Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии никотиновой зависимости

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Здоровый образ жизни »

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 9

 

Тема: «Методы отказа от курения. Выявление степени никотиновой зависимости (тест Фагестрема), мотивации к отказу от курения»

 

 

Утверждены на кафедральном заседании протокол № __ от «____» ___________ 2012г.

 

 

Заведующий кафедрой

доктор медицинских наук, профессор _________________ Петрова М.М.

 

 

Составитель:

кандидат медицинских наук, ассистент _________________ Костина В.В.

 

Красноярск


 

1. Тема: «Методы отказа от курения. Выявление степени никотиновой зависимости (тест Фагестрема), мотивации к отказу от курения, мотивации к курению (тест Хорна)».

 

2. Значение изучения темы. Табакокурение является одной из самых распространенных и значительных бытовых вредностей, а табачная интоксикация является одним из этиологических факторов большого числа расстройств и заболеваний: ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, респираторные заболевания, сахарный диабет, перидуктальный мастит у женщин, периодонтит, снижение физической активности, нарушение менструального цикла, рак легкого, рак полости рта, рак гортани, рак носоглотки, рак пищевода, рак мочевого пузыря, рак поджелудочной железы.

 

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся –

должен знать:

- основы гуманитарных, социально-экономических, медико-биологических и медико-профилактических дисциплин, а так же знать:

- основные составляющие здорового образа жизни;

- основные вредные привычки, методы профилактики и борьбы с ними;

- принципы профилактики наиболее социально-значимых заболеваний;

- структуру, оснащение и работу Центра здоровья.

должен уметь:

- проводить скрининг населения на выявление факторов риска основных неинфекционных заболеваний;

- определением степеней никотиновой зависимости и мотивации к отказу от курения.

должен владеть:

- проведением оценки состояния здоровья (определение артериального давления и пульса, веса, роста и индекса массы тела, определения толерантности к физической нагрузке).

должен овладеть:

Общекультурными компетенциями:

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).

Профессиональными компетенциями:

- способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10);

- способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12).

4. План изучения темы:

4.1. Контроль исходного уровня знаний

4.2. Самостоятельная работа по теме

а) проведение тестированиия пациентов для определения степени никотиновой зависимости, степени мотивации к отказу от курения, типа курительного поведения;

б) интерпретация результатов, полученных при тестировании;

в) выявление типичных ошибок.

4.3. Итоговый контроль знаний:

- решение тестовых заданий по теме;

- подведение итогов.

5. Основные понятия и положения темы.

Стадии никотиновой зависимости

1 стадия – начальная, становление никотиновой зависимости. Влечение сопровождается снижением контроля числа выкуриваемых сигарет. Физическая зависимость отсутствует, толерантность к никотину растет. Появляется ощущение, что курение улучшает самочувствие и повышает работоспособность. Продолжительность от месяцев до 5 лет.

2 стадия – переход сформировавшейся психологической зависисмости в психосоматическую форму. Навязчивое желание курить, периодически курение вызывает чувство комфорта. Толерантность высокая: до 40 сигарет в день. Продолжительность имеет очень широкие колебания – от месяца до 20 лет.

3 стадия – стойкая зависимость с соматическими нарушениями. Комфорт от курения отсутствует, психическое влечение снижается или отсутствует. Толерантность к никотину снижается. Появление «утренней жажды», сопровождается кашлем, нарушением утреннего сна.

Действия врача по поддержке отказа от курения

Очень важно, чтобы каждый медицинский работник осознанно понимал необходимость принимать все зависящие от него меры по искоренению привычки к курению.

Медицинские работники, врачи, медицинские сестры в своей повседневной деятельности должны обязательно учитывать, что здоровье и болезнь нередко зависит от образа жизни человека, поэтому основа и лечения, и профилактики – это оздоровление привычек, рацианализация питания, формирование отношения к проблеме сохранения и укрепления здоровья как согласованным и однонаправленным действиям со стороны медицинского работника и пациента.

Действия медицинского работника при выборе мероприятий по профилактике и лечению табакокурения могут быть условно изложены в виде алгоритма:

Спрашивать об отношении к курению в семье, на работе, о мотивах курения или некурения и о желании бросить курить или остаться в числе некурящих;

Выделять целевые группы и проводить среди них целевые беседы, с выбором индивидуальных акцентов и приоритетов (дети, женщины, беременные, пожилые и т.д.);

Обсуждать с курильщиком проблемы нездоровья и его связи с курением, в том числе нездоровье близких и окружающих, в присутствии которых он курит, преимущества некурения перед курением, негативное отношение к курению, помогать принять правильное решение, в этом может помочь личный опыт и правильное отношение медицинского работника к курению.

