Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арабо-мусульманский культурно-исторический круг
Возникновение ислама и генезис арабо-мусульманской культуры. Особенности и основные этапы развития арабо-мусульманской культуры. Художественные традиции исламского мира.
Возникновение ислама и генезис арабо-мусульманской культуры
Становление арабо-мусульманской культуры связано с возникновением ислама, который сплотил разобщенные оседлые племена и племена кочевников-бедуинов в арабскую народность. Ислам возник в VII веке в одном из языческих религиозных центров Аравийского полуострова – г. Мекке, где располагалось святилище Кааба (в пер. с араб. - «Куб»), в стену которого был вмонтирован черный камень (очевидно, метеоритного происхождения). В Мекке родился в 570 г. и начал свои проповеди Мухаммед, араб из племени курейш (курайш). Рано оставшись сиротой, он воспитывался в доме у своего дяди Абу Талиба, который являлся главой влиятельного рода хашим и на протяжении всей своей жизни оказывал Мухаммеду всяческую поддержку. Став взрослым, Мухаммед занялся караванной торговлей, женился на богатой мекканской вдове Хадидже, стал общаться с ханифами (праведниками и аскетами арабского происхождения, проповедовавшими необходимость веры в единого Бога). В 610 г., находясь в пещере горы Хира, Мухаммед услышал обращенный к нему голос и выучил наизусть (запомнил, записал в своем сердце) продиктованный ему свыше текст: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом (богословием), научил человека тому, чего он не знал». 96 сура Так было положено начало Корану (книге божественных откровений) и проповеднической деятельности Мухаммеда. Мухаммед, которого стали называть пророком и посланником Бога, учил, что нужно всецело покориться воле Бога (Аллаха). Последователи пророка стали называться мусульманами, т.е. покорными Богу (от араб. «муслим» - ед. число, «муслимун» - мн. число). В 622 г. Мухаммед из-за усилившихся гонений совершил хиджру (араб. – «переселение») из Мекки в Ясриб вместе с мухаджирами, т.е. совершившими хиджру. Ясриб стал называться Мединой («Городом пророка»). В Медине Мухаммед был принят как правитель. Хиджра стала точкой отсчета времени по мусульманскому лунному календарю (16 июля 622 г.). Рядом с домом Мухаммеда в Медине была построена первая мечеть (араб. – «место поклонения»). В Медине происходит окончательное становление культа и догматики ислама, в том числе оформляется идея священной войны. Мухаммед вступает в военные действия против Мекки, закончившиеся в 630 г. его победой. Мекка приняла ислам и признала Мухаммеда пророком. Он вернулся в Медину и в марте 632 г. совершил паломничество к святыне Каабы, по дороге к которой на горе Арафат произнес свою последнюю проповедь, обобщенный текст которой можно найти во всех мечетях мира.
В июне 632 г. пророк умер и был похоронен в Медине. К этому времени под властью Медины находился почти весь Аравийский полуостров. Преемники власти Мухаммеда – мухаджиры: Абу Бакр, Омар, Осман, Али, которые стали называться халифами («заместителями посланника божьего»), продолжили его дело. Они расширили границы единого арабо-мусульманского государства, которое стало именоваться Мединским Халифатом, ввели новое летоисчисление от 622 г., свели все проповеди пророка в единую книгу «Коран» (араб. – «чтение, чтение вслух»), положили начало Сунне (араб. – «образец, пример, священное предание»). В Коране 114 сур (глав), расположенных по степени длины: самая длинная – в начале, самая короткая – в конце. Суры (араб. – «ряды камней в кладке») состоят из аятов – ритмически завершенных фраз. Язык Корана – арабский, Коран было запрещено переводить на другие языки в религиозных целях. Его дополняет Сунна, сведенная в шесть сборников хадисов – рассказов, сообщений о поступках и изречениях Мухаммеда. Абу Бакр, Омар, Осман и Али в мусульманской традиции считаются четырьмя «праведными халифами», а время их правления (532 – 661 гг.) – счастливой эпохой. С культурологической точки зрения этот период можно считать временем, завершающим генезис арабо-мусульманской культуры. Именно в это время оформились и три основных направления в исламе, основанные на разных подходах к решению проблемы верховной власти: суннизм, шиизм и хариджизм. Но эти подходы не выходят за рамки общих исламских принципов, за границы единой культуры.
