Формирование или закрепление установки на отказ от курения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование или закрепление установки на отказ от курения.



При выполнении этого этапа следует предварительно проанализировать и при необходимости уточнить и обсудить ответы пациента на следующие вопросы анкеты: Ощущаете ли Вы вред для Вашего здоровья от курения? Хотели бы Вы изменить свою привычку к курению? Почему Вы хотите бросить курить? Пытались ли Вы бросить курить?
С учетом ответов на эти вопросы определяется тактика и содержание краткой беседы с пациентом для формирования или закрепления установки на отказ от курения. В случае, если пациент отвечает, что он не хочет менять свою привычку курить или с омневается в целесообразности такого поступка, следует в короткой беседе акцентировать внимание на следующих основных позициях:

- истинный ущерб, который может приносить курение здоровью, при этом отметить возможную прямую связь имеющихся у пациента жалоб или заболеваний с курением;
- крытый и замедленный эффект вредного действия курения на здоровье;
- возможность постепенного восстановления здоровья после отказа от курения.

Далее следует предложить пациенту вместе взвесить все "за" и "против" курения и записать их в две колонки на листе бумаги. Пациент сначала сам называет все "за" - что дает ему курение, а потом вместе записываются все "против". При этом опять же, прежде всего, сам пациент должен сформулировать доводы против курения, а врач уже во вторую очередь помогает или подсказывает, имея в виду следующий перечень доводов за прекращение курения:

- оздоровление организма и улучшение общего самочувствия (избавление от одышки, кашля, болей в сердце, в желудке и других симптомов). При этом следует акцентировать внимание на симптомах, имеющихся у данного пациента;
- улучшение работоспособности;
- многократное уменьшение риска развития заболеваний, связанных с курением (7 форм раковых заболеваний, сердечно-сосудистые заболевания и другие);
- обезопасить от пассивного курения ближайших родственников и друзей, товарищей по работе;
- обезопасить детей пациента от возможности "заразиться" вредной привычкой, пример родителей - главный;
- избавление от кашля курильщика;
- избавление от неприятного запаха изо рта, желтизны зубов и пальцев;
- избавление от зависимости, от вредной привычки;
- освобождение от денежных трат на табак (рекомендуется провести с пациентом расчет его расходов на курение за месяц, год);
- повышение эффективности лечения имеющихся у пациента сопутствующих заболеваний.

При беседе с пациентом желательно говорить максимально просто и доверительно, избегая шаблонов и чтения морали. Следует так же помнить, что чем более персонифицированы советы и установки врача, то есть, чем в большей степени они учитывают индивидуальные особенности анамнеза (состояние здоровья, индивидуальные симптомы, семейный анамнез), характера пациента, его социальную роль, тем эффективнее мотивация пациента на выполнение рекомендаций. По завершению беседы вручить пациенту памятку "Основные данные и факты о последствиях табакокурения" и рекомендовать еще раз прийти на прием после ее почтения и обдумывания впечатлений от беседы.
В случае если пациент отвечает, что хотел бы бросить курить или курить меньше, следует:

- поддержать его в этой установке, кратко перечислив те преимущества, которые дает отказ от курения, и подчеркнуть возможный положительный эффект в отношении имеющихся у пациента жалоб и заболеваний;
- объяснить, что длительное курение вызывает табачную зависимость, поэтому отказ от курения не простое и легкое дело и требует определенной консультативной помощи и плана действий;
- дать задание на подготовительный этап и назначить дату следующего визита через неделю.

На подготовительный этап пациенту дается после его первого собеседования с врачом одна неделя, в течение которой он должен выполнить следующие задания:

- обдумать перечень всех возможных причин и доводов за отказ от курения, составить их список, каждый день утром и вечером перечислить его и запомнить;
- заполнить дневник курения на два обычных дня, где регистрируются все выкуриваемые сигареты (время, ситуация, степень желания курить);
- определить самые "важные" для себя сигареты и те, которые не очень значимы, попробовать в последующие дни отказаться от малозначимых сигарет;
- определить те ситуации, в которых желание закурить наиболее часто и сильно, продумать, как их можно избежать или исключить курение при них;
- попробовать несколько раз при появлении желания курить не брать сигареты, пока не пройдет по крайней мере 3 минуты. в течение этого времени постараться занять себя чем-нибудь, позвонить по телефону, отвлечься на какое-нибудь другое занятие;
- попробовать не докуривать сигарету (папиросу) до конца;
- попробовать в один из дней сократить вдвое обычное число выкуриваемых сигарет, в этот день постарайтесь, как можно дольше оттягивать момент закуривания первой и последующих сигарет;
- постараться один день совсем не курить, а следить за своим самочувствием в течение этого дня, отмечать, как при этом переносятся ситуации, в которых пациент обычно курит.

