилизация существовала как единое целое, разрушавшееся в период кризисов и иноземных вторжений, но не терявшее своей культурной целостности.

Объединение Верхнего и Нижнего Египта произошло на рубеже IV и III тыс. до н.э., когда царь Верхнего Египта Менес (Нермер) завоевал Нижний Египет и объединил под своей короной оба царства. Царь объединенного Египта стал называться фараоном. Фараон олицетворял собой абсолютную власть, считался живым воплощением божества и одновременно верховным жрецом. Первый фараон объединенного Египта основал на границе бывших Верхнего и Нижнего Египта город Мемфис, который сначала был крепостью, а затем стал столицей. Эта столица дала название всей стране. До греческого завоевания египтяне называли свою страну «Та-Кемет» - «Черная земля» в противоположность неплодородной «Красной земле» - пустыне. Название Египет происходит от греческого «Ай Гюптос», что представляет собой искаженное греками название Мемфиса – Хетха-Птах» («крепость бога Птаха»).

Менес (Нермер) считается первым фараоном, открывающим историю династического периода. По традиции, идущей от египетского жреца Манефона, написавшего историю своей страны, этот период охватывает 30 династий, сменявших друг друга на протяжении 3 – 1 тыс. до н.э. Вслед за Манефоном современные исследователи выделяют несколько периодов политической стабилизации, обусловивших подъем и дальнейшее развитие культуры Древнего Египта. Это:

- Раннее царство (кон. IV – нач. III тыс. до н.э.), которое охватывает правление фараонов I и II династии. В это время было положено начало формированию единых государственных структур, ирригационной системы земледелия. Появляется иероглифическая письменность, закладываются первоосновы художественных традиций и религиозно-мифологических представлений, определивших дальнейшее развитие египетской культуры.

- Древнее царство (несколько столетий III тыс. до н.э.), которое охватывает правление фараонов III – VIII династий. Эта эпоха воспринималась самими египтянами как время правления могущественных и мудрых царей, как золотой век египетской культуры. Именно в эпоху Древнего царства формируются основы того особого способа человеческой жизнедеятельности, который был обусловлен природными особенностями Нила, игравшего решающую роль в жизнеобеспечении людей, расселившихся в его долине. Единый Нил требовал единой системы ирригационных сооружений, единая система ирригации – единого централизованного государства в условиях, когда человек в духовном плане еще не до конца выделился из природы. В результате утверждается неограниченная власть фараона, происходит ее обожествление, сопровождаемое сложной системой культов: растет государственный аппарат и жреческое сословие, разрастается языческий пантеон и мифологическая система; оформляется иероглифическая письменность, накапливаются знания (в т.ч. астрономические, необходимые для определения разлива Нила).

Однако в ХХIII в. до н.э. наступает кризис единой государственности. Египет распадается на несколько самостоятельных государств. Столица Мемфис приходит в упадок. Состояние раздробленности длилось около 200 лет. Примерно в 2050 г. до н.э. фараон Ментухетеп I смог вновь объединить Египет и восстановить единую власть под эгидой Фив. Наступает новый период политической стабилизации, обеспечивающий экономический подъем и расцвет культуры Египта.

- Среднее царство (кон. III тыс. – I пол. II тыс. до н.э.), которое охватывает правление фараонов IХ – ХVII династий. Этот период считается классическим периодом древнеегипетской культуры. В эпоху среднего царства возрождаются традиции, сложившиеся в период Древнего царства. Однако уровень сакральности культуры несколько снижается. На этом фоне происходит бурное развитие медицинского, астрономического и математического знания, правда, еще не выделившегося из религиозно-мифологической картины мира.

Получают распространение бронзовые орудия труда, расширяется и улучшается ирригационная система, повышается уровень земледелия.

Но уже в правление ХIII династии начинаются междуусобные войны, способствовавшие развалу страны. Около 1700 г. до н.э. в Египет вторгаются гиксосы – кочевые скотоводческие племена, пришедшие из Сирии и Палестины. Господство гиксосов продолжалось более сотни лет. В начале ХVI в. до н.э. начинается освободительное движение, во главе которого стояли фиванские цари. После победы над гиксосами наступает период третьего расцвета египетской культуры.

