Биологические и социальные механизмы зависимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологические и социальные механизмы зависимости



БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАВИСИМОСТИ

С.Ю. КАЛИШЕВИЧ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………..…..3

Введение………………………………………………………….……….….9

Основная часть……………………………………………………………..11

Функционирование здорового мозга…………………………………….11

Молекулярно-клеточный уровень функционирования………………...…13

Нейрохимический уровень функционирования……………………...……15

Нейрофизиологический уровень функционирования…………………..19

Социально-психологический или личностный уровень………………….29

Устойчивое физиологическое состояние………………………………..…31

Предпосылки первого контакта человека с наркотиком…………………32

Эндогенные факторы, способствующие первой пробе наркотика……….33

Мировоззрение и нравственное состояние…………………………...……33

Феномен предрасположенности к формированию зависимости…………34

Импринтинг (родительское программирование)…………………….........34

Экзогенные факторы, способствующие первой пробе наркотика……..…35

Семья…………………………………………………………..…….……..…36

Референтная группа……………………………………………….……...….36

Окружение…………………………………………………………….……...37

Влияние однократного употребления пав на здоровый организм….……38

Молекулярно-клеточный уровень………………………………………….38

Нейрохимический уровень……………………………………………….…39

Нейрофизиологический или поведенческий уровень………………….….40

Социально-психологический (личностный) уровень………………….….43

Предпосылки формирования системы употребления наркотических веществ……………………………………………………………………….…47

Эндогенные факторы риска формирования системы употребления наркотических веществ……………………………………………………………47

Мировоззрение и нравственное состояние …………...…………………...48

Предрасположенность к формированию зависимости.…………………..51

Импринтинг (родительское программирование)………………………….53

Экзогенные факторы риска формирования системы употребления наркотических веществ………………………………………………………… …55

Влияние системы употребления наркотика на организм………… ………61

Нейрохимический уровень…………………………………………………61

Нейрофизиологический или поведенческий уровень…………………….63

Социально-психологический или личностный уровень………………….66

Устойчивое патологическое состояние зависимости…………………...67

Основные синдромы при наркоманиях……………………………………69

Характеристика опьянения………………………………………..……… 72

Вопросы……………………………………………………………………..74

Литература ………………………………………………………………….. 75

.

 

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 2002 году сотрудниками кафедры теории и методики физической культуры СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта под руководством С.П. Евсеева был проведен анализ содержания действовавших на тот момент государственных образовательных стандартов по основным дисциплинам, формирующим «профессиональное лицо» выпускника спортивного ВУЗа. В ходе анализа было выяснено, что стандарты самой распространенной специальности в сфере подготовки спортивных специалистов (022300 физическая культура и спорт) содержат:

- 60 требований в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

- 30 требований в области математических и естественнонаучных дисциплин;

- 29 требований в области общепрофессиональных дисциплин;

- 23 требования в области специальных дисциплин.

Ни в одном из 142 требований, определяющих специальную и околоспециальную (общекультурную, мировоззренческую) подготовку выпускника не было обнаружено даже намека на знания и умения в области профилактики наркозависимого поведения. Это простейшее исследование обнаружило отчетливый диссонанс между потребностью общества в реально работающих антинаркотических моделях, основанных на использовании огромного профилактического ресурса физической культуры и спорта, и количеством специалистов, способных эти модели создавать. По общему мнению, ФКС обладает высоким профилактическим потенциалом для всех видов антинаркотической работы (первичная, вторичная и даже третичная профилактика). Для того чтобы этот потенциал был эффективно реализован, необходимо за время обучения сформировать у будущих специалистов адекватные представления о проблеме аддикции, дать основу для правильных мировоззренческих установок и ориентиров в профилактической работе. Мы понимали, что такую масштабную задачу нельзя решить за счет дискретных (одно- или даже многоразовых) вмешательств в учебный процесс. Здесь требовалась интегративная деятельность многих специалистов, направленная на разработку системы образованияв сфере профилактики наркоманий для спортивных ВУЗов. Нужно было определить глубинные онтологические истоки, механизмы и гипотетические направления развития феномена наркотизма в современном мире (стране, регионе), исходя из которых, можно было бы обозначить основные мишени профилактических усилий. Было отмечено, что в условиях экзистенциального кризиса люди окружают себя различными стереотипными действиями, которые производят впечатление ритуальных, называются «увлечениями» и часто становятся основой для формирования зависимого поведения. Практикующие психотерапевты, психиатры-наркологи, психологи уже тогда имели (и продолжают иметь) дело с зависимостью не только от алкоголя или наркотиков, но и, так называемыми, поведенческими зависимостями. Зависимости от азартных игр, компьютерных технологий, интернета, телевизора, шопинга, работы, межличностных отношений, экстремальных видов спорта, любого варианта стиля жизни - это особый тип поведенческих отклонений, которые формируются на основе «безобидных», на первый взгляд, поведенческих стереотипов. Такими стереотипами человек неосознанно пытается защитить себя от растущей внутриличностной тревоги – неизбежного спутника современной современной цивилизации. Многочисленные социальные, психологические, социально-психологические, клинические исследования последних лет однозначно свидетельствуют о нарастании напряжения в недрах человеческого сознания. Процесс приобретает глобальный характер, подчеркивая удивительный парадокс в развитии цивилизации: уровень внешнего комфорта в жизни современного человека непрерывно растет, человечество в целом неуклонно развивается в рамках научно-технического прогресса, а параллельно этому катастрофически снижается уровень душевного комфорта, нарастает тревога и внутреннее напряжение.

