Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое паранормальное знание?

Поиск

 

1. Наука и другие формы знания. Познание не ограничено сферой науки, знание В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СВО­ЕЙ(?) ФОРМЕ существует и за пределами науки. Появление научного зна­ния не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания.

Каждой форме общественного сознания: НАУКЕ, ФИЛОСОФИИ, МИФОЛО­ГИИ, ПОЛИТИКЕ, РЕЛИГИИ и т. д. соответствуют специфические формы знания.

Различают также формы знания, имеющие понятийную, сим­волическую или художественно-образную основу.

 

2. Троякая задача научного познания. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс полу­чения объективного, истинного знания, направленного на ОТРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ.

Научное познание имеет троякую задачу и связано с ОПИСАНИЕМ, ОБЪЯСНЕНИЕМ и ПРЕДСКАЗАНИЕМ процессов и явлений действительности (объективной реальности-?).

3. Факты, явления и закономерности действительности(?)-предметы познания. Познание понимается как процесс постижения человеком или об­ществом новых ранее неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.

Принципиальную возможность познания мира отрицали АГНОСТИКИ. СКЕПТИКИ, в отличие от агностиков, лишь со­мневались в возможности познания мира.

Большинство ученых и фи­лософов уверены в том, что мир РАЦИОНАЛЬНО ПОЗНАВАЕМ.

4. Универсальность как характеристика научного знания. Важной ха­рактеристикой научного знания является его УНИВЕРСАЛЬНОСТ Ь.

Пред­метом научного исследования может стать ЛЮБОЙ ФРАГМЕНТ действи­тельности (?) с точки зрения его сущностных связей и причинных зави­симостей, любой феномен, будь то деятельность сознания или же че­ловеческая психика.

5. Что есть вненаучное знание? Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что последнее не является чьей-то выдумкой или фикцией.

Оно (вненаучное знание)производится в определенных ИНТЕЛ­ЛЕКТУАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) НОРМАМИ, ЭТАЛОНАМИ, имеет собственные ИСТОЧ­НИКИ и ПОНЯТИЙНЫЕ средства.

Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, напри­мер, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.

В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ многообразные формы знания, отличающиеся от класси­ческого научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания.

 

6. Каковы формы вненаучного знания? Выделяют следующие формы вненаучного знания:

А) ПАРАНАУЧНОЕ ---как несовместимое с имеющимся ГНОСЕОЛОГИЧЕС­КИМ СТАНДАРТОМ. Широкий класс паранаучного (пара от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых НЕ ЯВЛЯЕТСЯ УБЕДИТЕЛЬНЫМ с точки зрения критериев научности;

 

Б) ЛЖЕНАУЧНОЕ ---как СОЗНАТЕЛЬНО ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЕ домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное зна­ние. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда его связывают с патологической деятель­ностью психики творца, которого в обиходе величают «манья­ком», «сумасшедшим».

 

В качестве симптомов лженауки выде­ляют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность.

 

Лжена­учное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Особеностью лженаучных знаний является то, что ОНИ НЕ МОГУТ БЫТЬ ОБЪЕДИНЕНЫ ПАРАДИГМОЙ, не могут обладать систематич­ностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями со­существуют в научных знаниях. Считается, что ЛЖЕНАУЧНОЕ ОБНАРУЖИВАЕТ СЕБЯ И РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ КВАЗИНАУЧНОЕ;

 

В) КВАЗИНАУЧНОЕ знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как прави­ло, расцветает в условиях ЖЕСТКО ИЕРАРХИРОВАННОЙ науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко прояв­лен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмова­ние кибернетики и т.п.;

 

Г) АНТИНАУЧНОЕ знание как утопичное и сознательно искажаю­щее представления о действительности. Приставка «анти» об­ращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке.

 

Это как бы подход с противополож­ным знаком. С ним связывают извечную потребность в обна­ружении общего легко доступного «лекарства от всех болез­ней».

 

Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен доста­точно опасен, ПРИНЦИПИАЛЬНОГО ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ АНТИНАУКИ ПРО­ИЗОЙТИ НЕ МОЖЕТ;

 

Д) ПСЕВДОНАУЧНОЕ знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

 

Для псевдонаучного знания характерны сенсационность тем, при­знание тайн и загадок, «умелая обработка фактов».