Информировать пациента о влиянии курения на здоровье, о способах лечения и отказа от курения.

Поддерживать(поощрять) позитивное отношение к отказу от курения.

Оцениват ь при желании курильщика бросить курить индивидуальные особенности его курительного поведения: тип зависимости, стадию, формы зависимости и степень готовности к отказу от курения.

Определять индивидуальный метод лечения, способы поддержки.

Регистрировать получаемую информацию в медицинской документации.

Повторять беседы, обсуждения, советы, поддержку при каждой встрече. Проводить эти беседы рекомендуется в ненавязчивой и директивной форме, выбирая наиболее приемлимую форму.

Обновлять данные в медицинской документации о привычках при каждом посещении.

 

Лечение никотиновой зависимости

Алгоритм лечения табачной зависимости

1. Беседа врача для установления, курит ли пациент и желает ли он бросить курить.

2. Оценка степени желания бросить курить и беседы для усиления мотивации с пациентами, которые не приняли еще такого решения

3. Составление лечебной программы:

а) для пациентов желающих бросить курить предлагается длительная лечебная программа с целью полного отказа о курения;

б) для пациентов не желающих бросить курить, но не исключающих такую возможность, предлагается короткая лечебная программа с целью усиления мотивации и снижения интенсивности курения;

в) для пациентов, не желающих бросить курить и отвергающих такую возможность, предлагается программа снижения интенсивности курения.

Длительная лечебная программа

Короткая лечебная программа

Анкета Хорна

  Всегда Часто Время от времени Редко Никогда
A. Я курю, чтобы оставаться бодрым.          
Б. Держание сигареты в руке – одна из составных частей удовольствия, получаемого от курения.          
В. Курение сигарет является приятным и расслабляющим.          
Г. Я закуриваю сигарету, когда злюсь на кого-нибудь.          
Д. Когда у меня заканчиваются сигареты, это почти невыносимо до тех пор, пока я не смогу иметь их.          
Е. Я курю автоматически, даже не осознавая этого.          
Ж. Я курю для стимуляции, чтобы взбодриться.          
З. Часть удовольствия от курения сигарет составляют действия, выполняемые при закуривании.          
И. Я нахожу курение сигарет приятным.          
К. Когда я чувствую себя некомфортно или расстроен(а), я закуриваю сигарету.          
Л. Когда я не курю сигарету, я очень четко осознаю этот факт.          
М. Я закуриваю сигарету неосознанно, когда одна еще лежит в пепельнице.          
Н. Я закуриваю сигарету, чтобы почувствовать воодушевление, подъем.          
О. Когда я курю сигарету, часть удовольствия я получаю от вида выдыхаемого дыма.          
П. Больше всего мне хочется курить, когда я чувствую себя комфортно и расслабленно.          
P. Когда я подавлен(а) или хочу отвлечься от забот и тревог, я закуриваю сигарету.          
С. Я испытываю настоящий терзающий голод по сигарете, когда некоторое время не курю.          
Т. Я обнаруживаю, что у меня в зубах сигарета и не помню, как я закурил(а).          

 

Инструкция к заполнению анкеты Д.Хорна

Анкета состоит из 18 вопросов. Ответ на каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале (1-никогда, 2-редко, 3-не очень часто, 4-часто, 5-всегда).

Интерпретация ответов проводится по сумме трех вопросов, соответствующего номера. Блоки вопросов характеризуют 6 типов курительного поведения:

 

