Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое паранормальное знание?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Наука и другие формы знания. Познание не ограничено сферой науки, знание В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СВОЕЙ(?) ФОРМЕ существует и за пределами науки. Появление научного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: НАУКЕ, ФИЛОСОФИИ, МИФОЛОГИИ, ПОЛИТИКЕ, РЕЛИГИИ и т. д. соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу.
2. Троякая задача научного познания. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на ОТРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ. Научное познание имеет троякую задачу и связано с ОПИСАНИЕМ, ОБЪЯСНЕНИЕМ и ПРЕДСКАЗАНИЕМ процессов и явлений действительности (объективной реальности-?). 3. Факты, явления и закономерности действительности(?)-предметы познания. Познание понимается как процесс постижения человеком или обществом новых ранее неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности. Принципиальную возможность познания мира отрицали АГНОСТИКИ. СКЕПТИКИ, в отличие от агностиков, лишь сомневались в возможности познания мира. Большинство ученых и философов уверены в том, что мир РАЦИОНАЛЬНО ПОЗНАВАЕМ. 4. Универсальность как характеристика научного знания. Важной характеристикой научного знания является его УНИВЕРСАЛЬНОСТ Ь. Предметом научного исследования может стать ЛЮБОЙ ФРАГМЕНТ действительности (?) с точки зрения его сущностных связей и причинных зависимостей, любой феномен, будь то деятельность сознания или же человеческая психика. 5. Что есть вненаучное знание? Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что последнее не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно (вненаучное знание)производится в определенных ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) НОРМАМИ, ЭТАЛОНАМИ, имеет собственные ИСТОЧНИКИ и ПОНЯТИЙНЫЕ средства. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания.
6. Каковы формы вненаучного знания? Выделяют следующие формы вненаучного знания: А) ПАРАНАУЧНОЕ ---как несовместимое с имеющимся ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИМ СТАНДАРТОМ. Широкий класс паранаучного (пара от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых НЕ ЯВЛЯЕТСЯ УБЕДИТЕЛЬНЫМ с точки зрения критериев научности;
Б) ЛЖЕНАУЧНОЕ ---как СОЗНАТЕЛЬНО ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЕ домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда его связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают «маньяком», «сумасшедшим».
В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность.
Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Особеностью лженаучных знаний является то, что ОНИ НЕ МОГУТ БЫТЬ ОБЪЕДИНЕНЫ ПАРАДИГМОЙ, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют в научных знаниях. Считается, что ЛЖЕНАУЧНОЕ ОБНАРУЖИВАЕТ СЕБЯ И РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ КВАЗИНАУЧНОЕ;
В) КВАЗИНАУЧНОЕ знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях ЖЕСТКО ИЕРАРХИРОВАННОЙ науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.п.;
Г) АНТИНАУЧНОЕ знание как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке.
Это как бы подход с противоположным знаком. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней».
Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, ПРИНЦИПИАЛЬНОГО ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ АНТИНАУКИ ПРОИЗОЙТИ НЕ МОЖЕТ;
Д) ПСЕВДОНАУЧНОЕ знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
Для псевдонаучного знания характерны сенсационность тем, признание тайн и загадок, «умелая обработка фактов».
Ко всем этим АПРИОРНЫМ УСЛОВИЯМ присоединяется свойство исследования через ИСТОЛКОВАНИЕ. Привлекается материал, который содержит высказывания, намеки или подтверждения высказанным взглядам и может быть истолкован в их пользу. По форме ПСЕВДОНАУКА — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАССКАЗ ИЛИ ИСТОРИЯ о тех или иных событиях.
Такой типичный для псевдонауки способ подачи материала называют «ОБЪЯСНЕНИЕМ ЧЕРЕЗ СЦЕНАРИЙ ».
Другой отличительный признак — безошибочность. Бессмысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рассказанной истории.
7. Что такое паранормальное знание? Широкий класс паранормального знания включает в себя УЧЕНИЯ О ТАЙНЫХ ПРИРОДНЫХ И ПСИХИЧЕСКИХ СИЛАХ И ОТНОШЕНИЯХ, СКРЫВАЮЩИХСЯ ЗА ОБЫЧНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ. А)Самыми яркими представителями паранормального знания считаются МИСТИКА и СПИРИТИЗМ.
Б) Для описания способов получения ИНФОРМАЦИИ, ВЫХОДЯЩЕЙ ЗА РАМКИ НАУКИ, кроме термина «паранормальность» используется термин «ВНЕЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ» (ВЧВ) или «ПАРАЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ», «ПСИ-ФЕНОМЕНЫ».
Оно предполагает возможность получать информацию или оказывать влияние, не прибегая к непосредственным физическим способам.