 

Ко всем этим АП­РИОРНЫМ УСЛОВИЯМ присоединяется свойство исследования через ИС­ТОЛКОВАНИЕ. Привлекается материал, который содержит высказыва­ния, намеки или подтверждения высказанным взглядам и может быть истолкован в их пользу. По форме ПСЕВДОНАУКА — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАССКАЗ ИЛИ ИСТОРИЯ о тех или иных событиях.

 

Такой типичный для псевдонауки способ подачи материала называют «ОБЪЯСНЕНИЕМ ЧЕРЕЗ СЦЕНАРИЙ ».

 

Другой отличительный признак — безошибочность. Бес­смысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рас­сказанной истории.

 

7. Что такое паранормальное знание? Широкий класс паранормального знания включает в себя УЧЕНИЯ О ТАЙНЫХ ПРИРОДНЫХ И ПСИХИЧЕСКИХ СИЛАХ И ОТНОШЕНИЯХ, СКРЫВАЮЩИХСЯ ЗА ОБЫЧНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ.

А)Самыми яркими представителями паранормального знания считаются МИСТИКА и СПИРИТИЗМ.

 

Б) Для описания способов получения ИНФОРМАЦИИ, ВЫХОДЯЩЕЙ ЗА РАМ­КИ НАУКИ, кроме термина «паранормальность» используется термин «ВНЕЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ» (ВЧВ) или «ПАРАЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ», «ПСИ-ФЕНОМЕНЫ».

 

Оно предполагает возможность получать информацию или оказывать влияние, не прибегая к непосредственным физическим способам.

 

Наука пока еще не может объяснить задействованные в дан­ном случае механизмы, как не может и игнорировать подобные фено­мены.

 

В) Различают ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ЭСВ) и ПСИХОКИНЕЗ.

 

ЭСВ разделяется на телепатию и ясновидение.

 

Телепатия предполага­ет ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ между двумя и более особями ПАРАНОРМАЛЬ­НЫМИ СПОСОБАМИ.

Ясновидение означает способность получать инфор­мацию по некоторому неодушевленному предмету (ткань, кошелек, фотография и т.п.).

 

Психокинез — это способность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сферы нашей моторной деятель­ности, перемещать предметы нефизическим способом.

 

Г) Заслуживает внимание то, что в настоящее время ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАНОРМАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ СТАВИТСЯ НА КОНВЕЙЕР НАУКИ, которая после серий различных экспериментов приходит к следующим выводам:

 

1)с помощью ЭСВ можно получить значимую информацию;

 

2)расстояние, разделяющее испытуемого и воспринимаемый объект, не влияет на точность восприятия;

 

3)использование электромагнитных экранов не снижает качества и точности получаемой информации и ПОД СОМНЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕНА СУЩЕСТВОВАВШАЯ РАНЕЕ ГИПОТЕЗА ОБ ЭЛЕКТРО­МАГНИТНЫХ КАНАЛАХ ЭСВ.

 

Можно предполагать наличие како­го-то другого, например, ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО КАНАЛА, природа которого не ясна.

 

Д)Вместе с тем сфера паранормального знания имеет особенности, которые противоречат сугубо научному подходу:

• во-первых, РЕЗУЛЬТАТЫ ПАРАПСИХИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЭКС­ПЕРИМЕНТОВ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ВОСПРОИЗВОДИМЫ ПОВТОРНО;

 

• во-вторых, ИХ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСКАЗАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ.

 

Современный философ науки К. Поппер достаточно высоко це­нил псевдонауку, отмечая, что наука может ошибаться, а псевдонаука «может случайно натолкнуться на истину».

У него есть и другой зна­чимый вывод: ЕСЛИ НЕКОТОРАЯ ТЕОРИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕНАУЧНОЙ — ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ОНА НЕ ВАЖНА.

 

 

 

5. ЧТО ТАКОЕ ДЕВИАНТНОЕ И АНОРМАЛЬНОЕ ЗНАНИЯ?

ПЛАН

 

1. Что означает термин «девиантное»?

2. Какова отличительная особенность девиантного знания?

3. Что такое «анормальное знание»?

4. Почему к девиантным формам познания в науке возникло терпимое отношение?

5. Три типа анормального знания.

6. Вненаучное знание и заблуждение.

7. Вненаучное знание и научный рационализм.

