Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Считая фальсифицируемость более важным критерием научности, чем верификацию, поппер отмечал: «я признаю некоторую систему научной только в том случае, если имеется возможность ее опытной проверки».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К) Материальные средства познания. В процессе научного познания применяются такие специфичес-
Л) Идеальные средства познания. Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких ИДЕАЛЬНЫХ (ДУХОВНЫХ) СРЕДСТВ и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы.
М) Идеализированные объекты. Широкое применение экспериментальных средств и систематическая работа с ИДЕАЛИЗИРОВАННЫМИ ОБЪЕКТАМИ —характерные черты развитой науки.
Н) Использование искусственного (формализованного) языка. Необходимым условием научного исследования является выработка и широкое использование специального (искусственного, формализованного) языка, пригодного для строгого, точного описания ее объектов, необычных с точки зрения здравого смысла. Язык науки постоянного развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира.
О) Наличие подготовленного субъекта познавательной деятельности. Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности — отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает: А) сложившийся запас знаний,
Б) средства и методы его получения,
В) систему ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для научного познания,
Г) его этические принципы.
ЭТА ПОДГОТОВКА ДОЛЖНА СТИМУЛИРОВАТЬ НАУЧНЫЙ ПОИСК, НАЦЕЛЕННЫЙ НА ИЗУЧЕНИЕ ВСЕ НОВЫХ И НОВЫХ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВИСИМО ОТ СЕГОДНЯШНЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ПОЛУЧАЕМЫХ ЗНАНИЙ.
3. Относительность границ между наукой и ненаукой. Таковы основные критерии науки в собственном смысле, которые позволяют в определенной мере осуществить демаркацию (провести границы) между наукой и ненаукой. Эти границы, как и все другие, относительны, условны и подвижны, ибо и в этой сфере «ПРИРОДА НЕ СТАВИТ СВОИ СОЗДАНИЯ ШЕРЕНГАМИ» (Гегель).
ЭТИ КРИТЕРИИ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВЫПОЛНЯЮТ «ОХРАНИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ», ОГРАЖДАЮТ НАУКУ ОТ НЕПРИГОДНЫХ, НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ, «БРЕДОВЫХ» ИДЕЙ. (Г.Б.: Однако, ограждают и от новых, «сумасшедших» идей, без которых нет истории науки)
Поскольку познание безгранично, неисчерпаемо, находится в развитии, то система критериев научности — это конкретно-историческая, открытая система. А это означает, что не существует и не может существовать раз навсегда завершенного, законченного «списка» данных критериев.
В современной философии науки называют и другие критерии научности, кроме вышеназванных.
Это, в частности: А) критерий ЛОГИЧЕСКОЙ НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТИ,
Б) ПРИНЦИПЫ ПРОСТОТЫ, КРАСОТЫ, ЭВРИСТИЧНОСТИ, КОГЕРЕНТНОСТИ и некоторые другие.
ВМЕСТЕ С ТЕМ ОТМЕЧАЕТСЯ, ЧТО ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ОТВЕРГАЕТ НАЛИЧИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ НАУЧНОСТИ.
11. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ ПЛАН 1. Специально-научные знания и философия. 2. Каково соотношение науки и философии?
1. Специально-научные знания и философия. Анализ взаимосвязи философии и частных наук показывает, что НИКАКАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА, И ФИЛОСОФИЯ В ТОМ ЧИСЛЕ, НЕ МОЖЕТ ВОБРАТЬ В СЕБЯ ВСЮ СОВОКУПНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О МИРОЗДАНИИ. А) Философ не может и не должен подменять собой работу медика, биолога, математика, физика и т.п.
Б) Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как философия не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество — в философии или науке, какова их действительная взаимосвязь, породил множество позиций и интерпретаций этой проблемы. 2. Каково соотношение науки и философии? А)Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Б)Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира.
В)Философию же интересует МИР В ЦЕЛОМ, она устремлена к целостному постижению универсума. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».
Г)Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества.
Д)Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, ВЫНОСЯ ЗА СКОБКИ ЛИЧНОСТНОЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧЕНОГО К ИЗУЧАЕМЫМ ЯВЛЕНИЯМ И ТЕМ СОЦИАЛЬНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ, К КОТОРЫМ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ТО ИЛИ ИНОЕ ОТКРЫТИЕ.
Е)Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывает особого интереса.
Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.
Ж) Мир в глазах философа — не просто статичный пласт реальности, но ЖИВОЕ ДИНАМИЧНОЕ ЦЕЛОЕ.
Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены:
- ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ,
- ЦИКЛИЧНОСТЬ И СПОНТАННОСТЬ,
- УПОРЯДОЧЕННОСТЬ И ДЕСТРУКЦИЯ,
- СИЛЫ ДОБРА И ЗЛА,
- ГАРМОНИИ И ХАОСА.
З) ФИЛОСОФСТВУЮЩИЙ РАЗУМ ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ.
Потому-то основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру).
К)Принимая во внимание научные данные и опираясь на них, она идет дальше, рассматривая вопрос о СУЩНОСТНОМ СМЫСЛЕ и значимости процессов и явлений В КОНТЕКСТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.
Л) Представители науки обычно не задаются вопросом, КАК ВОЗНИКЛА ИХ ДИСЦИПЛИНА, В ЧЕМ ЕЕ СОБСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА и отличие от прочих.
Если эти проблемы затрагиваются, ученый вступает в сферу истории и философии науки.
М)Философия же всегда СТРЕМИЛАСЬ ВЫЯСНИТЬ ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВСЯКОГО ЗНАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ И СОБСТВЕННО ФИЛОСОФСКОГО.
Она направлена на выявление таких ДОСТОВЕРНЫХ ОСНОВ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия ИСТИНЫ ОТ МНЕНИЯ, ЭМПИРИИ ОТ ТЕОРИИ, СВОБОДЫ ОТ ПРОИЗВОЛА, НАСИЛИЯ ОТ ВЛАСТИ).
ПРЕДЕЛЬНЫЕ И ПОГРАНИЧНЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫМИ ОТДЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ЛИБО НАЧИНАЕТСЯ, ЛИБО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, — ИЗЛЮБЛЕННАЯ ТЕМА ФИЛОСОФСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ.
Н)Наука занимает приоритетное место как сфера деятельности, направленная на ВЫРАБОТКУ И СИСТЕМАТИЗАЦИЮ СТРОГИХ И ОБЪЕКТИВНЫХ ЗНАНИЙ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Наука — это форма общественного сознания, направленная на:
А) ПРЕДМЕТНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРА;
Б) ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ; В) ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
Цель науки всегда была связана с:
А) ОПИСАНИЕМ,
Б) ОБЪЯСНЕНИЕМ и
В) ПРЕДСКАЗАНИЕМ процессов и явлений действительности на основе открываемых ее законов.
Философия основывается на ТЕОРЕТИКО-РЕФЛЕКСИВНОМ и ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОМ отношении субъекта к объекту.
Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых ИДЕАЛОВ, НОРМ и КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
К ее основным, исторически сложившимся разделам относятся:
А)ОНТОЛОГИЯ, Б)ГНОСЕОЛОГИЯ, В)ЛОГИКА, Г)ДИАЛЕКТИКА, Д)ЭТИКА, Е)ЭСТЕТИКА,
а также:
А)АНТРОПОЛОГИЯ, Б)СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, В)ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ, Г)ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ, Д)МЕТОДОЛОГИЯ, Е)ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, Ж)ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ и пр.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.58 (0.012 с.) |