- Новое царство (сер. и II пол. II тыс. до н.э.), которое охватывает правление фараонов ХVIII – ХХ династий. В этот период Древний Египет становится империей и переживает наивысший подъем и расцвет. Освободительная война против гиксосов перешла в успешные завоевательные войны, обеспечившие приток в Египет огромных богатств (из Сирии, Палестины, Ливана, Нубии и других территорий). Экономическому подъему способствовало также развитие торговли и применение железных орудий труда.

В этот период Египет занимает ведущее место в Восточном Средиземноморье. К началу I тыс. до н.э. он становится богатейшей страной мира, расширяет свою территорию и влияние, сохраняя и обогащая традиции прошлого. Особенно большие нововведения (в какой-то мере отражавшие попытку Египта войти в «осевое время») связаны с правлением фараона ХVIII династии Аменхотепа IV (Эхнатона), который провел религиозную реформу с целью утвердить единобожие: культ бога Атона (бога Солнца). В ходе этой реформы Аменхотеп IV не только изменил свое имя, став Эхнатоном («угодным Атону»), но и перенес столицу во вновь построенный город Ахетатон («Небосклон Атона») в 300 км от Фив (ныне городище Телль-Амарна). После смерти фараона-реформатора его идеи были преданы забвению, но реформа Эхнатона (точнее ее провал) не прошла бесследно для древнеегипетской культуры. В конце Нового царства культура Египта начинает терять свою монолитность.

Усиливаются сепаратистские тенденции. В ХI в. до н.э. Египет распадается на Верхний (столица Фивы) и Нижний (столица Танис), попадает под владычество Ливии, раздробляется на мелкие государственные образования, на некоторое время объединяется под властью Эфиопии, затем часть северных территорий попадает под власть Ассирии. Освобождение Египта и восстановление его единства происходит в VII в. до н.э. Начинается новый период политической стабильности некоторого политического и культурного подъема.

- Позднее царство (VII – VI вв. до н.э.) охватывает правление фараонов ХХV – ХХVI династий. Этот период характеризуется широким распространением железных орудий труда и ремесел. В сфере духовной культуры явно прослеживаются тенденции к архаизации духовной культуры, возвращению к традициям Среднего и Древнего царств.

В конце VI в. до н.э. (525 г. до н.э.) Египет был завоеван персами. В первой половине IV в. до н.э. Египту при фараонах ХХХ династии удалось на некоторое время восстановить свою независимость. В 332 г. до н.э. Египет вошел в состав империи Александра Македонского. Египетская культура теряет свою целостность, происходит ее эллинизация. Позднее территория Египта становится частью христианского, а затем (с 642 г. до н.э.) исламского мира.

Как видим, древнеегипетская культура прошла в своем развитии огромный путь, не потеряв при этом своей целостности и самобытности, принципиальные основы которых сформировались в период Древнего царства.

Ярким выражением этого своеобразия является система религиозно-мифологических представлений древних египтян, на базе которой развивалась художественная практика.

Согласно этим представлениям, человек оказывался особым образом включенным в природный порядок, олицетворением которого считались боги (Ра, Амон, Птах, Гор, Исида, Осирис, Атум). Отсюда исходило представление о том, что, во-первых, человек может влиять на окружающий его мир при помощи особых действий, основанных на сакральном знании, и, во-вторых, с человеком происходит то же самое, что происходит с окружающим его миром. Например, цикл «умирание – воскресение» как повторение уже бывшего. На основе этих представлений сформировался культ обожествления фараона и заупокойный культ.

Их формирование стало основой развития культовой архитектуры. Основным типом культовых сооружений стали гробницы и заупокойные храмы при них. В эпоху Раннего царства основным типом гробниц были мастабы, в эпоху Древнего царства – пирамиды, сначала ступенчатые (пирамида Джосера в Саккаре), затем гладкие (пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе), в эпоху Среднего и Нового царства – скальные гробницы. Рядом с гробницами возводились заупокойные храмы, которые представляли собой вытянутые по одной линии помещения, следующие друг за другом (в эпоху Древнего царства) или ряд следующих друг за другом террас, поддерживаемых колоннами (храмы Ментухетепа и царицы Хатшепсут в Дейр-аль-Бахри, построенные в эпоху Среднего царства). В период Нового царства стали строиться храмы, не связанные с заупокойным культом. К этому типу храмов относятся два знаменитых храма, посвященных богу Амону, – Карнакский и Луксорский. В эпоху Позднего царства грандиозное храмовое строительство не велось.