8. Четыре течения ниспровергателей научного разума в конце ХХ века.

 

 

1. Что означает термин «девиантное»? Термин «девиантное» означает познавательную деятельность, отклоняющуюся,выходящую за рам­ки общепринятого поведения и отклоняющуюся от принятых и усто­явшихся норм и стандартов.

Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и образец, а в сопо­ставлении со средними нормами, разделяемыми большинством чле­нов научного сообщества.

 

2. Какова отличительная особенность девиантного знания? Отличительной особенностью девиантного знания является то, что им занимаются в основном люди, имеющие научную подготовку, но по тем или иным причинам ВЫБИРАЮЩИЕ ВЕСЬ­МА РАСХОДЯЩИЕСЯ С ОБЩЕПРИНЯТЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ МЕТОДЫ И ОБЪЕК­ТЫ исследования.

Представители девиантного знания работают, как правило, в одиночестве либо небольшими группами.

Результаты их деятельности, равно как и само направление, обладают довольно-таки кратковременным периодом существования.

 

3. Что такое «анормальное знание»? Иногда встречается термин «анормальное знание», который не означает ничего иного, кроме того, что СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЯ либо САМО ЗНАНИЕ не соответствуют тем нормам, которые считаются обще­принятыми в науке на данном историческом этапе.

АНОРМАЛЬНОЕ ЗНА­НИЕ УКАЗЫВАЕТ НА ИМЕЮЩИЕСЯ ГИПОТЕЗЫ, ВЫВОДЫ И ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ПРИНЯТОЙ ПАРАДИГМЕ.

Как правило, анормальное знание ПОСПЕШНО отторгается научным сообществом.

 

Однако факты из исто­рии науки свидетельствуют о беспочвенности скоропалительного от­торжения «СУМАСШЕДШИХ ИДЕЙ И ГИПОТЕЗ». Так, например, идеи Н. Бора о принципе дополнительности считали «дикими и фантастичными», высказываясь о них так: «Если этот абсурд, который только что опуб­ликовал Бор, верен, то можно вообще бросать карьеру физика». «Вы­бросить всю физику на свалку и самим отправляться туда же».

 

Процесс возникновения термодинамики сопровождался фразами типа: «Бред под видом науки».

 

Такая защитная реакция классической науки по-своему понятна, это своего рода «иммунный барьер», который необходим для выживаемости любого организма.

 

И каждая вновь возникшая идея про­ходит тщательную и строгую проверку на приживаемость.

 

4. Почему к девиантным формам познания в науке возникло терпимое отношение? Постепенно отношение к девиантным формам познавательной де­ятельности несколько изменилось, они стали уживаться в ряду науч­ных концепций, так как ИЗ ИХ АНАЛИЗА МЕТОДОЛОГИ НАДЕЯЛИСЬ ИЗВЛЕЧЬ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — НЕКОЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИ­РАЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОНАЛИЗМУ.

 

5. Три типа анормального знания. В связи с этим возникло подразделение анормального знания на три типа:

 

А) Первый тип анормального знания-- возникает в результате РАС­ХОЖДЕНИЯ РЕГУЛЯТИВОВ ЗДРАВОГО СМЫСЛА С УСТАНОВЛЕННЫМИ НА­УКОЙ НОРМАМИ.

 

Этот тип достаточно распространен и внедрен в реальную жизнедеятельность людей.

 

Он НЕ ОТТАЛКИВАЕТ сво­ей аномальностью, а ПРИВЛЕКАЕТ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ в ситуации, когда действующий индивид, имея специальное образование или специальные научные знания, ФИКСИРУЕТ ПРОБЛЕМУ рас­хождения норм обыденного мироотношения и научного (напри­мер, в воспитании, в ситуации общения с младенцами и пр.).

 

Б) Второй тип анормального знания возникает при СОПОСТАВЛЕ­НИИ НОРМ ОДНОЙ ПАРАДИГМЫ С НОРМАМИ ДРУГОЙ.

 

В) Третий тип обнаруживается при ОБЪЕДИНЕНИИ НОРМ И ИДЕАЛОВ из принципиально различных форм человеческой деятельности.

 

6. Вненаучное знание и заблуждение. Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заб­луждение: раз существуют многообразные формы вненаучного зна­ния, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности.

