Формирование мотивации предстоящего поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование мотивации предстоящего поведения



Рисунок 5. Система позитивного и негативног о подкрепления. Зоны позитивного («награды») и негативного («наказания») подкрепления и соответствующие этим зонам признаки психического комфорта, либо дискомфорта

Если совершенное индивидом поведение является удачным (с биологической точки зрения), в ответ на него активируется позитивное подкрепление (награда – перемещение в зону комфорта на рисунке № 6), что обеспечивается преобладанием (в общей структуре состояния, переживаемого в данный момент) признаков комфорта. Неправильное поведение активирует негативное подкрепление (наказание – перемещение в зону дискомфорта на рисунке № 6), что означает преобладание в общей структуре состояния человека психических характеристик со знаком минус.

Рисунок 6. Система позитивного и негативного подкрепления. Схематическое изображение биологической оценки правильного и неправильного поведения.

 

Чтобы более ясно представить себе механизмы взаимодействия в рамках системы позитивного и негативного подкрепления, вообразим простейшую жизненную ситуацию, с которой не понаслышке знаком каждый из нас (рисунок 6). Так, например, типичная поведенческая ошибка – прикосновение к горячему предмету (утюг, печь, двигатель и т.п.) провоцирует целую цепь неизбежных с биологической точки зрения событий: п рикосновение к горячему предмету через болевые и температурные рецепторы кожи → через проводящие нервные пути → через изменение состояния нейромедиаторики (сдвиг в эндорфинергичес-

 

Рисунок 6. Принцип взаимодействия позитивного («награды») и негативного («наказания») в ходе формирования простейшего поведенческого акта.

кой системе мозга) → через ощущение боли информирует нас о неправильном поступке. Негативное переживание (схематически обозначено перемещением из точки «А» в точку «В» на схеме) помогает осознать поведенческую ошибку (функция оценки состоявшегося поведения) и необходимость усилий, направленных на изменение ситуации (функция формированиямотивации на будущее поведение). В соответствии с этой мотивационно обусловленной установкой (рисунок №7) мы совершаем поведение (в данном случае - целый ряд поступков – отдергиваем руку, дуем на обожженное место, суем руку под холодную воду, используем народные средства или специализированные кремы и т.п.), направленное на исправление предыдущей поведенческой ошибки.

Результатом этого правильного (с точки зрения биологии) поведения будет перемещение из точки «В» в направлении точки «С» на схеме (рисунок № 6), т.е. нормализация общего состояния. Существует универсальный закон, исходя из которого, все живое (и человек в том числе) биологически детерминировано таким образом, что при любых обстоятельствах стремится к преобладанию позитивно окрашенных состояний (в зону награды) и к минимизации негативных (к избеганию наказания).

 

Рисунок 7. Принцип взаимодействия позитивного («награды») и негативного («наказания») в ходе формирования простейшего поведенческого акта.

 

То есть, любое поведение всегда мотивационно ориентировано в соответствии с вектором «А», а наша жизнь с ее чередой правильных и неправильных поступков напоминает движение по ломаной линии вдоль разделяющей противоположные состояния границы (рисунок 8).

Рисунок 8. Система позитивного и негативного подкрепления в действии.

Примечание. Вектор «А» – Биологически детерминированное стремление к преобладанию позитивно окрашенных состояний. Векторы «аb», «cd», «if» – графические эквиваленты неправильного поведения, «bc», «di», «fg» – поведенческие образцы, компенсирующие ошибочное поведение.

Однако, несмотря на универсализм описанных представлений (трудно найти поведение, которое не укладывалось бы в предложенную схему), их недостаточно, чтобы описать процесс формирования поведенческого акта в полном объеме. В условиях сформированной мотивации на этапе принятия конкретного решения необходим еще один инструмент, позволяющий из множества возможных вариантов выбрать оптимальный поведенческий образец, вероятностно перемещающий нас (в соответствии с вектором А) в сторону зоны положительного подкрепления (см. рисунок 9). Этот инструмент призван помочь человеку (и животным) в каждое мгновение времени разобраться в многообразии поведенческих возможностей и остановиться на наиболее выгодном (эффективном с биологической точки зрения) варианте, ориентированном в соответствии с вектором А, предпочитая его всем другим теоретически возможным «a», «b», «c», «d», «I», «f» или «g» - вариантам. Этот инструмент чрезвычайно важен с позиций теории адаптации, он позволяет избежать использования метода «тыка», с перебором неудачных или ошибочных поведенческих образцов до тех пор, пока не наткнемся на более или менее подходящий. Ведь такое поведение было бы крайне неэффективным с точки зрения адаптивности, а значит – нежизнеспособным.