Номер вопроса Тип курительного поведения Описание курительного поведения
А+Ж+Н Стимуляция Курящий верит, что сигарета обладает стимулирующим действием: взбадривает, снимает усталость. Курят, когда работа не ладится. У курящих с данным типом отмечается высокая степень психологической зависимости от никотина.
Б+З+О Игра с сигаретой Человек как бы «играет» в курение. Ему важны «курительные» аксессуары: зажигалки, пепельницы, сорт сигарет. В основном курят в ситуациях общения, «за компанию». Курят мало обычно 2-3 сигареты в день.
В+И+П Расслабление Курят только в комфортных условиях. С помощью курения человек получает «дополнительное удовольствие» к отдыху. Бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению.
Г+К+Р Поддержка Этот тип курения связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Курят, что бы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение.
Д+Л+С Жажда Данный тип курения обусловлен физической привязанностью к табаку. Человек закуривает, когда снижается концентрация никотина в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам.
Е+М+Т Рефлекс Курящие данного типа не только не осознают причин своего курения, но часто не замечают сам факт курения. Курят автоматически, человек может не знать сколько сигарет выкуривает в день, курит много: 35 и более сигарет в сутки. Курят чаще за работой, чем в часы отдыха; чем интенсивнее работа, тем чаще в руках сигарета.

 

Интерпретация полученных результатов:

Если сумма баллов 11 и более, то доминирующим окажется тип курения, характеризуемый этой триадой вопросов. Это указывает, что пациент курит именно по этой причине.

Если сумма баллов окажется от 7 до 11, то соответствующий тип курения является пограничным.

Если сумма меньше 7 баллов, это говорит о том, что данный тип курения для пациента не характерен.

Анализ ответов на приведенные вопросы даст возможность врачу и пациенту выделить факторы, стимулирующие пациента к курению, что позволит разобраться в причинах курения и спланировать, как нужно изменить поведение пациента на период отказа от курения. Пациента необходимо подготовить к тому, что отказ от курения приводит к некоторому изменению стиля поведения, и основным для периода отказа от курения должен стать лозунг: «Учитесь жить по-новому».

Ситуационные задачи.

Задача 1.

В Центр здоровья обратился мужчина 42 лет для профилактического осмотра. При опросе выявлено, что мужчина является курильщиком. Из анамнеза: курит в течение 21 года, выкуривает в день пачку сигарет. При обследовании: уровень метгемоглобина в выдыхаемом воздухе 1,2%, по спирометрии возраст легких 54 года, при заполнении теста Фагестрема – 6 баллов, степень никотиновой зависимости – 2 балла.

1. Консультацию какого специалиста целесообразно предложить пациенту?

2. Оцените степень никотиновой зависимости пациента.

3. Оцените степень мотивации к отказу от курения.

4. Рассчитайте ИКЧ.

5. Наиболее подходящая тактика в отношении данного пациента.

 

Задача 2.

В поликлинику по месту жительства обратилась женщина 54 лет, с жалобами на кашель с отделением мокроты по утрам, частые и длительные простудные заболевания. При беседе с пациенткой участковый терапевт выяснил, что она курит в течение 32 лет по 25-30 сигарет в день, при проведении объективного обследования были выявлены признаки хронического бронхита.

1. Какие советы должен дать участковый терапевт данной пациентке?

2. Какие тесты по «оценке курения» необходимо провести?

3. Рассчитайте ИКЧ.

4. Куда можно направить пациентку для лечения никотиновой зависимости?

5. Какие дополнительные методы обследования курящего человека следует порекомендовать курильщице?

 

Задача 3.

На прием в центр здоровья обратился мужчина, с желанием отказаться от курения. Из анамнеза: курит в течение 13 лет по 14 сигарет в день. Попытки отказаться от курения: не курил 3 месяца 3 года назад, закурил «за компанию». На вопрос: «зачем Вы курите» - отвечает по привычке. На работе коллеги курят, дома семья нет. Степень никотиновой зависимости 9 баллов, уровень мотивации к отказу от курения 8 баллов, тип курительного поведения, при заполнении анкеты Хорна – жажда.

1. Рассчитайте ИКЧ.

2. Оцените степень никотиновой зависимости.

3. Оцените степень мотивации к отказу от курения.

4. Рекомендацию какого специалиста можно порекомендовать данному пациенту?

5. Порекомендуйте данному пациенту программу по отказу от курения.

 

Задача 4.

На прием к участковому терапевту обратился мужчина 49 лет с жалобами на головные боли, чаще в затылочной области, мелькание мушек перед глазами. При объективном осмотре: рост 175 см, вес 74 кг, АД 154/96 мм рт.ст. Из анамнеза отец и мать страдают артериальной гипертонией. Он курит в течение 29 лет по 20 сигарет в день. После сдачи лабораторных анализов мужчине было предложено отказаться от курения. Степень никотиновой зависимости – 9 баллов, степень мотивации к отказу от курения – 3 балла.