Можно сказать, что выводы, которые разделяются со­временно мыслящими учеными, понимающими всю ОГРАНИЧЕННОСТЬ РАЦИОНАЛИЗМА, сводится к следующему:

 

А) Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и ис­ключительно псевдонауку;

 

Б) нецелесообразно также отказывать в кре­дите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались.

Даже если неожи­данные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь «инофондом» идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых.

 

7. Вненаучное знание и научный рационализм. Достаточно часто звучит заявление, что ТРАДИЦИОННАЯ НАУКА, СДЕ­ЛАВ СТАВКУ НА РАЦИОНАЛИЗМ, ЗАВЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ТУПИК, выход из которого может подсказать вненаучное знание.

К вненаучным же дис­циплинам относят те, практика которых опирается на ВНЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ или ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ основания — на мистические обряды и ритуалы, мифологические и религиозные представления.

 

Интерес представляет позиция современных философов науки и, в частности, П. Фейерабенда, который уверен, что элементы нерационального име­ют право на существование внутри самой науки.

8. Четыре течения ниспровергателей научного разума в конце ХХ века. В конце XX в. в Европе возникло и стало шириться движение, провозгласившее БАНКРОТСТВО НАУКИ.

Оно включало в себя четыре наи­более одиозных течения ниспровергателей научного разума:

 

1)течения в современной философии, утверждавшие, что СТАТУС НА­УКИ НЕ ВЫШЕ ЛЮБОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МИФА;

 

2)малочисленную, но довольно влиятельную в культуре группу ОТ­ЧУЖДЕННЫХ МАРГИНАЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ (например А. Кестлер);

 

3)настроения научного сообщества, связанные со СТРЕМЛЕНИЕМ ОТЫС­КАТЬ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ МЫШЛЕНИЕМ «НОВОГО ВЕКА» И ВОСТОЧНЫМ МИСТИЦИЗМОМ, отыскать выход из интеллектуального анархизма наших дней к «хрустально-чистой власти»;

 

4) радикальное крыло научного направления, склонного к высказы­ваниям, принижающим значение научного знания, типа «сегод­няшняя физика — это всего лишь примитивная модель подлинно физического».

 

Иногда вненаучное знание именует себя как «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО» ИНОЙ СПОСОБ ИСТИННОГО ПОЗНАНИЯ.

 

И поскольку интерес к многообразию форм вненаучного знания в последние годы повсеместно и значительно воз­рос, а престиж профессии ученого значительно снизился, то напряже­ние, связанное с негативной тенденцией размыва науки, возросло.

 

6. СПЕЦИФИКА ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

ПЛАН

1. В чем состоит специфика обыденно-практического познания?

2. Какие компоненты включает в себя обыденное знание?

3. Обыденное знание и письменность.

4. Что такое «народная наука»?

5. Что такое «конденсат» народной науки?

6. Пространственно-временные условия существования эноса и народная наука.

7. Картина мира народной науки.

 

 

 

1. В чем состоит специфика обыденно-практического познания? Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обы­денно-практическое знание, ДОСТАВЛЯВШЕЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИРОДЕ И ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Его основа: ОПЫТ ПО­ВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, имеющий, однако, разрозненный, НЕСИСТЕМАТИ­ЧЕСКИЙ характер, представляющий собой простой набор сведений.

 

Люди, как правило, располагали БОЛЬШИМ ОБЪЕМОМ ОБЫДЕННОГО ЗНА­НИЯ, которое производилось повседневно и являлось ИСХОДНЫМ ПЛАС­ТОМ всякого познания.

2. Какие компоненты включает в себя обыденное знание? Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

Оно, хотя и ФИКСИРУЕТ ИСТИНУ, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, оно используется человеком практи­чески неосознанно и в своем применении не требует предваритель­ных систем доказательств.

 

3. Обыденное знание и письменность. Другая его особенность — принципиально бесписьменный харак­тер.

Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, фиксируют этот факт. Заметим, что уче­ный, используя УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ АРСЕНАЛ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕОРИЙ для данной конкретной сферы действительности, всегда вне­дрен также и в сферу НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОВСЕДНЕВНОГО ОПЫТА, имеющего общечеловеческий характер. Ибо ученый, оставаясь уче­ным, не перестает быть просто человеком.

 

4. Что такое «народная наука»? Особую форму вненаучного знания представляет собой так назы­ваемая народная наука, которая в настоящее время стала делом от­дельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экст­расенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода.