Наука пока еще не может объяснить задействованные в данном случае механизмы, как не может и игнорировать подобные феномены.
В) Различают ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ЭСВ) и ПСИХОКИНЕЗ.
ЭСВ разделяется на телепатию и ясновидение.
Телепатия предполагает ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ между двумя и более особями ПАРАНОРМАЛЬНЫМИ СПОСОБАМИ. Ясновидение означает способность получать информацию по некоторому неодушевленному предмету (ткань, кошелек, фотография и т.п.).
Психокинез — это способность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности, перемещать предметы нефизическим способом.
Г) Заслуживает внимание то, что в настоящее время ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАНОРМАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ СТАВИТСЯ НА КОНВЕЙЕР НАУКИ, которая после серий различных экспериментов приходит к следующим выводам:
1)с помощью ЭСВ можно получить значимую информацию;
2)расстояние, разделяющее испытуемого и воспринимаемый объект, не влияет на точность восприятия;
3)использование электромагнитных экранов не снижает качества и точности получаемой информации и ПОД СОМНЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕНА СУЩЕСТВОВАВШАЯ РАНЕЕ ГИПОТЕЗА ОБ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ КАНАЛАХ ЭСВ.
Можно предполагать наличие какого-то другого, например, ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО КАНАЛА, природа которого не ясна.
Д)Вместе с тем сфера паранормального знания имеет особенности, которые противоречат сугубо научному подходу: • во-первых, РЕЗУЛЬТАТЫ ПАРАПСИХИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ВОСПРОИЗВОДИМЫ ПОВТОРНО;
• во-вторых, ИХ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСКАЗАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ.
Современный философ науки К. Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, отмечая, что наука может ошибаться, а псевдонаука «может случайно натолкнуться на истину». У него есть и другой значимый вывод: ЕСЛИ НЕКОТОРАЯ ТЕОРИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕНАУЧНОЙ — ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ОНА НЕ ВАЖНА.
5. ЧТО ТАКОЕ ДЕВИАНТНОЕ И АНОРМАЛЬНОЕ ЗНАНИЯ? ПЛАН
1. Что означает термин «девиантное»? 2. Какова отличительная особенность девиантного знания? 3. Что такое «анормальное знание»? 4. Почему к девиантным формам познания в науке возникло терпимое отношение? 5. Три типа анормального знания. 6. Вненаучное знание и заблуждение. 7. Вненаучное знание и научный рационализм. 8. Четыре течения ниспровергателей научного разума в конце ХХ века.
1. Что означает термин «девиантное»? Термин «девиантное» означает познавательную деятельность, отклоняющуюся,выходящую за рамки общепринятого поведения и отклоняющуюся от принятых и устоявшихся норм и стандартов. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и образец, а в сопоставлении со средними нормами, разделяемыми большинством членов научного сообщества.
2. Какова отличительная особенность девиантного знания? Отличительной особенностью девиантного знания является то, что им занимаются в основном люди, имеющие научную подготовку, но по тем или иным причинам ВЫБИРАЮЩИЕ ВЕСЬМА РАСХОДЯЩИЕСЯ С ОБЩЕПРИНЯТЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ МЕТОДЫ И ОБЪЕКТЫ исследования. Представители девиантного знания работают, как правило, в одиночестве либо небольшими группами. Результаты их деятельности, равно как и само направление, обладают довольно-таки кратковременным периодом существования.
3. Что такое «анормальное знание»? Иногда встречается термин «анормальное знание», который не означает ничего иного, кроме того, что СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЯ либо САМО ЗНАНИЕ не соответствуют тем нормам, которые считаются общепринятыми в науке на данном историческом этапе. АНОРМАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ УКАЗЫВАЕТ НА ИМЕЮЩИЕСЯ ГИПОТЕЗЫ, ВЫВОДЫ И ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ПРИНЯТОЙ ПАРАДИГМЕ. Как правило, анормальное знание ПОСПЕШНО отторгается научным сообществом.
Однако факты из истории науки свидетельствуют о беспочвенности скоропалительного отторжения «СУМАСШЕДШИХ ИДЕЙ И ГИПОТЕЗ». Так, например, идеи Н. Бора о принципе дополнительности считали «дикими и фантастичными», высказываясь о них так: «Если этот абсурд, который только что опубликовал Бор, верен, то можно вообще бросать карьеру физика». «Выбросить всю физику на свалку и самим отправляться туда же».
Процесс возникновения термодинамики сопровождался фразами типа: «Бред под видом науки».
Такая защитная реакция классической науки по-своему понятна, это своего рода «иммунный барьер», который необходим для выживаемости любого организма.