Скульптура и живопись, также получившие развитие в древнеегипетском искусстве, были подчинены архитектуре. Гробницы и храмы украшались рельефами и отдельными скульптурными изображениями, которые подчинялись строгим канонам. Строго каноничными были и живописные изображения. До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода, в которых художник строго придерживался определенных правил. Все изображения были линейными, плоскими, в них не было объема, перспективы, светотени, с фронтальным изображением человеческих фигур.

Самой знаменитой скульптурой является Большой сфинкс в Гизе, высеченный из естественной скалы, а также скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити.

Необходимым атрибутом гробниц и храмов были не только скульптурные и живописные изображения, но и начертанные на стенах надписи, так называемые «Тексты пирамид». Эти надписи позднее, в период Нового царства, были перенесены на папирус и составили так называемую «Книгу мертвых». В ней отразилось представление древних египтян о судьбах души в загробном мире. Эти представления оказали огромное влияние на формирование всей системы ценностей древнеегипетской культуры, просуществовавшей более трех тысячелетий. Вполне понятно, что без ее изучения картина эволюции человеческой жизнедеятельности была бы не полной.

 

 

Культура Индии. Культурно-историческая динамика.

Система ценностей

 

Почти одновременно с древними цивилизациями Египта и Месопотамии возникают первые земледельческие общества, положившие начало развитию индийской и китайской культур, отличающихся чрезвычайной устойчивостью традиций.

Каждая из этих культур прошла определенную эволюцию, без ознакомления с которой невозможно понять их своеобразие.

В развитии индийской культуры до сер. ХIХ в. (когда традиционное общество начинает трансформироваться в современное) можно выделить два крупных культурно-исторических периода:

Культура Хараппской цивилизации (2500 – 1700 гг.). Центром этой цивилизации стали города Хараппа (в районе современной Хараппы в Пенджабе) и Мохеджо-Даро (в Синде) в долине Инда. Это была высокоразвитая цивилизация, письменность которой до сих пор не расшифрована. Из-за неразгаданности письменности трудно судить о духовной культуре этой цивилизации. До наших дней сохранились обнаруженные в ходе археологических раскопок остатки городских построек, инженерных сооружений, орудия труда, оружие, керамика, изделия декоративно-прикладного искусства, позволяющие судить о высоком уровне развития культуры, закат которой наступил при невыясненных до сих пор обстоятельствах.

Индо-арийский период (с ХV в. до н.э. – сер. ХIХ в. н.э.). Этот период начинается с приходом в долину Инда ариев, которые вторглись в Северную Индию и постепенно стали продвигаться на юг, навязывая местным племенам свою культуру и религию, основанную на «Ведах». Язык и верования ариев определили исторический путь индийской цивилизации на долгие тысячелетия.

Этот путь представлен следующими культурно-историческими периодами:

- Ведический (ХV в. до н.э. – сер. I тыс. до н.э.). Это время, когда арийские кочевые племена, постепенно захватывая новые земли, переходили к оседлому образу жизни, земледелию, в том числе ирригационному. Основу духовной культуры составляли представления, зафиксированные в Ведах (санскр. - знания). Первоначально Веды, являвшиеся результатом устного творчества, передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Затем жрецы обработали их, записали, создали к ним комментарии. Основу Вед составляют четыре сборника: Ригведа (книга гимнов), Самаведа (сборник ритуалов и песнопений), Яджурведа (молитвы при жертвоприношениях), Атхарваведа (книга заклинаний и магических формул).

Веды отразили политеизм индоариев. Пантеон ведических богов, олицетворявших силы природы и качества души, огромен (от 33 до 3000) и слабо систематизирован. В нем выделяются две группы богов: асуры и дэвы (которые позднее стали злыми и добрыми духами). В культе ведического периода центральную роль играли жертвоприношения. Святилищ и храмов, а также изображений богов не было.

С течением времени представления индоариев об окружающем их мире усложняются. Опираясь на Веды, они создают более сложную картину мира, отражающую новые культурные доминанты. Наступает новый этап в развитии индоарийской культуры.