Почему же тревожится современный человек? В качестве основной причины можно рассматривать тотальную неспособность (или нежелание?) основной массы людей разрешить свой личный экзистенциальный кризис, т.е. удовлетворительно ответить на вопрос о смысле существования. Неверный ответ (или отсутствие такового) на этот вопрос неизбежно влечет за собой внутреннее напряжение, психологический дискомфорт, тревогу и страх смерти. Поведенческие стереотипии (а значит и зависимости) – это ошибочные попытки разрешения личностных проблем. Они приносят человеку лишь временное облегчение или, скорее, иллюзию такового, часто превращаясь в болезненные формы зависимости.

Постепенно оформилось представление о том, что аддикция (зависимость), в широком смысле слова, является общечеловеческой проблемой духовного уровня. Это типичное следствие ошибочных попыток разрешения экзистенциального конфликта, ведущее, как правило, к серьезным психическим и духовным искажениям. В современном мире такие попытки (и их трагические следствия) становятся одним из главных, но порочных в своей основе, способов психической адаптации человека. Наиболее опасной формой такой адаптации социум вполне обоснованно считает зависимость от наркотиков и связанное с ней наркозависимое поведение. Понимая уровень государственной значимости проблемы, мы приступили к разработке системы образования в сфере профилактики зависимого поведения для студентов университета. Первым результатом этой работы был спецкурс под рабочим названием «профилактика наркоманий средствами АФК». Подход к разработке этого курса был не вполне традиционным. Мы не ставили перед собой задачу простого информирования о проблеме и возможных способах ее решения. В процессе преподавания была разработана особая дидактическая модель, которая призвана привести слушателя к собственному глубокому пониманию проблемы наркотизма, начиная от ее экзистенциальной, философской составляющей и кончая конкретными биологическими механизмами конкретной наркозависимости. Используя эту дидактическую модель, мы старались, постичь сущность патологически измененного образа жизни, который специалисты называют наркозависимым поведением. Это поведение имеет особую аутодеструктивную направленность и по сути своей напоминает поведение самоубийц. Оно олицетворяет один из самых поразительных парадоксов современности: человек – существо, биологически ориентированное на поддержание жизни, вооруженное одним из самых мощных инстинктов – инстинктом самосохранения, формируя зависимость, начинает радикально противоречить этому инстинкту, т.е. – убивает себя. Как это происходит? Какие механизмы лежат в основе этой радикальной поведенческой трансформации? Ответить на этот вопрос не просто даже в подготовленной аудитории. Аудитория, недостаточно подготовленная в сфере медицинских знаний (нейрофармакологии, нейрофизиологии, патофизиологии, нейробиологии), требует особого подхода. В ходе преподавания мы использовали дидактические приемы, которые позволяют о сложных вещах говорить максимально просто, оставаясь при этом на довольно высоком уровне компетенции. Примерно 1/3 времени теоретического курса было отведено знакомству с основными механизмами функционирования интактного (здорового) организма. Основной задачей этого этапа являлась отработка познавательной модели удобоприемлемой для понимания основ деятельности центральной нервной системы и механизмов формирования поведения здорового человека. Для преодоления известной в философии медицины проблемы редукционизма использовали, так называемый, поуровневый подход, позволяющий представить организм человека как единую биопсихосоциодуховную сущность. Такой подход целесообразен в обучающих программах именно по проблемам наркотизма. Ведь многоуровневость и полимодальность имманентно присущи самой природе наркологической патологии. Хотя механизмы наркотической зависимости очевидно индуцируются биологическими стимулами (алкоголь, наркотики) на молекулярно-клеточном и нейрохимическом уровнях, но, при этом, они непременно включают в патогенетический процесс соответствующие психосоциальные сдвиги. Эти сдвиги, будучи тесно связаны с биологической основой, тем не менее, испытывают собственную динамику и не только являются следствием функциональных изменений на нейрохимическом и молекулярно-клеточном уровнях, но могут и, в свою очередь, активно воздействовать на процессы, исходно присущие именно этим уровням.