Рисунок 9. Схема выбора поведенческой стратегии в условиях сформированной мотивации

Примечание. Стрелками обозначены гипотетические перемещения в зонах ответственности «награды» и «наказания» при реализации различных поведенческих образцов.

Этот инструмент представляет собой одно из облигатных свойств жизни, высшую функцию мозга – память [5]. Память – это уникальная способность нервной ткани фиксировать и при необходимости воспроизводить информацию, получаемую по внешним или внутренним информационным каналам. Память аккумулирует в себе не только наш личный жизненный опыт, но и опыт и знания других людей и вообще живых существ, получаемые посредством общего информационного поля. Именно память помогает нам остановиться на поведенческом варианте «А», без сомнения отвергнуть образцы «a», «b», «c», «d», «I», «f» и «g» и таким образом осуществить оптимальный поведенческий выбор, перемещаясь в сторону зоны награды (рисунок 7), а не наоборот.

На рисунке 9 представлена простейшая схема поведенческой регуляции, включающая 4 блока или фазы:

Рисунок 9. Четыре фазы отдельного поведенческого цикла.

Представленная на рисунке 9 последовательность событий при формировании поведения подчеркивает способность живых организмов к обучению, т.е. к непрерывному повышению эффективности поведения. В конечном итоге эта способность подчинена все той же глобальной идее адаптивности и сохранения жизни (выживания).

Более подробная, пошаговая иллюстрация событий при формировании отдельного поведенческого акта представлена в серии рисунков (Рисунки 10 – 13) и комментариев к ним:

1. Первая фаза поведенческого цикла: любой совершенный субъектом поведенческий акт (поступок) немедленно меняет ситуацию вне и внутри субъекта. Информация об этих изменениях по различным сенсорным каналам (соответствуют задействованным в каждой конкретной ситуации органам чувств, например, зрение, обоняние,

Рисунок 10. Первая фаза поведенческого цикла

слух, тактильное или проприоцептивное чувство и т.п.) устремляется в центральную нервную систему, меняя информационные потоки в синаптических зонах различных нейромедиаторных систем.

Рисунок 11.Вторая фаза поведенческого цикла

2. Вторая фаза поведенческого цикла: изменение информационного потока в конкретных синапсах означает изменение уровня активности конкретных нейромедиаторных систем, каждая из которых отвечает за конкретные ощущения. В целом нейромедиаторика мозга претерпевает изменение (сдвиг) в ту или иную сторону, что переживается человеком (или животным) как изменение комплекса ощущений, т.е. состояния.

Рисунок 12. Третья фаза поведенческого цикла.

3. Третья фаза поведенческого цикла: изменение состояния оценивается (как результат предыдущего поведения) в системе «награда-наказание» сдвигом либо в позитивную, либо в негативную сторону и субъективно воспринимается как ухудшение или улучшение состояния. Если в результате предыдущего поведения состояние ухудшилось, то с биологической точки зрения это поведение оценивается как ошибочное, в противном случае – как поведенческая удача.

Рисунок 13.Четвертая (заключительная) фазаповеденческого цикла.

4. Четвертая фаза поведенческого цикла: состоявшееся поведение с соответствующей оценкой (результат работы системы «награда-наказание») фиксируется в долговременной памяти и обеспечиваетмотивацию следующего поступка. Мотивационная компонента инициирует выбор оптимально подходящего поведенческого образца в памяти, а реализация выбранного поступка замыкает предыдущий (и начинает следующий) поведенческий цикл.

Представленные схемы (рисунки 10 - 13) и последовательное описание событий и механизмов иллюстрируют биологические закономерности построения поведения, но не дают ответа на вопрос: почему в абсолютно идентичных внешних условиях разные люди действуют не одинаково, но иногда диаметрально противоположным образом? Существует ли в рамках человеческой природы универсальный регулятор поведения,механизм, который в конечном итоге определяет (одобряет или не одобряет, разрешает или запрещает) конкретное поведение каждого конкретного индивида? Именно этот вопрос (вернее, ответ на него) является важнейшим для понимания, оценки и прогнозирования поведения. Для поведения животных при всем его разнообразии таким механизмом (ограничителем) можно считать принцип биологической целесообразности, основанный на базовых инстинктах (самосохранения, продолжения рода). Человек в своем поведенческом выборе имеет радикально бóльшую степень свободы. Довольно часто в своей жизни люди пренебрегают биологической целесообразностью, руководствуясь соображениями высшего (надбиологического) порядка. Эта способность произвольно распоряжаться своим физическим состоянием (терпеть неудобства, лишения и боль, пренебрегать угрозами здоровью) и даже жизнью, исходя из мировоззренческих установок, радикально отличает человека от животных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.009 с.)