Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование мотивации предстоящего поведения
Рисунок 5. Система позитивного и негативног о подкрепления. Зоны позитивного («награды») и негативного («наказания») подкрепления и соответствующие этим зонам признаки психического комфорта, либо дискомфорта Если совершенное индивидом поведение является удачным (с биологической точки зрения), в ответ на него активируется позитивное подкрепление (награда – перемещение в зону комфорта на рисунке № 6), что обеспечивается преобладанием (в общей структуре состояния, переживаемого в данный момент) признаков комфорта. Неправильное поведение активирует негативное подкрепление (наказание – перемещение в зону дискомфорта на рисунке № 6), что означает преобладание в общей структуре состояния человека психических характеристик со знаком минус. Рисунок 6. Система позитивного и негативного подкрепления. Схематическое изображение биологической оценки правильного и неправильного поведения.
Чтобы более ясно представить себе механизмы взаимодействия в рамках системы позитивного и негативного подкрепления, вообразим простейшую жизненную ситуацию, с которой не понаслышке знаком каждый из нас (рисунок 6). Так, например, типичная поведенческая ошибка – прикосновение к горячему предмету (утюг, печь, двигатель и т.п.) провоцирует целую цепь неизбежных с биологической точки зрения событий: п рикосновение к горячему предмету через болевые и температурные рецепторы кожи → через проводящие нервные пути → через изменение состояния нейромедиаторики (сдвиг в эндорфинергичес- Рисунок 6. Принцип взаимодействия позитивного («награды») и негативного («наказания») в ходе формирования простейшего поведенческого акта. кой системе мозга) → через ощущение боли информирует нас о неправильном поступке. Негативное переживание (схематически обозначено перемещением из точки «А» в точку «В» на схеме) помогает осознать поведенческую ошибку (функция оценки состоявшегося поведения) и необходимость усилий, направленных на изменение ситуации (функция формированиямотивации на будущее поведение). В соответствии с этой мотивационно обусловленной установкой (рисунок №7) мы совершаем поведение (в данном случае - целый ряд поступков – отдергиваем руку, дуем на обожженное место, суем руку под холодную воду, используем народные средства или специализированные кремы и т.п.), направленное на исправление предыдущей поведенческой ошибки.
Результатом этого правильного (с точки зрения биологии) поведения будет перемещение из точки «В» в направлении точки «С» на схеме (рисунок № 6), т.е. нормализация общего состояния. Существует универсальный закон, исходя из которого, все живое (и человек в том числе) биологически детерминировано таким образом, что при любых обстоятельствах стремится к преобладанию позитивно окрашенных состояний (в зону награды) и к минимизации негативных (к избеганию наказания).
Рисунок 7. Принцип взаимодействия позитивного («награды») и негативного («наказания») в ходе формирования простейшего поведенческого акта.
То есть, любое поведение всегда мотивационно ориентировано в соответствии с вектором «А», а наша жизнь с ее чередой правильных и неправильных поступков напоминает движение по ломаной линии вдоль разделяющей противоположные состояния границы (рисунок 8). Рисунок 8. Система позитивного и негативного подкрепления в действии. Примечание. Вектор «А» – Биологически детерминированное стремление к преобладанию позитивно окрашенных состояний. Векторы «аb», «cd», «if» – графические эквиваленты неправильного поведения, «bc», «di», «fg» – поведенческие образцы, компенсирующие ошибочное поведение. Однако, несмотря на универсализм описанных представлений (трудно найти поведение, которое не укладывалось бы в предложенную схему), их недостаточно, чтобы описать процесс формирования поведенческого акта в полном объеме. В условиях сформированной мотивации на этапе принятия конкретного решения необходим еще один инструмент, позволяющий из множества возможных вариантов выбрать оптимальный поведенческий образец, вероятностно перемещающий нас (в соответствии с вектором А) в сторону зоны положительного подкрепления (см. рисунок 9). Этот инструмент призван помочь человеку (и животным) в каждое мгновение времени разобраться в многообразии поведенческих возможностей и остановиться на наиболее выгодном (эффективном с биологической точки зрения) варианте, ориентированном в соответствии с вектором А, предпочитая его всем другим теоретически возможным «a», «b», «c», «d», «I», «f» или «g» - вариантам. Этот инструмент чрезвычайно важен с позиций теории адаптации, он позволяет избежать использования метода «тыка», с перебором неудачных или ошибочных поведенческих образцов до тех пор, пока не наткнемся на более или менее подходящий. Ведь такое поведение было бы крайне неэффективным с точки зрения адаптивности, а значит – нежизнеспособным.