Последовательное изучение процесса взаимодействия двух начал: человеческого организма и наркотика позволяет вплотную подойти к ответу на сущностные для понимания феномена зависимости вопросы. После того, как усвоены основные принципы функционирования здорового организма, мы помещаем этот организм в условия контакта с наркотическим веществом, изучая так называемые острые эффекты наркотиков («эффекты первой пробы»). Уже однократный контакт человека с наркотическим веществом приводит к существенным функциональным сдвигам на всех уровнях. Это положение особенно важно с точки зрения феномена предрасположенности, когда некоторые молодые люди, не подозревая об этом, имеют генетически обусловленную склонность к необычно ярким позитивным впечатлениям от употребления наркотика. Такие люди, которые исходно, наследственно обречены на некоторый душевный дискомфорт, даже при однократном употреблении так называемых «слабых» наркотиков могут пережить состояние близкое психологическому шоку. Они вдруг, внезапно осознают, что обнаружили сравнительно простой и эффективный инструмент, при помощи которого в любой момент они могут модифицировать свое психическое состояние так, как им это нужно. Уже на этом этапе, этапе однократных проб, закладывается то, что, мы называем психологической зависимостью от наркотика или алкоголя. Это еще не болезнь в патофизиологическом смысле. Это отчетливая интенция к тиражированию этого (выгодного с биологической точки зрения) поведения.

Далее мы уделяем серьезное внимание факторам, обеспечивающим переход от однократных проб к системе употребления наркотика, отмечая при этом, что систематическая наркотизация является непременным условием формирования болезни как таковой. Эти факторы подробно обсуждаются с точки зрения формирования профилактических моделей: определяются патогенетически значимые мишени для первичной и вторичной профилактики наркотической зависимости среди молодежи. Через отчетливое представление об этих мишенях будущим специалистам в области ФКС и АФК приходит понимание собственных личных возможностей в противостоянии проблеме наркотизма. ФК и спорт выступают уже не только как отвлекающий или структурирующий время подростка фактор, но как практическая реализация иной жизненной философии, противостоящей идеологии наркотизма. Слушатели по-новому видят роль тренера, как фигуры, способной в серьезной степени влиять на мировоззрение подростка, что в конечном итоге является определяющим в отношении к самой идее наркотизации. Считаем, что предпринятые усилия позволяют нам выйти за рамки простого информирования и рассчитывать на позитивный результат и усвоение слушателями ряда простых истин:

1. Аддикция – это проблема не только отделов по борьбе с наркотиками или врачей – наркологов, это проблема всех вместе и каждого в отдельности.

2. Потенциал ФКС в деле противостояния наркотизму чрезвычайно высок и пока недооценен.

3. Представление о физической культуре и спорте как простой альтернативе наркотикам является поверхностным и требует многочисленных уточнений и дополнений.

4. ФКС в рамках антинаркотической работы ориентированы в первую очередь на систему первичной и вторичной профилактики вне групп риска.

5. Методы адаптивной физической культуры (АФК) должны использоваться в работе с подростками, предрасположенными к формированию зависимости (группы «риска») на этапах первичной и вторичной профилактики. Кроме того, АФК чрезвычайно полезна в рамках реабилитационных моделей (третичная профилактика).

6. Тренер, как одно из первых лиц в составе референтной группы современного подростка, обладает исключительными возможностями влияния на мировоззренческую компоненту в личности подростка, его внутреннюю философию.