И каждая вновь возникшая идея проходит тщательную и строгую проверку на приживаемость.
4. Почему к девиантным формам познания в науке возникло терпимое отношение? Постепенно отношение к девиантным формам познавательной деятельности несколько изменилось, они стали уживаться в ряду научных концепций, так как ИЗ ИХ АНАЛИЗА МЕТОДОЛОГИ НАДЕЯЛИСЬ ИЗВЛЕЧЬ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — НЕКОЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИРАЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОНАЛИЗМУ.
5. Три типа анормального знания. В связи с этим возникло подразделение анормального знания на три типа:
А) Первый тип анормального знания-- возникает в результате РАСХОЖДЕНИЯ РЕГУЛЯТИВОВ ЗДРАВОГО СМЫСЛА С УСТАНОВЛЕННЫМИ НАУКОЙ НОРМАМИ.
Этот тип достаточно распространен и внедрен в реальную жизнедеятельность людей.
Он НЕ ОТТАЛКИВАЕТ своей аномальностью, а ПРИВЛЕКАЕТ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ в ситуации, когда действующий индивид, имея специальное образование или специальные научные знания, ФИКСИРУЕТ ПРОБЛЕМУ расхождения норм обыденного мироотношения и научного (например, в воспитании, в ситуации общения с младенцами и пр.).
Б) Второй тип анормального знания возникает при СОПОСТАВЛЕНИИ НОРМ ОДНОЙ ПАРАДИГМЫ С НОРМАМИ ДРУГОЙ.
В) Третий тип обнаруживается при ОБЪЕДИНЕНИИ НОРМ И ИДЕАЛОВ из принципиально различных форм человеческой деятельности.
6. Вненаучное знание и заблуждение. Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение: раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Можно сказать, что выводы, которые разделяются современно мыслящими учеными, понимающими всю ОГРАНИЧЕННОСТЬ РАЦИОНАЛИЗМА, сводится к следующему:
А) Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку;
Б) нецелесообразно также отказывать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались. Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь «инофондом» идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых.
7. Вненаучное знание и научный рационализм. Достаточно часто звучит заявление, что ТРАДИЦИОННАЯ НАУКА, СДЕЛАВ СТАВКУ НА РАЦИОНАЛИЗМ, ЗАВЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ТУПИК, выход из которого может подсказать вненаучное знание. К вненаучным же дисциплинам относят те, практика которых опирается на ВНЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ или ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ основания — на мистические обряды и ритуалы, мифологические и религиозные представления.
Интерес представляет позиция современных философов науки и, в частности, П. Фейерабенда, который уверен, что элементы нерационального имеют право на существование внутри самой науки. 8. Четыре течения ниспровергателей научного разума в конце ХХ века. В конце XX в. в Европе возникло и стало шириться движение, провозгласившее БАНКРОТСТВО НАУКИ. Оно включало в себя четыре наиболее одиозных течения ниспровергателей научного разума:
1)течения в современной философии, утверждавшие, что СТАТУС НАУКИ НЕ ВЫШЕ ЛЮБОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МИФА;
2)малочисленную, но довольно влиятельную в культуре группу ОТЧУЖДЕННЫХ МАРГИНАЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ (например А. Кестлер);
3)настроения научного сообщества, связанные со СТРЕМЛЕНИЕМ ОТЫСКАТЬ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ МЫШЛЕНИЕМ «НОВОГО ВЕКА» И ВОСТОЧНЫМ МИСТИЦИЗМОМ, отыскать выход из интеллектуального анархизма наших дней к «хрустально-чистой власти»;
4) радикальное крыло научного направления, склонного к высказываниям, принижающим значение научного знания, типа «сегодняшняя физика — это всего лишь примитивная модель подлинно физического».
Иногда вненаучное знание именует себя как «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО» ИНОЙ СПОСОБ ИСТИННОГО ПОЗНАНИЯ.
И поскольку интерес к многообразию форм вненаучного знания в последние годы повсеместно и значительно возрос, а престиж профессии ученого значительно снизился, то напряжение, связанное с негативной тенденцией размыва науки, возросло.
6. СПЕЦИФИКА ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ПЛАН 1. В чем состоит специфика обыденно-практического познания? 2. Какие компоненты включает в себя обыденное знание? 3. Обыденное знание и письменность. 4. Что такое «народная наука»? 5. Что такое «конденсат» народной науки? 6. Пространственно-временные условия существования эноса и народная наука. 7. Картина мира народной науки.
1. В чем состоит специфика обыденно-практического познания? Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, ДОСТАВЛЯВШЕЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИРОДЕ И ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Его основа: ОПЫТ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, имеющий, однако, разрозненный, НЕСИСТЕМАТИЧЕСКИЙ характер, представляющий собой простой набор сведений.