Рисунок 9. Схема выбора поведенческой стратегии в условиях сформированной мотивации Примечание. Стрелками обозначены гипотетические перемещения в зонах ответственности «награды» и «наказания» при реализации различных поведенческих образцов. Этот инструмент представляет собой одно из облигатных свойств жизни, высшую функцию мозга – память [5]. Память – это уникальная способность нервной ткани фиксировать и при необходимости воспроизводить информацию, получаемую по внешним или внутренним информационным каналам. Память аккумулирует в себе не только наш личный жизненный опыт, но и опыт и знания других людей и вообще живых существ, получаемые посредством общего информационного поля. Именно память помогает нам остановиться на поведенческом варианте «А», без сомнения отвергнуть образцы «a», «b», «c», «d», «I», «f» и «g» и таким образом осуществить оптимальный поведенческий выбор, перемещаясь в сторону зоны награды (рисунок 7), а не наоборот. На рисунке 9 представлена простейшая схема поведенческой регуляции, включающая 4 блока или фазы: Рисунок 9. Четыре фазы отдельного поведенческого цикла. Представленная на рисунке 9 последовательность событий при формировании поведения подчеркивает способность живых организмов к обучению, т.е. к непрерывному повышению эффективности поведения. В конечном итоге эта способность подчинена все той же глобальной идее адаптивности и сохранения жизни (выживания). Более подробная, пошаговая иллюстрация событий при формировании отдельного поведенческого акта представлена в серии рисунков (Рисунки 10 – 13) и комментариев к ним: 1. Первая фаза поведенческого цикла: любой совершенный субъектом поведенческий акт (поступок) немедленно меняет ситуацию вне и внутри субъекта. Информация об этих изменениях по различным сенсорным каналам (соответствуют задействованным в каждой конкретной ситуации органам чувств, например, зрение, обоняние, Рисунок 10. Первая фаза поведенческого цикла слух, тактильное или проприоцептивное чувство и т.п.) устремляется в центральную нервную систему, меняя информационные потоки в синаптических зонах различных нейромедиаторных систем. Рисунок 11.Вторая фаза поведенческого цикла 2. Вторая фаза поведенческого цикла: изменение информационного потока в конкретных синапсах означает изменение уровня активности конкретных нейромедиаторных систем, каждая из которых отвечает за конкретные ощущения. В целом нейромедиаторика мозга претерпевает изменение (сдвиг) в ту или иную сторону, что переживается человеком (или животным) как изменение комплекса ощущений, т.е. состояния.
Рисунок 12. Третья фаза поведенческого цикла. 3. Третья фаза поведенческого цикла: изменение состояния оценивается (как результат предыдущего поведения) в системе «награда-наказание» сдвигом либо в позитивную, либо в негативную сторону и субъективно воспринимается как ухудшение или улучшение состояния. Если в результате предыдущего поведения состояние ухудшилось, то с биологической точки зрения это поведение оценивается как ошибочное, в противном случае – как поведенческая удача.
Рисунок 13.Четвертая (заключительная) фазаповеденческого цикла. 4. Четвертая фаза поведенческого цикла: состоявшееся поведение с соответствующей оценкой (результат работы системы «награда-наказание») фиксируется в долговременной памяти и обеспечиваетмотивацию следующего поступка. Мотивационная компонента инициирует выбор оптимально подходящего поведенческого образца в памяти, а реализация выбранного поступка замыкает предыдущий (и начинает следующий) поведенческий цикл. Представленные схемы (рисунки 10 - 13) и последовательное описание событий и механизмов иллюстрируют биологические закономерности построения поведения, но не дают ответа на вопрос: почему в абсолютно идентичных внешних условиях разные люди действуют не одинаково, но иногда диаметрально противоположным образом? Существует ли в рамках человеческой природы универсальный регулятор поведения,механизм, который в конечном итоге определяет (одобряет или не одобряет, разрешает или запрещает) конкретное поведение каждого конкретного индивида? Именно этот вопрос (вернее, ответ на него) является важнейшим для понимания, оценки и прогнозирования поведения. Для поведения животных при всем его разнообразии таким механизмом (ограничителем) можно считать принцип биологической целесообразности, основанный на базовых инстинктах (самосохранения, продолжения рода). Человек в своем поведенческом выборе имеет радикально бóльшую степень свободы. Довольно часто в своей жизни люди пренебрегают биологической целесообразностью, руководствуясь соображениями высшего (надбиологического) порядка. Эта способность произвольно распоряжаться своим физическим состоянием (терпеть неудобства, лишения и боль, пренебрегать угрозами здоровью) и даже жизнью, исходя из мировоззренческих установок, радикально отличает человека от животных.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.009 с.) |