7. В системе подготовки тренеров и спортивных педагогов нужно резко увеличить удельный вес дисциплин, направленных на формирование нравственности. Мировоззрение, сформированное на правильной духовной основе, стабильно обеспечивает возможность реального противостояния идее наркотизма в современном мире.

 

ВВЕДЕНИЕ

Наряду с традиционными видами химической зависимости (алкоголизм, наркомания, никотинизм, токсикомания) практикующие психиатры все чаще сталкиваются с, так называемой, «нехимической» или поведенческой зависимостью (азартные игры, компьютер, интернет, пища, интерперсональные отношения, телевизор, хобби, экстрим, псевдорелигиозные установки, ритуалы, кумиры, стиль жизни, наконец). На наших глазах происходит и качественное и количественное расширение проблемы. В основе любой зависимости лежит стартовый поведенческий стереотип, при помощи которого люди пытаются избавиться от тревоги и внутреннего напряжения – неизбежных спутников современной цивилизации. Количественное (увеличение количества зависимых индивидов) и качественное (появление все новых видов зависимости) расширение проблемы прямо и косвенно свидетельствует о нарастании тревоги в недрах человеческого сознания. Процесс приобретает глобальный характер, подчеркивая удивительное, парадоксальное противостояние двух тенденций: материальная обеспеченность жизни современного человека непрерывно улучшается, человечество в целом неуклонно развивается в рамках научно-технического прогресса (вперед и вверх!), вместе с тем катастрофически снижается уровень душевного комфорта, растет внутреннее напряжение, тревога и депрессия (Рисунок 1).

Рисунок 1. «Достижения» современной цивилизации.

Почему современный человек подвержен тревожно-депрессивным состояниям в гораздо большей степени, чем его недавние и давние предки? Многие мыслители в качестве основной причины этого цивилизационного парадокса называют полную дезориентацию большинства людей в духовной сфере, неспособность удовлетворительно ответить на вопросы экзистенциального регистра (жизнь - смерть - смысл существования). Наши поведенческие стратегии, мировоззренческие модели, смысложизненные ориентации в большинстве своем являются ошибочными (или поверхностными) попытками ответа на эти важнейшие для человека вопросы. Ошибочный или неполный ответ, равно как и отсутствие у человека какого-либо ответа вообще, неизбежно влечет за собой поведенческие искажения, внутреннее напряжение, тревогу и страх смерти. Любая зависимость (и химическая, и поведенческая) является одним из типичных вариантов ошибочного решения экзистенциальных проблем и ведет к серьезным психическим и духовным искажениям.

Наиболее опасной формой зависимости социум вполне обоснованно считает зависимость от наркотиков и связанное с ней поведение. Это поведение всегда криминализовано и вне криминала не может существовать. Так, например, известны и широко распространены варианты восполнения наркозависимыми денежного дефицита: мошенничество, грабеж, разбой, проституция. Кроме того, наркозависимое поведение прочно связано с угрозой распространения весьма неприятных с точки зрения прогноза для жизни болезней (СПИД, вирусные гепатиты). Социуму эти угрозы бросаются в глаза тогда, когда распространенность наркоманий достигает масштабов эпидемического порога. Однако в наркозависимом поведении есть особенность, которая в меньшей степени беспокоит общество в целом, но далеко не безразлична отдельным его представителям (родители, родственники, друзья наркозависимых). Речь идет об особой аутодеструктивной направленности такого поведения. По сути своей это поведение самоубийц. Оно олицетворяет собой один из удивительных парадоксов: человек – существо, биологически детерминированное на поддержание жизни, вооруженное одним из самых мощных инстинктов (инстинкт самосохранения), в условиях сформированной зависимости начинает себя убивать. Вопрос о механизмах этой радикальной поведенческой трансформации, является сущностным для понимания проблемы в целом. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать взаимодействие интактного[1] организма и наркотика. Прежде чем приступить к рассмотрению возможных механизмов влияния наркотических веществ, необходимо сформировать базовые представления о нормально работающем организме, понять какие процессы лежат в основе поведения здорового человека. С этой целью на первом этапе мы выстраиваем модель организма, функционирующего в исходно нормальных условиях (отсутствие какого-либо контакта с наркотиком). Понятно, что основные события при формировании поведения (и здорового, и болезненно искаженного) разворачиваются в центральной нервной системе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ацетилхолин (АХ)

Норадреналин (НА)

Дофамин (ДА)

Серотонин (5-НТ)