- Брахмано-буддийский (сер. I тыс. до н.э. – сер. I тыс. н.э.). В этот период формулируются основные идеи, ставшие общими для религиозных концепций брахманизма и буддизма. Формирование этих религиозных концепций, содержащих идеи «осевого времени», сопровождалось экономическим подъемом, политической стабильностью и расцветом художественной культуры.

К середине I тыс. до н.э. оформляются религиозно-философские комментарии к Ведам - Упанишады (санскр. - сидящий у ног учителя), которые вместе с другими комментариями к Ведам Брахманами (истолкованиями обрядов) и Араньяками (санскр. - лесными книгами – руководствами для отшельников, соединившими ритуальную и философско-этическую сторону религии) стали основой для формирования брахманизма.

Главное положение брахманизма (сохранившего черты политеизма) – это представление о Брахмане как безличном абсолютном духовном начале (немыслимое, невидимое, неслышимое, непознаваемое, непроявленное, лишенное образа, безначальное, бесконечное), из которого возникает мир. Брахман представлен тремя богами: Брахмой (создателем мира), Шивой (разрушителем), Вишну (хранителем). Вишну и Шива представлены также их земными воплощениями – аватарами.

С богом Брахмой стали связывать возникновение варн (санскр. - цвет): брахманы (жрецы) произошли из уст Брахмы, кшатрии (князья, воины) – из его рук, вайшьи (земледельцы, скотоводы и торговцы) – из его бедер, шудры (слуги) – из его ступней. Каждой варне соответствовал цветовой символ: брахманам – белый, кшатриям – красный, вайшьям – желтый, шудрам – черный. Три первые варны были арийского происхождения, четвертая включала потомков покоренных арийцами аборигенов Индии. Это деление общества на варны было законодательно закреплено «Законом Ману» (полулегендарного правителя Индии V в. до н.э.).

Принадлежность человека к той или иной варне объяснялась, исходя из общих представлений брахманизма об окружающем мире и положении человека в этом мире. Согласно этим представлениям, человеческая жизнь является частью мирового круговорота, подвержена сансаре (санскр. – блуждание, круговорот) – непрерывному круговороту жизней и смертей, определяемому кармой (санскр. – действие и его результат), т.е. совокупностью поступков человека, которая определяет, в какое тело переселится его душа после смерти, каким будет его новое воплощение. Спасение в брахманизме мыслится не как улучшение кармы, а как достижение мокши – состояния, когда индивидуальная душа (атман как часть мировой души) сливается с Брахмой.

Упанишады содержат в себе основания, позволяющие по-разному трактовать основные понятия брахманизма. На этой основе постепенно возникли различные религиозно-философские системы, разрабатывавшие преимущественно ту или иную сторону брахманизма, но все они считаются равноправной формой трактования истины. Самыми распространенными религиозно-философскими системами считаются веданта, миманса, санхья, ньяя, вайшешика и йога.

Брахманистскими идеями насыщены и знаменитые эпосы «Махабхарата» («Великая война потомков Бхараты» - 107 тыс.двустиший) и «Рамаяна» («Сказание о подвигах Рамы» - 24 тыс. двустиший), которые в индийской культуре выполняют также роль священных книг, выступают руководством в решении жизненных проблем.

В «осевое время», на рубеже VI – V вв. до н.э., в Индии начинает распространяться новая религия – буддизм, которая к концу I тыс. до н.э. становится мировой религией. Ее основоположником считается Сиддхартха Гаутама Шахья Муни (из Бенгалии, северной окраины долины Ганга), который стал называться Буддой (санскр. – просветленный). Будда, опираясь на учение о сансаре, карме, мокше, предложил отличающийся от брахманизма взгляд на окружающий мир, на самого человека, новую этику – средний путь (между стремлением человека к удовольствиям и стремлением к жесткому аскетизму). В основе учения Будды лежат так называемые «четыре благородные истины»:

Все есть страдание.

Есть причина страдания (это привязанность человека к внешнему миру, рождающая желания, которые, в свою очередь, рождают поступки, составляющие карму, которая движет сансарой, привязывая человека к внешнему миру).

Есть освобождение от страданий – нирвана (санскр. – угасание).