Пациенту рекомендуется все свои действия и впечатления за неделю подготовительного этапа записать по дням в дневнике. На основании анализа опыта подготовительного этапа разрабатывается тактика прекращения курения.

 

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

Тесты:

1. ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ТЕСТА ФАГЕСТРЕМА МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ:

1) степень мотивации к отказу от курения;

2) тип курительного поведения;

3) признаки хронической болезни легких;

4) степень никотиновой зависимости;

5) правильно все.

 

2. ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ТЕСТА ХОРНА МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ:

1) степень мотивации к отказу от курения;

2) тип курительного поведения;

3) признаки хронической болезни легких;

4) степень никотиновой зависимости;

5) правильно все.

 

3. СТЕПЕНЬ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСПОЛЬЗУЯ:

1) тест Хорна;

2) тест Фагестрема;

3) подсчет индекса курильщика;

4) подсчет индекса пачка-лет;

5) правильно все.

 

4. КОМУ СЛЕДУЕТ РЕКОМЕНДОВАТЬ ДЛИТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ОТКАЗА ОТ КУРЕНИЯ:

1) сумма баллов при оценке степени мотивации к отказу от курени 6;

2) сумма баллов при оценке степени мотивации к отказу от курени 3;

3) сумма баллов при оценке степени мотивации к отказу от курени 4;

4) сумма баллов при оценке степени мотивации к отказу от курени 1;

5) данный тест не обязательно проводить для решения вопроса о выборе программы для отказа от курения.

 

5. ТИП КУРИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСПОЛЬЗУЯ:

1) тест Хорна;

2) тест Фагестрема;

3) подсчет индекса курильщика;

4) подсчет индекса пачка-лет;

5) правильно все.

 

6. ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ КУРЕНИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА:

1) для пациентов, не желающих бросить курить, но не отвергающих эту возможность в будущем;

2) для пациентов которые не желают бросить курить, но готовы снизить интенсивность;

3) для пациентов с твердым желанием бросить курить;

4) правильно все;

5) нет правильного ответа.

 

7. КОРОТКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПРЕДНАЗНАЧЕНА:

1) для пациентов, не желающих бросить курить, но не отвергающих эту возможность в будущем;

2) для пациентов которые не желают бросить курить, но готовы снизить интенсивность;

3) для пациентов с твердым желанием бросить курить;

4) правильно все;

5) нет правильного ответа.

 

8. ДЛИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПРЕДНАЗНАЧЕНА:

1) для пациентов, не желающих бросить курить, но не отвергающих эту возможность в будущем;

2) для пациентов которые не желают бросить курить, но готовы снизить интенсивность;

3) для пациентов с твердым желанием бросить курить;

4) правильно все;

5) нет правильного ответа

 

9. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КОРОТКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЛЕЧЕНИЮ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ СОСТАВЛЯЕТ:

1) 1 год;

2) 2 года;

3) 6 месяцев;

4) от 3 до 6 месяцев:

5) 1 месяц.

 

10. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДЛИННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЛЕЧЕНИЮ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ СОСТАВЛЯЕТ:

1) 1 год;

2) 2 года;

3) 6 месяцев;

4) от 3 до 6 месяцев:

5) 1 месяц.

 

Ситуационные задачи.

Задача 1.

В Центр здоровья обратился мужчина 42 лет для профилактического осмотра. При опросе выявлено, что мужчина является курильщиком. Из анамнеза: курит в течение 21 года, выкуривает в день пачку сигарет. При обследовании: уровень метгемоглобина в выдыхаемом воздухе 1,2%, по спирометрии возраст легких 54 года, при заполнении теста Фагестрема – 6 баллов, степень никотиновой зависимости – 2 балла.

1. Консультацию какого специалиста целесообразно предложить пациенту?

2. Оцените степень никотиновой зависимости пациента.

3. Оцените степень мотивации к отказу от курения.

4. Рассчитайте ИКЧ.

5. Наиболее подходящая тактика в отношении данного пациента.

 

Задача 2.

В поликлинику по месту жительства обратилась женщина 54 лет, с жалобами на кашель с отделением мокроты по утрам, частые и длительные простудные заболевания. При беседе с пациенткой участковый терапевт выяснил, что она курит в течение 32 лет по 25-30 сигарет в день, при проведении объективного обследования были выявлены признаки хронического бронхита.

1. Какие советы должен дать участковый терапевт данной пациентке?

2. Какие тесты по «оценке курения» необходимо провести?

3. Рассчитайте ИКЧ.

4. Куда можно направить пациентку для лечения никотиновой зависимости?

5. Какие дополнительные методы обследования курящего человека следует порекомендовать курильщице?