Эндорфины

Классифицировать синапсы удобно, опираясь на название химического посредника, обеспечивающего в данном синапсе медиаторный процесс (процесс передачи информации). Так, синапсы, в которых почтальоном (медиатором) работает ацетилхолин, называют холинергическими (к названию медиатора добавляют слово эргический), если функцию химического посредника (почтальона) выполняет норадреналин, такой синапс обозначают как норадренергический, дофамин - дофаминергический. В соответствии с этим принципом названы ГАМК-ергические, ВАК-ергические и эндорфинергические синапсы.[4] Все одинаковые (по типу медиатора) синапсы объединяются в специализированные информационные системы. Именно эти информационные кластеры или совокупности однородных синапсов называются нейромедиаторными системами. Понятно, что изменение интенсивности информационной передачи в одном (из 500 триллионов) отдельно взятом синапсе никак не скажется на деятельности всего мозга. А вот если нечто подобное произойдет со всей совокупностью синапсов одного и того же вида (т.е. с нейромедиаторной системой), представленных в мозге, изменение состояния может быть очень существенным. Общая активность всех нейромедиаторных систем определяет состояние человека в каждое мгновенье времени. Каждая из них имеет свою функциональную специфику, обеспечивающую конкретный вклад в общее состояние. Считают, например, что норадреналин и дофамин (в большей степени дофамин) опосредует приятные чувства, связанные с едой, питьем, сексом и другими мощно мотивированными видами поведения. Сочетанная активность трех отдельных систем – норадрен-, дофамин- и серотонинергической) в целом обеспечивает эмоциональный статус, контролирует механизмы тревоги и агрессии.

Важнейшей системой, обеспечивающей тормозные процессы в ЦНС, является ГАМК-ергическая нейромедиаторная система. ГАМК реализует свои эффекты (успокаивающий, релаксирующий, противотревожный и противосудорожный) через связывание со специфическими рецепторами.

ВАК-ергическая нейромедиаторная система играет существенную роль в обеспечении пластических процессов в ЦНС, включая развитие и созревание нервной ткани, а так же процессы обучения и памяти, интеллектуальную деятельность.

Особую роль в функциональной архитектонике мозга играют нейрогормоны и нейропептиды. Они, подобно нейромедиаторам, влияют на синаптическую передачу информационного сигнала и его последующую транспортировку. Однако их синтез и механизм действия отличен от такового у классических медиаторов. С одной стороны, они могут действовать как классические нейромедиаторы (с точки зрения типичного нейромедиаторного процесса), а с другой - как нейромодуляторы, регулируя активность отдельных медиаторов. Иногда нейропептиды называют «медиаторами медиаторов», что отражает сущность их нейромодуляторной активности. Чтобы подчеркнуть особую роль нейропептидов в обеспечении адекватной мозговой активности, можно использовать аналогию с музыкальным оркестром. Если нейроны с их внутриклеточной активностью считать музыкальными инструментами, а нейромедиаторные системы исполнителями отдельных партитур, то роль дирижера в этом маленьком оркестре берет на себя нейромодуляторная система мозга, причем основной задачей ее будет обеспечение нужного темпа и качества исполняемой мелодии, т.е., адекватного изменяющимся внешним условиям нейронального ответа. Понятие о модуляции функционального состояния широко используется для объяснения регуляции поведенческих процессов. В отличие от нейромедиаторов, вызывающих кратковременные изменения синаптических процессов, модулирующее воздействие пептидных регуляторов проявляется как длительно протекающее регулирование уровней нейрональной возбудимости. Пептидные регуляторы могут осуществлять более широкие формы коммуникативных связей и, помимо регуляции собственно синаптических процессов, модулировать поступление сенсорной информации, менять степень эффективности подкрепляющих систем, регулируя тем самым процессы обучения. С этой точки зрения деятельность нейромодуляторов является важнейшим условием в обеспечении базисного чувства комфорта для целого организма, причем центральную позицию в этом обеспечении, вероятно, занимает опиатная система мозга. Опиатная система мозга является типичной нейромодуляторной системой. Она объединяет т.н. опиатные синапсы, в которых информационный сигнал передают нейромедиаторы эндорфины. Функциональное значение опиатной системы мозга связывают с регуляцией болевых процессов и, что еще более важно, с обеспечением базисного глубинного чувства комфорта и участием в реализации механизмов награды.