Люди, как правило, располагали БОЛЬШИМ ОБЪЕМОМ ОБЫДЕННОГО ЗНАНИЯ, которое производилось повседневно и являлось ИСХОДНЫМ ПЛАСТОМ всякого познания. 2. Какие компоненты включает в себя обыденное знание? Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно, хотя и ФИКСИРУЕТ ИСТИНУ, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств.
3. Обыденное знание и письменность. Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, фиксируют этот факт. Заметим, что ученый, используя УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ АРСЕНАЛ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕОРИЙ для данной конкретной сферы действительности, всегда внедрен также и в сферу НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОВСЕДНЕВНОГО ОПЫТА, имеющего общечеловеческий характер. Ибо ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.
4. Что такое «народная наука»? Особую форму вненаучного знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как ФЕНОМЕН КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ и выступала как ЭТНОНАУКА.
Как правило, народная наука СУЩЕСТВУЕТ И ТРАНСЛИРУЕТСЯ В БЕСПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ от наставника к ученику.
5. Что такое «конденсат» народной науки? Иногда можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, приме т, наставлений, ритуалов и пр. Несмотря на то, что в народной науке видят ее огромную проницательность, ее частенько обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание истиной. Примечательно, что феномен народной науки представляет предмет специального изучения для этнологов, которые и называют таковую «этнонаукой», сохраняющей в этнических обрядах и ритуалах формы социальной памяти.
6. Пространственно-временные условия существования эноса и народная наука. Очень часто ДЕФОРМАЦИЯ пространственно-временных условий существования этноса приводит к исчезновению народных наук, которые обычно не восстанавливаются. Они жестко связаны с передающимся от поколения к поколению рецептурным и рутинным, неписаным знанием знахарей, целителей, ворожей и пр.
Принципиальная модификация мировоззрения блокирует весь РЕ-ЦЕПТУРНО-РУТИННЫЙ КОМПЛЕКС СВЕДЕНИЙ, наполняющих народную науку.
От развитой формы народной науки в распоряжении последующих поколений в этом случае могут остаться лишь какие-либо реликтовые ее следы. Прав М. Полани, отмечая, что искусство, которое не практикуется в течение жизни одного поколения, остается безвозвратно утраченным. Этому можно привести сотни примеров; подобные потери, как правило, невосполнимы.
7. Картина мира народной науки. В картине мира, предлагаемой народной наукой, большое значение имеет круговорот могущественных стихий бытия. Природа выступает как «дом человека», а человек, в свою очередь, как органичная его частичка, через которую постоянно проходят СИЛОВЫЕ ЛИНИИ МИРОВОГО КРУГОВОРОТА.
Считается, что народные науки обращены, с одной стороны, к самым элементарным, а с другой — к самым ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМ СФЕРАМ человеческой деятельности, как-то: здоровье, земледелие, скотоводство, строительство.
7. ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО, ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ПОЗНАНИЯ ПЛАН
1. Специфика мифологического познания. 2. Что такое мифологическое мышление? 3. Космогонические мифы. 4. Способ объяснения природных и социальных процессов в мифе. 5. Специфика мифологического мышления. 6. Художественно-образное познание. 7. Специфика художественно-образного познания и мышления. 8. Специфика религиозного познания. 9. Производит ли религия знание? 10. Вера как важнейшее понятие религии и религиозного познания.
1. Специфика мифологического познания. Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика: оно представляет собой ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ реальности, является БЕССОЗНАТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВАНАРОДНОЙ ФАНТАЗИЕЙ. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания (?) о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения - и т.д.
2. Что такое мифологическое мышление? Это не просто безудержная игра фантазии, а СВОЕОБРАЗНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МИРА, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.
3. Космогонические мифы. Самыми распространенными мифами были космогонические мифы, описывающие творение мира, происхождение людей и животных.
Этот процесс часто представлялся как ПРЕВРАЩЕНИЕ ХАОСА В КОСМОС путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Человек в мифе являлся ОРГАНИЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ наблюдаемого им мира. И вместе с тем все в мире рисуется по образу и подобию человека.
4. Способ объяснения природных и социальных процессов в мифе. Способом объяснения природных и социальных процессов в мифе являлось ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ ОПИСАНИЕ этих процессов, т.е. рассказ о них. Содержание мифа представлялось первобытному сознанию в ВЫСШЕМ СМЫСЛЕ РЕАЛЬНЫМ, поскольку воплощало коллективный «надежный» опыт осмысления жизни множеством предыдущих поколений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.219.11 (0.016 с.) |