При своем воз­никновении народная наука обнаруживала себя как ФЕНОМЕН КОЛЛЕК­ТИВНОГО СОЗНАНИЯ и выступала как ЭТНОНАУКА.

 

Как правило, народная наука СУЩЕСТВУЕТ И ТРАНСЛИРУЕТСЯ В БЕСПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ от настав­ника к ученику.

 

5. Что такое «конденсат» народной науки? Иногда можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, приме т, наставлений, ритуалов и пр.

Несмотря на то, что в народной науке видят ее огромную проницательность, ее час­тенько обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание исти­ной. Примечательно, что феномен народной науки представляет пред­мет специального изучения для этнологов, которые и называют тако­вую «этнонаукой», сохраняющей в этнических обрядах и ритуалах фор­мы социальной памяти.

 

6. Пространственно-временные условия существования эноса и народная наука. Очень часто ДЕФОРМАЦИЯ пространственно-временных условий существования этноса приводит к исчезновению народных наук, которые обычно не восстанавливаются.

Они жестко связаны с передающимся от поколения к поколению рецептурным и рутинным, неписаным знанием знахарей, целителей, ворожей и пр.

 

Принципиальная модификация мировоззрения блокирует весь РЕ-ЦЕПТУРНО-РУТИННЫЙ КОМПЛЕКС СВЕДЕНИЙ, наполняющих народную на­уку.

 

От развитой формы народной науки в распоряжении последую­щих поколений в этом случае могут остаться лишь какие-либо релик­товые ее следы. Прав М. Полани, отмечая, что искусство, которое не практикуется в течение жизни одного поколения, остается безвозв­ратно утраченным. Этому можно привести сотни примеров; подоб­ные потери, как правило, невосполнимы.

 

7. Картина мира народной науки. В картине мира, предлагаемой народной наукой, большое значе­ние имеет круговорот могущественных стихий бытия.

Природа выс­тупает как «дом человека», а человек, в свою очередь, как органичная его частичка, через которую постоянно проходят СИЛОВЫЕ ЛИНИИ МИРО­ВОГО КРУГОВОРОТА.

 

Считается, что народные науки обращены, с одной стороны, к самым элементарным, а с другой — к самым ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМ СФЕРАМ человеческой деятельности, как-то: здоровье, земле­делие, скотоводство, строительство.

 

 

 

 

7. ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО, ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ПОЗНАНИЯ

ПЛАН

 

 

1. Специфика мифологического познания.

2. Что такое мифологическое мышление?

3. Космогонические мифы.

4. Способ объяснения природных и социальных процессов в мифе.

5. Специфика мифологического мышления.

6. Художественно-образное познание.

7. Специфика художественно-образного познания и мышления.

8. Специфика религиозного познания.

9. Производит ли религия знание?

10. Вера как важнейшее понятие религии и религиозного познания.

 

 

1. Специфика мифологического познания. Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание.

Его специфика: оно представляет собой ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ реальности, является БЕССОЗНАТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ ПРИРОДЫ И ОБ­ЩЕСТВАНАРОДНОЙ ФАНТАЗИЕЙ.

В рамках мифологии вырабатывались оп­ределенные знания (?) о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения - и т.д.

 

2. Что такое мифологическое мышление? Это не просто безудержная игра фантазии, а СВОЕОБРАЗНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МИРА, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.

 

3. Космогонические мифы. Самыми распространенными мифами были космогонические мифы, описывающие творение мира, происхождение людей и живот­ных.

 

Этот процесс часто представлялся как ПРЕВРАЩЕНИЕ ХАОСА В КОС­МОС путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борь­бой богов или героев с демоническими силами.

Человек в мифе яв­лялся ОРГАНИЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ наблюдаемого им мира. И вместе с тем все в мире рисуется по образу и подобию человека.

 

4. Способ объяснения природных и социальных процессов в мифе. Способом объяснения природных и социальных процессов в мифе являлось ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ ОПИСАНИЕ этих процессов, т.е. рас­сказ о них.

Содержание мифа представлялось первобытному созна­нию в ВЫСШЕМ СМЫСЛЕ РЕАЛЬНЫМ, поскольку воплощало коллектив­ный «надежный» опыт осмысления жизни множеством предыдущих поколений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.219.11 (0.016 с.)