6.2.Особенности и основные этапы развития арабо-мусульманской культуры
Особенности этой культуры определяются, прежде всего, основами вероучения и культа, изложенными в Коране и Сунне. Традиционно выделяют пять первоэлементов, или столпов, определяющих принадлежность к исламу: 1. Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, которое закреплено в формуле – шахад (араб. – «свидетельствовать»): «Нет божества, кроме Бога (Аллаха) и Мухаммед – посланник Божий». Чтобы стать мусульманином, достаточно в присутствии свидетелей-мусульман три раза произнести шахад. Строгий последовательный монотеизм – центральная идея мусульманства. Как говорится в Коране, единый Бог – надмирный творец всего, он правит миром, все зависит от него, он абсолютен во всех отношениях, «никого нельзя давать ему в сотоварищи». Человек должен безотчетно отдаться во власть Бога и безусловно довериться ему, надеясь на его поддержку и милосердие. С этой точки зрения в Коране дается критика язычников, также критика иудеев и христиан, как исказивших откровение истинного Бога, дается и новая интерпретация сотворения мира, человека, деятельности пророков: Ноя (Нуха), Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусы), Иисуса (Исы), Страшного Суда, ада, рая и т.д. Таким образом, формулируется мысль об исключительности миссии Мухаммеда и роли Корана. Мухаммед завершает (запечатывает) череду пророков, а Коран – ряд откровений. Утверждению веры в Аллаха, единого Бога способствуют четыре остальных «столпа» ислама. 2. Ежедневная пятикратная молитва («салам» - араб., «намаз» – перс.) на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. В пятницу совершается коллективная молитва в мечети, сопровождаемая проповедью и разъяснением религиозно-этических и политических вопросов. 3. Пост в месяц рамадан, т.е. в 9-й месяц лунного календаря, с того дня, когда Мухаммед получил первое божественное откровение. В месяц рамадан с восхода до захода солнца, пока можно отличить белую нитку от черной, необходимо воздерживаться от питья, еды, увеселений и других удовольствий. 4. Добровольная очистительная милостыня («закят» в пер. с араб. – «очищение»). 5. Паломничество («хаджж») в Мекку, хотя бы раз в жизни, которое рассматривается как «очищение от грехов». Соблюдение этих условий является подтверждением веры человека и одновременно его права на вхождение в общину верующих (умму). Совершение греха (отступление от указанных и других норм Корана и Сунны) отдаляет человека от божества, очищение от греха восстанавливает эту связь. Идея очищения, реализуясь в конкретных нормах и ритуалах, сопровождает все этапы жизненного цикла мусульманина – рождение, вступление в брак, смерть. При этом очищение тела и души символически взаимосвязаны. Мусульманская этика исходит из реального образа человека, который понимает и принимает ограниченность своих человеческих возможностей. Эти и другие составляющие исламской культуры обусловили такую ее особенность, как способность к адаптации и интегрированию инонациональных элементов. В ходе завоеваний, выйдя за пределы Аравийского полуострова, арабы столкнулись с высокоразвитыми цивилизациями, но не растворились в них, а, наоборот, передали им свою религию, язык, менталитет, создав на этой основе самобытную устойчивую конкурентоспособную культуру. Это позволяет сказать, что решающим фактором распространения и утверждения ислама были не завоевание и подавление, а его культурная мощь.
Другой важной особенностью арабо-мусульманской культуры является неразделимость духовно й и светской власти: религии, морали и права. Выражением неразделимости светской и духовной власти стала особая форма государственности – халифат. Халиф сосредотачивал в своих руках полученную от Мухаммеда власть: духовную (имамат) и светскую (эмират). Халифатом стало называться и арабо-мусульманское государство, возглавляемое халифами. В основе его функционирования лежит концепция исламской государственности, разработанная суннитами. Они истолковывали ее таким образом, что государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Этот договор заключается между уммой (ее представителями) и претендентом на халифат, который должен отвечать следующим требованиям: быть муджтахидом (представителем высшей категории мусульманских богословов); происходить из племени курейшитов; быть справедливым, мудрым, смелым, физически здоровым и заботиться о благе подданных. Халиф не может передавать свою власть по наследству, выбирать себе преемника; умма смотрит на него как на своего представителя, он должен выполнять предписания Корана и может быть привлечен к ответственности за нарушение сунны и шариата (от араб. «шари,а» - прямой путь, правильная дорога к цели»).[22]Шариат – это система права, базирующаяся на Коране и Сунне и синкретически объединяющая не только юридические, но и религиозные, нравственные, политические и все прочие нормы. Халифат – не единственная концепция исламской государственности. Все остальные ее концепции, так же, как и халифат, основаны на неразделимости светской и духовной власти: религии, морали и права. В развитии арабо-мусульманской культуры можно выделить несколько периодов: 1. Персидско-арабский (VII – Х вв.). Он связан с деятельностью халифата Омейядов (661 – 750 гг.) со столицей в Дамаске и частично халифата Аббасидов (750 – 1258 гг.) со столицей в Багдаде. В это время границы созданного преемниками Мухаммеда арабо-мусульманского халифата стремительно расширялись. Уже к середине VIII века в его состав вошли территории Ирака, Сирии, Палестины, Северной Африки, Испании, а также Персии, Армении, Азербайджана, Хорезма и Средней Азии. Во второй половине VIII в. его территория превышала размеры Римской империи. Эпоха арабских завоеваний длилась до IХ в., затем единая арабская держава стала распадаться на отдельные мусульманские государства.