 

Задача 3.

На прием в центр здоровья обратился мужчина, с желанием отказаться от курения. Из анамнеза: курит в течение 13 лет по 14 сигарет в день. Попытки отказаться от курения: не курил 3 месяца 3 года назад, закурил «за компанию». На вопрос: «зачем Вы курите» - отвечает по привычке. На работе коллеги курят, дома семья нет. Степень никотиновой зависимости 9 баллов, уровень мотивации к отказу от курения 8 баллов, тип курительного поведения, при заполнении анкеты Хорна – жажда.

1. Рассчитайте ИКЧ.

2. Оцените степень никотиновой зависимости.

3. Оцените степень мотивации к отказу от курения.

4. Рекомендацию какого специалиста можно порекомендовать данному пациенту?

5. Порекомендуйте данному пациенту программу по отказу от курения.

 

Задача 4.

На прием к участковому терапевту обратился мужчина 49 лет с жалобами на головные боли, чаще в затылочной области, мелькание мушек перед глазами. При объективном осмотре: рост 175 см, вес 74 кг, АД 154/96 мм рт.ст. Из анамнеза отец и мать страдают артериальной гипертонией. Он курит в течение 29 лет по 20 сигарет в день. После сдачи лабораторных анализов мужчине было предложено отказаться от курения. Степень никотиновой зависимости – 9 баллов, степень мотивации к отказу от курения – 3 балла.

1. Правильно ли поступил участковый терапевт, предложив мужчине отказаться от курения?

2. Оцените степень мотивации к отказу от курения.

3. Оцените степень никотиновой зависимости.

4. Влияет ли курение на прогноз артериальной гипертонии?

5. Какую программу по отказу от курения стоит порекомендовать мужчине?

 

Задача 5.

Женщина 32 лет обратилась в Центр здоровья с целью отказа от никотиновой зависимости. Планирует беременность. Курит в течение 17 лет по 30 сигарет в день. Попытки отказа от курения: не курила неделю месяц назад. Степень мотивации к отказу от курения – 6 баллов, никотиновая зависимость – 7 баллов, мотивация к курению – поддержка и стимуляция. Врач Центра здоровья составил индивидуальную длительную программу по отказу от курения, в которую была включена поведенческая терапия, препарат «Чампикс», даны рекомендации по питанию, лечебная физкультура, назначены дни явок на прием для контроля состояния здоровья.

1. Оцените степень мотивации к отказу от курения у данной пациентке.

2. Оцените степень никотиновой зависимости.

3. Согласны ли Вы с тем, что врач рекомендовал пациентке длительную лечебную программу?

4. Что значит «поведенческая терапия»?

5. Какие рекомендации по питанию необходимо дать пациенту отказывающемуся от курения?

7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой:

А) УИР:

1. Курение во время беременности.

2. Влияние курения на сердечно-сосудистую систему.

Б) НИРС:

1. Проанкетируйте курильщика. Оценив результаты порекомендуйте наиболее подходящий метод лечения никотиновой зависимости.

 

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

 

№ п/п Наименование Издательство Год выпуска
Обязательная
1. Баранов В.Л., Куренкова И. Г., Казанцев В.А., Харитонов М.А. Исследование функции внешнего дыхания. СПб.: Элби-СПб. — 302 с.    
2. Респираторная медицина: (руководство): в 2-х т. / под ред. А. Г. Чучалина. Москва.: ГЕОТАР-Медиа,- Т. 1. – 797 с.; Т. 2. – 815 с.    
Дополнительная
1. Брындин Е. Г., Брындина И. Е. Основы здорового человека и общества. Томск: ТЛУ – 277с  
2. Лозова В. В. Профилактика зави-симостей. Опыт создания системы первичной профилактики. Москва-448с.  
3. Руководство по медицинской профилактике (под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальдина) М: «ГЭОТАР-Медиа»  
4. Волков С. Р., Волкова М. М. Здоровый человек и его окружение. Москва. Медицина, 603с  
5. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты. Коллектив авторов НГМУ Новосибирск«Альфа - Виста» - 144с.  
6. Медик В.Л., Токмачев В. С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. Москва: Медицина - 528с.  
7. Обросимова М. Ю. Альбицкий В.Ю. Здоровье молодежи. Казань: Медицина – 220с.  
Методические пособия, рекомендации
1. Оказание медицинской помощи в отказе от курения (Авторы: Аристов А.И., Демко И.В., Кононова Л.И., Кутумова О.Ю., Костина В.В., Дыхно Ю.А.) Красноярск: ВЕРСО, 34с  
Электронные ресурсы
1. Электронная библиотека
2. БД Медицина
3. Ресурсы интернета

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.055 с.)