Как уже отмечалось выше, общим совокупным результатом деятельности всех нейромедиаторных систем является состояние человека в каждое мгновение времени, данное ему в комплексе ощущений. Несмотря на очевидное разнообразие состояний их можно классифицировать, разбив на две большие группы – позитивные и негативные. Первые характеризуются приподнятым настроением, релаксацией, спокойствием, отсутствием тревоги, страха и боли, т.е. психическими компонентами состояния комфорта. Вторые – противоположными признаками (сниженное настроение, внутреннее напряжение, тревога, страх, боль), олицетворяющими психический дискомфорт. Описанные состояния, сменяющие друг друга в процессе жизнедеятельности, являются одной из функциональных основ следующего уровня функционирования организма - нейрофизиологического, уровня, на котором формируется поведение.

 

нейрофизиологический уровеньФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В основе процесса формирования поведения лежит сочетанная активность двух компонентов важнейшей нейрофизиологической системы – системы положительного и отрицательного подкрепления *. Эта система обеспечивает соответствующую эмоциональную реакцию (Рисунок № 5) в ответ на любое состоявшееся поведение, решая при этом две существенные функциональные задачи:

1. Оценка состоявшегося поведения (поступка)

ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ

С оциально-психологический или личностный уровеньинтегрирует в себе такие понятия как темперамент, характер, интеллект, механизмы психологической защиты, копинг - стратегии, мировоззрение, ценностно-смысловая организация, нравственное чувство, и многое другое в том внутреннем «нечто» (личности»), что отражает процесс и в то же время является результатом взаимодействия индивида и социума на всем протяжении жизни. Нет сомнений, что каждый из перечисленных компонентов (и характер, и темперамент, и интеллект, и мировоззренческие установки, и все остальные составляющие личностного уровня) оказывает существенное влияние на поступки (поведение) человека. Однако, со всех точек зрения (в том числе, с точки зрения практической педагогики) важно, какой именно компонент является определяющим при окончательной оценке поведения, какой именно механизм выводит человека за рамки биологических законов, заставляет вступать в конфликт спринципом биологической целесообразности и, в конце концов, делает человека человеком. В роли этого компонента представляется уместным и оправданным рассматривать нравственное чувство, которое присуще (в разных степенях совершенства) каждому человеку и отсутствует у животных. Ведь именно нравственное чувство заставляет человека совершать поступки, выходящие за рамки простой биологической выгоды (жертвенное поведение, насилие над собой ради высоких целей и т.п.), иногда ведущие к физическим страданиям или смерти. Именно нравственное чувство является инструментом различениядобра и зла, т.е. основным ориентиром в выборе сначала плохих или хороших представлений, убеждений, взглядов (того, что мы называем мировоззрением)[6], а затем – в выборе плохих или хороших поступков, которые являются прямым или косвенным следствием мировоззренческих установок. Именно нравственное чувство в каждой личности служит базой для построения иерархической структуры ценностей с одной стороны, а с другой – является продуктом ценностно-смысловой ориентации индивида. Именно нравственное чувство в конечном итоге санкционирует (одобряет или не одобряет, разрешает или запрещает) любой поступок человека (совершенный или предстоящий, навязанный или добровольно и осознанно избранный).

Известнейший немецкий мыслитель Иммануил Кант, которого специалисты в сфере философских наук до сих пор называют «титаном философской мысли всех времен», в своих трудах доказывает существование уникального нравственного закона [7] в недрах каждой человеческой личности. В полном соответствии с этим законом, главным инструментом которого Кант назвал категорический нравственный императив (совесть), выстраивается поведенческая перспектива человека. Возникает закономерный вопрос: если универсальный нравственный закон реализуется в каждом человеке посредством такого же универсального инструмента – совести, почему же именно в нравственном смысле окружающие нас люди такие разные? Почему один человек совершает высоконравственные поступки, постоянно жертвуя собой, поступаясь своими личными интересами, а другой – подличает, предает, обманывает, руководствуясь только своими корыстными устремлениями? Поиск ответов на эти важнейшие вопросы занимал и продолжает занимать умы многих мыслителей и философов. Наиболее тщательный анализ совестного феномена можно обнаружить в трудах известного русского философа Ивана Ильина (6). Оказывается, нравственное чувство (совесть) человека, инструмент, который дает возможность человеку осуществлять правильный поведенческий выбор (оптимальный с точки зрения перспективы личного счастья) в каждой жизненной ситуации, можно привести в состояние полного искажения. Испорченный инструмент в данном случае будет подсказывать ложные поведенческие решения, которые с точки зрения личной перспективы человека приводят его к отсутствию счастья, т.е. к несчастью. Ильин указывает два основных способа искажения совести: 1) вытеснение совестного акта, доходящие до полного ожесточения души - бессовестности (достигается совершением безнравственных и противонравственных поступков[8] - прим. авт.); 2) снижение совестного акта в процессеприспособляющихся компромиссов (в полном соответствии с принципом нравственного релятивизма – прим. авт.)