В это время арабская культура, основанная на исламе, обогатилась наследием, полученным от народов покоренной арабами Персидской державы. Арабский становится основным языком мировой культуры, языком новой литературы и научной мысли. 2. Испано-магрибский (Х – ХIII вв.). В этот период времени центр культурной жизни перемещается на запад мусульманского мира, в Андалусию (Кордову, Толедо, Севилью, Малагу, Гранаду). Мусульманская культура расцветает, впитывая в себя традиции европейской культуры. Удар по развитию андалусской культуры нанесли движения альморавидов, а затем альмохадов, которые выступали с проповедью социального равенства, простоты нравов, преследовали науку, философию, искусство. Эти движения объединяли кочевников, пришедших в Испанию из степей Западной Сахары и с гор Атласа. Династии Альморавидов и Альмохадов правили в Андалусии и Магрибе в ХII – ХIII вв. Но постепенно мавры (испанские арабы) были вытеснены с Пиренейского полуострова христианами в ходе реконкисты (исп. - отвоевание) к концу ХIII в. (кроме Гранады – до 1492 г.). В Х – ХIII вв. быстро развиваются города Магриба, в том числе г. Ал-Кахир (совр. Каир). В них строились роскошные мечети, процветала торговля. 3. Тюркско-турецкий (ХIV – сер. ХIХ вв.). Он связан с тюркскими завоеваниями, возникновением и расцветом на их основе восточных мусульманских государств и прежде всего Турецкой (Османской) империи, которая выросла из небольшого эмирата бея Османа, начавшего постепенно присоединять земли ослабевшей Византии. В 1453 г. Византия пала и на ее территории возникает Османская империя, которая вобрала в себя в ходе дальнейших завоеваний все земли бывшего арабского халифата и стала самым большим мусульманским государством. В ХVIII в. Османская империя начинает приходить в упадок и окончательно распадается в 1918 г. после I мировой войны. В этот период возникли и другие территориально-государственные образования, которые стали базами развития мусульманской культуры: Персидская империя Сефевидов (ХVI – ХVIII вв.) и империя Великих Моголов (на тер. Индии, ХVI – ХVIII вв.). С деятельностью названных государственных образований связан не только экономический расцвет, усиление политического влияния на мировой арене, но и расцвет художественного творчества на базе исламских традиций, давший миру настоящие шедевры архитектуры и живописи. В ХIХ – ХХ вв. многие мусульманские государства попадают в колониальную зависимость от западных держав. Это поставило народы этих стран в совершенно новую культурную ситуацию, порождающую новые тенденции в развитии исламского мира.
Художественные традиции исламского мира
Под влиянием ислама сложилась самобытная художественная культура.[23] Исламское искусство не знает культовых изображений. Одной из главных святынь были старинные рукописи. Это привело к развитию каллиграфии и книжной миниатюры. Искусство оформления книги достигло исключительной высоты, в том числе искусство орнамента, который стал применяться также для украшения мечетей, керамики, оружия, изделий из металла и стекла, тканей, ковров. Европа познакомилась с персидскими коврами в ХVI в. С тех пор они стали олицетворять собой искусство арабского Востока. Высокой ценности книг способствовало наличие в них ярких красочных миниатюр. Их отличительными особенностями являются: повышенная декоративность, базирующаяся на тонком линейном рисунке без светотени; интенсивная и чистая световая гамма; локальный колорит; яркая образность; широкое распространение устоявшихся сюжетов, художественных приемов и композиционных схем; повествовательность, отсутствие преувеличенной спиритуализации. Главные центры искусства миниатюры находились в Сирии, Иране, Египте, Испании, Северной Африке. Самыми выдающимися считаются ширазская (Иран), гератская (Афганистан) и багдадская школы. Важнейшее место в арабо-мусульманской художественной культуре занимает поэзия. Основой для формирования системы поэтических форм послужила касыда – особая композиционная форма арабской поэзии, оформившаяся в VIII в. Она представляла собой небольшую поэму из 150 – 200 строк-бейтов, состоявшую обычно из трех частей, различных по жанру, сюжету и стилю, и образующую в сознании слушателя стройную целостную картину. Среди других жанров арабской поэзии: кыта – стихотворение из 8 – 12 строк с единым содержанием, героический эпос, возвышенные оды, рубаи – стихотворный афоризм из четырех строк, газели – лирические любовные песни, месневи – поэма значительного объема с парной рифмой строк. Поэтическое творчество было строго канонизировано и поэтому развивалось в основном за счет усложнения поэтической техники (метафоры, игры слов, звукового и зрительного эффекта, когда начертание букв превращало