Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением места человека в мире, смысла его существования, судеб современной цивилизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением места человека в мире, смысла его существования, судеб современной цивилизации.



 

 

12. ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ФИЛОСОФИИ И НАУКИ

 

ПЛАН

 

1. Категории философии.

2. Каков вид философского знания?

3. Многовариантность философии.

4. Метод рефлексии.

5. Интеллигибельные сущности-«мир философии».

6. В чем состоят явные различия в понятийном аппарате философии и науки?

 

 

1. Категории философии. В распоряжении философии имеются уникальные средства позна­ния — КАТЕГОРИИ, которые позволяют АНАЛИЗИРОВАТЬ (?) мир с точки зре­ния его ВСЕОБЩИХ И НЕОБХОДИМЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ.

А) При­меры философских категорий:

- причина и след­ствие,

-необходимость и случайность,

-возможность и действительность,

-содержание и форма,

- единичное, особенное, всеобщее,

- целое и части (система, элементы, структура).

 

2. Каков вид философского знания? Философия стремится найти ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ и РЕГУЛЯТИВЫ всякого сознательного отношения к действительности.

ПОЭТОМУ ФИ­ЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ ВЫСТУПАЕТ ОБЫЧНО НЕ В ВИДЕ СТРОГО ЛОГИЧЕСКИ УПО­РЯДОЧЕННОЙ СХЕМЫ, А ПРИНИМАЕТ ВИД РАЗВЕРНУТОГО ОБСУЖДЕНИЯ, ДЕТАЛЬ­НОГО ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВСЕХ ТРУДНОСТЕЙ АНАЛИЗА, КРИТИЧЕСКОГО СОПОС­ТАВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕ­МЫ.

 

Отсюда известная сентенция: В ФИЛОСОФИИ ВАЖЕН НЕ ТОЛЬКО ДО­СТИГНУТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, НО И ПУТЬ К ЭТОМУ РЕЗУЛЬТАТУ.

 

Ибо ПУТЬ И ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИФИЧЕСКИМ СПОСОБОМ ОБОСНОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА.

 

3. Многовариантность философии. Если наука реализует достаточно СТРОГУЮ ФОРМУ ОРГАНИЗОВАННОС­ТИ, то философия не может похвастаться подобной однозначностью.

Она всякий раз сталкивается с выстраиванием МНОЖЕСТВА ВАРИАНТОВ ОБОСНОВАНИЙ И ОПРОВЕРЖЕНИЙ.

 

В ней нет таких истин, которые не вы­зывали бы возражений. Знаменитое изречение: «Подвергай все сомне­нию!», а также страстная неприязнь догматов — вот кредо философ­ствующего разума.

 

4. Метод рефлексии. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый МЕТОД РЕФЛЕКСИИ — метод оборачивания на себя.

Это- ЧЕЛ­НОЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ, предполагающее возвращение к исходным предпо­сылкам и обогащение новым содержанием.

Для философии характер­на ПЕРЕФОРМУЛИРОВКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ на протяжении всей истории человеческой мысли.

 

5. Интеллигибельные сущности-«мир философии». Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку.

Фи­лософия ОТСТОИТ ОТ СФЕРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ и уносится в МИР ИНТЕЛЛИ­ГИБЕЛЬНЫХ СУЩНОСТЕЙ, постигаемых ментально, умом (Г.Б.: лучше: разумом) и не доступ­ных ЧУВСТВЕННЫМ ОЩУЩЕНИЯМ.

 

Вопросы «ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА, ИСТИНА, ДОБРО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ» выходят за рамки эмпирических обобщений. Красота не есть только тот или иной прекрасный цветок, кристалл, пейзаж или девушка.

 

Философское понимание красоты ориентирова­но на постижение этого явления с точки зрения ВСЕОБЩЕГО.

 

Оно выхо­дит за пределы эмпирической данности, «ТРАНСЦЕНДИРУЕТ К СУЩНОСТ­НОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ».

На многие философские вопросы: «Что есть мудрость, добро, в чем смысл жизни?» — нельзя найти ответ в научной лаборатории. Не устраивают и версии богословов со ссылкой на акт творения и Свя­щенное писание. Неразрешимые вопросы с точки зрения науки и тео­логии оказываются уделом философии.

 

6. В чем состоят явные различия в понятийном аппарате философии и науки? Эти различия состоят в том, что ЯЗЫК ФИЛОСОФИИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ГЛУБИННЫЙ ПОЛИСЕМАНТИЗМ, ПРЕДЕЛЬНУЮ ОБОБЩЕННОСТЬ и АБСТРАКТНОСТЬ.

Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения все­общего и необходимого, нуждается в развитии таких языко­вых средств — категорий, которые бы смогли отразить без­мерность и бесконечность мироздания.

 

ЯЗЫК НАУКИ СВЯЗАН, КАК ПРАВИЛО, С ЧЕТКОЙ И ОДНОЗНАЧНОЙ ФИК­САЦИЕЙ ТЕРМИНА И ПРЕДМЕТА.

 

 

13. ИМЕЕТ ЛИ ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЗНАЧИМОСТЬ?

ПЛАН

1. Что понимают под практической значимостью науки?

2. В чем состоит практическая значимость философии по Ф.Франку?

3. Философия, наука и опыт здравого смысла.

4. Несамодостаточность опытной проверки результатов науки.

 

 

1. Что понимают под практической значимостью науки? Разделение науки и философии часто проводится со ссылкой на то, что наука обладает непосредственной практической значимостью, а философия нет.

На основании открытий и достижений науки можно построить технические сооружения, умозрительные же рассуждения философии не имеют практического значения, БЕСПОЛЕЗНЫ, а иногда и просто ВРЕДНЫ.

 

2. В чем состоит практическая значимость философии по Ф.Франку? Любопытны в связи с этим возражения знаменито­го философа науки Ф. Франка, который был уверен, что философия тоже служит практической цели.

В то время как наука дает методы изобретения физических и химических приспособлений, философия ДАЕТ МЕТОДЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО НАПРАВЛЯТЬ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮ­ДЕЙ. Таким образом, философия достигает своей практической цели даже еще более прямым путем, чем собственно наука.

 

3. Философия, наука и опыт здравого смысла. Многие мыслители объясняли практическую значимость филосо­фии тем, что философия требовала близкого соответствия между все­общими принципами и опытом здравого смысла.

Наука же, чем боль­ше углублялась в теоретическую область, тем более удаленными от обыденного понимания становятся ее язык и формулировки ее общих принципов.

Считается, что успех в науке в большей степени зависит от удачной замены мира обыденного здравого смысла миром абстракт­ных символов, и что для ученого чрезвычайно важно отказаться от обыденного языка и уметь пользоваться языком знаков и символов, увязывая их в единую систему.

Таким образом, философия, несмотря на свою якобы пугающую трансцендентность, тем не менее оказыва­лась ближе к обыденному здравому смыслу, чем наука.

 

4. Несамодостаточность опытной проверки результатов науки. Уязвимым пунктом науки по части ее применения является неса­модостаточность опытной проверки ее результатов.

Это означает, что МОГУТ БЫТЬ ВСТРЕЧЕНЫ ТАКИЕ ФАКТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ПОДТВЕРЖДАЮТ ДАН­НУЮ ТЕОРИЮ, И ОБНАРУЖЕНЫ ТАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, КОТОРЫЕ ПРИНЕСУТ БОЛЬ­ШЕ ВРЕДА, ЧЕМ ПОЛЬЗЫ ОТ ДАННОГО, НАУЧНОГО НОВОВВЕДЕНИЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.008 с.)