Опыт № 1. Внешнее (безусловное) торможение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт № 1. Внешнее (безусловное) торможение.



Цель опыта: ознакомиться с явлением внешнего торможения условного рефлекса.

 

Порядок проведения работы: у испытуемого вырабатывают условный оборонительный рефлекс на звук свистка. В качестве безусловного раздражителя используют индукционный ток. Раздражающими электродами служат двуметаллические пластинки, укрепленные на изоляторе. Электроды покрывают кусочками марли, смоченной солевым раствором. Испытуемый прикладывает пальцы к электродам, а экспериментатор подбирает силу тока выше пороговой с тем, чтобы при включении тока наблюдать отчетливое движение руки. Сигнальным раздражителем служит звук свистка. Выработав и закрепив условный рефлекс на свисток, одновременно с условным раздражителем (звуком свистка) дают какое-либо постороннее сильное звуковое раздражение. Следят за характером проявления условного рефлекса. Анализируют результаты и делают выводы.

 

Опыт № 2. Угасание условного рефлекса.

Цель опыта: продемонстрировать угасательное торможение условного рефлекса.

 

Порядок проведения опыта: выработав и закрепив условный оборонительный рефлекс, как описано выше, раздражитель (свиток) не подкрепляют 5-6 раз. Условный рефлекс угасает.

Опыт № 3. Торможение запаздывания.

Цель опыта: продемонстрировать запаздывание условной реакции в ответ на отставление во времени безусловного раздражителя от условного.

 

Порядок проведения опыта: вырабатывается условный рефлекс по вышеописанной методике с интервалом между условным и безусловным раздражителями = 0,5-1 с. Затем подкрепление условного рефлекса откладывается несколько раз на 5-10 с. Условный рефлекс тормозится.

 

Опыт № 4. Дифференцировочное торможение.

Цель опыта: продемонстрировать явление дифференцировочного торможения.

 

Порядок проведения опыта: вырабатывается условный оборонительный рефлекс на звук свистка. Звуковой сигнал, данный подряд дважды, подкрепляется, однократный звуковой сигнал не подкрепляется. В начальной стадии (при генерализации) наблюдается ответная реакция на оба сигнала. В дальнейшем происходит дифференцировка, и испытуемый на однократный звуковой сигнал не реагирует.

 

 

Опыт № 5. Условный тормоз.

Цель опыта: продемонстрировать действие условного тормоза.

 

Порядок проведения опыта: условный сигнал подкрепляется свистком. Сочетание похлопывания испытуемого по плечу со звуком свистка не подкрепляется. Похлопывание по плечу является условным тормозом и в сочетании с условным раздражителем тормозит условный рефлекс.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

 

1. Физиологические основы гипнотических состояний.

2. Особенности внутреннего торможения в старческом возрасте

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

Тестовые задания по курсу нормальной физиологии, раздел «Физиология ЦНС, сенсорных систем и психической деятельности», задачи №№ 39, 57

 

 

Занятие № 3.

ТЕМА: Физиологические основы психических функций человека. Свойства личности.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: понятие о I и II сигнальных системах, формы отражения мозгом окружающей действительности; понятие о мышлении, этапы формирования мышления, нейрофизиологические основы мышления, функциональную асимметрию мозга в связи с механизмами мышления; нейрофизиологические основы речи, функциональную асимметрию мозга в связи с механизмами речи; понятие об эмоциях, функции эмоций, основные эмоции, структурное обеспечение эмоций; понятие о сознании, подсознании, самосознании, сверхсознании, их соотношение, роль в формировании поведения; основные свойства личности

Студент должен уметь: объяснить соотношение между инстинктами, потребностно-мотивационной сферой человека и процессами сознания, подсознания и сверхсознания.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1) Что такое I сигнальная система?

2) Что такое II сигнальная система?

3) Дайте определение понятию “мышление”;

4) Что такое речь?

5) Назовите виды речи;

6) Перечислите основные функции речи;

7) Что такое эмоции?

8) Назовите основные виды эмоций;

9) Перечислите основные функции эмоций;

10) Дайте определение понятию “потребность”;

11) Назовите основные виды потребностей человека?

12) Что такое сознание?

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

 

1. Формы отражения мозгом окружающей действительности. I и II сигнальные системы (по И. П. Павлову).

2.Мышление и речь. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с процессами мышления и речи.

3.Эмоции, их роль в осуществлении психических функций. Структурное обеспечение эмоций.

4.Понятие о подсознании, сознании, самосознании, сверхсознании. Представление о нервном субстрате сознания. Роль сознания в формировании поведения человека.

5. Личность и ее свойства. Типы личности.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:

 

1.Развитие речи в онтогенезе человека.

2. Особенности эмоциональных реакций в детском возрасте.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.008 с.)