стихотворения в рисунки). Огромное влияние на развитие литературного творчества оказал суфизм (мусульманский мистицизм), наполнивший поэзию особой символикой и метафоричностью. Среди образцов суфийской поэзии – рубаи Омара Хайяма (1040 – 1123 гг.), произведения ирано-таджикской поэзии (на языке фарси) - месневи Рудаки, Руми, Низами. Всемирно известно тоже творчество Фирдоуси (эпопея «Шахнамэ» - «Книга царей»). В конце IХ в. появились знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь», также испытавшие влияние суфизма. В заключение следует отметить, что вся мусульманская литература строится вокруг Корана (основные идеи, аллегории, ссылки, обороты). Утверждение и распространение ислама открыло новые пути в развитии архитектуры. Прежде всего, появляется феномен арабского средневекового города, расцвет которого приходится на правление Аббасидов.[24] В центре города на искусственном или естественном холме возводится цитадель правителя или наместника – арк. Это целый дворцовый комплекс с парками и зверинцами. Образцом дворцового комплекса может служить архитектурный ансамбль середине ХIII века в эмирате Гранада – Альгамбра (от араб. «аль–Хамра» - красная), который группируется вокруг двух внутренних дворов – Миртового и Львиного. Вокруг арка кольцом располагался второй город – шахристан, где располагались государственные учреждения, пятничная мечеть, медресе, базары, особняки знати. Шахристан так же, как и арк, окружался стеной. Вокруг шахристана находилось ремесленное предместье с глинобитными домами. Рабад также обносился стеной. Олицетворением наивысших достижений мусульманской архитектуры являются культовые сооружения: мечети, медресе и минареты, а также мавзолеи. Наиболее распространенными типами мечетей являются дворовая (Испания, Северная Африка) и айванная (Средняя Азия, Иран, Афганистан, Индия). Кроме того, для строительства мечетей используются архитектурные формы культовых сооружений других религий, например, мечети, построенные архитектором Коджой Синаном: Шах-заде, Сулеймание в Стамбуле и Селимие в Эдирне (I пол. ХVI в.) – повторяют архитектурные формы христианской купольной базилики Святой Софии в Константинополе, построенной в VI в. Основным элементом дворовой мечети является двор, окруженный колоннами, соединенными арками. В центре двора располагается бассейн для омовения. Молитвенный зал представляет собой помещение с очень большим количеством узких нефов (до 20 и более), колонны которого ориентированы в сторону киблы (на Мекку). Киблу отмечает михраб (ниша). Арки, соединяющие колонны нефов, имеют стрельчатую или подковообразную форму. Классическим примером дворовой мечети можно считать Большую мечеть (мечеть ал-Валида) в Дамаске (708 г.), классическим примером айванной мечети – мечети в Исфахане (ХI – ХII в. и ХVI в. - Иран). С ХIII – ХIV вв. во многих городах мусульманского Востока возводятся «муссала» - комплексы из мечети, медресе (духовное училище) и мавзолея на центральных площадях (площадь Майдан-е-шах в Исфахане (Иран) и площадь Регистан в Самарканде (Узбекистан). Сохранилось много мавзолеев, возведенных над могилами особо почитаемых лиц. Шедевром мировой архитектуры считается мавзолей Тадж-Махал в Агре (ХVII в., Индия). Кроме культовых сооружений и дворцов возводились также библиотеки, госпитали, бани, караван-сараи, акведуки, мосты, склады и бедестаны (крытые рынки). Все они несут в себе черты, ярко отражающие самобытность художественных традиций арабо-мусульманского мира.
Вопросы
Когда и при каких обстоятельствах возник ислам? Как связаны ислам с другими религиями (язычеством, христианством, иудаизмом)? Какую роль сыграл ислам в становлении арабо-мусульманской культуры? Каковы особенности арабо-мусульманской культуры? Какое место в арабо-мусульманской культуре принадлежит Корану? Назовите виды художественного творчества, получившие в исламской культуре наибольшее развитие.
Литература
Борзова Е.П. История мировой культуры. - СПб., 2001 История мировой культуры / Ред.: Г.В.Драч. – Ростов н/Д, 2000 Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001 Карпушина С.В. История мировой культуры: Учеб. для вузов / С.В. Карпушина, В.А. Карпушин. – М.,1998 Маковский В.П. Всемирное культурное наследие: Научно-популярное справочное издание. – М., 2000 Пигалев А.И. Культурология: Учеб.пособие. – Волгоград, 1999 Садохин А.П. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М., 2000
Глава 7 ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА. ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Античная цивилизация. Зарождение христианства. Христианская картина мира. Католичество и культура европейского средневековья.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.039 с.) |