Есть путь к нирване – восьмеричный путь (путь нравственного совершенствования).

Основы восьмеричного пути были изложены Буддой в так называемой Бенаресской проповеди.

Пройдя по восьмеричному пути, человек мог войти в состояние нирваны, в котором прекращалось действие закона кармы и душа человека покидала сансару, освобождалась от оков жизни и смерти. Это освобождение было результатом собственных усилий человека независимо от его принадлежности к той или иной варне.

Буддизм стал быстро распространяться в индийском обществе, ослабил влияние брахманов-жрецов и способствовал объединению страны. Во второй пол. I тыс. до н.э. на территории Индии образовывается крупное централизованное государство, получившее наименование государства Маурьев (по имени правящей династии, основателем которой считается Чандрагупта (322 г.), правитель государственного образования Магадха). Часто этот период называется Магадхо-Маурийской эпохой. Выдающийся правитель династии Маурьев Ашока (273 – 233 гг. до н.э.) провозгласил буддизм государственной религией, что повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде.

В первые века н.э. Маурьев сменила династия Кушанов (I – III вв. н.э.). Наивысшего могущества Кушанская империя достигла в правление Канишки (78 – 123 гг. н.э.). Кушанские правители продолжили культурные традиции, сформировавшиеся в Магадхо-Маурийскую эпоху. В частности, при Маурьях впервые для строительства храмов и создания крупных скульптур стали применять камень. Сохранившиеся до наших дней постройки носят в основном культовый характер. К этому времени относятся ступы (полусферические купола на барабане), пещерные храмы и монастыри (чатьи). Самыми известными сооружениями этого периода считается ступа в Санчи (III – I вв. до н.э.) и чатья в Карме (I в. до н.э. – I в. н.э.).

Уже в Кушанскую эпоху буддизм распался на два направления: хинаяну (малая колесница, узкий путь) и махаяну (большая колесница, широкий путь). Буддизм махаяны постепенно получает все более широкое распространение как в Индии, так и за ее пределами. Постепенно влияние буддизма в Индии падает. Наступает новый период в развитии индоарийской культуры.

- Индуистский период (V в. до н.э. – сер. ХIХ в.). Становление индуистской культуры связано с созданием империи Гуптов в IV в. н.э. на большей части Северной Индии. В это время местные религии, впитавшие в себя многочисленные элементы брахманизма и буддизма в условиях становления на новой основе варно-кастового строя, составили комплекс верований, который обычно называют индуизмом. Особое развитие в индуизме получил культ богов брахманистской триады (тримурти): Брахмы, Шивы, Вишну, при этом основное внимание уделяется Шиве и Вишну. На этой основе в рамках индуизма сформировалось два крупнейших направления: шиваизм и вишнуизм.

В VI в. держава Гуптов была захвачена кочевыми племенами гуннов. Центр развития индийской культуры перемещается в южные районы Индостана. Индия вступает в период политической раздробленности. Несмотря на это, индийская художественная культура переживает период расцвета. Особенно это касается архитектуры, которая воплощает в камне идеи индуизма. Взлет каменного индуистского зодчества, нерасторжимо связанного со скульптурой, приходится на VIII – ХIII вв. Ярким свидетельством этого являются храмовые комплексы в Эллоре (в том числе храм Кайласанатхи – храм владыки горы Кайласа, места обитания бога Шивы).

В ХIII в. хозяйственная и художественная жизнь Индии вступила в полосу стагнации. Индия подверглась тюркскому завоеванию. В результате на значительной части ее территории распространяется мусульманская культура. Индуистская культура приходит в упадок, который продолжается с установлением в ХVIII веке в Индии английского господства. Индия превращается в английскую колонию, ее культура подвергается мощному европейскому воздействию, происходят изменения в хозяйственном укладе, образе жизни. Начинается разложение традиционных структур индийского общества.

С окончанием второй мировой войны Индия получает независимость и новые возможности для развития своей культуры, имеющей тысячелетние традиции, возможно таящие в себе новые импульсы для ее дальнейшей эволюции.

Новые черты приобретает в ХХ в. и еще одна культура, имеющая тысячелетние традиции. Это культура китайской цивилизации, возникшей на рубеже III – II тысячелетия до н.<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.80 (0.015 с.)