1. Правильно ли поступил участковый терапевт, предложив мужчине отказаться от курения?

2. Оцените степень мотивации к отказу от курения.

3. Оцените степень никотиновой зависимости.

4. Влияет ли курение на прогноз артериальной гипертонии?

5. Какую программу по отказу от курения стоит порекомендовать мужчине?

 

Задача 5.

Женщина 32 лет обратилась в Центр здоровья с целью отказа от никотиновой зависимости. Планирует беременность. Курит в течение 17 лет по 30 сигарет в день. Попытки отказа от курения: не курила неделю месяц назад. Степень мотивации к отказу от курения – 6 баллов, никотиновая зависимость – 7 баллов, мотивация к курению – поддержка и стимуляция. Врач Центра здоровья составил индивидуальную длительную программу по отказу от курения, в которую была включена поведенческая терапия, препарат «Чампикс», даны рекомендации по питанию, лечебная физкультура, назначены дни явок на прием для контроля состояния здоровья.

1. Оцените степень мотивации к отказу от курения у данной пациентке.

2. Оцените степень никотиновой зависимости.

3. Согласны ли Вы с тем, что врач рекомендовал пациентке длительную лечебную программу?

4. Что значит «поведенческая терапия»?

5. Какие рекомендации по питанию необходимо дать пациенту отказывающемуся от курения?

7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой:

А) УИР:

1. Курение во время беременности.

2. Влияние курения на сердечно-сосудистую систему.

Б) НИРС:

1. Проанкетируйте курильщика. Оценив результаты порекомендуйте наиболее подходящий метод лечения никотиновой зависимости.

 

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

 

№ п/п Наименование Издательство Год выпуска
Обязательная
1. Баранов В.Л., Куренкова И. Г., Казанцев В.А., Харитонов М.А. Исследование функции внешнего дыхания. СПб.: Элби-СПб. — 302 с.    
2. Респираторная медицина: (руководство): в 2-х т. / под ред. А. Г. Чучалина. Москва.: ГЕОТАР-Медиа,- Т. 1. – 797 с.; Т. 2. – 815 с.    
Дополнительная
1. Брындин Е. Г., Брындина И. Е. Основы здорового человека и общества. Томск: ТЛУ – 277с  
2. Лозова В. В. Профилактика зави-симостей. Опыт создания системы первичной профилактики. Москва-448с.  
3. Руководство по медицинской профилактике (под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальдина) М: «ГЭОТАР-Медиа»  
4. Волков С. Р., Волкова М. М. Здоровый человек и его окружение. Москва. Медицина, 603с  
5. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты. Коллектив авторов НГМУ Новосибирск«Альфа - Виста» - 144с.  
6. Медик В.Л., Токмачев В. С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. Москва: Медицина - 528с.  
7. Обросимова М. Ю. Альбицкий В.Ю. Здоровье молодежи. Казань: Медицина – 220с.  
Методические пособия, рекомендации
1. Оказание медицинской помощи в отказе от курения (Авторы: Аристов А.И., Демко И.В., Кононова Л.И., Кутумова О.Ю., Костина В.В., Дыхно Ю.А.) Красноярск: ВЕРСО, 34с  
Электронные ресурсы
1. Электронная библиотека
2. БД Медицина
3. Ресурсы интернета

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Здоровый образ жизни »

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 9

 

Тема: «Методы отказа от курения. Выявление степени никотиновой зависимости (тест Фагестрема), мотивации к отказу от курения»

 

 

Утверждены на кафедральном заседании протокол № __ от «____» ___________ 2012г.

 

 

Заведующий кафедрой

доктор медицинских наук, профессор _________________ Петрова М.М.

 

 

Составитель:

кандидат медицинских наук, ассистент _________________ Костина В.В.

 

Красноярск


 

1. Тема: «Методы отказа от курения. Выявление степени никотиновой зависимости (тест Фагестрема), мотивации к отказу от курения, мотивации к курению (тест Хорна)».

 

2. Значение изучения темы. Табакокурение является одной из самых распространенных и значительных бытовых вредностей, а табачная интоксикация является одним из этиологических факторов большого числа расстройств и заболеваний: ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, респираторные заболевания, сахарный диабет, перидуктальный мастит у женщин, периодонтит, снижение физической активности, нарушение менструального цикла, рак легкого, рак полости рта, рак гортани, рак носоглотки, рак пищевода, рак мочевого пузыря, рак поджелудочной железы.