 

Устойчивое физиологическое

Состояние

Организм – это совокупная целостность процессов, протекающих на всех уровнях функционирования, объединенная на базе генетической и нейрональной (онтогенетической) памяти. Эту функционирующую целостность называют устойчивым физиологическим состоянием (УФС), а памятный срез событий, явлений и процессов, протекающих на всех уровнях функционирования в каждое мгновение времени – энграммой или матрицей памяти (Рисунок 14). Одним из наиболее важных свойств, присущих устойчивому физиологическому состоянию, является его способность к адаптивным реакциям в ответ на изменяющиеся условия (внешние и внутренние) существования.

Рисунок 14. Схематическое изображение устойчивого физиологического состояния.

С НАРКОТИКОМ

Изменение внутреннего состояния (а значит, и условий функционирования) организма с помощью психоактивных веществ (психотропные лекарства, алкоголь, наркотики) широко распространено в наше время. Какие обстоятельства обеспечивают первый контакт человека с наркотиком? Почему, несмотря на всю антинаркотическую пропаганду, человек решается на первую пробу наркотического вещества? Ответы на эти вопросы, с одной стороны, важны для понимания механизмов приобщения человека к наркопотреблению, они же, с другой стороны, определяют мишени первичной профилактики наркозависимости (т.е. указывают, на что должны быть направлены усилия родителей, педагогов, тренеров, государства, чтобы предотвратить возможные контакты детей и подростков с наркотическими веществами).

Обстоятельства или факторы, способствующие первой пробе наркотика, можно разделить на две группы: эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние).

ФЕНОМЕН ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ

К ФОРМИРОВАНИЮ ЗАВИСИМОСТИ

Под врожденной предрасположенностью к формированию зависимого поведения понимают фиксированное на уровне генома искажение, передающееся по наследству кровным[9] родственникам. Как правило, искажение это выражается в дисфункции нейромедиаторных систем дефицитарного регистра. Дефицит нейромедиаторики неизбежно проецируется на индивидуальные особенности человека и проявляется в виде нервно-психических и психологических аномалий разной модальности и степени выраженности. Так, эмоциональная лабильность, низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, высокая утомляемость, импульсивность, низкая устойчивость к стрессорным воздействиям, невротический тип реагирования могут существенно осложнить социализацию человека, а, значит, сделать его состояние исходно дискомфортным. Приобретенная предрасположенность отличается от врожденной только происхождением. В данном случае нейромедиаторный дефицит является результатом травмирующего воздействия физических (черепно-мозговые травмы, ионизирующее излучение), химических (отравление нейротоксическими веществами), биологических (болезни, сопровождающиеся поражением центральной нервной системы) или психологических (длительный, не избегаемый стресс) факторов.

ИМПРИНТИНГ

(РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ)

Под этим термином понимают малоизученное явление, описывающее влияние настоящего поведения родителей на будущее поведение детей. Существует предположение, что, проживая свою жизнь на глазах собственных детей, мы закладываем в них на подсознательном уровне некоторые стойкие поведенческие стереотипы, которые непременно будут реализованы во взрослой жизни.

Таким образом, совокупным результатом неблагоприятного влияния на индивида эндогенных факторов является приобретение «слабых звеньев» в структуре личности (в этом случае употребление наркотика выполняет задачу компенсации личностных аномалий и защищает уязвимые места).Этими «слабыми звеньями» могут быть:

§ отсутствие твердых мировоззренческих ориентиров и нравственных координат

§ отсутствие способности различения хороших и плохих взглядов и поступков

§ нарушение ценностно-смысловой организации личности

§ стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения, прогнозирования последствий собственных действий

§ проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения, неаргументированная и поляризованная самооценка, формирование которой восходит к самым ранним этапам развития личности)

§ отсутствие или снижение мотивации достижений

§ низкая способность к рефлексии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.049 с.)