 

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся –

должен знать:

- основы гуманитарных, социально-экономических, медико-биологических и медико-профилактических дисциплин, а так же знать:

- основные составляющие здорового образа жизни;

- основные вредные привычки, методы профилактики и борьбы с ними;

- принципы профилактики наиболее социально-значимых заболеваний;

- структуру, оснащение и работу Центра здоровья.

должен уметь:

- проводить скрининг населения на выявление факторов риска основных неинфекционных заболеваний;

- определением степеней никотиновой зависимости и мотивации к отказу от курения.

должен владеть:

- проведением оценки состояния здоровья (определение артериального давления и пульса, веса, роста и индекса массы тела, определения толерантности к физической нагрузке).

должен овладеть:

Общекультурными компетенциями:

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).

Профессиональными компетенциями:

- способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10);

- способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12).

4. План изучения темы:

4.1. Контроль исходного уровня знаний

4.2. Самостоятельная работа по теме

а) проведение тестированиия пациентов для определения степени никотиновой зависимости, степени мотивации к отказу от курения, типа курительного поведения;

б) интерпретация результатов, полученных при тестировании;

в) выявление типичных ошибок.

4.3. Итоговый контроль знаний:

- решение тестовых заданий по теме;

- подведение итогов.

5. Основные понятия и положения темы.

Стадии никотиновой зависимости

1 стадия – начальная, становление никотиновой зависимости. Влечение сопровождается снижением контроля числа выкуриваемых сигарет. Физическая зависимость отсутствует, толерантность к никотину растет. Появляется ощущение, что курение улучшает самочувствие и повышает работоспособность. Продолжительность от месяцев до 5 лет.

2 стадия – переход сформировавшейся психологической зависисмости в психосоматическую форму. Навязчивое желание курить, периодически курение вызывает чувство комфорта. Толерантность высокая: до 40 сигарет в день. Продолжительность имеет очень широкие колебания – от месяца до 20 лет.

3 стадия – стойкая зависимость с соматическими нарушениями. Комфорт от курения отсутствует, психическое влечение снижается или отсутствует. Толерантность к никотину снижается. Появление «утренней жажды», сопровождается кашлем, нарушением утреннего сна.

Действия врача по поддержке отказа от курения

Очень важно, чтобы каждый медицинский работник осознанно понимал необходимость принимать все зависящие от него меры по искоренению привычки к курению.

Медицинские работники, врачи, медицинские сестры в своей повседневной деятельности должны обязательно учитывать, что здоровье и болезнь нередко зависит от образа жизни человека, поэтому основа и лечения, и профилактики – это оздоровление привычек, рацианализация питания, формирование отношения к проблеме сохранения и укрепления здоровья как согласованным и однонаправленным действиям со стороны медицинского работника и пациента.

Действия медицинского работника при выборе мероприятий по профилактике и лечению табакокурения могут быть условно изложены в виде алгоритма:

Спрашивать об отношении к курению в семье, на работе, о мотивах курения или некурения и о желании бросить курить или остаться в числе некурящих;

Выделять целевые группы и проводить среди них целевые беседы, с выбором индивидуальных акцентов и приоритетов (дети, женщины, беременные, пожилые и т.д.);

Обсуждать с курильщиком проблемы нездоровья и его связи с курением, в том числе нездоровье близких и окружающих, в присутствии которых он курит, преимущества некурения перед курением, негативное отношение к курению, помогать принять правильное решение, в этом может помочь личный опыт и правильное отношение медицинского работника к курению.

Информировать пациента о влиянии курения на здоровье, о способах лечения и отказа от курения.

Поддерживать(поощрять) позитивное отношение к отказу от курения.

Оцениват ь при желании курильщика бросить курить индивидуальные особенности его курительного поведения: тип зависимости, стадию, формы зависимости и степень готовности к отказу от курения.

Определять индивидуальный метод лечения, способы поддержки.

Регистрировать получаемую информацию в медицинской документации.

Повторять беседы, обсуждения, советы, поддержку при каждой встрече. Проводить эти беседы рекомендуется в ненавязчивой и директивной форме, выбирая наиболее приемлимую форму.

Обновлять данные в медицинской документации о привычках при каждом посещении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.192 (0.015 с.)